На секунду может показаться, что это слитая фото из телефона какой-то голливудской старлетки, правда? Но располагайтесь поудобнее в своих креслах, расправьте плечи, вдохните полной грудью и я расскажу вам историю этой загадочной и интригующей картины начала 19 века.
Загадка кроется в том, что прелести принадлежат собственно ее создательнице, и может быть, картина является одной из первых историй отправки "нюдса" (дерзкой обнаженки в эпоху смартфонов) от женщины мужчине. Интрига заключается в том, что художница отправила свою интимную миниатуру, заключенную в красный кожаный чехол с двумя застежками, недавно овдовевшему сенатору Соединенных Штатов - Дэниелу Вебстеру в 1828 году. Довольно смелый подарок для молодого вдовца, как вы справедливо можете отметить, но вероятно в чем-то даже утешительней поминальных цветов. Художницу звали Сара Гудpидж.
Сара Гудpидж, автопортрет, 1825. Акварель на слоновой кости. Smithsonian American Art Museum.
И хотя Гудpидж написала картину в 40 лет, грудь ее смотрится по-девичьи задорно и молодо, благодаря мягкому свету, подтону из слоновой кости. А маленькая родинка над левой грудью указывает, что это не просто эротическая фантазия на тему условной груди, она персонализирует обладательницу.
«Открытие красоты» 1828 год, 6,7 х 8 см, Aкварель на слоновой кости, Metropolitan Museum of Art.
Отношения Гудридж с сенатором Вебстером начались годом ранее и продолжались до его смерти в 1852 году. Несмотря на очевидное влечение друг к другу, виделись они не часто. Вебстер несколько раз навещал Гудридж в Бостоне, оплачивая свои и семейные портреты. И Гудридж, со своей стороны, навещала его дважды - один раз в 1828 году, после смерти его первой жены. Второй раз Сара посетила Дэниела в 1841 году, когда он расстался со второй женой.
Сара Гудридж, Портрет Дэниела Вебстера, 1825 г. Портретная миниатюра на слоновой кости.
«Были ли у Вебстера какие-либо сексуальные отношения с Гудридж, невозможно доказать никаким образом», - осторожно говорит биограф Вебстера, Роберт Ремини, добавляя: «Хотя тот факт, что она отправила ему автопортрет с обнаженной грудью, вызывает подозрения.»
Вебстер бережно хранил картину всю жизнь, не смотря на угрозу обнаружения и, как следствие, возможного политического скандала, а его потомки продали ее на аукционе в 1980 году. Можно добавить, что работа Гудpидж - это своеобразная эротизация традиции «глазных миниатюр», популярных со времен короля Георга IV, который впервые отправил глазную миниатюру своей возлюбленной Марии Анне Фитжерберт, в знак привязанности. Миниатюры глаз, которые рисовались на слоновой кости, заменяли любящий взгляд отсутствующего возлюбленного. «Открытие красоты», конечно же, являлось заменой чего-то другого. Подобно миниатюрным портретам, написанными Гудридж на заказ, эта картина предназначалась явно для любования и, возможно, осязания. И очевидно, для пробуждения.
Сара Гудридж, «Открытие красоты», 1828. Акварельная миниатюра на слоновой кости. Metropolitan Museum of Art.
Джон Апдайк в своем эссе 1993 года «Раскрытое и скрытое» предполагает, что Гудридж прислалa Вебстеру «Открытие красоты» как эротическое «предложение», как бы намекая: «Приходите к нам, и мы утешим вас… Мы все ваши, во всей нашей белоснежной прелести, с нашими нежно очерченными сосками». Если это было так, - продолжает Апдайк, - предложение… не было принято. Вебстеру нужна была не только любовь, но и деньги». В мае 1829 года он ухаживал за богатой Кэтрин Ван Ренссалаер, а когда она отказала, посватался к Кэролайн Ле Рой, дочери известного нью-йоркского бизнесмена, на которой вскоре женился. Гудридж же всю жизнь оставалась одинокой.
Но существует и другая версия, что это сама Гудридж предпочла свободу, имея признание и деньги, и не желая терять все это в браке, даже с любимым политиком.
Сара Гудридж, Автопортрет, 1830 год. Акварель, слоновая кость. Museum of Fine Arts, Boston.
Гудридж родилась в большой крестьянской семье, настолько бедной, что вместо бумаги девочка училась рисовать, вычерчивая узоры палкой на грязном полу кухни. Являясь практически самоучкой, она открыла собственную студию в Бостоне в 1820 году. В последующие тридцать лет, стала одним из самых востребованных художников-миниатюр в городе. Ее работы регулярно выставлялись в Бостонской Галерее. Она получала много прибыльных заказов на портреты от политиков Новой Англии, таких как Вебстер и генерал Генри Ли. Она могла не только полностью содержать себя, но зарабатывала достаточно, чтобы содержать свою больную мать и племянницу-сироту. Она даже одолжила Вебстеру деньги после его второго брака!
Сара Гудридж кажется удивительно независимой женщиной для своего времени: одна из первых профессиональных художников Новой Англии в то время, когда было очень мало значимых художников в Новом Свете, не говоря уже о художниках женщинах. Выйти замуж за Вебстера и стать женой скупого политика означало бы для нее значительную потерю независимости, творческой свободы и даже финансовой безопасности. Причем, судя по автопортрету «Открытие красоты», Сара и Дэниел наслаждались захватывающими отношениями как любовники.
Автопортрет с обнаженной грудью выражает уверенность и страсть женщины, опередившей свое время, которая гордилась своим телом и ролью любимой женщины и творца. Она никогда не была замужем и не имела детей, сосредоточась на блестящей художественной карьере, в которой немало прeуспела.
Сара Гудридж, Миссис Уильям Гордон Вер Планк и ее сын Сэмюэл Хопкинс Вер Планк, около 1828 г.
Сара Гудридж, Портрет Гилберта Стюарта, 1825 г.
Перевод по материалам статей Челси Николс и Метрополитен Музея.
«Открытие красоты»
01:37, 23 сентября 2020
Автор: Bordzhia
Комменты 51
Навряд ли она вообще помышляла выходить за него замуж, все-таки разные социальные слои : крестьянская семья и сенатор. Интересный пост. Спасибо.
Да, с таким лицом я бы тоже скорее грудь отправляла.
Очень интересный пост, но спасибо, что поменяли превью, а то у меня открыта лента блогов и как-то было неловко перед домашними))))
Действительно, кажется удивительно независимой женщиной для своего времени
Спасибо, очень интересно!