Если бы в России существовал модный дом вроде Dolce&Gabbana, то он по праву носил бы имя Сергея Сергеевича Соломко, создавшего эскизы к костюмам знаменитого русского "Балa 1903 года".
11 февраля 1903 года в Зимнем дворце состоялся вечер, а 13 февраля этого же года - грандиозный костюмированный бал. До настоящего времени этот бал, за которым закрепилось условное название "Бал 1903 года", остается самым известным праздником в Санкт-Петербурге времени царствования Николая II - последнего императора из рода Романовых.
Участники бала-маскарада были в костюмах допетровской эпохи - времен царя Алексея Михайловича. Дамы нарядились боярынями в роскошные платья, сарафаны и кокошниками, а кавалеры облачились в костюмы бояринов, стрельцов, сокольничих. Среди 390 гостей присутствовали, назначенные императрицей, 65 «танцующих офицеров», также в одежде стрельцов или сокольничьих XVII века
Гости бала
Офицеры Преображенского лейб-гвардии полка
Костюмы для бала создавались заранее по специальным эскизам художника Сергея Соломко с привлечением консультантов и стоили целые состояния. Современники также отмечают огромное количество драгоценностей, которыми были осыпаны гости.
Сергей Сергеевич Соломко родился 10 августа 1867 г. в Санкт-Петербурге и был крещён 12 сентября в Исаакиевском соборе. Происходил из потомственных дворян Черниговской губернии. Сын полковника Сергея Афанасьевича Соломко, состоявшего на службе при великом князе Константине Николаевиче и Ольги Фаустовны Занадворовой.
Детство художника прошло в Константиновском дворце в пригороде Санкт-Петербурга — Стрельне. Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился в 1883—1887 годах, затем в 1887—1888 гг. вольнослушатель Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге.
С.С.Соломко Встреча
С.С. Соломко Василиса Микулишна
1900-е годы стали пиком популярности и востребованности художника. Популярность принесли не только исторические акварели и книжная графика, но и работы в области ювелирного искусства и костюма: художник создавал модели для Императорского фарфорового завода, сотрудничал с ювелирной фирмой К. Фаберже.
Полюбуемся на плоды его трудов для "Балa 1903 года"
Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова
костюм "Боярыня"
Шелк, газ, атлас, серебряный глазет, блестки, перламутровая зернь, вышивка
Графиня София Александровна Ферзен, урождённая княжна Долгорукая
Одна из участниц бала
Императрица Александра Фёдоровна
Kостюм царицы Марии Ильиничны
Император Николай II и Императрица Александра Фёдоровна
Kостюм царя - «выходное платье царя Алексея Михайловича»: кафтан и опашень золотой парчи, царская шапка и жезл. Xранится в Оружейной палате
Император Николай II
11 февраля 1903 года гости собирались в Романовской галерее Эрмитажа, а в Большом (Николаевском) зале Зимнего дворца, шествуя попарно, они отдавали "русский поклон" хозяевам. Центральным событием вечера был концерт в Эрмитажном театре со сценами из оперы Модеста Мусоргского "Борис Годунов", (заглавные партии исполняли Федор Шаляпин и Нина Фигнер), из балетов Минкуса "Баядерка" и П.И. Чайковского "Лебединое озеро" в постановке Мариуса Петипа (при участии Анны Павловой). После спектакля в Павильонном зале танцевали "Русскую". Ужин проходил в Испанском, Итальянском и Фламандском залах Эрмитажа, где был сервирован вечерний стол. Затем Их Величества с участниками бала проследовали в Павильонный зал, где вечер завершился танцами.
Портрет графини Ольги Константиновны Орловой
Фрейлина Графиня Елизавета Александровна Шереметева
Корнет лейб-гвардии Конного полка А. А. Колюбакин в наряде сокольничего времён царя Алексея Михайловича
Екатерина Ильинична Татищева (Бибикова)
13 февраля 1903 года состоялась вторая часть бала; среди гостей присутствовали назначенные Ее Величеством 65 "танцующих офицеров". Члены царской семьи собрались в Малахитовой гостиной, остальные – в прилегающих помещениях. В одиннадцатом часу вечера все участники перешли танцевать в Концертный зал, где за позолоченной решеткой на подиуме находился придворный оркестр в костюмах трубачей царя Алексея Михайловича, а в большом Николаевском зале были расставлены 34 круглых стола для ужина. Буфеты располагались в Концертном зале и Малой столовой, столики с чаем и вином – в Малахитовом зале.
Фрейлина императрицы Дарья Михайловна Бибикова
Великая княгиня Ксения Александровна (мать той самой Ирины Юсуповой, жены Феликса Феликсовича Юсупова-младшего)
Маскарадный костюм "Боярыня"
Шелк, бархат, атлас, золотой глазет, искусственый жемчуг; вышивка, бить
Александра Александровна Танеева
Зинаида Юсупова
Графиня Мария Александровна Келлер, урождённая княжна Шаховская
Графиня Елизавета Васильевна Мусина-Пушкина, урождённая Капнист
После ужина гости и хозяева возвратились в Концертный зал и танцевали до часа ночи. Общие вальсы, кадрили и мазурки начались после исполнения специально подготовленных трех танцев: русского, хоровода и плясовой под руководством главного режиссера балетной труппы Аистова и танцовщика Кшесинского. Кавалерами выступали молодые офицеры гвардейских полков: кавалергарды, конногвардейцы и уланы. Группа танцующих прошла серьезную подготовку: 10 февраля 1903 года на генеральной репетиции в Павильонном зале дамы явились в сарафанах и кокошниках, мужчины – в костюмах стрельцов, сокольничих и др. В качестве "жюри" на репетиции присутствовали Императрица Александра Федоровна и Великая княгиня Елизавета Федоровна.
Фрейлина императрицы Александры Фёдоровны княжна Елизавета Николаевна Оболенская
Княгиня Вера Максимилиановна Кудашева, урождённая графиня Нирод
Фрейлина Ольга Петровна Баранова
Фрейлина, княгиня Е. В. Барятинская
Мадемуазель Натали Звегинцева
Графиня Наталия Федоровна Карлова, урождённая Вонлярская
Елена Николаевна Безак, (Шипова)
Фрейлина императрицы баронесса Эмма Владимировна Фредерикс
Фрейлина княжна Варвара Александровна Долгорукая
Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова
По распоряжению Императрицы Александры Федоровны после балов 11 и 13 февраля 1903 года лучшие фотографы Санкт-Петербурга выполнили одиночные портреты и групповые снимки участников бала. Эти фотографии послужили основой для издания альбома с фототипиями, содержащего 173 изображения. Альбомы распространялись (за определенную плату) с благотворительной целью, в первую очередь среди участников бала. Знакомство с фототипиями позволяет представить общую направленность художественного оформления маскарадных костюмов всех участников бала.
Генерал Ф. Е. Мейендорф
Светлейший князь Константин Александрович Горчаков
Обер-гофмейстер Шервашидзе Георгий Дмитриевич
Принц Таиланда Чакрабон
Великий князь Сергей Александрович
В 1911 г. немецкая фабрика «Дондорф» создала эскизы для памятной колоды карт, а в 1913 г. их отпечатали в Петербурге на Александровской мануфактуре.
Выпуск колоды «Русский стиль» был приурочен к 300-летию дома Романовых. Сборы от продажи карт уходили в пользу Императорского воспитательного дома, где могли воспитываться и отданные туда незаконнорожденные дети и великих князей. В 1923 году Александровская мануфактура была закрыта. Много позже советский художник-иллюстратор Юрий Иванов срисовал карты «Русский стиль» с оригинальной колоды для офсетной печати с незначительными изменениями
Трефовая дама – княгиня Елизавета Федоровна
Червовая дама – княгиня Ксения Александровна
Спасибо за внимание
Танцуют все!
Царский кутюр или Party Like a Russian
02:02, 18 октября 2020
Автор: Bordzhia
Комменты 200
Юсупова из дам выпендрилась, в талию наряд сшила.
Спасибо за пост! Очень интересно, особенно колода карт удивила) Моей любимой картой всегда была дама пик. Оказывается вон оно что)
Чудесный пост! Спасибо.
Какой пост шикарный)
Автор, благодарю! Прекрасный пост. Цветные фотографии невероятно интересно рассматривать. А какое вдохновение!