Не скажу, что я прямо фанатею по Ренате. Мне вообще сложно сказать, что я фанатею по кому-либо - все кумиры, все звезды, даже самые закрытые, интеллигентные и сдержанные, иногда ошибаются. Такие ошибки в любой момент могут испортить все впечатление о человеке, поэтому я живу как-то без особых восторгов и фанатизма. Но если есть женщина, которую я люблю и обожаю, как образ - это Рената Литвинова. И о ней я постараюсь что-то написать, рассказать и показать. 

Жизнь и творческий путь
Рената родилась 12 января 1967 года в Москве (сейчас ей 49). Свое имя девочка получила в честь дяди-татарина Рината. Родители Ренаты - врачи и они разошлись, когда дочке был год. Любовью к кинематографии и чувством стиля Рената обязана во многом маме, которая шила ей платья вплоть до первого курса. Любимые цвета режиссера - черный, мышиный серый, белый, и за любовь к этим цветам, в частности за привычку носить
"чёрный свитер, чёрную юбку и высокий каблук" во ВГИК её звали "эсэсовкой".



Рената признается, что поначалу актерство студентку режиссерского факультета совершенно не привлекало - уже в качестве актрисы она признавалась, что каждый фильм ее полностью опустошает, а первый опыт ей и просто казался ужасным и жутко непрофессиональным со стороны. Но затем, в 1994, критичную блондинку пригласила в свой фильм "Увлеченья" Кира Муратова, и тут она не смогла отказать:"Я училась на сценарном факультете и всегда отказывалась играть у режиссёров. Я никогда не чувствовала в себе актёрских талантов. Более того, своё лицо я считала нефотогеничным. Всегда отказывалась, когда меня звали сниматься. А отказать Кире Муратовой было невозможно". Через год этот фильм возьмет на "Нике" премии в категориях "Лучший фильм" и "Лучший режиссер", а дружба между Кирой и Ренатой выльется в долгоиграющее продотворное сотрудничество. 

 Рената Литвинова в "Увлеченьях" (1994) Киры Муратовой. Первая серьезная роль актрисы.

Рената же в "Трех историях" (1997) Киры Муратовой. Героиня Литвиновой - Офа - регистратор роддома - добрым нравом не отличается: не любит "ни мужчин, ни женщин, ни детей". В этом же фильме звучит легендарная фраза, без которой позже не обойдется почти ни одно Ренатино интервью: "Этой планете я бы поставила ноль".


Постепенно Рената завоевывает свою славу необычайно самобытной актрисы - она продолжает сниматься в фильмах, начинает давать интервью и сразу отрекается от общественных критериев "нормальности": "Говорят, это немодно — все эти красные губы и стрелки на глазах! Но ведь и я не модель, не надо это путать. Модель всегда одета как все остальные модели — всегда в тенденции, даже если ей это не идёт. Актриса никогда не должна одеваться как модель. Она должна иметь свою отдельную «песню». Пускай лучше ей подражают".
Сейчас Рената полноправно является иконой стиля, и, по всеобщему признанию, воплощением гламура в самом хорошем смысле.


Владимир Познер о Ренате: "
Она не просто блондинка, она квинтэссенция блондинки – не только в смысле цвета волос, но в смысле общего впечатления от всего. От ее глаз, от движения ее рук, от того, как она ходит, как смотрит, как жестикулирует, как стоит и сидит – так умеют только и исключительно блондинки... [...] И еще: она обворожительная женщина. Но при этом лишена кокетства. Нет и тени жеманства, нет и намёка на «ах, я такая слабая!», «ах, как трудно мне, женщине, в этом мужском мире!». Ничего такого нет, потому что это пошло, а в Ренате вы не найдете и следа пошлости". 

Познер о впечатлении от интервью: "
И совсем меня доконал ее рассказ об «умирающих бабушках», которые страшно боялись смерти и которых она держала за руку, приговаривая – «это не страшно, не страшно». За всю программу Рената Литвинова не сказала ни единого банального слова и ни разу не ушла от вопроса".

Рената дважды была замужем - в 1996 она вышла за кинопродюссера Александра Антипова, развод случился через год. Рената никогда о нем не говорит. Его фото я не нашла.

Второй брак - с бизнесменом Леонидом Добровским - продолжился с 2001 по 2007 год. От этого брака у Ренаты есть дочь Ульяна. 
О втором муже еще будучи замужем Рената говорила очень трогательно. В разговоре с Татьяной Толстой она упоминает о его исключительной доброте даже к общеизвестным негодяям, которым, он, не смотря на всё, помогает. "
Ведь он тоже человек". Рената тогда сказала, что видит в этом нечто особенное, нечто что очень свойственно детям и зачастую совершенно непонятно взрослым.
 Рената со вторым мужем.
В фильме "Последняя сказка Риты" Леонид Добровский сыграл роль работника ритуального агенства.

Рената с дочерью
Дочь Ренаты, Ульяна, давно учится во Франции. Режиссер говорит, что старается обеспечить дочери максимальную свободу (в рамках разумного) и безумна рада, что свободна от обязанности посещать родительские собрания.


Рената и интервью
Конечно, самый логичный смысл познакомиться с публичным человеком - это посмотреть с ним множество интервью. Изначально эта глава называлась "мировоззрение Ренаты", но такое понятие не имеет смысла - в "Школе злословия" режиссер и актриса сама признается, что ее мировоззрение и взгляды меняются. 
Кроме прочего, у Ренаты есть одна черта, касаемая только интервью - характер ее поведения при разговоре очень часто меняется, ее интервью по своей структуре очень неровные. Так, по ней часто видно, когда она взвинчена, нервничает, когда она закрывается или когда получает от разговора удовольствие. Одно остается неизменным - актриса прекрасно знает "анатомию съемки" и, как правильно заметили в той же "Школе Злословия" - Рената постоянно "крутится" перед камерой, показывая то те, то другие ракурсы, складывая по-разному руки, глядя по-разному. В этом ее профессиональность, в этом ее знание анатомии, магии кино.  



Самой взвинченной она мне кажется в "интервью" детям - в шоу "сто вопросов к взрослому". Дети, стоит признать, не отличались в этой ситуации особой тактичностью. На вопрос об отношениях Ренаты и Земфиры режиссер недвусмысленно дала понять, что считает чтение желтой прессы сродни копанию в го**е.


Большинство других интервью проходит куда спокойней - в "Школе злословия" Рената - вдумчивая и очаровательная, у Урганта - ироничная и смешливая, в "Модном приговоре" - шутливая, но бесжалостная к эгоизму и его представителям:


Из интервью у Познера (2012): "Надо идти на испытания, а не избегать их. Если тебе предназначен какой-то телефонный разговор, какой-то страдательный момент - ты идешь на него. Я не хочу это огибать, так нельзя. Мне даже нравится впасть в страдание и пострадать. Это для меня как-то... Питательно. Даже отрицательные моменты. Мне нравится их превращать в плюс".


Из интервью в "Школе злословия" (2002): "С одной стороны я отношусь к себе дико иронично, красные губы - это несерьезно все. Но с другой стороны, извините, теряюсь [в образе]".

Из интервью в "Школе злословия": "У меня кажется, что у меня такая... Душа воина. То есть он среднего возраста, такой мускулистый, такой... Мускулистый среднего возраста. Ну воину всегда в районе тридцати, может, 35".



Из интервью у Познера: "Мне кажется, когда приходит Любовь, ты понимаешь, что все остальное было... Мелкие подчувства. Влюбленность - это такое живительное, питательное. Надо все время влюбляться - это омолаживает, несет тебе счастье. Вдохновение. Обязательно надо кем-то очаровываться, в смысле... У меня одна подруга очень смешно говорила "без проникновения". Ты же можешь очаровываться каким-то талантом... У меня такое постоянно. Я себе позволяю... Сверкать глазами".

Из интервью у Познера: "Это мы, конечно, пытаемся в искусстве восстановить баланс, но в мире, конечно, идет приумножение зла и работает этот закон как-то страшно и неотвратимо. И, наоборот, меня удивляет, что существуют еще люди добрые, порядочные. Вот это вызывает, конечно, скорее удивление, чем это норма".

Из интервью у Познера: " Например, мы связались с Архнадзором и взяли списки снесенных зданий, которые у меня героиня ходит, ищет прекрасные старинные здания, которых нет в нашем городе или их крайне мало. И я просто была в ужасе, когда я взяла вот этот том буквально снесенных зданий по личному распоряжению мэра Лужкова, по личному распоряжению мэрии города. "Снесено", "Снесено". Какие-то палаты, какие-то особняки, все это куда-то приватизировано. Какие-то огромные архитектурные преступления совершались в этом городе. Никто за это не понес никакой ответственности. И что мы видим взамен? Мы видим эти безобразные торговые дома, бетонное элитное жилье пустующее, где можно какие-то фильмы ужасов снимать, потому что там никто не живет. Там так я выразила свой протест. И моя героиня ходит, и  эти все в этом волшебном радио звучащие адреса – они совершенно подлинные. "Снесен такой-то дом, снесен такой-то дом".



Рената Литвинова в "Вечернем Урганте" (2015):
Ургант: Расскажите про это чувство, когда Вы идете по Канскому фестивалю... Рената: И тебя никто не знает! И еще говорят "отойдите, отойдите. Не перекрывайте нам обзор".


Из интервью у Познера: "Мужчинам вообще просто. У них нет семьи, детей, они более безответственны. А женщины все навешивают и навешивают на себя. Мне кажется, что сейчас матриархат, и мужчины – это слабый пол, им все тяжелее и тяжелее. А не женщинам. Женщины сейчас и интересней".

Из интервью у Познера: "Мне кажется, стареть в России – вообще это какой-то кошмар, потому что здесь все против стариков, начиная от климата. Я не знаю, я вот думаю, а в чем ходить по этим гололедам?  Даже моя мама упала, и это всё, уже превратилось в страдания и в постоянную проблему с ногой, с рукой. Что, в шиповках, что ли, ходить, чтобы цепляться за этот лед, который никто не откалывает? Здесь ужасный климат, здесь ужасное отношение к старикам, здесь совершенно ничтожные зарплаты эти... А что придумал мэр? Помните, он все выдвигал эту версию, что нужно их сселять всех в какой-то город? Всех стариков, пожилых, пенсионеров. Я думаю, он же близок к пенсионерскому возрасту – пусть он туда и сселится первый. Это же безобразие. Как может такое в голову зайти?".



Из интервью у Познера: " У меня 7 месяцев подряд шел монтаж с одним жутким монтажером, кретином совершенным. И он меня довел до такой степени, что где-то на седьмом месяце у него слетел весь мой монтаж. Это было состояние, что я схватила какую-то вазу, я за ним гонялась. Если мне попадалось что под руку, я пыталась его как-то достать, он от меня бегал очень ловко. Я ему орала: "Я – лауреат государственной премии, я тебя разрежу на куски, выброшу твое тело и меня никто не засудит", потому что он меня довел до такой степени... И вдруг  в этом тексте я впервые в жизни вспомнила, что я – лауреат государственной премии. Я говорю: "Он мне ничего не сделает. И любой суд меня оправдает". Это я уже кричала ему, когда меня держали. Он знал материал, и меня уговаривали его оставить: "Еще подожди, он сейчас знает, где чего лежит". А потом он еще спрятал материалы и меня шантажировал, когда уже дошло до такого рукоприкладства. Он мне говорит: "Выплатите мне еще одну зарплату, тогда я вам покажу другой материал". Представляете, какой негодяй? Вот тогда-то я и вспомнила, что я – лауреат государственной премии. Единственный раз за много лет."


Татьяна Толстая об изменениях в Ренате со времен "Школы злословия":"Мне кажется, что внешне Рената похорошела, а внутренне стала грустнее, что ли".


Основной работой для Ренаты остается все-таки режиссура. Из ее работ отдельно стоит отметить "Богиня, как я полюбила" (режиссер, 2004), "Зеленый театр в Земфире" (режиссер, 2008) "Мне не больно" (2006) (режиссура - Балабанов, Рената - главная роль), "Жестокость"(2007) (одна из главных ролей). С 2009 по 2011 Рената работала над, наверное, самым главным на сегодняшний день для себя фильмом - независимым от кого-либо, при условии "абсолютной творческой свободы" и целиком и полностью посвященный смерти.

Последняя сказка Риты.


Рената о подготовке фильма:"Этот фильм забрал два года жизни. Снят он был принципиально независимым ни от каких продюсеров, на свои деньги. Изначальный сценарий переписывался в процессе и под актёров и под бюджет, и я признаю, что рамки иногда даже полезны для творчества. Но при условии абсолютно творческой свободы, которой я обладала. Моя роль — это некое мифологическое существо в современных условиях, которое именно подделывается под человека — пытается общаться, выпивать в компаниях, но главная её задача — собирать красивые души и сопровождать их в последний путь. Именно моя героиня сопровождает Маргариту Готье в течение последних тринадцати дней её жизни. По жанру — это сказка в условиях сегодняшнего города, но для меня это быль — я в такие „расклады“ абсолютно верю. За всеми есть досмотр в высшем смысле — если смерть уважает человека, она его всегда предупреждает заранее".


"Поймите, это же принципиальное решение. Не хотелось ни под кого ложиться ни в каком смысле! То есть хотелось, чтобы мое кино никаким образом не подвергалось никакой цензуре. Если идёт творческое безумие, я не хотела его лимитировать. Хотя бы один раз в жизни. И я, заплатив огромную цену за весь этот опыт, утверждаю, что была абсолютна творчески свободна".


Фильм "Последняя сказка Риты" - безусловно, отдельная и очень важная глава в жизни Ренаты. Он был сделан полностью на ее деньги, и, что более важно, построен исключительно на ее мировоззрении и видении одной их важнейших для режиссера тем - на теме Смерти. В чем суть фильма? По-моему, в том, что смерть - это не главный ужас жизни, а только предстоящее приключение. В том, что у каждого будет своя смерть - у кого-то в элегантном зеленом платье и с бокалом шампанского, у кого-то - измученная старая женщина, но бояться ее в любом случае не нужно. Она - не враг, она - проводник. И таких людей, как Риточка, конечно, не нужно жалеть - она любила и была любима, жила в искренности и переживаниях, в боли и в радости. И смерть - не последняя станция в ее пути, а только лишь одна из.


Сценарий к фильму вырос из малюсенького наброска 1988 года - "Очень любимая Риточка. Последняя с ней встреча".


Музыка к фильму была написана вторым продюссером фильма - Земфирой, и по договору обошлась ровно в один рубль.

Земфира в интервью Познеру говорила, что в песнях для нее первичней музыка, а не слова; что она все-таки музыкант, а на поэта и не перетендует. Так вот - заключительный трек к фильму, по-моему, одна из самых звонких в плане смысловой нагрузки песен Земфиры.

Рената говорила, что многие истории в фильмы - взяты из ее жизни. Не буду спойлерить, но дам понять тем, кто видел - например, эпизод с сигаретой и вскрытии или Гагарин (про Гагарина - было легендой МХАТа).


А еще Рената совсем не зануда - вот какое-то совершенно странное её интервью с Милой Йовович.


О чрезмерном уходе:"Когда за собой сильно ухаживают, это тоже перекос — лучше бы книжки читали, а они в залы ходят и качаются, качаются... Короче говоря, не любо мне это, хочу в неправильный образ жизни уйти и старость на высокой ноте закончить".

О коллегах по цеху (2012  г): "Сколько я вижу домохозяек, которые посвятили свою жизнь детям, они им за это "спасибо" не говорят. И зачем эти жертвы были нужны? Естественно, нужно следить за своим отпрыском, не бросать его в детский дом и показывать своим примером, что нужно трудиться. Дети такие беспощадные. В какой-то степени я вижу отзвук ада на теперешних детях."



Вопрос, который Ренате никогда не стоит задавать: Почему Вы так странно говорите? Реакция может последовать совершенно разная - от шуточно-безразличной до пассивно-агрессивной, но вопрос этот режиссеру явно не нравится.


О воспитании детей (2012 г): "Сколько я вижу домохозяек, которые посвятили свою жизнь детям, они им за это "спасибо" не говорят. И зачем эти жертвы были нужны? Естественно, нужно следить за своим отпрыском, не бросать его в детский дом и показывать своим примером, что нужно трудиться. Дети такие беспощадные. В какой-то степени я вижу отзвук ада на теперешних детях."


Из книги Алексея Васильева "Богиня. Разговоры с Ренатой Литвиновой": "Вот гляжу я на тебя, год прошел... Убогая одежка. В желудке - растворимый кофе и дешевые сосиски. Истертый коврик под кроватью. Истоптанные тапки в коридоре. Давным-давно сорвался унитаз. В кошельке: в одном отсеке - пересчитанная мелочь, в другом еще чуть-чуть, в бумажках, - все на учете от нищеты. А молодость прошла, и это тело никогда не ело вкусно, не спало, не загорало, а только мерзло и ходило под дождем."


Из книги Алексея Васильева "Богиня. Разговоры с Ренатой Литвиновой":"Валентина Петровна, красавица моя, я вас вспоминаю! Докладываю, что видела вашего мужа после вашей смерти, -- плакал. Я угостила его бананом, тогда это была редкость, и он, всхлипывая, съел. Люди ведь не стареют -- любят сладкое и когда их гладят по теплым плечам и спинам: "Ничего, ничего..."."


 С режиссером Алексеем Балабановым. Да, и такие были времена.



Рената о курении:"
В моем фильме [Последняя сказка Риты] многие курят, некоторые - очень много (но общество любителей курения меня не финансировало). Это, конечно, вредная привычка, но очень красивая. Курение - некий символ саморазрушения. Но ведь и жизнь стремится к своему концу, и ничего с этим не сделать".
 Кадр из "Последней сказки Риты". Как пишут в одной рецензии "
курят [в фильме] везде и повсюду, фильм буквально наполнен сигаретным дымом". Из другой рецензии - "В этом мире много курят. И эта «невинная шалость» — привычка курить — превращается в фильме едва ли не в главную героиню, из-за которой разгорается скандал".


Помимо прочего, Рената рисует:





 Эскиз к "Последней сказке Риты"

За что я люблю Ренату? Прежде всего за её самобытность, несгибаемость. Мне кажется, она с годами стала более холодной, может, научилась жить с болью, но мне кажется, что в её жизни было достаточно много тяжелых моментов. Многие говорят, что в молодости Рената была куда заносчивее и надменнее, чем сейчас. С годами Рената разуверилась в бессмертии и научилась верить в смерть, даже смогла её по-своему полюбить; как она сама говорит (с грустью), несколько спустилась на Землю; скорее разочаровывалась в реальности, чем погружалась в волшебный мир. Несмотря на всё это, в ней осталась её уникальность, её стиль, её любовь к сумасшедшим - и я считаю её вклад в уникальность мира, в индивидуальность каждого человека - пусть не меняющим систему мира, но в высшей мере прекрасным.
Всем спасибо за внимание!



 

Подпишитесь на наш
Блоги

Рената Муратовна Литвинова

09:29, 6 марта 2016

Автор: kotyakotenka

Комменты 22

Аватар

Если она неприятная в жизни - очень жаль, конечно, но это не умаляет ее таланта. Не все одаренные люди прекрасны при общении - Гафт, к примеру, очень тяжелый человек, Вячеслав Полунин - кошмар, но они же гениальны. Так что для меня экран или сцена отдельны от человека. Пост очень понравился.

J

Нравится она мне во всех своих амплуа в т.ч. и режиссерском)Рыдала над "последней сказкой" последняя сцена мне еще дня три снилась

Аватар

а какая она в "про любовь")

N

Не разделяю взглядов автора поста, мне Рената кажется очень искусственной и надуманной. В жизни у неё очень неприятный цепкий взгляд, как-будто смотрит на женщину и мысленно сравнивает с собой. Причём может смотреть в упор и долго.

Аватар

Пожалуй самый придуманный,фальшивый и бездарный персонаж.

Подождите...