Кто из нас в детстве не мечтал быть Русалочкой?

Это, пожалуй, один самых древних архетипов женщины - привлекательной, пленительной, манящей, игривой, живой и, одновременно, несбыточной, опасной, роковой, инаковой, непредсказуемой и бурной, как сама водная стихия. 

Этот миф родился в Древней Греции, среди отважных первооткрыватей, неизведанных до них морей, и проживя долгую жизнь, эволюционируя и трансформируясь от поколения к поколению, от культуры к культере, он так и остался с нами в виде наиболее знакомого образа героини Русалочки, одноименной сказки Ганса Христиана Андерсена. 

Как море первых древних мореплавателей, манило, пленяло, сулило славу и богатство , оно же несло в себе смертельные опасности чуждой стихии. Я представляю, как все страхи и надежды воплотились в снах и грезах первых моряков, в образ опасной, но пленительной морской хозяйки.

Этих образов было много, я вкратце скажу, что нереиды, наяды, океаниды, водные нимфы, сирены, ундины, русалки, фараонки, навки (да-да, это украинские русалки) - все они по сути являются одним мифологическим существом - олицетворением образа капризной воды на Земле, в виде безмятежно-прекрасной или непредсказуемо-опасной девы.

Если сирены, нереиды, морские девы (русалки), ундины - отвечали за большую соленую воду: океаны, моря, то наяды русалки, навки, мавки и прочие водные божества славянских народов - за пресноводные источники: реки, озера, болота, то чем богаты славянские земли, имевшие мало выходов к морю.

Я же навсегда очаровалась миром водных обманчивых красавиц, когда в старших классах школы нам по немецкому задали выучить стихотворение Генриха Гейне "Лорелей". Что-то такое жалостливое и вместе с тем необходимое, роковое есть в этой истории гибели, следующего за мечтой моряка. 

Одна из самых завораживающих морских дев.


Heinrich Heine
“Die Heimkehr”, 1823-1824

Многие поэты переводили Лорелей,  мне нравится перевод Александра Блока

Не знаю, что значит такое,
Что скорбью я смущён;
Давно не даёт покою
Мне сказка старых времён.

Прохладой сумерки веют,
И Рейна тих простор;
В вечерних лучах алеют
Вершины дальних гор.

Над страшной высотою
Девушка дивной красы
Одеждой горит золотою,
Играет златом косы.

Золотым убирает гребнем
И песню поёт она:
В её чудесном пеньи
Тревога затаена.

Пловца на лодочке малой
Дикой тоской полонит;
Забывая подводные скалы,
Он только наверх глядит.

Пловец и лодочка, знаю,
Погибнут среди зыбей;
И всякий так погибает
От песен Лорелей.

1909

Лорелей. Филипп Фольтц 1850

Предлагаю полюбоваться подборкой прекрасных работ художников, вдохновленных образами и сюжетами древнего коллективного воображения. 

Нереиды - мифологические божества, нимфы, оставшиеся нам в наследство от дpевних греков. Они были дочерьми Нерея и океаниды Дориды. Эти божественные девушки живут на дне окeана, водят веселые хороводы, поют свои прекрасные морские песни с тритонами, у них даже есть собственный хор под руководством нереиды Фетиды. В лунные ночи нереиды иногда выходят на берег, чтобы повеселится, поиграть c нимфами суши. Изображались они прекрасными девушками, иногда с рыбьими хвостами, а иногда, вполне земными, двуногими. Некоторые нереиды в виде сирен изображались морскими птицами с женскими головами.

Галатея. Луи Дориньи вторая половина 17 века

Посеидон и Нереиды, фреска в зале Купидона и Психеи дворца Одескалчи Баззано Романо, Лацио, Италия, 16 век

Нереида. Фрагмент римской мозаики IV в. н. э.

Хозяйка моря. Герберт Дрэпер 1894

Тритон и Нереида. Макс Клингер 1895

Посейдон и Нереиды. Фридрих Эрнст Волфром 1920


Хозяйки морей. Эвелин ДиМорган 1886

 Одиссей и Сирены. Герберт  Дрэпер 1909

Русалки, резвящиеся в море. Чарльз Эдуард Бутибонн 1883

Сирены у моря. Виктор Карлович Штемберг (1863-1921)

Поцелуй Сирены. Густав Вертхеймер 1882

Очарованный спящий. Густав Вертхеймер

Поцелуй Сирены. Густав Вертхеймер

Одиссей и сирены. Дж. У. Уотерхаус 1910

Нереиды. Гастон Бусье 1927

Рыбак и сирена. Фредерик Лейтон 1856-1858

Хозяйки моря. Томас Бромлей Блэклок

Сирена. Уотерхаус Джон Уильямс.

Пещера штормовых нимф. Эдвард Пойнтер 1903

Брызги пены. Герберт Дрэпер 1897

Искушение севера. Артур Вардл 

Нереида. Норманн Престон Дэвис 1904

Наяды, дочери Завса, божественные девушки, хозяики пресных источников воды - рек, ручьёв и озёр. Наяды были покровительницами определённого водного объекта, его душой и воплощением. Наяды считались долговечными, но не бессмертными. Будучи связанными с реками, ручьями и озерами, они умирали если их водный объект пересыхал.

Изображались наяды в виде прекрасных обнажённых или полуобнажённых девушек с распущенными волосами, с убором из венков и цветов, рядом со своими водными источниками.

Нимфы и сатир. Адольф Вильям Бугро 1873

Наяда. Уотерхаус Дж. Уильям 1872

Наяда. Игнас-Анри-Жан-Теодор Фантен-Латур (1836-1904)

Гилас и нимфы. Дж. У. Уотерхаус 1896

Гилас и водные нимфы. Генриетта Раи 1909

Морские мелодии. Герберт Дрэпер 1904

Ламия. Уотерхаус Дж. Уильям 1909

Рыбак и сирена. Эквал Кнут 1843-1912

Игра наяд. Беклин Арнольд 1886

Фрагмент триптиха Миф об Айно. Акселли Галле-Калелла 1891


Океаниды - божественные нимфы, три тясячи дочерей титана Океана и Тефиды. Считалось, что они присматривают за всеми водными передвижениями и потоками, включая подземные реки. Так божество подземного царства Аида -  Стикс, вселяющая ужас, каждому попавшему в это место, тоже явлалась океанидой.

Океаниды. Гюстав Доре 1869

Ундины, прекрасные девушки скандинаво-германской мифологии. Иногда изображаются с рыбьими хвостами, выходящими из воды и расчесывающими волосы. Своим завораживающим пением и красотой, завлекают путников в глубины, соблазняют мужчин, так как если родят ребёнка от земного человека — смогут обрести бессмертную душу.
Существует легенда, согласно которой, человек, доставший цветок папоротника, сможет беспрепятственно смотреть на ундин, не поддаваясь их очарованию, и даже заручиться их помощью в полевых работах, так как ундины могут управлять погодой, насылая дожди.

Ундина. Уотерхаус Дж. Уильям 1872

Ундина. Джордж Фредерик Уоттс 1868

Ундина. Артур Рекхем 1909

Русалочка. Уотерхаус Дж. Уильям 1900

Русалкa. Говард Пайл 1910

Русалки (богинки, мавки, навки, вилы, самодивы) - cлавянские мифологические существа. Их облик не поддаётся чёткому и однозначному описанию, но обычно имеют антропоморфный женский, иногда детский, облик. Все они могут становиться невидимыми, и только люди с особыми качествами могли их видеть. В украинских и южнорусских поверья эти персонажи предстают привлекательными и молодыми. Начиная с Полесья и далее через Белоруссию к Русскому Северу усиливается тенденция изображить их уродливыми и старыми. В западнославянской мифологии богинки изображаются в виде безобразных старых баб. У южных славян вилы и самодивы чаще имеют привлекательный облик. Общей чертой у всех персонажей являются длинные светлые распущенные волосы, белые одежды и венок на голове.

Для восточно- и западнославянских персонажей отчётливо прослеживается происхождение от женщин, умерших «не своей» смертью. В восточнославянской традиции — это души детей, умерших до крещения; души девушек, умерших до вступления в брак. В западнославянской — души женщин, умерших во время родов или до послеродового церковного очищения, а также женщин, сделавших аборт. В южнославянских преданиях люди, понравившиеся самодивам и вилам, умирали и пополняли их ряды. Общим для всех славянских персонажей является способность самим заводить детей.

Живут все они за пределами обычного жилого пространства — возле воды, в лесу, в горах, пещерах, на небе, далеко от людей. Попадая в дом, персонаж меняет своё поведение и вредоносность — сидит за печкой, в углу, питается паром горячей пищи или приготовленным поминальным блюдом, незримо прядёт по ночам. Вили, самодивы и русалки считаются подательницами влаги, способными «запереть воду». Русалки и богинки обычно купаются, плещутся, стирают бельё, заманивают в воду, топят. Появляются они обычно ночью, а исчезают с пением петухов. На земле они чаще всего пребывают в весенне-летний период, когда могут воздействовать на урожайность в период цветения.

Наиболее характерны для всех персонажей — это любовь к музыке, пению и танцам. А также способность к оборотничеству, прорицанию, знахарству и колдовству, и вредоносность, как черта нечистой силы. Наибольшей злокозненностью отличается польская богинка. Она же является единственной, не связанной напрямую с растительностью и воздействием на урожайность

Русалки. Витольд Пружковский 1877

Русалки Крамской И.Н. 

Картина Ивана Крамского «Русалки» относится к жанру фантастической живописи. Художник был большим почитателем творчества Николая Гоголя и повесть писателя «Майская ночь» или «Утопленница» из цикла рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки» вдохновила Крамского написать картину «Русалки».

Во многих работах Ивана Крамского мистика соседствует с природой. Согласно преданию, девушки, утопившиеся от несчастной любви, становились русалками и заманивали в свои сети молодых людей. На картине «Русалки» на фоне вполне реалистического пейзажа, Крамской нарисовал русалок, вышедших из пруда, освещенных холодным светом луны.

Русалки. Константин Маковский 1879

Если на полотне Крамского русалки представляются зрителю несчастными духами в длинных белых саванах, олицетворяющими свою печальную судьбу, то у Маковского – это прекрасные ведьмы, которые кружатся в причудливом танце. Каждая фигура вычурно изогнута и представлена в необычном ракурсе, а на матовой коже блестят всполохи луны. Вся картина «дышит» мистикой и какой-то тайной – зритель как бы невольно стал свидетелем этого таинственного танца-обряда.

Садко. Репин 1876

Хоть "Садко" Репина, не о русалках, я все равно добавлю богатый подводный мир, написанный художником с западных приемов, на которых он побывал в Европе.

Репин написал картину на сюжет новгородской былины о Садко. Художник изобразил момент, когда Садко по приказу морского царя выбирает себе в жёны одну из морских девиц, представленных в виде заморских красавиц. По мысли Репина, они олицетворяют разные страны и народы, но Садко выбирает в жёны стоящую в глубине русскую девицу Чернаву. Сам художник писал:
"Идея выражает моё настоящее положение и, может быть, положение всего русского пока ещё искусства."
Прототипом Садко стал В. М. Васнецов, которого Репин пригласил в Париж познакомиться с художественной жизнью Франции. Стремясь к предельной достоверности, он изучал атласы морского мира, делал зарисовки морской флоры и фауны в Нормандии, совершил поездку в Берлин, где посетил морской аквариум, осматривал Хрустальный дворец в Лондоне. При изображении свиты морского царя художнику помогли впечатления от пышной зрелищности европейских салонов.

Репин выставил «Садко» в Парижском салоне 1876 года, но картина успеха не имела, зато стала известной в России. Она была куплена великим князем Александром, будущим императором Александром III. В том же году Илья Репин получил за неё звание академика.

Но самую большую известность приобрела "Русалочка" Андерсена. Сказочник добавил в предыдущие языческие верования и мифы, христианский посыл о страдании, самопожертвовании, любви, лишь пройдя через которые, можно обрести бессмертную душу. 

"Русалочка" открытка прошлого века 

Иллюстрация к сказке Андерсена "Русалочка" Эдмон Дюлак 1910

Иллюстрация к сказке Андерсена "Русалочка" Борис Диодоров
 

Иллюстрация к сказке Андерсена "Русалочка" Кай Нильсен

Иллюстрация к сказке Андерсена "Русалочка" Кристиан Бирмингем

Иллюстрация к сказке Андерсена "Русалочка" Артур Рэкхэм

Иллюстрация к сказке Андерсена "Русалочка" Эдмонт Дюлак

Иллюстрация к сказке Андерсена "Русалочка"  Иван Билибин

Иллюстрация к сказке Андерсена "Русалочка" чешского художника Ирий Трнка

Иллюстрация к сказке Андерсена "Русалочка" Гарри Кларк

Иллюстрация к сказке Андерсена "Русалочка" Дороти Латроп

Иллюстрация к сказке Андерсена "Русалочка" Кэти Треэрн

Иллюстрация к сказке Андерсена "Русалочка" корейского художника Ким Сэм  Хиуин

Иллюстрации к сказке Андерсена "Русалочка" Антон Ломаев

Иллюстрации к сказке Андерсена "Русалочка" Ника Гольц

Иллюстрация к сказке Андерсена "Русалочка" мексиканского художника Габриэля Пачеко

Иллюстрация к сказке Андерсена "Русалочка"  Надежда Илларионова

Всем красивых русалачьих снов!

Обновлено 23/10/19 01:03:

Заранее прошу прощение за ошибку в слове русалАчьих и другие ошибки, которые еще найдут грамотные сплетницы. Прошу читать: русалочьих, и исправленному верить.

Блоги

Русалочка

01:00, 23 октября 2019

Автор: Bordzhia

Комменты 65

L

Совершенно изумительной красоты публикация! И текст и картинки - все при ней! Спасибо за удовольствие!

V

Получила огромное эстетическое удовольствие от Вашего поста,спасибо

Аватар

Хочется смотреть и смотреть.

K

Шикарный пост! Много иллюстраций из книги Духи вод)

Аватар

Ентим художникам эпохи возрождения только намекни они сразу сто тыщ голых баб нарисуют и пофиг что по канону хвосты нужны) В мульте советском при том что песня очень хороша сам рефрен "не должны умирать красивые" всегда бил по моим детским комплексам - а кто не тянет на королев красоты умрите, ну блин))

Подождите...