От автора ЖЖ: "Не раз и не два мне приходилось сталкиваться с мнением, что маленькие дети - они совсем несмышленыши, и мало что соображают. И что психологи, мол, придумывают всякую ерунду по поводу детских психотравм и их влияния на дальнейшую жизнь. А в последнее время появилось уж совсем дикое - некоторые всерьез считают, что ребенка можно отнять у матери на пару месяцев, если она плохо себя ведет или мало зарабатывает (совсем обалдели), погрозить пальчиком, и не отдавать, пока она не исправится. А когда исправится - отдать (или вообще не отдавать, а то ишь, распоясались, пусть боятся!). Вот тем, кто думает, что он такой умный, и особенно тем, кто считает, что вместо того, чтобы помогать семье, лучше просто временно помещать ребенка в учреждение, очень рекомендуется познакомиться с исследованиями привязанности, Д. Боулби. А также с трудами М. Эйнсуорт. И обязательно посмотреть фильмы Робертсонов. Это - документальные фильмы, снятые в режиме реального времени, с реальными детьми, в реальных условиях. Робертсоны изучали в том числе и особенности переживания ребенком горя от расставания с матерью. Мне удалось найти только один из этих фильмов - "Джон"." *** Итак, веселому и славному малышу Джону - 18 месяцев. У него чудесная мама, она очень любит Джона, у них теплые отношения, и Джон отлично проводит время рядом с ней.

image

Малышу ещё никогда не приходилось оставаться без матери. Но совсем скоро мать Джона должна родить ребенка, и Джону придется на несколько дней отправиться в Дом малютки. Мальчика родители отвезли туда ночью, когда у матери начались схватки. Он плакал, когда они уходили, но через полчаса уснул, укрытый своим любимым домашним одеялком.

image

В Доме малютки Джону предстоит провести девять дней. Все эти девять дней Джойс Робертсон и видеооператор наблюдали за тем, что с ним происходило. ДЕНЬ 1 Утром Джон оказывается в новой для него обстановке, среди других детей.

image

Эти дети примерно его возраста, но они провели в этом Доме малютки большую часть их жизни, и уже знают, как защитить себя, и как получить то, что они хотят. Малыши находятся в ситуации, где ухаживающие за ними сестры все время меняются. Им приходится постоянно быть в общей, достаточно шумной группе. И это совсем не похоже на то, что было у Джона дома.

image

Джон хорошо играет с игрушками, но большую часть времени он проводит один, оглядываясь и наблюдая за другими детьми. Он опредпочитает быть поближе к сестре Мэри. Но она занята другими детьми. Малыш приносит ей большого плюшевого медведя, чтобы привлечь к себе ее внимание.

image

В течение дня мальчик все время посматривает на дверь, много раз пытается ее открыть, а затем машет рукой «Пока-пока!» Во время обеда Джон хорошо ест, но заметно переживает из-за звуков борьбы, которая разворачивается вокруг него: он несколько раз закрывает глаза и прикрывает уши руками.

image

image

Во время отхода к дневному сну, Джон легко общается с сестрой. Он расстраивается, когда она уходит.

image

После сна приходит отец Джона. Мальчик начинает улыбаться ему только через несколько минут.

image

image

Когда приходит время, малыш позволяет отцу уйти, не протестуя, и быстро возвращается к своим делам.

image

Вскоре к Джону подходит девочка, и отнимает его игрушку.

image

Мальчик из семьи никогда не имел дела с агрессивными детьми. Он растерян, и не знает, что ему делать, чтобы вернуть свою игрушку. Он несколько раз подходит к двери, и стучит в нее ладошками. Сестра Кристен, чтобы успокоить Джона, берет его к себе на колени, и он наслаждается игрой с ней.

image

Но вечером в ванной его купает уже другая сестра.

image

Это - четвертая сестра, которая ухаживает за Джоном в первый день его пребывания. В течение этого дня Джон ещё не проявляет признаков стресса. Он с удовольствием общается с каждой сестрой, а перед сном весело играет в прятки, укрываясь своим одеяльцем.

image

ДЕНЬ 2 Джон часто стоит в стороне один, или тихо сидит рядом с сестрой. Он ждет, когда она сможет поиграть с ним. Но сестры уделяют свое внимание более требовательным детям, таким, как Мартин, а тихие дети остаются предоставленными сами себе.

image

Мартин находится в Доме малютки уже целый год. Он уже хорошо знает, как вести себя, чтобы получить то, что ему нужно. Джону очень хочется внимания сестры Мэри, но он снова и снова остается незамеченным. Тогда Джон идет в угол, где сидит Джойс Робертсон, и пытается привлечь ее внимание. Обычно Джейн занимается с детьми, но в этом исследовании она может играть только роль наблюдателя. И она делает вид, что не замечает попыток Джона.

image

Приходит отец. И снова необходимо время, чтобы Джон смог ему ответить.

image

image

На этот раз, когда отец уходит, Джон пытается последовать за ним. Он громко кричит и протестует в ответ на попытки сестры Мэри увести его от двери. Это сильно контрастирует с его тихим поведением в течение всего дня.

image

image

В этот раз он довольно быстро успокаивается на руках у Мэри, и начинает играть с ней.

image

Но ей нужно заботиться о других детях. И она уходит. ДЕНЬ 3 С самого утра Джон выглядит несчастным.

image

Он часто поворачивается ко всем спиной, и играет маленькими игрушками.

image

В группе снова новая сестра.

image

Джон безуспешно пытается получить ее внимание. А затем отправляется на поиски того, кто может позаботиться о нем. Малыш подходит к большому медведю, пытается обнять его, прикладывается к его носу губами.

image

Внутри Джона растет чувство растерянности и тревоги. Он все чаще и чаще сосет пальчик, прижимаясь к своему новому другу.

image

Только с отцом Джон снова на какое-то время становится милым и веселым ребенком.

image

Так проходит ещё один день... ДЕНЬ 4 Сестра Мэри снова возвращается на дежурство. Ночью Джон заболел, но доктор не нашел ничего опасного. Джон пытается привлечь внимание Мэри, но ему не удается соревноваться с другими детьми. И снова и снова маленький несчастный мальчик обнимает большого плюшевого медведя…

image

Во время обеда, пока сестра уходит за едой, другие дети ведут себя все тем же способом - сильно шумят, отбирают друг у друга посуду, стучат по столу кружками, и это трудно контролировать.

image

Если в первые дни Джон заинтересованно следил за детьми, то теперь ему все равно.

image

Через несколько минут малыш начинает очень сильно и горько плакать.

image

Он отказывается от еды.

image

После обеда его поведение не меняется. Он приближается к сестре Мэри. Мальчик больше не способен оставаться тихим, и только громкое выражение своего горя позволяет Джону получить то, что он хочет: Мэри видит, как он несчастен, и наконец, дает ему место подле себя.

image

На коленях у Мэри Джон прикрывается медведем и лежит, не реагируя на других детей.

image

image

Когда Мэри приходится уйти, он ложится на медведя и горько плачет.

image

image

Мэри возвращается. Джон пытается получить внимание Мэри снова и снова. Но она слишком занята. Тогда он снова пытается привлечь внимание Джойс.

image

После неудачи он уходит в угол, и тихо сидит там один.

image

Джон ничего не съел на завтрак и обед. На ужин он снова отказывается от еды. Перед сном мальчик очень сильно плачет.

image

Он не может больше справляться со своим несчастьем. ДЕНЬ 5 На пятый день сестра Мэри стала беспокоиться - несчастье Джона стало слишком очевидным. Но из-за большого количества детей она не может уделить ему достаточно внимания. Джон не оставляет свои попытки занять место возле нее - он снова и снова подбирается к ней с большим медведем. Когда ему это удается, он затихает. И опять сосет пальчик, прикрывшись медведем от окружающего мира.

image

image

Джон все время пытается быть ближе к Мэри. Он уже отказывается играть с игрушками. Ребенок нуждается в успокоении, а не в игре. Не добившись места подле Мэри, Джон кладет на пол медведя, и утыкается в него. Ему очень тяжело. Но его горе остается незамеченным в потоке жизни группы.

image

Малыш стоит возле двери, и растерянно оглядывается по сторонам. Другие дети иногда подходят к Джону. Они дергают его за руки, и шлепают по лицу. Но Джон не реагирует на них.

image

Малыш больше не может справиться со своим горем, и начинает очень сильно плакать. Только тогда Мэри отдает ему все свое внимание. Но и после этого Джон долго безутешен.

image

image

image

Через какое-то время он немножко оттаивает. Заметно, что у него сложились теплые отношения именно с Мэри.

image

Но необходимость Мэри отставить его, чтобы заняться другими детьми, мешает этим отношениям. Она отходит от него, и он снова начинает горевать.

image

Горе его так велико, что Мэри приходится полностью оставить других детей и остаться с ним. Джон не желает слазить с ее рук. Заметно, что ему плохо даже у нее на руках. Сидя на коленях у Мэри, он все время сосет пальчик, безучастно глядя в одну точку.

image

ДЕНЬ 6 Джон страдает. Он идет к сестре, прижимая к себе медведя.

image

Но новая сестра недооценивает тяжелое состояние Джона, хотя он плачет не переставая. Нельзя сказать, что сестра не добра к детям, но ежедневная рутина не дает ей уделить Джону достаточно внимания. Джон долго-долго стоит у двери и горько плачет.

image

Джон начинает протестовать: кричит, скидывает вещи со столика. А потомберет свое одеяльце и уходит в угол.

image

В этот день он снова ничего не ест. Все попытки накормить его не удаются.

image

image

Визит отца приносит Джону надежду. На его лице появляется оживление. Малыш надеется вернуться домой.

image

image

Мальчик показывает на дверь, и приносит отцу свои ботиночки.

image

image

Но отец продолжает оставаться на месте. И Джон начинает плакать. Он слазит с рук отца, ложится на пол у его ног, и сосет пальчик.

image

А затем идет к сестре Мэри.

image

Джон не подходит больше к отцу.

image

image

После его ухода он снова идет к Мэри за успокоением.

image

image

image

Вечером перед сном сестра Мэри вынуждена заботится о других детях. Джон смотрит на нее, зовет ее слабым голосом.

image

image

И снова начинает плакать в кроватке. Горько и безутешно

image

ДЕНЬ 7

image

Джон не хочет играть. Он не хочет есть. Нет никого, с кем он мог бы быть рядом. Мальчик тихо лежит на полу посреди группы.

image

В обед Джон сбрасывает на пол тарелку с едой, и уходит.

image

Несколько раз он подходит к Джойс, пытаясь получить ее внимание. Трогает ее руки, перелистывает бумаги, ложится ей на колени. Он плачет, и плачет, и плачет.

image

image

image

Плачущий и слабый Джон уже не пытается получить внимание сестры. Смирившись с тем, что не получит его, он снова и снова обнимает медведя и накрывается своим домашним одеяльцем.

image

image

Он сидит на полу один и плачет, закрывая лицо руками.

image

Вечером снова дежурит Мэри. Джон ложится в кроватку, уже не протестуя. Он долго и тихо лежит там и сосет пальчик, пока наконец не приходит сон.

image

ДЕНЬ 8

image

Джон в апатии. Он лежит на медведе, не реагируя на действия других детей. Иногда он подходит и молча ложится на колени Джейн. А затем снова ложится на медведя.

image

Джон постоянно плакал в последние дни, и ничего не ел. Он очень ослаб.

image

Сестры меняются. Но Джону, похоже, уже все равно.

image

Сестра пытается утешить Джона, но вокруг слишком много детей, и они не позволяют ей быть с ним. Джон уже не обращает внимания ни на что. Он сидит на коленях у сестры, прижимается к ней, и сосет пальчик. Каждый раз, когда подходит кто-то из детей, Джон начинает горько плакать.

image

image

image

Он безвольно лежит на коленях у сестры. И плачет снова и снова каждый раз, когда кто-то из детей походит к ним.

image

image

Он все чаще и чаще закрывает лицо руками, и ложится на пол. Он не успокаивается даже на руках у Мэри.

image

image

Джон долго-долго сидит один на стульчике, держа в руках свое одеяльце. Он не реагирует даже на открывающуюся дверь.

image

Джон голоден. Он сидит за столом, но не может поесть - он слишком расстроен. Приходит отец. Он пытается накормить Джона, но его приход не облегчает состояние мальчика. Джон берет хлеб, но из-за рыданий не может откусить даже кусочек.

image

image

Джон долго плачет и на руках у отца. Наконец он затихает.

image

Но отцу уже пора уходить. Джон начинает рыдать. Джойс пытается успокоить Джона, сестра Кристен пытается сделать это, Мэри пытается сделать это. Но Джон безутешен.

image

Наконец Джон ложится на медведя в дальнем углу комнаты, и снова начинает сосать пальчик, не реагируя на окружающий мир.

image

image

И ПОСЛЕДНИЙ 9-ый ДЕНЬ Джон плачет с самого утра.

image

Сейчас десять часов, и скоро должна прийти его мать.

image

Когда она заходит, Джон вдруг начинает сильнее цепляться за медсестру и сильно плакать. Он не хочет идти на руки к матери.

image

image

image

Мать растеряна, она пытается заговорить с Джоном, но он отворачивается от нее и начинает плакать ещё сильнее.

image

image

Он ложится на плечо сестры, кидает короткий взгляд на мать и снова отворачивается. Мать берет его на руки. Джон затихает, и начинает сосать пальчик, не глядя на нее.

image

Через минуту он уходит от матери и возвращается к Джойс. Он плачет очень сильно, кидая короткие взгляды на мать, и тут же отворачиваясь от нее.

image

image

image

Мать пытается взять сына на руки, он вырывается. Затем снова затихает, прижимается к ней, и сосет пальчик. Точно так же, как он делал это в последние дни на руках у сестер.

image

image

Приходит отец. И Джон тут же вырывается из рук матери, перебираясь к нему.

image

У него на руках Джон в первый раз смотрит на мать. Такого взгляда своего сына женщина не видела никогда.

image

Есть основания предполагать, что Джон уже не станет прежним. Что-то очень важное сломалось в его душе. И эта травма останется с ним на всю жизнь. Не бросайте детей!!! пс: в источнике, это ЖЖ автора который рассказал эту историю, в комментариях можно найти ответы на некоторые вопросы которые могут возникнуть при просмотре, например "почему родители согласились на это".

Подпишитесь на наш
Блоги

О маленьком Джоне

00:31, 4 февраля 2012

Автор: NeStandart

Комменты 76

Аватар

только сейчас нашла этот пост. просто бездушные люди наблюдали - оператор и Джойс Робертсон.... душат слезы. какой то ад для ребенка. какое они имели право так с ним поступить? что это единственный дом малютки? а нанять няню-ведь нашлись средства на оператора и эту Джойс .. ни прогулок, ни занятий как в детском саду на крайний случай, одно помещение все 9 дней. что отец что мать - уроды. и после этого Америка развитая страна - позволила такие эксперименты. Зато о правах меньшинств такая забота, что вообще.

Аватар

бывало в детстве, помню. да, плохо, да лучше, если бы не было. но никаких травм, просто горе в тот момент. никаких там тебе предательств и т.п. - главное, чтобы любили ребенка.. а обстоятельства всякие случаются. у титьки держать до 3-х лет тоже не гоже.

Аватар

Мой 2-хмесячный сыночек сейчас спит.а я читая эту историю,просто слезами облилась, бедный ребенок, за 9 дней такого горя натерпелся... Никогда нельзя даже котенка бросать, не говоря уже о ребенке!

Аватар

Этот ребенок вообще мало понимает, что вокруг происходит. Какие-то непонятные люди и дети, игрушки отбирают, всё вокруг незнакомое и чужое, папа приходит и уходит - всё это полный хаос для него. и дело тут не совсем в том, что родителей нет рядом. Тут целый набор факторов, которые влияют на его поведение. Но не думаю, что у него будет травма на всю жизнь. думаю, у очень и очень многих людей в детстве были такие ситуации, что родителям приходилось отдать их присмотреть тётям/дядям/бабушкам/ в ясли и т.п. И ничего, не выросли же маньяки или шизофреники.

1

Обстоятельства сложились так, что пришлось отдать ребенка в сад в 1,3 года. Пошла хорошо, не плакала. Вроде и нравится ей с другими детками. Но чувствую, что обижается на меня. Особенно если приболеет и с бабушкой неделю посидит. Уже пол года прошло, а я до сих пор плачу. Ненавижу и себя и эту долбанную жизнь со всеми "обстоятельствами".

Подождите...