Камея Искусство миниатюрной резьбы на драгоценном или полудрагоценном камне или глиптика известно с древнейших времен. Существуют два вида подобных произведений различающихся по способу обработки поверхности камня. Более ранний и традиционный вид – инталии, камни с углубленным изображением. Инталии, как правило, создавались из материала одного цвета и носили практический характер - использовались в качестве печатей. Наибольшую популярность приобрел другой вид резного камня – камея. Выпуклое, рельефное изображение, давало возможность мастерам, снимая слой за слоем, использовать цветовое богатство камня. Эффектная камея, чаще, чем одноцветная инталия служила именно в качестве украшения - предметов туалета, оружия, мебели, декоративных элементов интерьера.

Искусство резьбы камей получило некогда у археологов наименование "живописи в камне". Если резьба на более скромных миниатюрных одноцветных инталиях может быть сравнена с графикой, то роскошные многоцветные камеи с их соединением колорита и пластики действительно ближе к живописи. Колористические возможности этого вида глиптики поставили её в особое отношение к живописи: древние предпочитали именно в камеях воспроизводить прославленные картины, обычно хранившиеся в почитаемых святилищах. Полихромные камеи в дактилиотеках античных собирателей, видимо, составляли своеобразные портативные галереи миниатюрных репродукций живописи. В наше время камеи оказываются незаменимыми при реконструкции утраченных станковых работ древних живописцев

Резчики древнейших периодов развития глиптики знали приемы рельефной резьбы, но использовали её сравнительно редко, при скульптурном оформлении то ручки каменной печати, то оборотной стороны скарабея. Материал здесь, как правило, был одноцветным. Первые создатели камей из полихромного камня (сардоникса) - безымянные александрийские мастера. И уже самые ранние камеи поражают зрелым виртуозным мастерством.

Правители из династии Птолемеев, портретированные в этих царственно-роскошных геммах, божества египетского пантеона, орнаменты и система декора - все это не оставляет никакого сомнения в локализации первых мастерских именно в Александрии. Отнюдь не часто в природе встречаются крупные куски агата с правильным чередованием светлых и темных слоев. Редкость минерала, высокая стоимость многолетнего труда талантливого и самоотверженного художника - вот причина того, что крупные камеи чаще всего прославляют властителей древнего мира - тех, кто имел возможность оплатить подобный дорогостоящий заказ.

Изделия, созданные греческими мастерами по заказам могущественных египетских монархов и знати, отмечены тонким художественным вкусом. К эпохе ранних Птолемеев относятся анонимные работы - камея Гонзага и мелкие портретные изображения, к концу же самостоятельного существования могущественной египетской державы становятся известны имена резчиков основавших мастерские.

Античная камея по сей день, сохраняет значение эталона классической красоты, чистого и строго вкуса. Главным устремлением резчиков всех последующих эпох было, как можно более соответствовать этому идеалу. И хотя принято считать, что он навсегда останется недостижимым, приблизится к нему, раньше других, удалось итальянским мастерам - ведь их родина была прямой наследницей античных традиций.

Италия не только сама пережила в эпоху Возрождения бурный взлет камнерезного искусства, но и дала мощный импульс его развитию в других странах. Национальные школы глиптики во второй половине XVIII столетия сформировались во Франции, Германии, Англии, Австрии. Последний расцвет этой древнейшей отрасли творчества продолжался недолго - к концу прошлого века резьба по твердому камню практически ушла из художественной жизни европейских народов.

Античные мастера на камне вырезали сцены из мифологии, изображения богов и мифических героев, портреты правителей, победителей Олимпийских игр и т.д. Камни и сюжеты соответствовали назначению. Так, траурные геммы изготавливали из черных камней, на которых часто вырезали Прозерпину, похищенную богом мира умерших Аидом; свадебные геммы делали из сердолика, часто с изображением Амура и Психеи - символом верной любви. На аквамарине вырезали морские сюжеты или фигурки Нептуна и Тритона, на аметисте, который якобы предохранял от опьянения, - бога веселья и виноделия Диониса (Бахуса). Юристы и судьи носили геммы из кроваво-красной яшмы.

В Государственном Эрмитаже в Ленинграде находится уникальная коллекция античных гемм: "Геракл и Гидра" и "Упражнение на коне" (VI в. до н.э.), "Атлет с гантелями" (V в. до н.э.), "Гоплитодром" и "Атлет с оружием" (IV в. до н д.). Прекрасны вырезанные на сердолике геммы, на которых изображены Зевс и Леда, богиня победы Ника на колеснице, Психея и Эрот. Изумительны по красоте геммы знаменитого Хеосида на яшме - "Цапля с кузнечиком", "Лошадь-победительница", "Летящая цапля" и др. Эти камеи представляют собой великолепные художественные произведения - живопись на камне. В Эрмитаже хранится великолепная гемма из сардоникса с портретом Александра Македонского работы выдающегося мастера резьбы по камню Пирготеля.

1804-1811 гг. – время становления в русском костюме стиля ампир. Происходит переход от легкости начала века к четкой геометрии форм, к строгости, сдержанности и монументальности. В 1806-1809 гг. принято носить кольца на всех пальцах, по нескольку часов, много браслетов. Прически украшаются диадемами, золотыми обручами, венками из искусственных цветов и золотых колосьев, из золотых и серебрянных дубовых и лавровых листьев. Но шея и обнаженные плечи остаются без украшений.

Одно из самых ярких проявлений моды этого времени – увлечение резными камнями – геммами, пришедшее из Европы еще во второй половине XVIII века. Художественная резьба по камню стала в России самостоятельным видом декоративно-прикладного искусства. Камеи создавали лучшие столичные ювелиры, их привозили в большом количестве из-за границы (как современные, так и античные).

На некоторое время они затмили даже столь популярные в ювелирных украшениях XVIII века бриллианты. Их коллекционировали, ими украшали диадемы, ожерелья, булавки, пряжки, броши, браслеты, из них составляли целые наборы украшений. Для создания камей использовали разные по цвету и прозрачности камни: очень популярны были слоистые агаты и ониксы. В мелких украшениях камеи являлись главной и единственной деталью. Тонкая золотая или серебрянная оправа выполняла, по сути, утилитарную функцию, помогая закрепить камень и соединить его с заколкой. В крупных украшениях камеи, сохраняя доминирующую роль, хорошо сочетались с жемчугом, бриллиантами и драгоценными металлами.

Наполеон выбрал камеи для украшения своей короны при коронации в 1804 году. Его интерес к камеям был столь велик, что на следующий год он основал французскую школу резьбы по камню. Для него эти камни олицетворяли связь с древними империями Греции и Рима. Другие члены его семьи тоже с удовольствием носили украшения с камеями в сочетании с бриллиантами или просто в золоте с эмалью. У Жозефины была тиара, вырезанная из большой раковины, покрытая мифологическими сценами, которую затем оправили в золото. Мари-Луиза получила комплект, включавший двадцать четыре древних камеи, заимствованных из коллекции французских королей. В 1805 году "Дамский Журнал" (Journal des Dames) писал по этому поводу, что камеи, старинные или современные, вырезанные из раковин, никогда раньше не были так модны: теперь "модные женщины носили камеи на поясах, камеи в ожерельях, камею в каждом браслете, камею в диадеме". Эту моду поддерживала сама Жозефина, у которой был большой выбор не только старинных поделок, но и современных камей, присланных ей из Италии сестрой Наполеона Каролиной Мюрат, чей муж в 1808 году стал королем Неаполя.

Сегодня камея, миниатюрный барельеф из камня или другого материала, стала самым актуальным украшением сезона. Камея может украсить кольцо, серьги, брошь или кулон. Чаще всего она представляет собой профиль женщины, реже – мужчины. Стоимость камеи зависит от многих факторов: материала, эпохи, изображения и, конечно же, качества работы. Чаще их изготавливают из твердого камня. Во времена Наполеона камеи начали делать не только из ценных пород камня, но и из ракушек кремовых оттенков, а итальянцы до сих пор делают их из окаменевшей лавы Везувия. Появиться в таком украшении - отличный способ продемонстрировать свое высокое происхождение и глубокие чувства к другу или высокопоставленной особе.

Камея никогда не возвращается в моду сама по себе, она являетя со „свитой" из кружев и цветов. Этот аксессуар неизменно создает ностальгические настроения, подчеркивает женственность и изящество его обладательницы. Камея вовсе не должна быть антикварной или очень дорогой. Однако материал и ручная работа накладывают свой отпечаток на стоимость, поэтому и дешевой камея не может быть. Изысканность – именно на это качество камеи делают ставку дизайнеры сегодня.

Если брошь закрепить низко на лацкане или плече, то фигура будет казаться более приземистой. Лучше будет смотреться украшение, расположенное ближе к лицу. Днем для делового костюма и белой блузы прекрасно подойдет камея, заколотая в середине под горлом. Серьги и кольца должны быть сделаны из того же металла, в который оправлена камея. Хорошо при этом, чтобы они были чуть менее массивными, нежелательны цветные камни. Очень элегантно рядом с камеей смотрится жемчуг, тем более что настоящие камеи часто изготавливаются из экзотических раковин, обладающих розово-жемчужным или голубоватым оттенком.

Камеи потрясающе красивы. Сложно не быть благодарными Екатерине II, которая закупила первую "партию" для Эрмитажа и положила основу коллекции. Еще полубоваться на изделия можно по ссылкам http://www.heritagejewellery.co.uk/cameos_2.htm http://www.victoriana.com/Jewelry/cameojewelry.htm http://www.morninggloryjewelry.com/cameos-jewelry-aid-30.html Источник: http://blogs.mail.ru/list/bastis/FCF81232D99FAF.html

Подпишитесь на наш
Блоги

Камея

03:34, 11 августа 2011

Автор: schinat

Комменты 10

Аватар

Благородное украшение!

Аватар

Огромное спасибо за подборку, красотапросто!! В избранное !

Аватар

Какая красота, жалко что в настоящее время камеи достаточно редко можно видеть на людях, особенно молодых. У меня тоже есть парочка винтажных брошей от бабули, одеваю очень редко, и то на работе говорят, что не современно, не могут оценить всей этой красоты и изящества. Спасибо за пост, как обычно интересно и познавательно.

Аватар

Мое любимое украшение, обожаю камеи! у меня куча бабушкиных винтажных и современных. Последние серьги привезла из Лондона, купила реплику в музее Виктории и Альберта, а самое главное, камея - это украшение на все времена! Огромное спасибо за пост. Уже в избранном

Аватар

являюсь большой полконницей камей.. замечательная тема.. автор.. большое спасибо за ссылки..

Подождите...