Начну с того, что и меня этот мощный флешмоб заставил, как и многих других выйти из сумрака. И из многолетнего статуса анонимного читателя перейти в почетный ранг зарегистированных, это многого стоит.

Моя история из разряда «моя первая работа». Не судите строго, так как нахожусь в декрете и это моя первая проба пера за долгое время.

Обучаясь на журфаке, нас с самого начала активно стимулировали подрабатывать по профессии. Даже для поступления на специальность требовалось предоставить свои опубликованные материалы. (Кстати, журналисты свои работы называют именно материал, а не статья, потому что статья – это жанр журналистики, в котором автор ставит задачу проанализировать общественные ситуации, процессы, явления, прежде всего с точки зрения закономерностей, лежащих в их основе). После каждого курса следовала обязательная месячная производственная практика, место следовало выбирать в соответствии со своей будущей специализацией (ТВ, радио, печать, PR). Первые три года, я стажировалась в местной правительственной газете, освещавшей, каждый шаг губернатора, естественно восторженно-патриотическим слогом. Вообще, по стилистике и наполнению газета была похожа на советскую. Создавалось утопическое впечатление, что в нашем регионе все счастливы и всё благополучно, а те, кто оказывались в нужде, им обязательно, незамедлительно, помогали. Нельзя сказать, что там откровенно врали, просто писали только про светлые стороны нашего края. Например, там не было криминала, желтухи, чернухи и т.п. На сотрудников такая цензура тоже оказывала влияние: все были очень позитивные, как будто видели мир сквозь «розовые очки», мне это состояние тоже быстро передалось.

то самое здание

Стоит заметить, что финансирование газеты было на высоком уровне. Редакция располагалась в красивом большом здании, в центре города и занимала целый этаж. Для сотрудников были все условия: кабинеты, новая офисная техника, машины с водителями, фотографы и высокая зарплата (по сравнению с корреспондентами других местных газет). В штате так же был свой корректор, что является большой редкостью для газет и большим плюсом для неграмотных журналистов (таких как я, к большому стыду). Основное отличие журналистов правительственных газет от частных – у них не было головной боли в виде активного перманентного поиска новых рекламодателей (основная статья дохода в частных газетах).

Работа была не пыльная. Не надо искать эксклюзивы, ломать голову над темой номера, раздувать сенсации. Все, что требовалось – освещать все мероприятия, в которых можно выгодно преподнести наш город или область, плюс все, что связано с губернатором. Вообще, все события преподносились с его ракурса. День Победы: губернатор поздравил ветеранов; уборка урожая: губернатор похвалил комбайнеров; соревнования дзюдоистов: губернатор вручил медали и т.п.

Каждый понедельник проходила планерка, на которой смотрели пресс-релизы, календари событий, расписание недели губернатора, и распределяли, кто на какое мероприятие пойдет, и о чем будет писать, закрепляли за собой машины и фотографов. Обычно каждый мог выбрать, что ему больше по душе, но иногда главный редактор назначал кого-то сам. Все это происходило чинно, благородно, друг друга называли исключительно по имени отчеству. (Как это все не похоже на то, что я увижу позже в частных газетах). Я обычно тактично молчала и соглашалась на всё, что предлагали. Зам главного редактора, почему то считал, что раз я молодая, то мне будет интересно освещать спортивные события.

Хорошо запомнилось мое первое редакционное задание. Мне дали список местных предпринимателей, которым из областного бюджета выдавали субсидии на развитие бизнеса. Естественно понятно, что нужно было написать, как у них дела пошли в гору после получения этих щедрых субсидий! По первому номеру, значившемуся как завод пластиковых изделий, директор тяжело вздохнул, услышав название газеты, и обреченно сказал: «Ну что я могу вам сказать? Вы же не опубликуете». Я поняла, что с ним будет сложно и попрощалась. Свой выбор я остановила на рыбном заводе. Он располагался в пригороде, поэтому мне выделили машину с водителем и вдобавок фотографа. Пока мы ехали до места назначения, я чуть не лопнула от чувства собственной важности. Казалось это очень круто, сейчас конечно стыдно и смешно одновременно.

Мне выдали халат, шапочку и бахилы и провели подробную и увлекательную экскурсию по всем цехам. Я воочию посмотрела, как делают пресервы, узнала, в чем разница холодного и горячего копчения и многое другое. В завершении, мне дали огромный пакет для домашней дегустации продукции. Я побоялась, что это будет расценена как взятка и скорее передала это богатство фотографу, тем более, что рыбу я не люблю. Он искренне обрадовался и сообщил, что вообще-то журналистам часто дарят такие презенты, но никто с ним никогда не делился, и он всегда очень завидовал. Мне же в свою очередь всегда казалось нечестным, что фотографам платили столько же сколько журналистам. Объективно у них задачи проще и времени уходит меньше. Поэтому я всегда радовалась, когда журналист был занят, и я сама снимала с места событий (камера у меня была хорошая и навыки тоже были). Фото выходили не хуже, а у меня был двойной гонорар!

Но вернемся к моим спортивным заданиям. Однажды мне поручили взять интервью у чемпиона по дзюдо с восточным именем, сложность была в том, что я должна была сама позвонить ему и назначить место и время встречи. Никогда не забуду, как я несколько часов то набирала, то скидывала его номер телефона. Сейчас смешно вспомнить, что тогда для меня это считалось проблемой и испытанием .

В итоге трубку взял его тренер и пригласил на пресс-конференцию посвященную его очередной победе. Как оказалось сам спортсмен почти не говорит по-русски, он всего год назад приехал из далекого аула выступать за нашу область. Единственное, что он повторял было: «Я много тренировался, я хотел победить!». Это был его ответ на все вопросы. Основную информацию выдавал тренер, ну и кое-что было в пресс-релизе. Вообще большинство корреспондентов, особенно онлайн-порталов не заморачиваются и перепечатывают пресс-релизы, особо креативные меняют порядок предложений. Как-то раз, после очередной конференции, на которой было всего три журналиста, на одном городском новостном портале я наткнулась на полную перепечатку моего материала, конечно же, с чужой подписью.

Еще запомнилось, как меня отправили на футбольный матч. До этого я ни разу не смотрела футбол и правил совершенно не знала, поэтому первый тайм было очень тяжело разобраться в этой катавасии! Но поскольку город маленький, во втором тайме, среди активных болельщиков я заметила знакомых и выведала у них все подробности, они даже помогли взять интервью у одного игрока.

Следующий спортивный материал был – областная велогонка. Первый этап соревнования проходил за городом, на безлюдном отрезке трассы, служебную машину мне в этот раз не выдали, и в итоге, добираясь своим ходом, я опоздала к началу, а время для журналистов отводилось перед стартом. Естественно все организаторы были заняты и поглощены гонкой, мне пришлось очень долго ждать. Но когда мне сказали, что мероприятие продлится до самого вечера, я набралась смелости и потревожила распорядителя гонки. Он очень разозлился, наорал, что я не вовремя, и он еще не скоро освободится и ушел.

Будучи студенткой второго курса, я очень расстроилась, даже немножко поплакала, но, в конце концов, поняла, что сама виновата и приняла решение ждать до конца. К моему удивлению, через 15 минут я услышала название своей газеты, громогласно объявленное через мегафон распорядителем. Я уж было подумала, что ему снова понадобилось выпустить пар, но нет, на этот раз он извинился, и как он выразился – предоставил «эксклюзивный материал». Правда, не думаю, что пенсионеры (основная аудитория газеты) оценили всю «эксклюзивность».

Во время моей первой практики, со мной произошел курьез, за который мне до сих пор, как журналисту, стыдно. Отправили меня написать про детский антитабачный конкурс рисунков (сама идея абсурдная, я считаю, дети старательно рисуют сигареты, а потом просто зачеркивают их или еще лучше, детей курящими и подпись «Так нельзя!»). Конкурс проходил в школе, в очень отдаленном районе, добиралась я долго и с приключениями, но не об этом. Когда я приехала, школа уже закрывалась и вахтерша не хотела меня пускать, но я все-таки прорвалась, нашла каких-то учителей и стала пытать про конкурс. Они убеждали, что никакого конкурса не было, просто детям с продленки дали такое задание. Я, конечно, была в шоке! Зачем меня ради этого погнали в такую даль! Сфотографировала пару рисунков и уехала.

Уже поздним вечером зам редактора звонит мне и срочно требует этот материал, потому, что ночью печатают номер, а там пустое место. Я довольно быстро выдавила из себя эту заметку, но поняла, что не спросила никаких имен. Как подписывать рисунки? Спросила, обязательно ли указывать имена, на что получила ответ: «Конечно! Это же конкурс! Надо порадовать детей. Ищи имена, где хочешь!». Мучаясь угрызениями совести, я не нашла ничего лучше, как выдумать эти имена. До сих пор помню, 1 место у меня занял Ваня Громов, мне показалось, что это отличное имя для победителя. Несколько недель я обливалась холодным потом при каждом звонке из редакции, я была уверенна, что какая-нибудь дотошная вахтерша или мама из педсовета обязательно меня раскроет и подаст в суд на редакцию, а меня посадят. Шучу, конечно, но если бы это вскрылось, моя репутация была бы подмочена, а в газете бы вышло сообщение мелким шрифтом, что в таком-то выпуске была допущена ошибка, приносим свои извинения.

В работе в газете мне больше всего нравилось, что не нужно целый день сидеть в офисе, публикации разрешали писать дома, главное условие – появляться на планерках и соблюдать установленные сроки сдачи материала. Еще нравился элемент неожиданности, никогда не знаешь, с какими людьми познакомишься на следующей неделе: представители разных профессий разной величины. Большим бонусом было задать свой личный вопрос или узнать реальное положение дел по проблеме самым высокопоставленным чиновникам и авторитетным экспертам, но уже не под запись. Даже за время практики круг знакомых неимоверно расширялся, а вместе с ним представление о жизни становилось намного шире и объективнее.

Особо люблю наблюдать за реакцией людей, когда они узнают, что я журналист. Обычно 50% людей говорят, что это круто, интересно, он тоже в детстве хотел, и 50% людей, которые считают нас вселенским злом, и все беды в мире из-за нас. Действительно бывают разные журналисты и у всех своя специфика, но гневно брызгать слюной на меня из-за украинских/американских/вставить нужное, это так же как кричать на стоматолога, за то, лор выписал ему недейственные капли. Но больше всего меня веселили люди, которые узнав, что я работаю в газете, говорили: "О! Напиши про меня!". Обычно я отвечала: "Хорошо, какой инфоповод?". На этом их восторг почему-то всегда утихал.

 

Для начинающего журналиста газета была всем хороша, кроме того, что устроиться было нереально. Коллектив был устоявшийся, сплоченный, практически все сотрудники среднего возраста, и уходить с насиженных местечек не собирались. Оставалось только работать внештатным сотрудником по договору и надеяться, что когда-нибудь место освободится.

Кстати, с выплатами гонораров все было очень четко и честно, чего не скажешь о частных газетах, там, всегда пытались обмануть, недоплатить, задержать по времени. Здесь, как только материал публиковали, звонили из бухгалтерии и прямо таки требовали прийти и расписаться в зарплатной ведомости.

P.S.:спасибо всем, кто поделился своим рассказом о работе! Всё прочитала и абсолютно все понравились! Спасибо за ваш труд! Узнала много нового.

Подпишитесь на наш
Блоги

Как я работала в газете

14:16, 18 августа 2016

Автор: lotus

Комменты 16

P

"«Ну что я могу вам сказать? Вы же не опубликуете». Я поняла, что с ним будет сложно и попрощалась." - прикольно :) Надеюсь сейчас Вы уже понимаете, что это не совсем правильный подход для журналиста?

Аватар

Спасибо :) А я люблю читать такие правительственные газеты, кто-то ведь должен рассказывать о хорошем, не все же чернуху читать.

Аватар

В отличии от многих комментирующих, мне статья понравилась. Было очень интересно узнать про Ваш опыт, разные ситуации, возникающие по ходу дела и способы их разрешения:) Очень повеселили некоторые моменты... То как Вы отдали "взятку" фотографу или прорывались на конкурс детского рисунка) А самый цимес про то как писались (и пишутся) пресс-релизы... " особо креативные меняют порядок предложений ":) Ну все как у нас в Блогах:) зы возможно я оценила пост потому что у самой был подобный опыт... в гос газете с названием протисгосподи "Криминальный вестник Петербурга":)

Аватар

спасибо за пост.. :) жаль что ни одной фотографии не видно-девочки у всех так?

Аватар

Работала в частной газете и у нас работали не один, а три корректора. Смотрю на журналистов как на женщин древнейшей профессии, никак не пойму как можно спокойно реагировать и иметь достоинство, когда журналист, сдает готовый материал и вдруг ему говорят: Убери 2400 знаков... дополни около 300 знаков... и так несколько раз. Врут и не краснеют, раз заказчик заплатил, то надо писать то, что заказали, а не о том, что на самом деле... С того времени, как я познакомилась с "газетной кухней" я говорю - В газете даже дата не верна!

Подождите...