В селе Айкино в Коми больше миллиона рублей детскому центру подарил не владелец заводов, газет и пароходов, а обычный пенсионер из соседнего села. Благородный порыв старика поняли не все. 

Всю жизнь по-рахметовски 

Новость о миллионе, подаренном детскому реабилитационному центру «Гаврош» в селе Гам Усть-Вымского района, удивила многих в Коми, и прежде всего социальных работников. 

– Нам часто помогают спонсоры, – рассказывает директор «Гавроша» Надежда Асташкова. – В первую очередь делом, также покупают канцтовары, игрушки, сладости. 

Некоторые перечисляют центру, где живут ребята из неблагополучных семей, небольшие суммы.

Поэтому, когда на банковский счет «упали» миллион и двести тысяч рублей, директор не могла не провести расследование, кто же этот щедрый благотворитель.

В платежном поручении указывалось: Попов Евгений Васильевич, 1933 года рождения.

Один звонок в районную администрацию – и Асташкова была в курсе, что миллион подарил бывший учитель истории, 85-летний житель села Айкино, что в 20 километрах от Гама. 

Директор поблагодарила Евгения Васильевича через местную газету, и скоро о благотворителе заговорили во всей республике. Некоторые отнеслись к истории скептически. Мол, Попов сам нищий, живет один в старом доме без удобств, а отдает последнее казенному учреждению. 

– Я не знаю, стоило ли так всю жизнь по-рахметовски жить, – говорит директор школы в Айкино Тамара Грохольская, бывшая коллега Евгения Попова. 

О нем в школе остались наилучшие воспоминания: начитанный, любящий свой предмет и очень скромный – не только в поведении, но и в быту: учитель ходил в одном и том же костюме, не шиковал.

«У меня всё есть, мне ничего не надо»

Тот самый деревянный дом без удобств Евгения Васильевича стоит в начале села на берегу реки Вычегда.

Вид из окон открывается такой, что хоть кино снимай. Попов давно не ходит к реке, он даже на улице не бывает, в хорошую погоду сидит на крыльце. Проблемы с ногами начались два года назад, недавно он перенес инсульт и стал хуже говорить, но мыслит четко. 

– Мой отец был столяром хорошим в Айкино, а мама – дояркой, – начинает разговор Евгений Васильевич. – В войну папа воевал – может, слышали про Синявинские высоты? Вернулся с ранением в ногу, ходил с палкой. 

После школы Евгений Васильевич поступил в пединститут на истфак. Родители снабжали картошкой, так и продержался в городе четыре года.

В 21 год пошел преподавать в айкинскую школу и проработал в ней до самой пенсии. До сих пор интересуется краеведением, многое может рассказать об истории края.

Евгений Васильевич все время жил с родителями, никогда не был женат. Говорит, сначала думал, что рано – надо учиться и работать. А потом оказалось, что поздно. По слухам, у школьного учителя была неразделенная любовь, но что там на самом деле случилось, никто не помнит.

В 1986 году у Попова умер отец, спустя шесть лет – мать, с тех пор он один. 

– Был у меня кот, спал около ног, но убили его, – вздыхает старик. – Сейчас нет никого. 

Откладывать деньги Евгений Васильевич начал с первой получки, аж с 1954 года, копил, чтобы построить новый дом со всеми удобствами, а потом отказался от цели, но привычка откладывать деньги на сберкнижку сохранилась. 

– Мне отец завещал: живи в моем доме, – говорит Евгений Васильевич. – Он его в 1930 году сам построил. Потом мы с ним перекладывали кирпичный фундамент. Дом не рухлядь какая, стоит ровно. 

"Я стал откладывать деньги на свой дом, как только работать начал, вернувшись в 21 год в Айкино после окончания пединститута. 40 лет проработал здесь в Айкинской средней школе учителем истории, преподавал и другие предметы, помнится, даже географию. Свою семью не создал, сперва все думал: рано, а потом время подошло — поздно уже. Но насчет "Гавроша" я так говорю: у меня детей не было, зато сейчас все дети "Гавроша" — мои, ни у кого в Айкино нет столько", — рассказал  Евгений Попов.

Туалет и баня во дворе, воду надо носить из колодца, до которого метров сто, газа нет – отопление печное.

Для городских – нищета и прошлый век, для Попова – норма: так до сих пор живут деревенские, у кого нет возможности провести водопровод и газ.

Никакого ремонта и новой мебели в доме нет: в углу – икона, доставшаяся Евгению Васильевичу от матери, на столе – ламповый телевизор, покрытый одеялом, на стене – старенькое радио, которое он слушает даже ночью. 

– У меня всё есть, мне ничего не надо, – говорит Попов. – Дров много, у меня раньше целый «пояс» их вокруг дома был, я покупал. Поесть сам готовлю – у меня и печка, и плитка. 

Подарить скопленный за всю жизнь миллион Евгений Васильевич решил, когда прочитал в местной газете «Вперед» заметку о детском реабилитационном центре «Гаврош».

Подумал: «гаврошам» с тяжелой судьбой его «гроши» пригодятся. 

"Прочел и так и решил моментально, как молния сквозь меня прошла, — отдать детям всю сумму сразу, чтобы им на большее хватило. Я думаю, поступил правильно. Нет, не жалею ни о чем, все деньги заработаны у меня, не сворованы. Пенсии мне хватает, ничего мне не надо — одежда есть, вон полный шкаф", — говорит Евгений Васильевич.
Сам же миллион, накопленный за 64 года, Евгений Васильевич в руках так и не подержал. Смеется: «Зачем мне они?» Все сложные финансовые дела он доверил сделать бывшему коллеге, а деньги учителя просто перевели с его книжек на счет центра.

Директор детского реабилитационного центра Надежда Асташкова на нужду не жалуется: деньги от государства на содержание детей, питание поступают без перебоев. «Гаврош» размещается в добротном здании, которое до 90-х принадлежало совхозу.

 Расположенный в здании бывшего совхозного детсада "Гаврош" существует с 1994 года, 12 августа 1995 года он принял первых детей. 

Хотя рассчитан центр на 17, но принимали и по 20, и по 50 детей одномоментно, особенно в неблагополучные 1990-е годы.

Всего за 24 года центр принял около 3,5 тыс. детей в возрасте от трех до 18 лет. Когда и сколько детей привезут, какого возраста — педагоги не знают. "Гаврош" принимает детей со всего Усть-Вымского района.

На миллион двести в центре купили новую летнюю веранду, морозилку, компьютеры, мебель. Все это у них и так появилось бы со временем, но подарок ускорил процесс. Вместе с детьми Асташкова дважды приезжала к Евгению Васильевичу. Он был очень рад «гаврошам» – купил им мешок конфет, а они вымыли в доме окна и прибрались.

– Дети умные, сообразительные, – говорит Попов. – Я так думаю, они дальше меня пойдут. 

Асташкова с воспитанниками собираются и дальше приезжать к старику. Ему, например, нужно отремонтировать крыльцо.

Проблема в том, что Попов не любит принимать помощь. Соцработница у него появилась, только когда стали отказывать ноги. Она носит воду и дрова, покупает продукты. 

– Если ему что-то предложишь, а он скажет «нет», «не надо мне», его уже не переубедить, – рассказывает и. о. главы айкинской сельской администрации Елена Климова. – Хороший он человек, интересный собеседник, но очень упрямый. 

Год назад Евгений Васильевич, которому идет 86-й год, все-таки согласился на помощь социального работника.

"Трижды в неделю Люба ко мне приходит. По моему приказу все делает — дрова заносит зимой, воду, в магазин сходит, если что купить, и так далее. Остальное по дому — топить печь и прочее — еще сам делаю", — говорит Попов.

Во дворе вскопан маленький огородик.

"Нанимал. Мешок картошки дадут, мне и хватит", — объясняет старожил. На столе у него словари, в углу комнатки — связка книг. "Читаю. Сейчас вот пятый том сочинений Ленина. Он как раз пишет, какая суматоха начиналась — кризис, Временное правительство", — рассказывает Евгений Васильевич.

Миллион, подаренный детям, скрасил одиночество пенсионеру, теперь у него чаще бывают гости, которых он с радостью принимает. Все, что может – дойти до двери и снять задвижку. Поколению потребителей и евроремонта не понять: все необходимое у Евгения Васильевича и правда есть. Река и зелень за окном – лучше паркета и мебели из «Икеи». Того, что не сложилось, уже не сложишь, а будущее – это дети, хоть и не свои. 

– Чего я хочу? Да чтобы погода была хорошая, дожди закончились и у нас в Коми урожай был, – говорит меценат.

За 40 лет работы Евгений Попов выучил многих известных людей района. Раньше, пока сил было много, он и в жизни села активно участвовал.

Один из учеников — нынешний глава администрации Усть-Вымского района Василий Лютоев. Говорит, что школьники всегда слушали историка "раскрыв рты". Он умел найти подход и заинтересовать каждого. 

"А вам еще очень повезло, что Евгений Васильевич вас принял, — улыбается Лютоев. — Зимой к нам приезжал министр труда и соцзащиты Илья Васильевич Семяшкин, хотели к старику делегацией пойти с подарками, так Евгений Васильевич наотрез отказал. Такой он человек. Он вообще не хотел всей этой шумихи, ажиотажа по поводу подаренных денег, хотел подарить их центру тайно, но так уж получилось".​

кстати

Меценаты, от которых не ждали пожертвований

-Шестилетний Милан из Петербурга подарил все деньги, которые он накопил на конструктор «Лего», бездомному щенку с простреленными лапами. Благодаря мальчику и другим неравнодушным пес стал ходить. 

-Добри Добрев из Софии просил на улицах болгарской столицы милостыню. Позже выяснилось, что все деньги нищий жертвовал болгарским храмам и монастырям. 

-Джек Макдональд из Сиэтла всю жизнь ходил в поношенной одежде, пользовался скидочными купонами, ездил на общественном транспорте и производил впечатление бедняка. После его смерти выяснилось, что Джек играл на бирже, каждый год жертвовал детскому центру полмиллиона долларов и в 2013 году завещал 188 миллионов долларов на благотворительность. 

Источник: tass.ру, sobesednik

Блоги

Скромное обаяние не буржуазии

10:14, 16 июля 2018

Автор: elena_dokuchaewa

Комменты 105

S

Я просто плачу..... от гордости за таких искренних людей! о того что они вообще есть....

Аватар

А я почему-то вспомнила "Стоика" Драйзера и бесславный финал Каупервуда...

A

Вы знаете, до слёз. Дедушка молодец, но нельзя задумано том что за свою честную жизнь человек заработал миллион очень скромной, хотя и достойной жизни. Вспоминается всякие Вексельберги/Дерипаски и все чинуши которые неплохо живут и думают что им государство обязано помочь.

Аватар

Вспомнился дедушка Бессольцев из Чучела.

Аватар

Сначала прочитала - стало очень грустно... потом подумала- этот старик,наверное, счастливее многих из нас. Задача денег ведь не в том, чтобы их было как можно больше, а в том, чтобы их хватало на все, что тебе нужно. Хочется верить, что все его пожертвование и правда пойдёт на нужды центра.

Подождите...