Контент опубликован пользователем сайта

Конкурсы и опросы

9 шагов постижения современного искусства

27
9 шагов постижения современного искусства

По воспоминаниям современников, Казимиру Малевичу достаточно было час вести лекцию перед неподготовленной аудиторией, чтобы превратить слушателей из скептиков в утвердителей нового искусства. И это притом, что мало кто из учеников понимал все выдуманные или вычитанные термины, которые он так любил использовать в своей речи.

Теоретическая и педагогическая деятельность авангардиста связана с четырьмя учреждениями: Витебское народное художественное училище (ВНХУ), Государственный институт художественной культуры (ГИнХуК), Государственный институт истории искусств (ГИИИ) и Киевский художественный институт. Впервые начав проводить лекции в Витебске в 1919 году, Малевич на несколько лет почти полностью перестает писать картины, привлекая в свою студию все больше учеников и публикуя один трактат за другим. С периферии он возвращается уже в качестве окруженного последователями профессора и в 1923 году получает должность заведующего петроградским Музеем художественной культуры. Музей под руководством Малевича сменяет направление деятельности с выставочной на научно-исследовательскую и меняет название на Институт художественной культуры. В 1926 году ГИнХуК закрывается, а его сотрудники оказываются переведены в ГИИИ. Там Малевич задерживается недолго и меньше чем через два года сменяет фокус с научной деятельности вновь на педагогическую, уехав в Киев. Из Киевского художественного института его увольняют в 1930 году как беспартийного.

Ниже — девять педагогических принципов Малевича. 

1. Искусство несовместимо с эстетикой

«Конечно... можно любить и персиянку, и китаянку, и египтянку в их живописном и натуральном изображении, но приходится считаться и с другими явлениями новой фазы логики искусства, которое вышло из орбиты Рембрандт — Сезанн и Афродита — Магдалина... Как Эдисон не может возвратиться к первобытной технике изображения, так и новое искусство не может прийти к Рубенсу, Рембрандту и Сезанну. <...> Придется массам все же разбираться в нем, как астроному с новым явлением в астрономическом пространстве, и учиться оперировать более сложными числами, нежели число пальцев на руках и ногах». Казимир Малевич. Трактат 1/46 (Эклектика), 1925 год 

                                                           Супрематизм. 1915 год

Главная заслуга супрематизма — удаление метафоры из живописи. Теперь художник уже не изображает то, что находится вне плоскости картины. Означаемое и означающее встречаются на отсутствующем горизонте. И многих пугает и расстраивает именно то, что в случае с супрематизмом вообще и «Черным квадратом» в частности зритель упирается в фигуру, нарисованную на холсте, и никуда дальше продвинуться не может. А хочется — по инерции.

Каждое произведение искусства самодостаточно и свободно от эстетических норм. Вот главный урок, который можно из этого вынести. Эстетический подход к созданию образов — повторение и варьирование форм, так или иначе уже усвоенных обществом. Художественный — работа за пределами общепри­нятого канона. Малевич провозглашает полный отказ от эстетического. Малевич не жалует тех, кто очарован красотками предметного прошлого: аргументы «это неизящно» и «такое на стену никто не повесит» не работают. 

                                                    Без названия. Приблизительно 1919 год

2. Искусство развивается подобно науке и технике

«Если художник-дикарь изображал дерево и старался подойти к его совершенной копии, то техник срубал его и творил из него стул, лавку, строил дом. В искусстве изобразительном нужно было следовать подобно технике, тогда мы избегли бы подражания и не было бы искусства подражания, а было бы искусство творчества». Казимир Малевич. «Путь искусства без творчества». «Анархия». № 72, 1918 год 

                                                                Супрематическая живопись. 1917 год  

Последовательное соотнесение истории искусства с неотвратимо линейным развитием технологий формирует и стратегию художественного образования: «наши училища для новых течений, ибо в них наша юность, мы не учимся ездить на римских колесницах, ибо у нас юные аэропланы и моторы».

На смену живописцу-эстету приходит живописец-ученый. Чтобы получить удовольствие от выставки современного искусства, не нужно унаследовать утонченный вкус от бабушки-поэтессы. Но необходимо владеть соответ­ствующим терминологическим аппаратом и быть знакомым с методами современных художников. Подобно тому как от статьи про бозон Хиггса можно получить удовольствие, хотя для этого и понадобится некоторая эрудированность и усидчивость. 

                                                    Супрематичесая композиция. 1915 год 

3. Искусство требует знания истории

«Потребуется разобраться в двух направлениях искусства и в пятнад­цати ныне существующих измах или течениях, ибо только после уяснения себе всего исторического опыта их развития и отношения к миру мы можем правильно построить действительно новую академию художеств». Казимир Малевич. Доклад в секции ИЗО Сорабиса (Профессионального союза работников искусства), 1928 год 

                                                  Супрематизм (Звуковые волны). 1918 год 

В своем преподнесении истории живописи Малевич, можно сказать, занимается деконструкцией старых методов изображения реальности. Своим ученикам он показывал, как в том или ином направлении создается эстетическое переживание. А когда устройство, к примеру, импрессионизма или примитивизма становится понятным и освоенным подобно ремеслу, то прежде привлекавшая эстетика превращается во что-то вроде бородатого анекдота. Историю живописи по Малевичу следует понимать как эволюцию. И подобно тому как коммунизм должен был стать концом истории, завершить переход от одной формации к другой, супрематизм, а точнее, белый квадрат на белом фоне в теории Малевича стал венцом живописи, то есть исходом использования живописных средств для изображения реальности. 

                                                                         Белое на белом. 1918 год 

4. Предшествующие течения важны, поскольку привносят свой «прибавочный элемент»

«Академия художеств, имеющая живописный факультет, не может иначе его построить, как только в порядке изучения предметов в живописи. С моей точки зрения, таких живописных предметов есть много. Изучение [должно вестись] в историческом порядке: [примитивы, классики,] ближайшие к нам течения, барбизонская живопись, импрессионизм, сезаннизм, кубизм, футуризм, супрематизм, экспрессионизм имеют место в истории искусств, если только они уже имеют научно оформленный вид предмета и могут быть преподаваемы не только создавшими их, но и другими профессорами, изучившими их как научные объективные предметы». Казимир Малевич. К статье «Методы», 1924 год 

                                                                            Весна. 1933 год 

В силу своей увлеченности педагогикой Малевич формирует и теорию искусства. Согласно ей, каждое художественное течение привносит свой «прибавочный элемент» на линии развития живописи. Концепция посте­пенного перехода от одного стиля к другому не отвлеченная, она отражает путь самого Малевича. Импрессионизм распыляет старый мир, кубизм дробит реальность на осколки, и лишь супрематические фигуры делегируют абсо­лютную власть воле художника, освобождая его от необходимости копировать видимую действительность. Студенты осваивали кубизм и приемы разложения формы, сдвиги и только затем переходили к чисто абстрактным плоскостным композициям. 

                                                       Солдат первой дивизии. 1914 год  

5. Слушать нужно увлеченных людей

«В области искусств существуют разные виды его заболевания... художники также разделяются на разные роды этих прекрасных заболеваний или состояний, благодаря которым организм художника дает те или другие формы поведения, которые мы называем искусством или художественной культурой. <...> Различные виды душевных состояний прекрасного заболевания требуют особых методов и средств со стороны педагогики по культивированию прекрасного заболевания». Казимир Малевич. Пояснительная записка к «Плану работ Отдела живописной культуры на 1926– 1927 годы», 1926 год 

                                                             Женщина с ведрами. 1912 год 

Всех увлеченных искусством Малевич характеризует как особо больных людей. Как нельзя вылечить всех одним лекарством, так и нельзя привить всем любовь к искусству на одних примерах. Многим скептикам современного искусства элементарно не хватает насмотренности. Будь они чуть любопытнее, обяза­тельно нашли бы что-нибудь созвучное даже самым маргинальным увлечениям.

Несмотря на то что на лекциях сам художник порой изъяснялся крайне туманно, ему удавалось захватить своими идеями даже самую профанную или скептическую аудиторию. 

                                                    Девушка с красным древком. 1932-1933 годы 

6. Не забывайте о первенстве цвета

«Супрематизм — это новый живописный реализм цвета, но не не6а, горы, птиц и всякой вещи». Казимир Малевич. «Путь искусства без творчества». «Анархия». № 72, 1918 год 

                                                          Супрематизм. 1915-1916 годы 

Супрематизм (от лат. supremus — «высший», «первейший») означает для Малевича «первенство цветовой проблемы». Своих учеников он даже заставлял анализировать цветовые изменения в стадиях кубизма. Такая стратегия позволяет также постепенно уйти от реализма: стоит абстрагироваться от содержания картины и мысленно размыть его до состояния композиции из цветовых пятен, как вам откроется множество дополнительных аспектов живописи. Не зря проблеме цвета посвящен не один трактат, в том числе и Гете. 

                                                                             Торс. 1929 

7. Не думайте о пользе

«Товарищ директор, это не чайник, а идея чайника». Казимир Малевич (цитируется по: Gerry Souter. «Malevich: Journey to Infinity». 2008; высказывание датируется 1923 годом) 

                                                                    Самовар. 1913 год 

Не стоит идти на выставку с какой-либо целью. Никакие обстоятельства не обоснуют сведение искусства к вещи утилитарной. Малевич вместе с учениками экспериментировал над созданием образов и форм в трех плоскостях и даже одно время занимался дизайном бытовых предметов. На робкую претензию директора завода, куда пришли авангардисты, что «из супрематического чайника плохо льется», Малевич ответил: «Товарищ директор, это не чайник, а идея чайника». 

                                                        Чайник с крышкой. 1923 год 

8. Всегда можно найти комфортную для себя точку входа

«Я победил подкладку цветного неба, сорвал и в образовавшийся мешок вложил цвета и завязал узлом. Плывите! Белая свободная бездна, бесконечность перед вами». Казимир Малевич. Из «Каталога десятой государственной выставки. Беспредметное творчество и супрематизм», 1919 год 

                                                                 Супрематизм. 1919 год 

Неплохой способ полюбить современное искусство, который точно пришел­ся бы по вкусу авангардистам, — изучить свой район со спутников при помощи карт Google. Малевич подчеркивал, что его стиль связан с авиацией (что уж говорить о космических аппаратах): ведь из кабины аэроплана любой ландшафт превращается в абстрактные фигуры. Это и есть супрематическая прямая — ведь с такого далекого расстояния конкретность и предметность утилитарных объектов уже не различается. 

                                                                              Космос. 1917 год 

9. Необходимо задавать себе вопросы

«Ваши вопросы застали меня в то время, когда я не думаю о том «Что?» и «Почему?». Остался один вопрос у меня перед всякой работой моей — «Как?». Но Ваши вопросы заставили меня вернуться к моему юноше­ству. В годы юности моей, когда ходил на горки, цветущие травы зеленые видел, и слушал, и смотрел на все, что окружало меня, я сидел и только любовался! И теперь только я узнал, что в рае был тогда. 
     Когда пошел 17-й мне год, любовался я природой. Также ходил и уединялся от людей, но было уже не то, я всюду видел вопрос «Откуда?», «Зачем?», «Кто?», и это было сном моим, я не видел уже того, что впервые. Я хотел расколоть небо и землю, как яйцо куриное, и отделить желток от белка, и рассмотреть зародыш всему». Казимир Малевич. Из письма Михаилу Осиповичу Гершензону, 1918 год 

                                                              Голова крестьянина. 1929 год 

Аналитический взгляд способен вычленить абстракцию из любого объекта окружающей действительности. Измы, выделенные Малевичем в его версии истории изобразительных искусств, занимались последовательным разло­жением пейзажей, натюрмортов и портретов на цвета и формы. Но совершить эту процедуру получится, лишь если правильно провести юность. Поэтому перед тем, как все усложнять умозрительными идеями, необходимо как следует насладиться красотой природы, цивилизации и людей. 

                                                                   Плотник. 1927 год 

 

 

 

Источник: arzamas.academy
Источник фото: malevich-art.ру

Оставьте свой голос:

330
+

Комментарии 

Войдите, чтобы прокомментировать

Svetka_iz_Biryulyovo
Svetka_iz_Biryulyovo

огромное Вам спасибо, что разместили это тут

unmerciful_disaster-1845
unmerciful_disaster-1845

Svetka_iz_Biryulyovo, пожалуйста! ))

Fox12
Fox12

Возможно, если действительно пообщаться с увлеченным художником и настоящим педагогом, я бы и увидела в крестиках - звезды, в линиях - движение, но.. для меня важно все-таки чтобы из чайника лилось, а на картину хотелось бы смотреть и наслаждаться красотой, а не искать самовар там, где его в принципе нет. реалист я.

unmerciful_disaster-1845
unmerciful_disaster-1845

Fox12, вы практик скорее.

Fox12
Fox12

unmerciful_disaster-1845, да. верю только в то, что вижу либо объяснимо законами и логикой. Но вот на этих картинах упрощение достигло максимума. Могли бы спасти цвет, сочетание, но и тут все упрощено. на картину "плотник" я в принципе смотреть не могу. все очень резко и негармонично и опять же упрощено до нереальности.

rita-rita
rita-rita

Теперь всегда, когда я сморю на такие картины, сразу вспоминаю "У чувака пошла носом кровь и он просит за это 20 миллионов?" ))))

unmerciful_disaster-1845
unmerciful_disaster-1845
Показать комментарий
rita-rita
rita-rita

unmerciful_disaster-1845, Пушкин?! Может все же Маяковский?))) Пушкин-это что-то гениальнопростое, красивое и понятное всем. Типа Шишкина и Репина. А Малевич явно "кино не для всех")

unmerciful_disaster-1845
unmerciful_disaster-1845

rita-rita, "понятное всем" ох как вы расстроили пушкинистов.
Не буду вступать в дискуссию, так как, очевидно, в этом нет смысла. Вы останетесь при своем мнении, а я при своем.

KsenyaP
KsenyaP

rita-rita, согласна с вами, супрематизм это лестницы строк Маяковского, окна РОСТа , это революция формы и революция в стране, мне вообще кажется, что полотна нужно рассматривать в контексте времени и событий в жизни художника, тогда становится понятно, почему люди разбиваются в геометрии и летают над Витебском.

nemodnaj
nemodnaj

rita-rita, а я вспоминаю фильм " приключения принца Флоризеля", когда художник вместо портрета убийцы рисует нечто непонятное и абстрактное, а подельники, увидев портрет, в ужасе орут " так ведь это же Клетчатый". Классный стеб)))

tatqna
tatqna

А вдруг видя такое в голову придет не то, что хотел"сказать" автор?Все...его миссия не исполнена....
Fox12 --согласна с Вами!

unmerciful_disaster-1845
unmerciful_disaster-1845
Показать комментарий
rita-rita
rita-rita

unmerciful_disaster-1845, Большинство людей далеки от современного искусства. Так и знайте)) А Сплетник все же не форум искусствоведов.

grymza_ignatyevna
grymza_ignatyevna

unmerciful_disaster-1845, а знаете, что поистине далеко друг от друга? Умение просто перепостить интересную статью и умение тонко и остроумно вести беседу/поддеть собеседников (не скатываясь в эти банальнейшие плоские "обвинения" в необразованности). Будем знать.

oldgranny
oldgranny

unmerciful_disaster-1845, нет не все! Спасибо за пост!

Fox12
Fox12

unmerciful_disaster-1845, не обижайтесь. большинство людей далеки от любых новаторств, что в искусстве, что в науке. везде. но ведь все учатся. и эволюционируют. я за всю жизнь была в Эрмитаже два раза. Никогда не забуду потрясения, когда увидела амфоры и вазы Древней Греции на первом этаже. Это те самые изображения жизни греков, которые сопровождали любое, что касалось Древней Греции от истории 5-го класса до Мифов Древней Греции Куна. Но по настоящему я поняла уровень культуры и искусства греков, когда увидела это своими глазами. Как и золото скифов - я его тоже увидела в Киевской лавре. Мой восторг не объяснить словами. Но когда я поднялась в залы современной живописи в Эрмитаже, это был такой контраст, такое "упрощение", минимум усилий и цветов, для меня это было очень показательно.

grymza_ignatyevna
grymza_ignatyevna

"а смену живописцу-эстету приходит живописец-ученый" - этот "научный" бесстрастный подход к искусству, разложение на цвета и формы меня лично пугает. Аналитическое мышление - это прекрасно, ну а как же душа? Хотя, возможно, все эти слова и речи звучат так страшно, потому что помнишь в какое время они произносились. Революция, гражданская война - когда как раз "небо и земля раскалывались"; "мир насилья разрушали, а свой новый мир строили". ps Не по теме, просто мысли вслух: Малевич умер в 1935 году (довольно молодым), он не успел застать основную волну репрессий; кто знает, может он бы тоже попал под жернова (ведь его увольняли в 1930 и арестовывали даже, если память не изменяет).

Antmary
Antmary

grymza_ignatyevna, Аналитическое мышление - это прекрасно, ну а как же душа? Это не взаимоисключающие вещи. Просмотрела курс мастер-классов по живописи и пришла к выводу, что правополушарное рисование - это прекрасно, но без детального изучения рисуемых предметов получается фигня. На одном из мастер-классов очень милая девушка писала картину к 23 февраля по методу правополушарного рисования. Задумка хорошая, а вот результат не порадовал. Нарушены пропорции, композиция напрочь отсутствует, зато с душой. Художники на мастер-классах были разные. Самые классные работы получились как раз у тех, кто тщательно анализировал предметы, разбирал их на простые геометрические фигуры (человеческое тело представили как набор цилиндров и две сферы).

flow
flow

Antmary, интересно, а художники в стиле "наив" по методу правополушарного рисования работают?

Загрузить еще

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

Дженна Дьюэнн-Татум рассказала об их с Ченнингом Татумом первой ночи и нынешней интимной жизни
СМИ: стала известна дата свадьбы Пиппы Миддлтон и Джеймса Мэттьюза
Иван Янковский, Филипп Киркоров, Марина Александрова и другие на церемонии вручения премии "Событие года"
"Леди Макбет": страсть и преступление в трейлере британской экранизации русской классики
Игорь Чапурин, Александр Терехов, Марина Юдашкина и другие на презентации дизайнерских елок
73-летний Мик Джаггер стал отцом в восьмой раз
Марат Башаров с бывшей и нынешней женой, Михаил Ефремов и другие на презентации сериала "Пьяная фирма"
"Спасатели Малибу:" Дуэйн Джонсон, Зафк Эфрон и другие в первом трейлере
Итоги года от "Яндекс": "Физрук", "Игра престолов" и другие самые запрашиваемые сериалы
Анджелина Джоли просит Брэда Питта помочь найти нового психотерапевта для их детей
Экс-жених Софии Вергары Ник Лоеб снова подал на нее в суд — от имени эмбрионов их детей
48-летняя Кайли Миноуг с 28-летним женихом Джошуа Сассом в лондонском ресторане
Конкурс на SPLETNIK.RU: кто идет на концерт группы "Моя Мишель"
Под мальчика: Холли Берри сделала короткую стрижку
Эмили Ратажковски в смелой съемке рождественского календаря Love
Тренд: Кендалл Дженнер, Кейт Мосс, Мирослава Дума и другие восстанавливают репутацию леопардового пальто
"Викинг": Данила Козловский, Светлана Ходченкова и Александра Бортич в финальном трейлере
Друзья опровергают слухи о разводе Ким Кардашьян и Канье Уэста