Грандиозная история одного из лучших ювелирных домов всех времен началась с небольшой частной мастерской в Париже. Луи-Франсуа Картье купил ее у своего учителя Адольфа Пикарда в 1847 году, чтобы работать над заказами частных клиентов. Эпоха правления Наполеона III, который старался после эпохи войн и волнений вернуть Парижу былое величие. Балы, приемы и праздники делают светскую и придворную жизнь яркой и разнообразной, и это способствует расширению ювелирного бизнеса. Картье процветает благодаря покровительству принцессы Матильды, двоюродной сестры императора и племянницы Наполеона I. Благоволит ювелиру и блистательная императрица Евгения, которая зазывает у него серебряный сервиз.

Бутик Cartier в Париже на Rue de la Paix, 13 Желая сделать свой бизнес семейным, Луи-Франсуа Картье обучает профессии своего сына Альфреда, который в свое время передает ювелирное дело трем своим сыновьям - Луи-Жозефу, Пьер-Камиллу, и Жак-Теодулю. Братья выводят бизнес на поистине интернациональный уровень. Пьер-Камиль едет в Россию, чтобы составить конкуренцию Питеру Карлу Фаберже, также он развивает более тесные отношения с клиентами из мира финансов и промышленности Соединенных Штатов, включая Рокфеллеров, Вандербильтов, Гоулдсов и Фордов.

Альфред Картье с сыновьями

Пьер Картье во время путешествия в Россию Жак едет из Лондона в страны Персидского залива на поиски прекраснейших жемчужин. Он также совершает поездку по Индии и убеждает многих махараджей заменить оправы своих разноцветных драгоценных камней на платиновые, изготовленные в студиях Лондона и Парижа по эскизам Картье. В Париже Луи формирует клиентуру из числа русских аристократов и организует множество визитов и выставок в Санкт-Петербурге. Благодаря использованию платины он возродил и довел до совершенства стиль «Guirlande», популярный в эпоху Людовика XVI. Для возрождения этой революционной технологии потребовалось около 50 лет исследований и экспериментов.

Элизабет, королева Бельгии, в украшениях Cartier, 1910 год

Супруга султана Ага-Мухаммеда-хан III,1935 год

Барбара Хаттон в тиаре Cartier, 1947 год Таким образов представители третьего поколения династии Картье становятся самыми знаменитыми ювелирами во всем мире. Принц Уэльский, позже ставший королем Эдуардом VII, называет Cartier «ювелиром королей, королем ювелиров». И это не преувеличение, ведь в это время Картье поступают заказы от представителей монархических дворов Великобритании, Франции, Испании, Португалии, России, Таиланда, Греции, Сербии, Бельгии, Италии, Румынии, Египта и Албании. Эта фраза стала своеобразным негласным девизом ювелирного дома. Так теперь называются все крупные выставки «Коллекции Картье».

Платиновая диадема, 1905 год

Брошь”Узел” из платины, золота, алмазов 1906

Кольцо Химера, 1928 год

Брошь в стиле ар-деко, 1909 год В Пекине открылась грандиозная выставка «Cartier Treasures: King of Jewellers, Jeweller to Kings».

Выставка будет проходить в Императорском дворце Запретного города Пекина с 5 сентября по 22 ноября. На нынешний день «Коллекцию Картье» составляют более 1350 предметов. На выставке в Пекине будет представлено 350 из предметов, и, тем не менее, эта экспозиция станет самой большой за всю историю Cartier. Среди экспонатов - ювелирные украшения, декорированные шкатулки и портсигары, письменные принадлежности, дамские нессесеры, а также знаменитые настольные «часы с секретом», стрелки которых вращаются в хрустале без всякой видимой связи. Выкупленные Картье у частных лиц и на аукционах, эти вещи в свое время принадлежали известным личностям и общественным деятелям, и каждая из них имеет свою историю. Поэтому «Коллекция Картье» дает представление не только об отдельном человеке, но и о стиле жизни в различное время вплоть до наших дней.

Экспозиция с 350 предметами, созданными в период с 1850 по 1970 год, Cartier продолжает свое путешествие по мегаполисам планеты. Это самое главное в мире драгоценное турне стартовало еще в 1989 году, когда музейное собрание Cartier (а его начал комплектовать в 1973-м тогдашний президент Cartier Paris Роберт Хок) уже достаточно разрослось, чтобы быть наконец представленным широкой публике. В 1989-м выставка Cartier состоялась в парижском Petit Palais, а затем отправилась в Санкт-Петербург (1992), Токио (1995), Лозанну (1996), Нью-Йорк (1997), Лондон (1997), Мехико (1999), Чикаго (1999), Берлин (2002), Милан (2003), Шанхай (2004), Киото (2004), Сингапур (2006), Москву (2007), Сеул и Токио (обе — в 2009).

Директор по культурному наследию Cartier Пьер Райнеро перед началом выставки особо отметил интерес Картье к искусству Китая: «Материалы, дизайн, символика, сказки и божества, рожденные в Китае, завораживали Картье. Он использовал их не столько для того, чтобы повторить столь популярную французскую версию китайского искусства, сколько ради их внутренней красоты. Таким образом, подход Картье к Китаю – это подход стилиста и ювелира, который старается передать смысл». Выставка «Cartier Treasures: King of Jewellers, Jeweller to Kings», Императорский дворец Запретного города Пекина, 5 сентября - 22 ноября 100 лет Cartier в Нью-Йорке "Это был человек большого прагматического ума, рожденный для того, чтобы стать бизнесменом" — так пишет о Пьере исследователь Cartier историк Ханс Надельхоффер.

Счастье и успех семьи Картье были связаны с этой троицей. Старший брат Луи (1875-1942), рисовальщик, аристократ по духу, женатый на венгерской княжне, возглавил отделение Cartier в Париже. Жак (1884-1942), историк искусств, коллекционер, по настоянию отца выбрал Лондон. А средний Пьер (1878-1965), мечтавший в юности о карьере посла, отправился за океан. Войти в круги высшего общества Америки было совсем не просто, но Пьеру удалось: он женился на дочери крупного магната из штата Миссури Эльме Рамзей. Пьер Картье открыл в 1909 году первый американский магазин Cartier — на Пятой авеню Нью-Йорка. Драгоценности и часы французского дома не были новинками для американской публики. Состоятельные американцы впервые стали клиентами французских домов роскоши еще в середине 1870-х годов: после падения Второй империи средств на покупку предметов роскоши у европейской аристократии и бизнеса не было. Спасали американцы и русские. К 1909 году Cartier в Новом Свете знали и любили. Между тем были и свои особенности в работе "посольств Cartier". Братья Картье знали, что каждая страна имеет собственные художественные пристрастия, вкусы. Поэтому братья выбрали хитрый ход — производство украшений, часов, предметов интерьера, которые маркировались не просто общим логотипом Cartier, а именовались Cartier Paris, Cartier London, Cartier New York. У каждого отделения Cartier был собственный посол, известная персона, служившая проводником, Вергилием, помогавшим клиентам понять философию марки и в конечном счете сделать ценный покупательский взнос. В Париже таким "послом" была Жанна Туссен, светская дама, подруга Кокто и Шанель, муза Луи Картье, возглавившая после его смерти в 1942 году арт-отдел парижского отделения. Лондонскому отделению помогал знаменитый французский денди Бони де Кастельян. Однако американскому отделу требовался человек более прагматичный, чем ловкий денди и роковая гранд-дама. Друг Пьера Картье сын антикварного дилера Жюль Глензер, обладатель, как тогда шутили, самой толстой записной книжки в США с адресами и телефонами олигархов, банкиров, индустриальных магнатов, голливудских звезд и политиков, и вывел американское отделение Cartier в "большой свет", сделав французской дом трендсеттером гламурной жизни. 1930-е, великая коктейльная эпоха, "золотой век Голливуда", стали для Cartier New York временем огромных продаж и больших художественных открытый. Причем добиться таких успехов Cartier было непросто: на этом рынке были и свои национальные игроки, прежде всего Tiffany & Co. и Harry Winston. Конечно, осложняли жизнь дома Mauboussin и Van Cleef & Arpels. Пьер Картье прожил жизнь более длинную, чем его родные братья. В конце 1940-х он передал дела племяннику, сыну Луи Клоду, а сам вернулся в Париж, чтобы встать во главе Cartier Paris. Он умер в 1965-м, и после его смерти семейный дом Cartier был распродан по частям: отдельно друг от друга существовали Paris, London, New York. Собрать отделения вместе удалось в 1972-м. Сегодня Cartier — это гигантская международная бизнес-империя, стоящая, впрочем, на старых трех китах — Cartier Paris, Cartier London, Cartier New York.

Бутик в Нью-Йорке 712 номер на Пятой авеню стал счастливым для Cartier

Cartier привез в Америку передовое французское ювелирное искусство Бутик в Нью-Йорке 712 номер на Пятой авеню стал счастливым для Cartier

Глория Свенсон с браслетами Cartier, 1930

Украшение для прически, Cartier New York, начало 1910-х ELLE Россия, Коммерсантъ

Подпишитесь на наш
Блоги

История ювелирного дома Cartier

15:09, 12 сентября 2009

Автор: Aerin

Комменты 2

Аватар

Непердаваемое эстетическое удовольствие получила я от вашего поста. И спасибо за бездну интересной информации!:)

Аватар

Хочу их кольцо Triniti, там где 3 кольца из желтого белого и розового золота переплетены :)

Подождите...