Дело было в начале 90-х. Я еще училась в школе, и в 9 классе мне посчастливилось выиграть дикий конкурс в учебно-производительном комплексе (УПК) на курсы секретарей-машинисток. Девочек желающих было очень много, с нескольких школ нашего квартала, все желали быстро и грамотно печатать или даже печатать вслепую, т.к. это в дальнейшем очень пригодится. И мне и правда это очень пригодилось и впоследствии и до сих пор.

Для поступления надо было сдать диктант по русскому языку. И те из конкурсанток, кто написал его наиболее грамотно, выигрывали конкурс. В итоге, нас отобрали человек 30. И мы целых два года, раз в неделю по несколько уроков учились печатать на печатной машинке. Надо сказать, что персональных компьютеров с гладенькой и мягкой клавиатурой тогда еще не было и в помине. Да и электрические печатные машинки были жутко дорогими и естественно их не поставляли в обычные школьные УПК. Поэтому приходилось учиться печатать на механических машинках. И клавиатуру приходилось просто вбивать пальцами. Работа не из легких. Печатная машинка выглядела вот так. Как сейчас помню - "Листвица".

Помимо печатания на довольно тяжелой клавиатуре, приходилось постоянно дергать вон за тот металлический рычажок слева, чтобы двигать ролик с бумагой. Для слепого метода печатания, когда не смотришь на клавиатуру во время печатания, вначале положение букв на клавиатуре учили на бумаге на схеме.

А потом уже перешли непосредственно к машинкам.  Печатать надо было всеми руками и всеми пальцами. Тяжелее всего было мизинцем, т.к. пробивать им эту железобетонную клавиатуру очень тяжело. И я до сих пор мизинцем печатаю крайне редко. Так и не научилась. А сейчас переучиваться уже лень ))

Все буквы изначально были маленькими, чтобы сделать заглавную букву, нужно было нажать либо левую либо правую клавишу верхнего регистра (вон те кнопочки без знаков справа и слева, рядом с буквами "Ё" и "Я"). Тогда валик приподнимался с бумагой и печаталась большая буква. Естественно, по логике вещей на эту клавишу надо было нажимать мизинцем. Но она, сцука, очень упругая была. Поэтому я нажимала ее указательным пальцем.

Пробельную клавишу надо было нажимать большим пальцем. Этому я научилась ))

Ну и, конечно, при печатании пальцы должны быть собраны. Не так, как на картинке.

Вот так должно быть правильно:

Вначале, естественно, было много ошибок, особенно когда печатали вслепую. Исправлять, как на компьютере, тоже, сами понимаете, невозможно было. Ошибки либо замазывали специальной замазкой (она и сейчас продается).

 Либо подкладывали специальную промелованную бумажку, ставили ее на ошибочное слово, пробивали ошибку, белая краска замазывала буквы и на забеленном месте печатали нужную букву. А если буквы были похожи, печатали на ошибочной букве нужную букву. Например, на букве "ш" печатали букву "щ", на букве "с" - букву "о", на букве "б" - букву "в" и т.п. 

Еще учили ведению делопроизводства. Но, как потом оказалось на практике, правила делопроизводства в каждом заведении свои, а иногда их вообще никто не соблюдает. Все нередко зависит от серьезности заведения и дотошности начальника канцелярии. Но тогда, при обучении, мне это казалось какой-то почти китайской грамотой: количество интервалов от того или иного реквизита, высота букв, поля и т.п.

Когда впоследствии уже стала печатать на электрической машинке, поначалу ошибки случались из-за того, что, наоборот, клавиатура была слишком мягкая. Я-то привыкла бить по механической клавиатуре со всей дури. Так сначала и шлепала на электрической машинке, а от длительного давления одна буква могла напечататься несколько раз. А надо было всего лишь легко коснуться и вот тебе пожалуйста, красуется буковка на листочке. В общем, космос.

И вот, после двухгодичного обучения и фактически к моменту окончания школы, мы сдавали экзамены и нам выдали удостоверение о прохождении курсов секретарей-машинисток. До сих пор оно  у меня где-то валяется. Так что после окончания школы, я была практически дипломированной секретарем машинисткой.

После школы так сложилось, что мне пришлось какое-то время поработать секретарем в ректорате одного из вузов. Кто-то мне говорил, что ты туда, мол, по блату попала. Ничего подобного. Пошла на биржу труда, показала удостоверение, сказала, что могу работать секретарем-машинисткой. Они меня и направили в этот вуз. Зарплата была мизерная, особенно в свете той галопирующей инфляции, которая была в начале 90-х. Поэтому желающих туда идти практически не было. Я пришла в вуз с этим направлением, ничтоже сумняшеся, сразу пошла к ректору. Простая была, как три рубля. Он, на удивление, меня принял и лично отвел в канцелярию. Благо она была на одном этаже в нескольких шагах от кабинета ректора.

Вначале, в первый день, меня оставили в канцелярии работать. Я должна была там записывать в какой-то журнал номера документов. Никто толком не объяснил что это за журнал и зачем он нужен. Уже не помню что и как я туда внесла. Не удивлюсь, что накосячила. Но претензий мне после вроде как никто не предъявлял. И еще надо было отвечать на звонки. Какая-то тетка с другого города звонит, спрашивает дошло ли ее письмо, и какой у него входящий номер. Я ей говорю, что пока не знаю дошло ли это письмо. А она говорит, посмотрите в журнале входящей корреспонденции. А я возьми, да и ляпни, что у нас нет журналов входящей корреспонденции (мне ж никто не объяснял, что это как раз тот журнал, куда я те самые цифирки записывала). Какой она хай подняла, стала возмущаться, что у нас в вузе полный бардак, не ведется журнал входящей корреспонденции и т.п. Конечно же, журналы у нас велись, только я еще не знала всех этих процедурных моментов. Про такие журналы нам на курсах или не рассказывали или рассказывали очень вскользь, без практики.

Потом на следующий день мне сказали, что я буду сидеть секретарем в приемной ректора. В приемной была я (секретарь) и помощник ректора (махровая тетка пенсионного возраста). Она меня убеждала, что в молодости была ужасно красива, похожа на Софи Лорен. Но я как ни присматривалась, даже отдаленного сходства не находила. В обязанности этой тетки входило приносить, уносить чай, кофе. Мне такая важная работа почти не доверялась. Ну, и иногда ей нужно было разъяснять посетителям что делать и куда пойти, чтобы получить нужную бумажку. Это я тоже могла сделать. А еще она помнила все телефоны в вузе и всех людей, которые занимали мало мальски руководящие должности. Наверное, это было ее самое ценное качество в докомпьютерную эпоху.

В мои обязанности входило вовремя приходить на работу, т.к. с транспортом в те времена была беда и народ постоянно опаздывал. Как впоследствии оказалось, это было мое самое ценное качество. Еще мне надо было отвечать на звонки, соединять с ректором, брать документы на подпись, записывать в свой личный журнальчик что когда пришло и куда оно ушло.   Мне объяснили, что после подписи я должна была документы в ячейки в канцелярии раскладывать по отделам. Но так как мне было скучно весь день сидеть в приемной, я любила разносить бумажки по отделам сама. Всегда с удовольствием заходила к нашему главбуху. Она ко мне хорошо относилась. Ей поставили телефон, а он очень смешно звенел. И она всегда на телефонный звонок говорила: "Ути пути, мой маленький".

У меня также хранилась гербовая печать и я должна была ее ставить на документах. Это сейчас такие аппараты классные с печатями: нажал и все готов, отпечаталось как надо. Тогда была обычная деревянная клюшка, ее нужно было хорошо давить на бумагу. А если плохо придавишь, то это не есть хорошо, особенно на финансовых документах. Банк может не принять их, если текст от отпечатка читается не полностью. Думаю, бухгалтеры меня поймут. Я научилась так ставить печати, что любо-дорого было посмотреть. До сих пор технику помню ))

Еще у нас был свой сумасшедший. Он в мою бытность работы в приемной, пару  раз приходил, что-то вещал, какой-то красный напиток разлил на ковер. Говорят, что он периодически, уже на протяжении нескольких лет так захаживал в приемную. Но к нему относились спокойно, он был не агрессивный. Если не изменяет память, мы просили местных мужчин, чтобы они вывели его из кабинета.

Как-то я отправила именитого ученого не туда. Хотя, на самом деле, все туда. Но он был до такой степени оскорблен, что я его не отвела за руку и лично не представила нужному человеку, что пожаловался лично ректору. Мне потом ректор высказал, что как я посмела так с этим великим, семи пядей во лбу ученым обращаться. Чтобы я вообще больше никого никуда не перенаправляла по этому вопросу ибо это не мое секретаршье дело.

Но если по существу работы, то она никогда не была такой, как у героини Лии Ахеджаковой. Я никогда не была эдакой разбитной секретаршей, которая советовала руководству, как жить и во что одеваться. Да меня бы и никто не стал слушать. Если честно, я не припомню таких секретарш в бытность работы уже нормальным специалистом. Посетители, ректор и проректоры смотрели на меня как на обслуживающий персонал, практически не общались на нерабочие темы. Самой работы было мало. Нередко было очень скучно. И зачастую мне нужно было просто присутствовать в приемной.  Я там даже не должна была печатать на машинке, все отдавалось в машинное бюро. Я стала почитывать на рабочем месте книжки. Мне сделали замечание, что такое делать секретарю не подобает. Это сейчас секретари могут незаметно для руководства в Интернете лазать или даже не компе книжки читать,  а тогда такого не было. Поэтому я стала просить в машинном бюро документы для печатания. Уж это у меня получалось хорошо. Они мне отдавали их с удовольствием ))  

Потом еще была проблема пообедать. Нет, рабочий график соблюдался, меня никогда не задерживали, даже отпускали на час раньше, т.к. я была несовершеннолетней. Вот тут с тоской вспоминаешь советский КЗоТ и как его соблюдали до окончательного перехода к дикому рынку. Но столовки в вузе не было. Была какая-то кафешка. Но в ней были только какие-то непонятные пирожные. В общем, не еда. На работе из плошек мне было есть неудобно. Поэтому держалась от домашнего завтрака до домашнего ужина. Даже чай не пила. Такое там не было принято. Сама удивляюсь, как я такой режим спокойно выдержала. Поесть-то я люблю.

Проработав там пять месяцев, я уволилась и поступила учиться в другой вуз. Кто-то из знакомых пытался провести параллели между тем вузом, в котором я работала, и тем вузом, в который я поступила учиться. Типа все по блату. Но никакого блата не было. Я как уволилась, так больше туда ни разу не приходила и ни с кем не общалась. После окончания своей учебы, я потом уже по своей основной работе пересекалась несколько раз с моим бывшим начальником - ректором, но он, похоже, меня даже не вспомнил. Ну а я и не стала ему напоминать.

Подпишитесь на наш
Блоги

Как я работала секретарем-машинисткой

18:49, 13 июля 2016

Автор: alfa-omega

Комменты 50

Аватар

О, я тоже бывшая машинистка. После курсов знания закрепляла в программе stamina. Около 400 знаков на сегодняшний день. В принципе, такой скорости хватает..

Аватар

Как интересно! Вспоминается сразу фильм "Любовь на кончиках пальцев" - смотрела и завидовала, у меня так и не получилось освоить метод печати вслепую. Печатаю двумя пальцами, хотя и быстро, но все равно не то(((

Аватар

Если честно то я в шоке, при курсе "Делопроизводство" не давали материал про журналы входящей/исходящей регистрации.

Аватар

Я малость обалдела от того, что по уверениям alfa-omega, ее не узнал бывший начальник, меня спустя десятилетие узнают люди, которые видели меня единственный раз. Меня очень часто узнают какие неизвестные мне граждане. И мне стоит зайти хоть в какой бутичек, чтобы быть уверенной, что его сотрудники меня в следующий раз узнают и будут помнить не только мой размер, но и разговор, который у нас был в предыдущий раз. Для того, чтобы меня запомнили мне не обязательно даже чего-то покупать. А уж чтоб меня не помнили те с кем я работала...

Аватар

Вы случайно не колледж мид заканчивали?)

Подождите...