Всем привет! В посте о том, как девушке подсунули грязное ношеное платье, я написала, что когда-то работала в бутике женской одежды и аксессуаров, ну и мне поступило несколько предложений написать об этом чудном времени пост.

Сразу оговорюсь, что, конечно, пишу только о своем опыте и мало того о двух конкретных магазинах, так что прошу не воспринимать мое повествование, как сборник непреложных правил, который каждому продавцу выдается в первый рабочий день) Справедливости ради отмечу, что моя кузина работает в сетевом магазине, и у них ничего подобного никогда бы не могло произойти. А вот в бутиках – все, что угодно, хозяин-барин.

Работала я в 2003 году, лет мне было 19. Пришлось брать академический отпуск в институте из-за проблем со здоровьем, решила не тратить время зря, а подзаработать. Отправилась на собеседование в приличный (казалось бы) магазин в центре Москвы. Встретила нас старший продавец (далее - СП) – симпатичная блондинка 34 лет, я сразу ей приглянулась, попросила меня что-то ей продать – ну это у меня без проблем, снег зимой продам, если надо будет. Потом представила хозяину. Хозяин (далее - Х во всех смыслах, бгггг) – красавец 35 лет, очень умный, с отличным чутьем на продажи (что не спасало его от хитроумной СП), сразу ко мне проникся и я вышла на следующий же день.

Итак – два магазина (один под другим с разными входами). В том, что наверху – тогда только появившаяся в России итальянская марка, сейчас она много где представлена, относится скорее к среднему сегменту, но тогда была диковиной, Х сам ездил закупать товар в Италию, потом прибавлял процентов 400 к стоимости и готово дело. А иногда и просто в тысячу раз завышал цену. Внизу – только люкс, только хардкор. Я за давностью лет и не помню уже, были ли тогда в Москве именные бутики этих марок, в основном итальянских тоже, но у нас скопом было все – платья, шубы, сумки, туфли и так далее.

Ценники закупались в магазине канцтоваров и пришпандоривались (как и снимались) легко и просто нами же. Утром и вечером считался весь товар в магазине. Обычно было совпадение полное. Продавцы работали 2-2, если на следующий день выходила не я, то оставляла бумажку с цифрами и девочки с утра сверялись с ней до открытия магазина.

А вот чего не было – так это надзора. Х мог приехать утром или вечером, или не приехать вообще. Плюс он полностью доверял СП. Я проработала там совсем недолго, но я умею к себе расположить, так что СП уже на второй неделе стала считать, что при мне можно нормально развернуться и заработать. Я наблюдала за ней, открыв рот – неистощима девушка была на выдумку. Но в итоге я оттуда ушла, просто морально это слишком тяжело было наблюдать, хоть я и понимала, что не последние копейки СП выманивала у покупателей.

Итак, что нужно знать покупательницам:

Чеки! Девы, не будьте наивными, не доверяйте никому и ничему. ВНИМАТЕЛЬНО смотрите в чек и читайте конечную сумму. Даже у меня, «бывалой», были в жизни ситуации, когда сумма в чеке не соответствовала ценнику. Но обнаружить это лучше в магазине, а не дома. Причем это может быть в любом магазине! В ЛЮБОМ! Продуктовом-цветочном-бытовой химии-одежды. Если вы это заметите, то продавец скажет, что-то а ля: «Ой, только сегодня поменяли цену, пошла скидочка, а ценник не успели поменять, КАТЯ!» На крик прибежит Катя, которая сокрушенно покачав головой «признается», что не успела поменять ценник. Чем больше вещей вы берете, тем больше вероятность того, что не заметите, что переплатили за что-то, проверяйте ВСЕ на месте, вдумчиво.

Продавец получает процент. Ему НУЖНО, чтобы вы это купили. И ему совершенно все равно, как на самом деле вы в этом выглядите. Если в действительности вы 48-50, то СП втиснет вас в единственную оставшуюся вещь, которая вам приглянулась, даже если она 44 размера («девушка, вы что, это Италия, у них совершенно другая размерная сетка») - и скажет, что вы – божественная богиня. Если у вас грудь в топике сползла подмышки или вылезла на ключицы, ну, или примялась – вы все равно возьмете, потому что «очень аппетитно смотрится» или « когда грудь немного меньше становится, то вы худенькой такой смотритесь!» Если шуба вам явно велика, то «ничего страшного, вы же на свитер будете носить» или «я вот взяла меньше, а зимой как начала есть, так теперь перешивать пуговицы придется, обидно, знаете как???». Свисают над джинсами бока – замечательно, «стимул похудеть немного». Ну и так далее. Одевались у нас многие знаменитости, так вот одно вам скажу – меня вообще не смущает то, что они все одеты кое-как) Они настолько привыкли к постоянной лести, что адекватно себя оценить вообще не в состоянии. Одна певица любила нацепить на буфера пятого размера топик-сеточку прямо на бюстгальтер. Певица: «Немного провокационно?» СП: «С вашей фигурой только такое и носить! Зато эротично!»

Совет: ходите в магазин только с проверенными людьми, не слушайте никого из продавцов и «случайных покупателей». У нас Х мог зайти и, увидев нерешительную толстушку в брючках, которые только что не лопаются, расширить глаза, и потрясенно таращиться на нее. После чего отпустить кучу комплиментов и подойти узнать, что это за размер, сказать, что у него жена с точно такой же фигурой, и он эти брюки хочет сейчас же купить в этом размере. Естественно мы с СП опускаем взгляд и признаемся, что сей шедевр – «последняя пара». Дама выбегает прямо в этих брюках, еле ценник удается снять успеть, чтобы «мужчина не успел отнять». Таким же образом вели себя продавщицы из нашего второго магазина, заходившие к нам – постоянно играли роль «случайных покупательниц», которым вынь да положь именно эту вещь.

Скидки. Никогда не смотрите на сумму, которая якобы была ДО. Все это абсолютно так же придуманная из головы цена, как и та, что появилась после скидки. У нас зачастую Х и не знал, что что-то купили «со скидкой». Просто продавцы продали по настоящей цене, а разницу положили в карман. Как это делалось? Не секрет, что многие продавцы покупают вещи в своих магазинах чуть ли не по себестоимости, есть такая приятная деталь. Проводили покупку как себе, всего-то и делов. Х неоднократно намекалось, что воооон та сумка – предел мечтаний, но, естественно, он никогда после «покупки» больше ее у СП не видел, ибо «зачем на работу такую шикарную вещь таскать». Как только на сумку кто-то клал глаз, она продавалась, делался второй чек (да, это оооочень легко делалось, не знаю, какие сейчас аппараты стоят, да и тогда я не работала с кассой, только СП, а она была гениальна во всем, что касается техники), а Х сообщалось, что СП на нее накопила) Вообще, из-за того, что это не сетевой магазин, где цены на все регламентированы основным офисом, все решалось на ходу). Если клиент просил скидку, то СП нужно было просто позвонить Х, объяснить, что клиент набрал на поллимона шмоток и просит уступить за сумочку 50%. Обычно он соглашался. Потом он вообще перестал реагировать на такие просьбы – «решайте сами».

Проблема была только один раз – покупательница решила вернуть сумку))) СП в этот день не работала, в чеке у покупательницы стояла совсем не та сумма, за которую сумка была «пробита» в отчете для Х. Думаю, СП немного поседела, пока неслась в магазин с деньгами, покрывающими разницу. Но такое было единожды, а со «скидками» работа у СП велась постоянно.

Постоянные покупатели. Были у нас такие «звезды», которые являлись в один и тот же день месяца или предупреждали заранее, что подъедут тогда-то. К этому дню на вещах, которые мы готовили к их приходу (а вкусы их мы уже знали отлично) СП просто навешивала новые ценники с лишним ноликом. Х, естественно, об этом не знал, а если вдруг случайно бросал взгляд и замечал, что цена уже совсем под небо улетела, то СП таращила глаза и показательно отчитывала ответственного за ценники, та каялась, что ошиблась и все. Так что не думайте, что если вы – постоянный клиент, то по умолчанию вам будут все продавать подешевле, ведь вы облагодетельствуете продавцов своим посещением и в следующий раз. Скорее уж, наоборот. Зная о ваших финансовых возможностях, обдирать будут еще больше. А когда кто-то уже знает, на что вы точно обратите внимание и к тому же явно потратил свое время на то, чтобы подобрать вам сумочку к туфелькам и так далее, отказаться от комплекта будет психологически сложнее.

Аксессуары. Многие не знают, как подобрать ремень к брюкам. А вот производители – те знают и специально придумывают такие мелочи, которые идеально подойдут к аутфиту. Поэтому многие брюки-юбки уже изначально идут с ремешком, на платьях болтаются цепочки, чтобы «сделать талию», прилагаются, например, воротнички из бисера или просто тканевые, съемные, чтобы разнообразить наряд, обращали внимание? Ну, что могу сказать…. Где-то они, конечно, идут сразу. Но только не в том бутике) СП сразу же снимала все, что не было прибито, и прицепляла на эту мелочевку приличные ценники. Когда брюки примерялись, она подхватывала идеально подходящий ремешок и неслась в примерочную: «ой, а вот с этим ремешком гораздо выигрышнее бы смотрелось!» В 99 случаях из ста аксессуар покупали немедленно, ведь он «просто как для этих брюк специально и сделан!»

Отложите мне вот это платье. Ситуация из поста ниже. Вы отложили платье и не посмотрели – то ли это платье, когда забирали его? Too sad(( Ну, или по-нашему, печалька… Девушка там на несколько дней откладывала! То есть, представьте себе соблазн! Представляю рассуждения нашей СП: Платье по-любому (процентов на 90) купят, а я могу в нем выйти куда-то за просто так. Испачкать могу? Ну, некрасиво, да, но оно ведь в единственном экземпляре этого размера, стоит до фига, значит, деньги имеются – химчисточкой воспользуются, ничего страшного.

Но это скорее исключение из правил. Никто не станет держать платье в единственном размере пять дней, если его захотят купить в один из этих дней, то оно уйдет. Пару часов могут придержать под прилавком. А грязно ли под прилавком? Может быть и очень. А сколько народу, примеряя, оставляет грязные следы от косметики на вещах? Много! И вот, предположим, у нас отвешена вещь 44 размера, а мы в курсе, что такая же но 42-го как раз в уже негодном никуда состоянии. Почему бы не заменить одну на другую, думает СП и проделывает такой маневр. Девушка возвращается и забирает грязный 42-й без примерки. Вернется ли она к нам из дома, поняв, что ей платье не подходит? Может быть. Что ей скажет СП? «Вы уже сами не помните, какой мерили, у Италии вообще размерная сетка другая, не морочьте мне голову» - вот что, скорее всего. Поменять – поменяет, деньги отдаст, если что, но мало кто приезжает обратно, на самом-то деле. Сами стирают, или реально считают, что это и мерили и сами испачкали.

Носят ли продавцы вещи? Да. И СП носила, и кузина моя носила. Я лично просто не люблю одежду, равнодушна абсолютно, ибо по молодости подрабатывала и моделью и мне тряпки осточертели. Но если у человека нет особых денег, но есть перед глазами много платьев от Дольче-Габбана, то почему бы ему не «взять поносить»? Стирать такие вещи  - себе дороже. Запах порошка не сразу истребится. Постираешь деликатную ткань не в том режиме – испортишь платье или кашемировый свитер. Проще сказать: «кто-то мерил и испачкал».

Вы не можете это вернуть. Любимая фраза СП. Особенно после возврата сумки))) Если товар выставлен со скидкой –  покупатель не может его вернуть. Если это последний размер – покупатель не может его вернуть. И вообще, это практически нижнее белье, майка – вы не можете это вернуть и точка. И неважно, что никакими законами эти слова не могут быть подтверждены. Предупреждались все таким тоном, что реально возвраты были раз в месяц максимум. Девы, все можно вернуть в течение 14 дней, что не входит в ограниченный список (лекарства, белье, косметика, там много чего есть, но гораздо больше того, чего там НЕТ), знайте свои права.

Вы порвали/испортили вещь. Если при подсчитывании вещей выяснялось, что что-то порвано или сломано (фурнитура на сумке, ремешок на туфлях), то СП и в голову не приходило пытаться что-то починить-зашить. Первый же покупатель, который брал вещь в руки под ястребиным взором СП, обвинялся в том, что именно он сломал-порвал такую дорогую вещь. Ссылками на несуществующие законы СП вынуждала вещь купить. Бывали, конечно, особенно тяжелые случаи, когда покупатель начинал «качать права». Тут СП могла натурально разреветься и пожаловаться, что ей теперь платить за это огромные деньги, а у нее копеечная зарплата. Мытьем или катаньем покупатель уламывался. И, кстати, особенно легко у красивой девушки это прокатывало с кем? С мужчинами! Отсюда совет!

Не отправляйте мужчину в магазин женских товаров!

Развести на покупку ненужного барахла мужчину – самое простое, что может быть. Это проделывается не только с одеждой! Лучше всего идет парфюм, косметика и всякие гигиенические принадлежности. Мужчина растерян, он в панике – ЧТО ЭТО ЗА НЕИЗВЕДАННЫЙ МИР??? Розовенькая помада – это какая из этих трехсот??? Рукава «летучая мышь» - это как??? 44 размер – это американский или российский??? Легкая добыча, что и говорить.

Напоследок пара советов для продавцов.

Не смотрите пренебрежительно на «бедных» покупателей. При всей улыбчивости СП, она терпеть не могла, когда в магазин приходили «бедные». То есть люди, не отягощенные брендовыми шмотками и без сумки ЛВ. Однажды, в студеную зимнюю пору… К нам зашла женщина с огромной сумкой, какие бывают у челночников. СП приняла стойку, долго зло смотрела на совершенно спокойно перебиравшую дорогие платья даму, потом рявкнув в мою сторону «Следи за ней, у нее, небось, в кошельке и рубля нет, ща стырит что-нибудь» удалилась пить чай. Я человек не злой, дама мне понравилась своим спокойствием, да и вообще – смысл хамить, если все равно мне тут стоять? Дама ходила по бутику час! Все это время я наблюдала за ней, когда мы встречались глазами она мне кивала, я ей улыбалась, она не спрашивала меня ни о ценах, ни о размерах. СП, вернувшись, с ужасом воззрилась на нее, уселась за стойку (при покупателях это было запрещено) и стала разглагольствовать о том, как она устала от бомжей, ищущих, где бы что спереть. И в этот момент в магазин вбежал Х, кинулся к даме и закружил ее в объятьях – это оказалась его любимая тетя, с которой они разминулись на вокзале, тк он попал в ДТП. И она не преминула (весьма смягчив картину) рассказать Х о поведении СП. Карьера СП после этого случая висела на волоске, в итоге ее уволили через несколько недель после моего ухода.

Не смотрите с неудовольствием на полных людей и на людей не «вашей» возрастной категории. Даже если в вашем магазине последний размер – L, да и те вещи – маломерки. Многие пожилые полные домохозяйки приходят и закупают целый ворох вещей для занятых дочек-внучек. Однажды к нам пришла домработница одной актрисы, весом за 120 килограмм. Пока она копалась в платьишках, которые налезут только на куклу Барби, СП яростно таращилась на нее, пытаясь взглядом оторвать ей руки (пачкает платья) или просто выгнать вон. Но в итоге на процентах в тот день мы заработали бешеные деньги) И ни одно платье не было возвращено, вот как дама хорошо знала свою хозяйку=)

Не ходите за покупателями шаг в шаг. Если захотят украсть – украдут, будьте спокойны. Такие бывают виртуозы, что профессиональным картежникам ловкость их рук и не снилась. Людям нужно пространство при выборе. Атакуйте в примерочных – там они беззащитны, бгггг)))

Спасибо за внимание!

Подпишитесь на наш
Блоги

Как я работала в бутике.

15:54, 5 июля 2016

Автор: Kuz

Комменты 426

Аватар

Отличный пост!Сразу вспомнилось,как я работала.И еще автор очень добр по отношению к людям(я не про СП и Х,конечно).А это дорогого стоит.Ну и что,что пост давнишний,я плюсую.)))

Комментарий был удален

Комментарий был удален

Комментарий был удален

Комментарий был удален

Подождите...