Вена дала миру не только шницель и Моцарта, но ещё и одно из самых скандальных, возможно, самое скандальное, и богопротивных направлений в современном искусстве – Венский Акционизм.


Чтобы получить общее представление о том, что такое Венский акционизм, достаточно назвать несколько имен, без которых никакого акционизма, вообще, не было бы вовсе: Герман Нитш, Рудольф Шварцкёглер, Гюнтер Брюс, Отто Мюль, Курт Крен, Отмар Бауэр.
Эти австрийские художники - назвали себя в какой-то момент "Венским Институтом Прямого Искусства". Вначале создавали жестокие action paintings и грубые ассамбляжи, но разочаровались во вторичной природе живописи и скульптуры: они искали форму выражения, которая была бы более непосредственной и прямой. В начале 60-х они провели серию "акций", которые напоминали нью-йоркские "хэппенинги" дада, и завоевали дурную славу благодаря своему брутальному, садомазохистскому содержанию с вовлечением наготы, крови и деструкции трупов животных.


Например, Брюс работает только со своим телом, используя его в качестве холста и произведения искусства. Нитш создаёт свой кошмарный «Театр Оргий и Мистерий», куда вовлекает большое количество статистов, участвующих в этих «дионисийских» перфомансах. Ну и, конечно же, Отто Мюль, собравший вокруг себя «радикальную комунну», совершающую самые скадальные и кощунственные акции, если видели «Сладкий Фильм» Макавеева – именно комунна Мюля задействована там в сцене с ужином среди «умалишённых». Притом, все кадры там не были постановочными, Мюль просто делал как всегда - шокировал и провоцировал зрителя. Как итог – тюрьма на 8 лет за растление малолетних. Но разве ж это важно? Любой акционист рано или поздно сталкивается с этим.
Часто Венский акционизм называли продолжением экспрессионизма с его предчувствием войны, разрушения и геноцида. Акционисты не отображали фрагменты истории, причастные к таким понятиям, они создавали всё это в реальном времени перед зрителями, становившись на момент акции и животными, и палачами, и неодушевлёнными предметами.

Единственным последовательным режиссёром был Курт Крен, творивший в одно время с Энди Уорхолом, а может и противопоставляя себя ему. Также можно по праву считать Крена одним из отцов видео-арта.
Естественно, что резонанс деятельности акционистов был огромен. Неизменно всё заканчивалось громкими скандалами, люди покидали галереи, не в силах выдержать тот кошмар, что им показывали художники.
Появилось и множество последователей. В Америке своими скандальными акциями прославился Крис Бурден, стрелявший себе в руку из винтовки и прилюдно топившийся в контейнере с водой. Художник Павленский - это венский акционизм начала 60-х с кровью и болью - но в социальном разрезе России 10-х.

Первый признак начала познания – желание умереть. Эта жизнь кажется невыносимой, другая – недостижимой. Уже не стыдишься, что хочешь умереть; просишь, чтобы тебя перевели из старой камеры, которую ты ненавидишь, в новую, которую ты только ещё начнешь ненавидеть. Сказывается тут и остаток веры, что во время пути случайно пройдёт по коридору главный, посмотрит на узника и скажет: «Этого не запирайте больше. Я беру его к себе».(Кафка)

Подпишитесь на наш
Блоги

Венский акционизм

16:51, 17 мая 2014

Автор: malenkytroll

Комменты 106

Аватар

вы что?! щас тореларнтные понабегут!

Аватар

Кочмар

Аватар

Гм..я поставила плюсик посту-за смелость и общую просветительскую работу. Теперь буду знать, что это такое. Честности ради скажу, что в какой то степени понимаю ход мысли этих нууууу...художников, скажем. Вероятно в современном буржуазном обществе так скучно, что уже не знают какой номер отколоть. Это лишний раз наводит на мысли , что для профилактики души лучше все же некоторые лишения.

Комментарий был удален

Аватар

Ой зря вы автор это запостили, да еще без предупреждения. Во первых -мерзко, нужно предупреждать Во вторых- на сплетнике признают только классическое искусство, шаг в право, шаг в лево - расстрел. Не та аудитория

Подождите...