Контент опубликован пользователем сайта

Красота

Борис Викторович Раушенбах

12
Борис Викторович Раушенбах

Материал показался очень интересным. Все ссылки обязательно укажу.

"Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, академик Российской академии наук

«А.С. Пушкин писал: «И с отвращением читая жизнь мою, я трепещу и проклинаю…» Не трепещу и не проклинаю, но свидетельствую, что моя жизнь – весьма не простая картина, в ней сложно все до ужаса. Однако оглянуться все равно интересно! Есть вещи, которые сейчас мне кажутся нереальными, как будто это было не со мной. А ведь все было со мной…»

Таково высказывание Бориса Викторовича Раушенбаха о себе.

Родился Раушенбах 18 января 1915 года в Петрограде. Семья жила в одном из корпусов крупной обувной фабрики «немецкого капитала» – «Скороход». Название это уцелело и при советской власти, живо оно и в нынешнем Санкт-Петербурге; предприятия французского и немецкого капитала строились основательно, на долгие века. Окна дома, в котором начал свою жизнь мальчик, получивший при крещении по немецкому обычаю двойное имя Борис-Ивар, упирались в Московские ворота, где в феврале 1917 года состоялись особенно крупные волнения и перестрелка. Двухлетний ребенок запомнил это на всю жизнь.

Школу Борис окончил слишком рано, поступив туда семи лет и сразу во второй класс – таков был уровень его знаний, – и для института ему, во-первых, не хватало возраста, во-вторых, туда принимали только с рабочим стажем, желательно пятилетним. И мальчик пошел работать на Ленинградский авиационный завод N23, расположенный тогда на Черной речке, недалеко от места дуэли Пушкина.

«О том, что я, когда вырасту, буду работать в авиации, я знал лет с восьми. Это была не мода, а серьезное решение, принятое в какой-то мере благодаря моему приятелю Борису Иванову, крестнику моего отца. Однажды он показал мне в журнале «Нива», вышедшем в военное время, году в четырнадцатом-пятнадцатом, снимок английских кораблей, сделанный с английского самолета. Снимали с небольшой высоты, поэтому крупные корабли были хорошо видны. «Смотри-ка, – сказал мне Борис, – сфотографировано с самолета, а смотреть не страшно». Меня это так поразило, что зацепилось на всю жизнь – только летать, только летать!

Единственное, что я все-таки сообразил, что просто летать неинтересно, а интересно строить самолеты. Так я пришел в авиацию. Совершенно случайно, в общем-то. Но это первая любовь, самая горячая и вечная».

На заводе столяр-сборщик Раушенбах проработал около года; самолеты тогда были деревянные и обтягивались тканью, инструменты были соответствующие – молоток, гвозди, отвертка, сверло, дрель. И руки. С серийного, довольно скучного производства «столяру-сборщику» удалось перейти на сборку опытных самолетов, где каждый день происходило что-то новое и проводились испытания на аэродроме. 

По воле случая, досрочно, в 1932 году Раушенбах поступает в военизированное учебное заведение – Ленинградский институт инженеров гражданского воздушного флота, с азартом учится, увлекается планеризмом.

Разрабатывая проблему стыковки космических кораблей, Раушенбах задумался о том, как наиболее точно отобразить пространство на экране, ведь космонавт не может наблюдать стыковку непосредственно, а изображение на экране искажалось. В результате ученый разработал новую теорию перспективы. «До сих пор теория перспективы опиралась на работу глаза (если угодно, фотоаппарата), — писал ученый, — а на самом деле видимая человеком картина пространства создается мозгом. Изображение на сетчатке глаза всего лишь “полуфабрикат”».

 

Пример прямой перспективы

Пример прямой перспективы 

Далее мысль исследователя обратилась к живописи. Он стал изучать памятники древнерусского искусства и был удивлен тем, как в них передавалось пространство. «В иконописи повсеместно используется странная “обратная перспектива”, которая кажется абсолютно алогичной, противоречащей очевидным правилам, известным сегодня всем и подтвержденным практикой фотографии. Неужели это результат “неумения”, как об этом писали многие? Почему вообще художники пишут так, а не иначе? …Я пытался найти рациональные корни, для этого пришлось учесть работу не только глаза, но и мозга при зрительном восприятии. А это, в свою очередь, потребовало математического описания работы мозга. Оказалось, что “обратная перспектива” и многие другие странности совершенно естественны и даже неизбежны».

Однако пытливым ученым руководил не только сугубо научный интерес: «Повлияло и мое детство, когда меня водили в церковь, приобщали святых тайн, а детские впечатления — это не такая вещь, которая забывается и исчезает бесследно. Во все времена моей жизни мне была весьма неприятна антирелигиозная пропаганда, я всегда считал ее чушью и болел за религию…» Итогом стали четыре книги об искусстве, первая из которых вышла в 1975 году («Пространственные построения в древнерусской живописи»), последняя — в 1994-м. В своих работах академик «поверил алгеброй гармонию».

Что же такое «обратная перспектива»? И чем она отличается от прямой? В прямой перспективе есть только одна точка, откуда смотрит наблюдатель, и все видимые предметы уменьшаются по мере их удаления от смотрящего, приближаясь к общей «точке схода» на линии горизонта. А в обратной перспективе «точек наблюдения» может быть много, изображение имеет несколько горизонтов, предметы кажутся увеличивающимися по мере удаления от зрителя, словно центр схода линий находится не на горизонте, а внутри самого зрителя — кажется, что икона пытается заглянуть в самое сердце предстоящего перед ней.

Что видит наш глаз, и что видит наш мозг? Раушенбах пришел к выводу, что это не одно и то же. Вывод в свою очередь потребовал математического описания работы мозга, которое было дополнено психологическими доказательствами. Изучая законы зрительного восприятия, академик Раушенбах приходит к выводу, что законы эти различны применительно к интерьеру и к пейзажу; и настоящий мастер, сам того не ведая, обязательно внесет в картину элементы, противоречащие собственному зрительному восприятию.

«Меня не привлекли в живописи проблемы светотени или колористики; то есть, конечно, меня это интересует, но не как специалиста, я просто не имею для этого нужных данных, а дилетантства не признаю. Все предельно ясно: для восприятия художественного произведения необходимо обладать известным талантом, которым обладают художники и люди, тонко чувствующие искусство. Этот талант внелогического характера, логикой тут ничего не возьмешь. У меня же развита логическая часть мозга, а та, которая занимается внелогическим восприятием мира, явно «отстает». Поэтому, скажем, хороший искусствовед, искусствовед от Бога, смотрит и видит то, чего я не вижу. Он может отличить хорошую картину от плохой, а я не могу. Эта способность получать информацию на внелогическом пути иногда называется вкусом.

Есть разные способы восприятия мира. Леонардо да Винчи мог и то, и другое, он одинаково чувствовал и искусство, и точные науки, был математиком и механиком, а, кроме того, крупным художником. Или Гете с его естествоиспытательскими трактатами «Опыт о метаморфозе растений», «Учение о цвете» – многие считают, что если бы он ничего не создал как поэт, то остался бы в истории как ученый. Мало кто знает, что он был крупным натуралистом, обычно помнят, что он «Фауста» написал.

Так что есть люди, которые могут и одно, и другое, – я в этом смысле явно «не тяну». Может быть, я предпочел бы второе, но вынужден заниматься логическими построениями в живописи, потому что заниматься другим просто не в состоянии. Ничего не поделаешь.»

От изучения иконы Раушенбах перешел к богословию, без которого невозможно понимание иконы. Последние его работы посвящены Святой Троице. Следует сказать, что многие святые отцы пытались найти аналогии в мире, которые позволили бы объяснить, как три личности являются одним Богом. Святитель Василий Великий приводил в пример радугу: «Один и тот же свет и непрерывен в самом себе, и многоцветен», а святитель Игнатий Брянчанинов — человеческие свойства: «Наш ум, слово и дух, по единовременности своего начала и по своим взаимным отношениям, служат образом Отца, Сына и Святого Духа». Раушенбах предложил сравнение из математики: «Я сказал себе: будем искать в математике объект, обладающий всеми логическими свойствами Троицы, и если такой объект будет обнаружен, то этим самым будет доказана возможность логической непротиворечивости структуры Троицы и в том случае, когда каждое Лицо является Богом. И, четко сформулировав логические свойства Троицы, сгруппировав их и уточнив, я вышел на математический объект, полностью соответствующий перечисленным свойствам, — это был самый обычный вектор с его ортогональными составляющими…»

 P.S. Прошу прощения, если что не так:-) Все ссылки указаны.

Оставьте свой голос:

271
+

Комментарии 

Войдите, чтобы прокомментировать

natakalin
natakalin

еще не все. случайно добавила.

geisha
geisha

natakalin, на самом интересном месте)))

natakalin
natakalin

geisha, да блин! не сайт, а недоразумение:-)))) энтер и аминь...

natakalin
natakalin

Комментарий скрыт модератором

AlekseyTitov1
AlekseyTitov1

Интересно очень

natakalin
natakalin

AlekseyTitov1, было бы более последовательно и логично, если бы я не нажала случайно энтер:-) а потом пришлось торопиться и получилось, что получилось:-)

aloia
aloia

natakalin, ну есть же "дополнить" интересно дочитать

natakalin
natakalin

aloia, если жмешь "Дополнить", то пост опять становится новым. Как-то неловко. Я потом напишу пост, в котором соберу не одно мнение, а добавлю П.Флоренского, Л.Успенского, И.Языкову и , возможно, кого-нибудь еще добавлю.

natakalin
natakalin

aloia, сделаю "часть 2".

Norkovaya
Norkovaya

Спасибо.очень интересно. Мне попадалась научная работа ,где доказано как колокольный звон может убивать вирусы.
Так же читала по хим.и физ.анализ святой и простой воды.

natakalin
natakalin

Norkovaya, это что кому нравится:-) Можно перепроверять, а можно не проверять, принимать и точка:-)

Norkovaya
Norkovaya

natakalin, я не специально проверяла ,хотя скепсис к вере был. Просто лишнее подтверждение. Естественно люди по настоящему начинают верить не от фактов кмк.

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

Ани Лорак с мужем и дочерью отдыхает в Италии
Иванка Трамп вступилась за младшего брата Бэррона и мачеху Меланию Трамп
Робин Райт призналась, что делает инъекции ботокса и рассказала о других любимых процедурах ухода за кожей
Битва платьев: Кьяра Ферраньи против Анны Делло Руссо
Стилист Мелании Трамп Эрвье Пьер рассказал, как стать идеальной первой леди
Минутка ретро: как самая богатая женщина мира Лилиан Бетанкур потратила на любовь к фотографу миллиард евро
Анна Нетребко и Юсиф Эйвазов с сыном отдыхают в ОАЭ: восточные костюмы и экскурсия на высоте 555 метров
Дженнифер Лоуренс и Даррен Аронофски посетили Академию киноискусств и наук в поддержку фильма "мама!"
Девять звездных пар, которые подтвердили свои отношения, не произнося ни слова
Неделя моды в Милане: показы Tod's и Giorgio Armani весна-лето 2018
Никки Рид о желании Йена Сомерхолдера завести детей: "Он просто выбросил все мои противозачаточные таблетки"
Татьяна Навка, Наталья Ионова, Валерия, Нюша, Эмин Агаларов и другие гости открытия нового шопинг-молла
Эшли Грэм о Ким Кардашьян: "Она — моя икона стиля"
Карл Лагерфельд снял Роберта Паттинсона для новой рекламы Dior в личной мастерской
Брайан Остин Грин об отношениях с Меган Фокс: "Жить в браке нелегко"
Неугасающая страсть: романтическое свидание Бейонсе и Джей-Зи на яхте
Ким Кардашьян и Канье Уэст с детьми в Лос-Анджелесе: подросший Сейнт и недовольная Норт
Неделя моды в Милане: Кайя Гербер, Джиджи и Белла Хадид стали главными звездами показа Moschino