В 1866 году в долине реки Оранжевой в ЮАР мальчик находит первый южноафриканский алмаз. Находка весом в 21 карат не привлекла никакого внимания, но уже через три года местный пастух примерно в том же месте находит ещё один алмаз, и в ЮАР устремляются сотни искателей драгоценных камней. Большинство алмазов находят на землях, принадлежащих братьям Де Бирс.

Братья, давшие имя будущему монополисту рынка алмазов, никак не участвовали в его основании. Компанию создал Сесиль Родс, сын английского приходского священника, приехавший в 1870 году в ЮАР на лечение. Испытав на себе «алмазную лихорадку», и не добившись значимых успехов, он создаёт обслуживающую компанию для других искателей драгоценностей: от продажи инструментов и продуктов питания до откачки воды из шахт — для этого он приобретает единственную в регионе паровую помпу. За оплату алмазами, паями, участием в прибыли. Уже в 1883 году компания Сесиля Родс контролирует главное месторождение ЮАР — Кимберли. Свою компанию он назвал в честь владельцев этих земель — De Beers.

Очень скоро компания De Beers подписывает договорённости с банком Ротшильда и рядом других английских банков об эксклюзивных правах на поставку алмазов — Лондонский Синдикат. Задушив таким образом мелких конкурентов, фирма фактически становится монополистом на рынке добычи алмазов. К 1902 году — год смерти Сесиля Родс — De Beers контролирует 95 % мирового производства алмазов.

Строительство мировой монополии завершается созданием Эрнестом Оппенгеймером в 1933 году CSO (Central Selling Organisation) — организации, взявшей под контроль процесс обработки и продажи бриллиантов.

Всеобъемлющая монополия позволила De Beers диктовать цены на алмазы в прямом смысле этого слова. Десять раз в год компания приглашает в Лондон своих клиентов, крупных покупателей алмазов, так называемых сайтхолдеров. Там, каждому предлагается коробочка с необработанными камнями, и заранее определённой ценой. Никакой торговли, никакой дополнительной информации, клиент либо покупает коробочку за объявленную De Beers цену, либо уходит с пустыми руками. Более того, купив алмазы, клиент обязуется не перепродавать их в необработанном виде, что позволяет De Beers чётко контролировать мировые запасы алмазов, при необходимости играя на темпах добычи камней

Крайне благоприятный для De Beers режим продлился до 70-х годов XX века, когда стали появляться первые признаки грядущего упадка. Во-первых, к этому времени появились новые страны-производители алмазов: Канада, Австралия, СССР. Несмотря на то, что Де Бирсу, практически всегда, удавалось, если не подписать контракт об единоличной эксплуатации новых месторождений, то, хотя бы, купить львиную долю местных добывающих компаний, это не воспрепятствовало появлению новых игроков на рынке.

image

Во-вторых, примерно в это же время режим апартеида в ЮАР начинает сдавать, историческая база компании уже не настолько надёжна ни экономически, ни политически, как ранее. И, наконец, во многих странах — в первую очередь в США — на De Beers обрушивается мощь антимонопольного законодательства.

Но настоящий удар по монополии De Beers наносит Лев Леваев — один из сайтхолдеров самого De Beers. Эмигрировав из СССР в 1972 году и проработав множество лет с компанией De Beers, он в 1990-х годах активно участвует в приватизации советской экономики, конкурируя с государственной компанией «Алроса» — традиционным союзником De Beers. Заметив опасность, De Beers в 1995 году разрывает контракты с Леваевым, но уже поздно, алмазная империя Леваева набирает рост, постепенно отбирая доли мирового рынка у исторического монополиста.

В 1996 году к Леваеву переходят месторождения Анголы, за ними следуют месторождения Конго, Намибии. По всему миру открываются его фабрики по обработке алмазов и центры продажи бриллиантов. За 15 лет Леваев смог разрушить монополию De Beers, став её крупнейшим конкурентом. По состоянию на 2008 год компания контролирует всего 40 % рынка.

image

Проведённая в 1946 году рекламная кампания De Beers под слоганом A diamond is forever (Бриллианты навсегда) является одной из самых успешных маркетинговых кампаний. Она не просто краткосрочно повысила продажи рекламируемого продукта, но и кардинально изменила статус рекламируемого товара. Из редкого, элитного объекта бриллиант стал «традиционным» подарком на помолвку сначала на западе, а затем и во всём мире. Слоган этой кампании использовался в качестве названия фильма из серии о Джеймс Бонде.

image

С 2001 года компания также работает на розничном рынке бриллиантов и ювелирных изделий (магазинами владеет совместное предприятие с LVMH Moët Hennessy Louis Vuitton (LVMH) — De Beers Diamond Jewellers).

image

Подпишитесь на наш
Блоги

De Beers

21:44, 7 ноября 2009

Автор: lisenok

Комменты 10

Аватар

Только вернулась из отпуска)))Спасибо,что не оставили просьбу без ответа))) Невероятно интересный пост,мое сердце принадлежит De Beers)))))

Аватар

Все нравится, но первое кольцо с желтым бриллиантом особенно....

Аватар

у них магазин в гуме. хорошие камушки.

Аватар

Пост супер, спасибо! Украшения просто какой-то неземной красоты ))))))))))

Аватар

Даже не знаю, что из представленного мне хочется больше)

Подождите...