Один из немногих людей, которому веришь

Один из немногих в наше время, который не стесняется говорить, что Черное это не Белое, а Король- голый.

Это отрывки из разных интервью в разное время.

Просто чтобы показать , что это за Человечище и почему я его очень сильно уважаю. 

о фильме "Сволочи"

На церемонии вручения премии MTV Russia Movie Awards 2007 Владимир Меньшов отказался вручать приз за лучший фильм. Вскрыв конверт и прочитав его содержимое, он разочарованно сказал: «Я надеялся, что пронесёт — не пронесло. Вручать приз за лучший фильм этому фильму — достаточно подлому и позорящему мою страну — я попросил бы Памелу Андерсон. Я, к сожалению, этого делать не буду. До свидания». Бросив конверт на пол, Меньшов покинул сцену.

- Владимир Валентинович, десять лет назад вы отказались вручать приз «За лучший фильм» ленте «Сволочи». Бросили конверт на пол и сказали: «Вручать этому фильму, подлому и позорящему мою страну, не буду». И ушли. Почему?

- С этим фильмом была связана конкретная история. Им возмутились ветераны. А авторы «Сволочей» начали говорить, что, мол, они сами сидели в таких лагерях для детей-камикадзе, о которых этот фильм...

- И кто именно?

- Был автор повести, по которой сняли это кино, и автор сценария - Володя Кунин, с которым я даже приятельствовал в период его проживания в Советском Союзе. Но их быстро разоблачили и документами доказали, что не только таких лагерей не было, но и не были в таком лагере ни Кунин, ни другие. Но вдруг история всплыла там, куда меня позвали вручить главный приз. Я пришел, и оказалось, что среди главных призов вдруг замелькала эта картина, которая вообще-то даже не имела на это права - она была двухлетней давности. Я еще за кулисами предупредил, что, если эта картина получит приз, я ни за что его не вручу. И поступил как обещал. Это была провокация. Ее вытащили американцы, владельцы приза, это МТV было. Меня оглушили этим конвертом, пришлось вести себя по обстоятельствам.

о лизоблюдстве, чинопочитании, Михалкове

- Вспомним еще 2011-й - председатель российского Оскаровского комитета Меньшов отказался подписывать заявку на представление на «Оскар» фильма Никиты Михалкова «Цитадель»...

- Было такое дело. И тоже объяснимое. Я к членам комитета по «Оскару» обратился с небольшим спичем: ребята, вы сейчас уйдете, а мне журналистам объяснять, почему мы выдвинули картину, не имевшую в прокате успеха, не собравшую и десятой доли от потраченных на нее денег, заграничного проката у нее нет, премий не имеет. А в этом же конкурсе две картины - «Елена», получившая приз на Каннском фестивале, и совсем свежий приз получила картина «Фауст» Сокурова. По какой же причине мы выбрали этот фильм Михалкова?! Они опустили глаза в стол и молчали… Из чего было совершенно понятно: а как мы можем своему начальнику отказать?

- А вы, значит, смогли?

- Это же было так некрасиво с эстетических даже позиций, не только с политических. Ну, ребята, давайте все-таки приличия соблюдать… Я тогда был вынужден сказать, что такой документ подписать не могу.

О творческих людях

- Меня сегодня в театре очень мучает избыточная режиссура, которая угнетает. Потому что понимание себя режиссером как некоего демиурга, любым, у которого актеры - пешки, актеры лишь объекты приложения его сил, мне это кажется просто диким, и это обязательно взорвется. Я уже перестал ходить в театр. Потому что прихожу и вижу режиссуру, режиссуру... А актерам там негде прорваться! Не говоря уже про унизительные ситуации, в которых оказываются актеры, когда они вываливаются толпой в 20 человек... голыми.

- И что тогда?

- Я глаза опускаю. Слушайте, если серьезно, я в эти моменты думаю: какая унизительная профессия, боже мой! Я возвращаюсь к каким-то патриархальным взглядам на нее и на то, что действительно не напрасно актеров хоронили за оградой кладбища.

- А громкое дело Кирилла Серебренникова? Вы в отличие от многих коллег не поддержали его в этом скандале.

- Слушайте, ну там же не творческие вопросы. Всякие финансовые отчеты, там следствие должно разбираться. Сейчас вот еще Костя Райкин грозит поднять общественность. Ну, ребята, так ведь нельзя. Если берешь деньги у государства, надо отчитываться. Не следует подменять творчеством отчетность за деньги.

- Но чуть ли не вся околокультурная богема их поддержала.

- Там на 95 процентов мода, а не убеждения. Не берите в голову, у творческих людей с убеждениями не так мощно. Они меняются, они внушаемы чрезвычайно.

Путин#запад#Родина

Для любого человека важно гордиться своей родиной, а не считать, что ты живёшь в стране третьего мира. Приятно слышать о достижениях российских деятелей культуры, учёных, спортсменов. Владимир Валентинович, а что для вас как для гражданина определяющее в жизни страны?

Владимир Меньшов: Переломным моментом для меня было, конечно, возвращение Крыма. Мощнейший поступок Путина, поддержанный подавляющим, сильно подавляющим большинством граждан России — за исключением наиболее оголтелых либералов, занявших позицию, которая в глазах населения смотрится диковато. Прямо скажем: выступая против присоединения Крыма, они много на этом потеряли. Поэтому им приходится прятаться в своих анклавах. В узких компаниях вести возмущённые разговоры на тему, какую мы сделали дикую ошибку с Крымом.

Я понимаю, что Крым никогда не отдадут — это уже само собой. Однако наши попытки найти контакты с Западом продолжаются. Мы хотим, чтобы нас понимали. Чтобы мы объяснили, а они сказали: «А, вот в чём дело!» И тогда мы станем приемлемыми для них. Это очень наивная надежда. Так не будет никогда.

Мне кажется, мы должны занять более жёсткую позицию по отношению к Западу. Договориться внутри общества, что они нас не поймут и не надо нам стараться этого понимания добиться.

— А это было всегда! Есть книжка «Россия и Европа» знаменитого философа XIX века Николая Данилевского, написанная по итогам Крымской войны. Он говорит, что Европа не только нечто нам чуждое, но даже враждебное. Что её интересы не только не могут быть нашими интересами, но в большинстве случаев прямо им противоположны.

Ничего не изменилось с тех пор. Мы не получили никаких благодарностей от Европы за самый большой вклад в борьбу с Наполеоном. Наоборот, для Запада Россия стала пугалом. И когда мы по их же просьбе вмешивались в европейские дела, то сразу превращались в страшных диких варваров, которые угрожают цивилизованному народу.

Аналогичная история произошла в 1945 г. — наш вклад в борьбу с фашизмом превратили в «угрозу цивилизованному Западу». Такая подлость огромная... Мы, лежавшие в руинах, с трудом выбиравшиеся из разрухи, — мы были угрозой Западу! К нам стали относиться не как к героям, спасшим мир от Гитлера, а как к врагам.

В 1990-е годы, когда мы совсем распластались, даже тогда мы вызывали у них некую тревогу. И едва Россия стала чуть-чуть подниматься и занимать самостоятельную позицию, нас сразу же вновь сделали врагами.

Либералы#либералы

— Скажу вам честно: меня гораздо больше, чем санкции Америки, беспокоит личный визит Владимира Владимировича к мадам Алексеевой (известная правозащитница, которую президент лично поздравил с юбилеем). Она ультралиберал, ультра. Этот супертёплый приём, честно говоря, даже поколебал мой оптимизм по отношению к нашему будущему, который уже вроде как оформился.

Этот момент меня угнетает последнее время, вызывает внутренний спор, желание думать. Что за этим стоит и как это понимать, чёрт возьми?! Почему Путин хочет в первую очередь договариваться с этой публикой, а не с другой? Если он хочет быть президентом всех русских, всех членов общества, то зачем ему такие рискованные шаги?

— То есть визит Путина к 90-летней правозащитнице, участнице диссидентского движения в СССР, требовавшей в 2014 г. «прекратить агрессивную авантюру: вывести с территории Украины российские войска и прекратить пропагандистскую, материальную и военную поддержку сепаратистов на юго-востоке Украины», серьёзнее, чем санкции США?

— Для меня серьёзнее. Потому что если Путин очень хочет нравиться Алексеевой и стоящей за ней компании, то проблемы, вызванные санкциями, отойдут на второй план по сравнению с проблемами развития нашего общества.

 Владимир Валентинович, сегодня чуть ли не в один голос политологи утверждают: «Запад ополчился на нас почём зря, сильная Россия им не нужна». А если не искать «врага у ворот», а посмотреть на ситуацию изнутри? Что или кто, по-вашему, мешает нам развиваться?

— Всё это началось с перестроеч­ных времён, когда мы отреклись от социализма. А кончилось всё тем, что, оказывается, многие у нас хотят капитализма и бросились его строить. Может быть, они руко­водствовались благими намерениями. Хотя у меня большие подозрения, что нет. Главное было — уничтожить тоталитарного монстра под названием Советский Союз. Разрушить КГБ, милицию, армию… А потом и промышленность — она тоже вся «неправильно устроена»!

Были уничтожены не просто какие-то отдельные заводы, нет!

(Говорит с нажимом и по слогам.)

От-рас-ли про-мыш-лен-нос-ти пошли под нож! Статистика показывает, что мы потеряли едва ли не больше, чем в Великую Отечественную войну.

Сейчас только начинают выкарабкиваться обороно­строение, судостроение, авиастроение. И люди, которые совершили эти страшные преступления (слово «ошибки» здесь не годится), до сих пор определяют нашу экономическую политику. Они должны за это ответить.

— Пойти под суд?

— Я даже не о суде сейчас. Они хотя бы не должны занимать ответственные посты. А мы их бесконечно видим на заседаниях правительства и на экранах телевизоров. Хотя лично я до сих пор не понимаю премуществ частной собственности над государст­венной.

Вы меня никогда не убедите в том, что это более справедливое, чем социализм, устройство общества и экономически более правильная система.

Не понимаю, зачем нам нужны богатеи, которые иногда бросают куски с барского стола то нашему спорту, то искусству.

Сталинские наркомы умирали за рабочим столом от переработки. Но именно они и создали то, чем пользуются сегодня эти чёртовы олигархи! Нефть и газ Сибири у нас есть благодаря людям, которые имели нормальные зарплаты, трёхкомнатные — в лучшем случае — квартиры, дачку на 6 сотках. Без всяких олигархов они совершили фантастическое освоение Сибири в тяжелейших условиях. А газ Ямала? Это же с ума сойти — строилось всё с нуля в тундре.

О Советском Союзе

Когда сошла перестроечная пена гласности, поднявшая истерическую волну вокруг 1917 г., обнажилась истина. В год столетия революции для меня всё очевиднее, что революция — это наше национальное достояние, которым мы должны гордиться.

В октябре 1917 г. это был великий выбор страны и самый творческий, я считаю, период в истории России. Надо не современные учебники истории читать, а взять журналы 20-х гг. ХХ в. Боже мой, какой захлёстывающий оптимизм! Всё общество было взбудоражено.

В самые глухие сёла проникали призывы советской власти к человеку: будь лучше, расти! Всё время учись! Прибавляй в образовании, в мастерстве.

Cито для талантов

— Вы слова моего отца повторяете: только в Советском Союзе сын бедной доярки мог стать военным журналистом, учиться в лучших вузах.

— Конечно! Откуда-то же возникли наши писатели, математики, физики великие. Если у тебя была к чему-то предрасположенность, ты не мог затеряться в этом сите — тебя бы всё равно отловили, нашли.

Вот хороший парень — по химии у него что-то получается, давайте его двигать. Отбирали лучших из лучших. А сейчас… Что делать талантливому молодому человеку, если у его родителей нет денег на обучение?

Меня действительно восхищает система, которая была создана в Союзе за кратчайшее время. Почитайте художественную литературу: «Два капитана», «Республика ШКИД» — как интересно была устроена жизнь, как вытягивали людей на более высокую ступень. Ты можешь быть лучше, чем ты есть сейчас!

И это дало такой мощнейший эффект, что буквально через 20 лет после окончания Гражданской войны мы встретили цивилизованный Запад, пришедший к нам с очередным крестовым походом, во всеоружии.

Двадцатый — это век России. 70 лет мы были светочем, маяком для трёх четвертей человечества. Нам подражали. Волна освобождения от колониализма — это, безусловно, наше влияние. И тем более обидно видеть, что мы от этого величайшего наследия открещиваемся…

— Интересно ваше мнение о другом наболевшем вопросе — свободе слова…

— Для многих эта свобода оказалась вольницей: эх, всё скажу. Сказать ему нечего, у него культуры мало, а желания наговорить всем и обо всём гадостей много. А старшее поколение само себя научилось ограничивать.

— Разве это хорошо для художника?

— Свобода — это ограничение. Твоя свобода кончается там, где начинается свобода другого человека. Ты не должен оскорблять и задевать другого человека.

Сейчас никакой свободы нет, сейчас существует институт продюсеров, который ведёт себя более бесцеремонно, чем отдел ЦК КПСС по культуре. Продюсеры влезают во все замыслы. Я много работаю в качестве актёра и вижу, как режиссёров бесцеремонно отодвигают от работы…

Строго говоря, цензура вернулась, только теперь она носит характер необжалуемый. Если раньше на нас давили — я шёл жаловаться директору «Мосфильма», в Госкино и доходил до ЦК КПСС. И порой оттуда приходил сигнал: что вы там замордовали художника, дайте ему возможность говорить…

Сейчас такой возможности нет. Некому жаловаться! Продюсер сказал — и надо либо выполнять, либо уходить с работы. В общем, сегодня вовсе не государственная цензура, а цензура рубля…

Блоги

Человек, которому веришь

10:29, 11 декабря 2017

Автор: elena_dokuchaewa

Комменты 218

Аватар

Да гордись, мы вернули Крым, охренеть, с 1954- 2014 украинцы с колен поднимали. Он нам на фиг не нужен был, навязали, заставили, забирайте и приводите в порядок инфраструктуру, экономику и т.д. Там же степи глухие были, навели порядок за свой счет, а тут пришел герой, все захапал, вопреки всем международным нормам и теперь базочку строит, супер. Гордитесь дальше!!!

Аватар

Отличительные черты гомо советикуса, или советского человека: безразличие к качеству своего труда; воровство с рабочих мест; отсутствие инициативы и уклонение от любой личной ответственности; заниженные амбиции; безропотное подчинение любым действиям властей, приспособленчество; готовность выполнять любые, даже безнравственные распоряжения; склонность к пьянству; подозрительность; лукавство.)))

Аватар

"Гомосоветикус приучен жить в сравнительно скверных условиях, готов встречать трудности, постоянно ждет еще худшего; одобряет действия властей; стремится помешать тем, кто нарушает привычные формы поведения, всецело поддерживает руководство; обладает стандартным идеологизированным сознанием; чувством ответственности за свою страну; готов к жертвам и готов обрекать других на жертвы.")))

Аватар

Очень уважаю Меньшова. Но, извините, рекламу и кассу "Сволочам" делали не американцы. Так что и к премии они вряд ли отношение имеют. Моя приятельница, например, в восторге была. Когда я сказала ей, что Кунин уже признал, что всё выдумал, она сказала - ну и что, фильм хороший, жалостливый... Ну и... много с чем не согласна, но это именно тот случай, когда мнение, не совпадающее с твоим, все равно вызывает уважение.

Аватар

Оставила своё видение ситуации. Заминусовали. Потом комментарий скрыли. События о которых я писала были сразу же после революции 17 года, когда пришли оголтелые коммунисты и стали рубить «шашкой наголо», по факту разрушив многие семьи. Впоследствии этого со стороны моих папы и мамы все семьи раскулачили и расселили по просторам нашей Родины. Я должна любить и уважать Меньшова за его политическую позицию. Но это не так. Я безмерно уважаю его как режиссёра, за культовые фильмы, но совсем не обязана поддерживать его жизненную позицию.

Подождите...