Российский фотограф Елена Аносова несколько месяцев снимала осуждённых женщин, чтобы понять, как закрытая система деформирует человека.

На этой неделе Фестиваль этической фотографии в Италии объявил победителей World Report Award. В категории «Spotlight» выиграл проект «Отделение» Елены Аносовой. Bird In Flight поговорил с Еленой о том, что происходит с людьми в закрытых пространствах, как это — снимать в женской колонии и должен ли фотограф заниматься социальными проблемами.

Елена Аносова, 32 года Родом из Иркутска. Окончила Иркутский государственный технический университет. В 2013-м поступила в мастерскую документальной фотографии в московской Школе фотографии и мультимедиа им. А. Родченко. Призёр в категории «Spotlight» World Report Award на Фестивале этической фотографии (Италия), заняла 1-е место и выиграла гран-при международного конкурса им. Стенина (2015), лауреат конкурса молодых фотографов России (2013). Заняла 1-е место в разделе «Документальная фотография» на Балтийской биеналле «Фотомания» (2015).  

По медицинским показаниям я училась в интернате. Это такой санаторий и одновременно закрытый объект со своим режимом. Неплохое место, но там ты никогда не бываешь один. Когда я выросла, я захотела вернуться в интернат и поснимать там. Но времена изменились и дети тоже — появились сотовая связь и социальные сети. Поэтому я стала искать другие места. Я поняла, что мне интересна тема закрытых женских институций: тюрем, казарм, монастырей. С тюрьмой получилось договориться быстрее — за восемь месяцев.

Я снимала в нескольких колониях: где содержатся женщины, совершившие преступление впервые, в колонии для рецидивистов и в колонии-поселении. Все они находятся в Сибири.

Часто места лишения свободы расположены при каком-то небольшом населённом пункте и, как правило, являются посёлкообразующим предприятием. Я несколько месяцев снимала комнаты у местных бабушек. Ходила в колонии к восьми утра и пока не выгонят. Первые недели я не фотографировала. Мы разговаривали, пили чай — знакомились.

 

Фотографу дают сопровождающего, который показывает колонию: «Тут мы спим, тут работаем, тут едим». В 90% случаев гость не спрашивает у заключённых, согласны ли они, что их снимают. Это наносит им достаточно серьёзную травму, потому что не каждый человек хочет оказаться в газете, тем более в местной — его могут увидеть соседи, одноклассники его ребёнка и так далее. Женщины, которые согласились участвовать в этом проекте, — настоящие героини. Каждая из них в личной беседе, без присутствия администрации, дала согласие на съемку. Более того, они увидели результат моего отбора на экране.

 

 

В съёмках приняли участие почти двести женщин. Думаю, героини согласились, потому что я смогла объяснить, для чего я снимаю. Я показываю деформацию, которая с ними здесь происходит. Я не делаю акцента на быте — любой человек по книгам, фильмам представляет, что такое тюрьма.

Тяжело каждый день узнавать жизненные истории, да ещё и неоднозначные. Колония — это что-то типа военного городка: несколько корпусов, и ты не можешь выйти за ворота. Понятно, что это закрытая территория, что давят границы, неозвученные правила и протоколы, но эмоционально сложно ещё и потому, что ты понимаешь: никто не застрахован от того, чтобы здесь оказаться. Много людей сидят за экономические преступления, много — за превышение сил при самообороне.

Этимология женских преступлений отличается от мужской. Женщина, как правило, проявляет насилие в ответ на насилие по отношению к ней или к её детям.  

Я не говорю, что там все такие, но подобных случаев достаточно. Много тех, кто употреблял наркотики или как-то по-другому был с ними связан. Но людей, которые защищали себя и своих близких, достаточное количество.

 

Человек, находясь постоянно под наблюдением, без какой-то даже мнимой возможности побыть наедине с собой, а это одна из важнейших потребностей, не чувствует себя в безопасности. Мы приходим домой, забираемся в кровать, укрываемся одеялком, и мы в домике. А там это одеяло в любой момент могут сдёрнуть или такие же заключённые, или кто-то из администрации. И все увидят, какой ты, какого цвета твоё нижнее бельё и так далее. Это деформирует людей, потому что отсутствует базовая ступенька — безопасность.

«Отделение» — это визуализация деформации, которая может происходить с человеком. Я начинаю с молодых и красивых девушек, так что вообще непонятно, что они сфотографированы в местах лишения свободы. Потом показываю взрослых женщин, где мы видим следы жизни на лицах и телах. И заканчиваю я женщинами, которые уже деформированы, стали подавленными, грустными, мужеподобными, у которых были попытки суицида… Кто-то сам об этом сказал, но это видно и без слов. Это невозможно уложить даже в 20 снимков, поэтому это книга.

Многие листают её, и в ней не сразу понятно, что это про места лишения свободы.

Читатели возвращаются в начало и говорят: неужели там есть такие девушки? Да там все есть.  

У нас ничего не изменилось со времён Чехова, который отмечал, что все эти разные люди — и убийцы, и сидящие за лёгкие преступления — находясь вместе, в общих спальнях по 50 человек, неизбежно влияют друг на друга. Общество в колонии отражает нашу действительность, просто в более скромных масштабах. Но там происходит всё то же, что и снаружи.

 

 

Раньше я думала, что отбывшему наказание, может быть, и не все дороги открыты, но у него хотя бы есть второй шанс. Поговорив с неоднократно осуждёнными, я поняла, что часто вторых шансов нет — наше общество их не даёт. Оно считает, что все, кто там был, поголовно монстры. Мы не видим в них людей — наших соседей, одноклассников, если нас это лично не коснулось. Получается замкнутый круг: например, женщина, защищая себя и своих детей, совершила преступление. Детей отправили в детдом, её — в колонию. Когда она выйдет, ей будет сложно устроиться на работу. Детей ей тоже не отдадут, потому что у неё нет работы и ей надо доказать, что она может содержать ребёнка. Как им адаптироваться, социализироваться? Когда я пришла делать проект, я не задумывалась об этом.

«Отделение» получило известность из-за того, что это острая социальная тема. Но для меня это вопросы закрытых женских институций. Социальными проблемами будут заниматься фонды и организации, например «Русь сидящая». Фотограф и художник не в состоянии такое решить. Если ему повезло и он что-то увидел, проанализировал, то здорово, что он об этом скажет.

 

Хавва, родилась в 1984-м, колония для осужденных впервые, срок — 6 лет 6 месяцев. У Хаввы две дочери — пяти и девяти лет. Свое имя она не использует ни в колонии, ни в обычной жизни, предпочитая, чтобы ее называли Милой. В руках — четки из дома, принадлежат ей много лет. У Хаввы дагестанские корни.

 

Светлана, родилась в 1981-м, колония для осужденных впервые, срок — 5 лет. У Светланы четверо дочерей — двух, семи, восьми и тринадцати лет. Сфотографирована в производственном помещении, проходит обучение по профессии штукатура-маляра.

 

Елена, родилась в 1982-м, колония для осужденных впервые, срок — 7 лет. Ухаживает за своей орхидеей, сфотографирована в спальном помещении, самостоятельно декорированном осужденными. На свободе Елену ждут родители.

 

Анжела, родилась в 1966-м, колония для осужденных впервые, срок — 2 года 6 месяцев. Дочери — 24 года. Анжела верующая, Библия привезена из дома.

 

Юлия, родилась в 1989-м, колония для осужденных впервые, срок — 8 лет 6 месяцев. О себе ничего сообщать не захотела.

 

Наталья, родилась в 1962-м, колония для осужденных впервые, срок — 9 лет. Сфотографирована в отделе опытных образцов швейного производства, работает швеей технологического отдела. В руках у Натальи экспериментальный образец полицейской формы. Украшение в волосах — один из подарков от внучки.

 

Юлия, родилась в 1990-м, колония для осужденных впервые, срок — 8 лет 11 месяцев. Сфотографирована в спальном помещении отряда с улучшенными бытовыми условиями. Часы на руке — подарок от друзей.

 

Татьяна, родилась в 1972-м, колония для неоднократно осужденных, срок — 5 лет. Дома ее ждут родители и сестра. Сфотографирована с отрядной кошкой Маней, к которой очень привязалась.

 

Ольга, родилась в 1964-м, колония для неоднократно осужденных, срок — 2 года 6 месяцев (предыдущий срок — год и 8 месяцев). У Ольги есть 22-летняя дочь. Одно из любимых занятий — решение сканвордов.

 

Анна, родилась в 1977-м, колония для неоднократно осужденных, срок — 8 лет 6 месяцев (до этого в совокупности отсидела около 5 лет). У Анны пятеро сыновей — десяти, двенадцати, шестнадцати, семнадцати и девятнадцати лет. В колонии Анна стала часто читать Библию.

 

Татьяна, родилась в 1966-м, колония для неоднократно осужденных, срок — 3 года. У Татьяны нет ни дома, ни семьи; в качестве домашнего адреса она указала адрес центра реабилитации, который больше не работает. Вяжет вещи на заказ за вознаграждение от других осужденных.

 

Марина, родилась в 1994-м, колония для осужденных впервые, срок — 6 лет. На свободе ее ждут родители и бабушка с дедушкой. В колонию Марина попала беременной, ребенок погиб при кесаревом сечении. Фенечка-браслет из дома. Острижена другими осужденными из-за конфликта.

 

Анна, родилась в 1988-м, колония для осужденных впервые, срок — 2 года 7 месяцев. У Анны есть девятилетняя дочь. Женщина сфотографирована в коридоре швейной фабрике, где она и работает. У нее в руках образец солдатской формы. Многие осужденные получают профессию швеи в ПТУ при колонии — женщин обучают вольнонаемные сотрудники. Осужденные получают образование, чтобы иметь возможность получить УДО.

 

Екатерина, родилась в 1986-м, колония для осужденных впервые, срок — 8 лет. Часы из дома. Отказалась рассказывать о себе.

 

Алена, родилась в 1988-м, колония для осужденных впервые, срок — 4 года. У Алены есть дочь пяти лет. Алена решила сфотографироваться с подушкой, на которой раньше была наволочка с кружевом, которую она привезла из дома. Подобные вещи запрещены правилами колонии. Сфотографирована в общей спальне отряда, рассчитанной на 50 человек.

 

Эллада, родилась в 1962-м, колония для неоднократно осужденных, срок — 5 лет (предыдущий срок — 2 года 6 месяцев). Дочь — 32 года, сын погиб несколько лет назад, есть четверо внуков. Эллада вяжет подарки для близких. Сейчас женщина оформляет медицинский полис, чтобы перейти в колонию-поселение.

 

Юлия, родилась в 1990-м, колония для осужденных впервые, срок — 8 лет 6 месяцев. Ухаживает за несколькими растениями в отрядной комнате отдыха. Отказалась рассказывать о себе.

 

Елена, родилась в 1985-м, колония для неоднократно осужденных, срок — 3 года. Одета в майку с логотипом Chanel. Одежда в колонии разрешается только темных или серых цветов, многие надевают светлые и цветные майки на ночь как пижамы.

 

Раиса, родилась в 1941-м, колония для осужденных впервые, срок — 4 года. У Раисы сын. Сфотографирована в больничном отделении колонии. С трудом передвигается, ест и пишет; нуждается в помощи других осужденных для гигиенических процедур.

Подпишитесь на наш
Блоги

Отделение: Осуждённые женщины в проекте Елены Аносовой

16:23, 18 сентября 2015

Автор: xero

Комменты 64

Аватар

парочка-тройка есть более менее...остальные-ух,тетки! и тетки изощреннее чем мужчины. и да-все отпечатывается на лицах. да вообще все отпечатывается! родители алкоголики-видно это, из детдома-видно это и т.д. те, которые с 4мя детьми и тд.-там для детей,думаю, лучше чтоб мама сидела. а вообще-посадили-значит было за что

E

Кстати," изрезанные руки от запястья до локтя", такие фото в учебниках по криминалистики обычно подписаны, как типичные руки шизофреника. Почему откровенно больной человек в(женщина) в тюрьме, а не на лечении? И тут пишут, что в тюрьме есть женщины, у которых были попытки суецида. Так в нашей сране таких отправляют в дурку. Почему они в тюрьме, а не в лечебном учреждении? Для плана? И я читала, что у Джонни Деппа тоже руки изрезаны от запястья, до локтя (сам себя резал) именно поэтому у него запястья на фотографиях всякими тряпками и кожаными браслетами прикрыты обычно, чтобы шрамы закрыть.

Y

Нет слов...

Аватар

Фото тронули. Никогда и не задумывалась о том, что мои ровесницы (да и помладше) уже сидят в тюрьмах. Девушка Екатерина модельной внешности, очень красивая.

K

Интересно,за что девушки и женщины совсем не криминальной наружности получили такие большие сроки.

Подождите...