Опубликовано пользователем сайта

Конкурсы и опросы

Как я работала сценаристом в ТВ рекламе и кино

61
Как я работала сценаристом в ТВ рекламе и кино

Да я и сейчас им работаю! Прособиралась и не выложила пост, когда была "волна" историй на Сплетнике. Потом разрывалась между желанием сказать много и невозможностью из-за политики конфиденциальности. В итоге "позднее зажигание" совпало с искусственным запуском второй волны...

Хочу сказать девочкам, которые выкладывали свои посты: как жалко, что не удалось прокомментировать каждый!! Лучший флешмоб в истории Сплетника!  И смеялась, и плакала! Ладно, придется перейти к сути, а то еще знаки экономить нужно :)

Филологическая дева с детства мечтала писать для ТВ. Но когда ты простой ребенок из простой сибирской семьи, телевидение кажется чем-то запредельным. Поэтому первое время я смотрела рекламные блоки со своими роликами примерно так:

Мама, я подозреваю, и вовсе звонила родственникам, а первые месяцы смотрела ТВ только из-за рекламных блоков. Сразу оговорюсь, я работаю в большом продакшене, но находящемся в центре России. Московские реалии рекламных агентств - это совершенно другая планета. 

Я хотела попасть в мир рекламных роликов по очень простой причине: врожденная категоричность не давала спокойно смотреть телевизор. Хотелось каждый ролик переделать, даже сны снились, как я рекламирую Тайд, йогурт или керамическую плитку. Попав, я поняла, что сценарист - это не последняя инстанция. За ним еще режиссер и клиент, которые могут изменить даже выбранный сценарий ролика до неузнаваемости. И еще неизвестно, кто из них сделает это сильнее. 

Меня часто спрашивают друзья: "А как ты это придумываешь?" Ну, во-первых, все ролики пишутся под точную задачу: "нужно прорекламировать, что наше молоко продается только в стеклянных банках" или "наш банк дает кредит на вот таких условиях". Однажды у нас на полном серьезе была задача "Чтобы конкуренты обалдели, а пацаны заценили". Но это редкость. Есть задача, есть Целевая Аудитория (кому именно нужен этот товар/услуга). А дальше - твоя фантазия, загнанная в рамки. 

Очень люблю писать ситуационные ролики с юмором. Потому что на ТВ и так много, извините, шлака. А хочется не только донести информацию, но и помочь человеку улыбнуться. Часто ролики придумываются в дУше. Как говорит мой друг, вода - кладезь информации. Не знаю, как, но это работает. Когда стоишь под душем, мысли всегда яснее. А еще я всегда помню о том, что мой ролик будет смотреть мама. И мне ни в коем случае не должно быть стыдно, неловко, зазорно. Слава Богу, пока мне это удается. Как работают другие, не знаю. Может, люди не боятся портить карму... 

 Если сценарий принят, начинаются съемки. И тут сценарист повлиять уже ни на что не может. За дело берется режиссер. Обычно ролики делятся на пищевые (table top) и игровые, постановочные. Никаких случайных людей в ролике быть не может, поэтому все типа опросы покупателей из серии "какой зубной пастой вы пользуетесь" - это актерская игра. В случае с пастой это и так чувствуется :) Пищевой ролик - это, например, реклама колбасы (камера ездит вокруг красивого натюрморта, голос за кадром что-то говорит зрителю). Строится выкладка, на деревянной и обязательно брендированной доске в выгодном ракурсе лежит палка колбасы, за ней в кадре рассыпаются специи, травки, оливки, расставляются баночки, кувшины, корзины. Кадр должен быть аппетитным и заполненным. За это на площадке отвечает художник-постановщик. В сложных случаях - фуд-стилист. А потом начинаются бесконечные резы. На то, чтобы снять, как нож отрезает от колбасы аппетитный ломтик, уходят часы и несколько палок колбасы. Куски могут прилипать к ножу, некрасиво от него отрываться, неровно ложиться, быть неправильной толщины и т.д. С колбасой еще просто. Не получилось - отрежь еще, пока палка не изменит размер до критичного. А когда в кадре нужно откусить мороженое, на съемки привозят забитый холодильник. Один укус - и мороженое больше не подходит. Съемочная группа может его доесть, но, обычно, на съемках мороженого всем почему-то как раз хочется колбасы.   

Если в ролике вы видите семью изнутри холодильника, а мама открывает дверцу, значит у него вырезали заднюю стенку. Видите, как в "красивом танце кружатся закипающие пельмени" - значит, их варят в прозрачной миске. Аппетитную корочку на курице - скорее всего, доработали горелкой. Как-то читала на адми статью, что в роликах снимают вместо молока пва-клей, вместо шоколада резину... Может, где-то и снимают. Но мы всегда работаем с настоящим продуктом. 

Обычно продуктовые производители ходят стайкой. Пришла одна колбаса, значит, завтра придут еще трое. И у каждого "уникальная" задача: показать, что у нас свои поля, свои корма, свое мясо и все по ГОСТу без вредных добавок. Так говорит каждый, а ролики им нужны разные. А еще всем хочется, чтобы в кадре была семья. Обязательно полная! Нельзя показать маму и не показать папу (что вы тут безотцовщину продвигаете?!) А еще лучше, чтобы в ролике где-то на заднем плане мелькала бабушка. Бабушку просят добавить в сценарий чаще всего, а вот дедушек как-то обижают. :)

Если ролик игровой, то после утверждения сценария начинается кастинг. Заказчик хочет, чтобы мама была всегда молодая, красивая и не измученная жизнью. То, что она не могла родить вот этого ребенка в кадре, волнует не всех. (Но мы всегда пытаемся убеждать и давать самые разные варианты лиц) Бывает, что актрису утвердили, все прекрасно, но вот нога у нее очень не фотогеничная. Например, сильно торчит косточка или большой размер, а в ролике крупный план в обуви. Тогда режиссер начинает бегать по офису и кричать "Где взять красивые ноги?!" Потом останавливается около тебя, смотрит и выдает: "Нет, у нас совершенно нет красивых ног, только корявые!" А ты такая сидишь и понимаешь, что в этот момент как раз повернула свои конечности к режиссеру самым выгодным ракурсом.   

Меня вообще друзья часто спрашивают: "А чего ты не снимаешься?" Вроде все равно где-то рядом болтаюсь. Но за 5 с половиной лет работы мне посчастливилось однажды бежать под проливным дождем (который для ролика создавала пожарная машина) и озвучивать помидорку для анимированного ролика про кетчуп. Это был мой звездный час.  

В какой-то момент я поняла, что малая форма рекламы становится мне неинтересной, и ушла в документальное кино. Вообще, нормальный сценарист должен сидеть за компьютером. Мне почему-то этого сразу было мало, в итоге получилось как в том анекдоте про "поём в разных тональностях".  Сценарист-интервьюер-монтажёр-редактор. И в моём присутствии на съемках как раз самая "вкусная" часть работы. Девочка-гуманитарий, сбежавшая от цифр, физики и химии на филфак, теперь вынуждена разбираться в нефтянке, энергетике, самосвалах, тракторах, нано-продуктах, космических технологиях и т.д. А самое интересное, что от этого я получаю просто невероятное удовольствие!

А еще Бог вознаградил меня за 5 лет учебы в женском коллективе. Обычная командировка для меня выглядит так: я и 5 мужчин разных возрастов (например, режиссер, продюсер, оператор, осветитель, вертолетчик (управляет коптером). А ведь когда-то я задумывалась на вопросом, как живется группам типа Black Eyed Peas (одна девочка на коллектив). Теперь я точно знаю: живется им весело. За "девочку" меня перестали считать уже на 2 командировке, стесняться им больше нечего, обсуждать при мне женские попы - это вообще обыденность. Но, надо отдать им должное, таскать оборудование меня все-таки не просят. 

Документальное кино - это моя отдушина. Частые командировки по России и за границу, каждый раз новые люди со своими историями. Я была на заводах, горных карьерах, закрытых производствах и в лабораториях, жила на нефтяном месторождении с вахтовиками... (это было самое интересное в моей жизни 23 февраля) Нам с коллегами очень везет, потому что люди встречаются просто невероятные. От историка с горящими глазами в городе Пушкино (музей  - маленькое старенькое здание, а с какой любовью там все устроено) до врача, которая 20 лет разрабатывает лекарство, облегчающее последствия химиотерапии (а у нее самой за это время муж умер от рака). Мои прекрасные нефтяники со своими историями, молодые ребята, реально продвигающие российские нано-технологии, фермеры, поднимающие деревни на одном своем тракторе... Вот где настоящая жизнь! И я благодарна судьбе за то, что могу это видеть сама и показывать другим.  

Надеюсь, это длинное полотно вы осилили до конца. Спасибо! К сожалению, вставить фото со съемок не могу по понятным причинам. Но гифки подбирала с душой, хоть бы они работали :)))

 

 

 

 

 

Оставьте свой голос:

2630
+

Комментарии 

Войдите, чтобы прокомментировать

Musechka
Musechka

Шикарный рассказ!

Zanoza
Zanoza

+7 за Абрамовича и за помидорку :)

Irissska2807
Irissska2807

Zanoza, на этой гифке он похож на влюбленную бабульку)

Zanoza
Zanoza

Irissska2807, такая радость неподдельная. любимая гифка))

Irissska2807
Irissska2807

Zanoza, я тоже люблю эту гифку)

Tais63
Tais63

Классный, пост. Интересный, я бы даже сказала захватывающий)

Singato
Singato

Очень хороший рассказ, автор! Спасибо большое!

princessalea
princessalea

Спасибо. Было интересно. Я сама пописываю в стол. И ролики в голове переснимаю)))

Barahlush
Barahlush

Интересно, спасибо)

Barahlush
Barahlush

Комментарий скрыт модератором

Barahlush
Barahlush

Комментарий скрыт модератором

Barahlush
Barahlush

Комментарий скрыт модератором

Barahlush
Barahlush

Barahlush, чёрт, мобильный интернет(((

Bulka_ne
Bulka_ne

Barahlush, мне приятно, что вам интересно столько раз!))

klaksa
klaksa

Особенно понравилось техзадание от реальных пацанов:))

Irissska2807
Irissska2807

очень интересно, спасибо!

Bulka_ne
Bulka_ne

Musechka, Zanoza, Tais63, Singato, princessalea, klaksa, Irissska2807, девочки, вот спасибо!! (dance) (flowers) Переживала, не много ли букв :)

Irissska2807
Irissska2807

Bulka_ne, не много, все ок!

Kaisa
Kaisa

Bulka_ne, а где можно Ваши док.фильмы посмотреть?

marianna8339
marianna8339

Bulka_ne, на этом сайте мало т, кто боится количества букв. Главное, что написано хорошо( сценарист же!:) ) и интересная работа. Всем любопытно, как оно там устроено? Мне понравилось, но мне мало.

Загрузить еще

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

Иван Дорн выпустил клип на песню Preach, полностью снятый на смартфон в Нью-Йорке
Вторая леди: разбираем стиль Светланы Медведевой
Неделя высокой моды в Париже: Яна Рудковская, Даша Веледеева, Виктория Давыдова и другие на показе Yanina Couture
СМИ: Кейт Хадсон выходит замуж за друга детства Дэнни Фудзикаву
Ким Кардашьян опубликовала в соцсети забавное видео с сыном Сейнтом
Неделя высокой моды в Париже: показ весенне-летней коллекции Givenchy
СМИ: У Даррена Аронофски роман со Сьюки Уотерхаус
Ким Кардашьян приняла участие в пляжной фотосессии в Малибу
В сети обсуждают статью юного Брэдли Купера о его романе с лучшей подругой
Что нам известно о новорожденной дочери Ким и Канье — в сеть попало свидетельство о рождении Чикаго Уэст
Модная битва: Рози Хантингтон-Уайтли против Хейли Болдуин
В Ирландии похоронили Долорес О’Риордан
Эмбер Херд и Илон Маск вновь были замечены на свидании
Неделя высокой моды в Париже: Белла Хадид на показе Alexandre Vauthier
Неделя высокой моды в Париже: Марион Котийяр, Диана Крюгер, Изабель Юппер и другие на показе Giorgio Armani Prive
Джеймс Франко не номинирован на премию "Оскар" из-за обвинений в сексуальных домогательствах
Номинантка "Оскара" Марго Робби в платье пастельных тонов на премьере фильма "Тоня против всех"
Мэрил Стрип в 21-й раз номинирована на премию "Оскар"