Несмотря на мой ник, тут я известна рассказами о своей «воздушной» профессии и в комментариях меня часто спрашивают, почему я ушла с такой интересной и прекрасной работы…это случилось в конце 2009 года.

Разговор про 2009-й год невозможен без упоминания 2008-ого. В 2008 году мы узнали, что такое «экономический кризис», его сравнивали с девяносто восьмым годом. Тогда я была ребенком и, хоть убей, совершенно не помню этот период. Может быть потому что моя семья была настолько бедна, что нам просто нечего было терять? А вот кризис 2008 года запомнился очень хорошо: из телевизора потоком лились печальные истории про людей, потерявших работу и возможность выплачивать ипотеку, по радио эксперты гробовым голосом монотонно предрекали ужасное будущее, даже моей подруге врачу сократили и без того маленькую зарплату под предлогом все того же злосчастного кризиса – всем становилось плохо, кроме меня.

 «Кризис» был для меня чем-то вроде радиации: я понимала, что происходит что-то очень плохое и опасное, но совершенно этого не ощущала.

 Да…в моей жизни и жизни моих пассажиров ничего не изменилось, но приобрело немного гротескный оттенок: верхушка топ-менеджмента одной крупной девелоперской компании по строительству жилья эконом-класса решила «сгонять» на концерт (извините, не помню кого, а придумывать не хочу) в Лондон. Все не уместились, поэтому заказали два самолета. Весь полет шампанское лилось рекой, мужики веселились, попросили врубить светомузыку (во многих салонах она есть) и звук на полную. Видимо к поездке они готовились основательно, даже захватили с собой бенгальские огни и немного расстроились, что бортинженер запретил их зажигать…через неделю в новостях объявили, что самый крупный застройщик жилья РФ банкрот.

 Почти прекратились полеты на короткие расстояния. Кризис заставил пересесть наемных управленцев с джетов в бизнес-класс Аэрофлота. Поэтому было немного дико наблюдать, как какой-то чудак заказал борт до Киева, пришел с двумя спутницами, вел себя нехарактерно заносчиво: выделывался, как гопник, сыпал скабрёзностями, знатно матерился, а в конце полета вручил каждой даме по бирюзовой коробочке «Tiffany»…полученный когнитивный диссонанс заставил меня залезть сначала в полетную ведомость, а потом в интернет – депутат далеко не первого ранга, без предпринимательского прошлого и, соответственно: за чей счет банкет? Забегая в перед, скажу, что сейчас он весьма успешный борец с коррупцией…успешный – в смысле, вы его часто видите по телевизору.

 Наступил 2009 год, судя по газетам и телевиденью кризис продолжался, но я ему была даже благодарна: полетов стало меньше и это позволило проводить больше времени дома, что в былые времена было для меня нереальной роскошью. Всё было спокойно и стабильно, зарплату платили вовремя, а то что суточных стало меньше – это ерунда…а потом меня вызвал к себе генеральный директор и сказал, что владельцы решили законсервировать два из пяти самолетов. В переводе с технического языка, консервация – это длительная стоянка. Самолет, не машина, его нельзя загнать в гараж до следующей весны…самолет - это очень сложный механизм. После длительного простоя надо восстанавливать всю документацию заново и проходить серьезное техническое освидетельствование.

 Короче, меня уволили. Шок…

 Но не спешите писать ободряющие комментарии про то, что все что не делается, всё к лучшему и посылать лучи сочувствия – моя жизнь невероятным образом стала еще лучше. И пост совсем о другом.

 Я до последнего не хотела вдаваться в материальные тонкости, но без этого вы не почувствуете, что такое «пир во время чумы» и почему легкие оттенки гротеска 2008-ого, учитывая усугубляющуюся экономическую ситуацию в стране, в 2009-ом приобрели четкие очертания полнейшего сюрра.

В гражданской авиации существует сложная схема расчета суточных в зависимости от страны (я не помню деталей, но самые дорогие командировочные были в Америке и составляли 15 долларов в сутки) + минимальный оклад и копейки за полетный час. В бизнес авиации (по крайней мере в моё время) любая страна и даже Россия – 100 долларов. Причем, если самолет вернулся в Москву в 0.15 – все равно считается новый день и +100$. Ну и естественно, 1500 евро (евро – потому что регистрация борта в Европе) – оклад, + 15$ полетный час.

После увольнения, в прострации я прибывала где-то неделю, а потом меня словно вынесло в другое измерение с красивым названием «фриланс»…Бизнес авиация очень маленький мир, где постоянно требуются стюардессы на замену или в помощь. Единственный недостаток фриланса: отсутствие оклада и уверенности в завтрашнем дне. Но завтрашний день меня мало беспокоил, потому что щедро компенсировался суточными, у девочек-фрилансеров это 250 евро…Европейские компании стали демпинговать рынок и русским клиентам было выгоднее заказывать самолеты из Цюриха, чем из Москвы. Единственным требованием русских было – русская стюардесса. Я не знаю, откуда они брали мой номер, но звонки сыпались как из рога изобилия. Это была самая странная глава в моей биографии: загадочные звонки из Америки с просьбой сопроводить высокопоставленных евреев, с четкой инструкцией, как себя вести; ношение великолепной паранджи черного цвета в Эр-Рияде (на борту в гардеробе были специальные накидки (со стразами))) для стюардесс, подаренные женой владельца); целый каскад финских, румынских, турецких, швейцарских, американских стюардесс, которые принимали меня к себе на борт сопровождать русских клиентов. Потому что в кризис вся частная авиация выживала только за счет русских клиентов. После полета, в лучших отеля Ханоя, Сингапура, Пекина мы болтали о жизни – каждая иностранка, как глава книги. Заграницей, особенно в Европе, пилоты приглашали к себе домой переночевать – не подумайте ничего плохого, просто многие из них являются не только пилотами, но и владельцами компаний и со свойственным европейским гуманизмом они мне говорил: если хочешь, можешь переночевать у меня, а я отдам деньги за гостинцу налом – сэкономишь. И я ехала в их комфортабельные дома, мы пили вино, философствовали на вечные темы «мужчина и женщина» и, клянусь, никаких приставаний – это же цивилизованные европейцы. Извините, что так сумбурно и отрывисто – иначе вышли бы мемуары на 23458 страниц…ах да, еще моим условием было: я не выхожу из подъезда, если меня не ждет такси в аэропорт (у меня нет машины и раньше, я платила из сама).

 Кажется, что прошло несколько лет. Нет. В этот абзац я с трудом уместила лишь некоторые события нескольких месяцев 2009 года…а мировой экономический кризис и вправду был похож на радиоактивное излучение: я почувствовала, как при внешнем благополучии стала разлагаться изнутри.

Горечи добавил Вьетнам, мой обожаемый Вьетнам…Ни проживание в легендарном Шератоне, не колоритные улочки Хошимина, даже натуральный рубин (Вьетнам кладезь натуральных камней и лучшее место для их покупки) – ничего не радовало.

 Эта восторженная девочка осталась в прошлом, вместе с ее нелегкой дорогой к мечте увидеть мир, восторгами, первыми открытиями. (* не мое фото, но очень похоже на меня образца 2009).

Если кругом бушевал экономический кризис, то меня подкосил личностный. Я заболела. Душевно. В мыслях, надоедливой мухой жужжал вопрос: а что дальше? А что дальше? Сколько ты еще намерена скакать стрекозой из самолета в самолет? А главное: ради чего?

Больше всего я боялась превратиться в старую стюардессу, оттеняющую своим потухшим взором новое поколение юных прелестниц, искрящихся жизнерадостностью. Которые, как и она когда-то, пришли осуществлять свою мечту.

 И я рада, дорогие сплетницы, что представился хороший повод поговорить об этом поподробней. Насколько я знаю, стюардесс тут нет (или они скромно молчат), но мне кажется, мой опыт будет полезен многим, потому что есть ряд профессий, которые влекут своей, новизной эмоций, непредсказуемостью: танцовщицы в варьете, ивент-менеджеры на Бали, инструкторы по серфингу, стюардессы бизнес авиации, крупье в элитном казино, официанты и бармены в крутых ресторанах и даже блогеры))) – я ни в коем случае не намекаю, что это неполноценный род деятельности, просто на вскидку перечислила своих знакомых – жизнь которых бьет разноцветным фонтаном счастья в соц.сетях, но в жизни это люди, не так оптимистичны…потому что они прекрасно осознают, что у их великолепных замков, выделяющихся за версту меж безликих домов обыкновенных людей, нет фундамента и рано или поздно он рухнет…у них нет будущего…о! я конечно утрирую, будущее есть, но оно гарантированно будет ухудшаться с каждым годом…уменьшаться, как шагреневая кожа. Пока обычные люди заливали фундамент, кирпичик по кирпичику выстраивали свои маленькие, но крепкие дома, искатели приключений развлекались в своих воздушных замках…я не призываю всех бросить свои мечты и, как в Японии, жить по принципу пожизненного найма.

 Важно вовремя остановиться и спуститься на землю (даже если вы не летаете). Потому что я знаю очень много людей, которые не сделали это вовремя.

 В конце 2009 года я поблагодарила за всё мир авиации, передала эстафетную палочку в забеге «хочу летать, хочу увидеть весь мир, хочу быть стюардессой» новому поколению молодых мечтательниц – мой марафон был закончен.

А что было дальше, спросите вы. А дальше была новая амбициозная мечта. Было безденежье, обида и слезы…но в глубине души я была очень счастлива, потому что у меня были четкие ответы на вопросы: зачем и ради чего.

 Я бы не стала писать себе никаких писем в 2009 год, ведь то что, надо всегда уходить вовремя ни для кого не секрет. Просто часто это довольно трудно сделать, в силу многих причин. И я буду рада, если мой рассказ поможет хоть одному человеку, наконец, решиться на этот шаг…

С уважением, ваша SPRINGinTOKYO

Подпишитесь на наш
Блоги

Стюардесса о том, как важно вовремя спуститься на землю

23:47, 7 марта 2017

Автор: SPRINGinTOKYO

Комменты 73

Комментарий был удален

Комментарий был удален

Комментарий был удален

Аватар

Спасибо за ваш пост! Вот и я также в данный момент - на распутье... Мне кажется, уже прошло время, когда уходить надо было вовремя. Имею ввиду - с неперспективной работы. Сейчас - уже просто бежать не оглядываясь... И все-равно сложно решиться.

Аватар

Ну а что значит строить по кирпичику? Вы строили по кирпичику себя. Это же такой опыт. Я считаю, что путешествия, как ничто тебя обогащают внутренне (хотя тут может быть и выгорание, не знаю). В конце концов вы работаете не ради работы, а ради того, чтобы расти и развиваться. Как бы не сложилась наша карьера, вы в любом случае приобретаете новые знания и навыки, новые знакомства и эмоции, которые останутся с нами на всю жизнь. Да, и вовремя уйти, наверное, правильно.

Подождите...