Сентябрь 1929 года. Небольшой каталонский поселок Кадакес, что в нескольких километрах от Порт-Аьигата. Здесь живет начинающий художник Сальвадор Дали, известный своими странными картинами и пристрастием к философии Ницше. Ему 25 лет, но он все еще девственник и даже более того — панически боится женщин.

Жизнь Дали изменила неожиданная встреча. Однажды он пригласил своих друзей погостить у него вместе с женами. В ожидании гостей — супругов Магрит и Элюар — художник изготовил духи, используя клей, козлиные испражнения и лавандовое масло. Именно этим ароматом он надеялся произвести на своих друзей незабываемое впечатление. Уже нанеся на свои волосы эту ужасную смесь, художник случайно выглянул в окно и остолбенел. Там стояла девушка, которая, как показалось Дали, волшебным образом сумела покинуть свое заточение, девушка из его авторучки, образ которой он свято хранил в своей душе все эти годы. «Знакомьтесь, Дали, — произнес , Поль Элюар — Это моя жена Гала, она из России, и я много рассказывал ей о ваших интересных работах». «Из России. Там много снега… Дама в санях…» — эти мысли, подобно снежному вихрю, проносились в сознании художника.

Елена Дьяконова родилась в 1894 году в Казани. Ей никогда не нравилось ее имя, она называла себя Гала или Галина.

В 16 лет девушка заболела туберкулезом и родители отправили её лечиться в швейцарский Давос. Там она познакомилась с молодым французским поэтом. Его звали Эжен Эмиль Поль Грендель. Он влюбился в неё с первого взгляда. Стихи его Гале не нравились, но ей приятно было чувствовать себя музой поэта.

Образованность, высокая культура и при этом пылкость русской девушки впечатлили молодого поэта. Она называла себя Галина, а влюблённый поэт прозвал её — с ударением на последнем слоге. Для своего возлюбленного Гала тоже придумала красивый псевдоним — Поль Элюар. Сегодня это имя известно всем ценителям поэзии.

«Тело у нее было нежное, как у ребенка. Линия плеч почти совершенной округлости, а мышцы талии, внешне хрупкой, были атлетически напряжены, как у подростка. Зато изгиб поясницы был поистине женственным. Грациозное сочетание стройного энергичного торса, осиной талии и нежных бедер делало ее еще более желанной». Вдали от нее художник не мог работать — кисти выпадали из его пальцев. Все мысли Дали были сосредоточены на жене его друга.

Гала обладала невероятным, безошибочным  чутьем на талант. Она сразу поняла, что перед ней гений.

Свою первую картину Сальвадор написал в 10 лет. Но он не мечтал стать художником. Он мечтал стать просто великим человеком. «Ещё в детстве я приобрёл порочную привычку считать себя не таким, как все. Оказалось, это золотая жила».

Практически без денег Дали и Гала переехали в небольшой дом в рыбацкой деревне в Порт Лигат, где они нашли себе пристанище. Там, в уединении, они провели много часов вместе, и Дали много работал, чтобы заработать деньги, потому что хоть он и был уже признан к тому времени, по-прежнему с трудом сводил концы с концами.


Образ пустынного берега прочно засел в сознании Дали в то время. Художник писал пустынный пляж и скалы в Кадакесе без какой-либо определенной тематической направленности. Именно там была написана его знаменитая картина «Постоянство памяти» в 1931 году, навеянная мягким, расплавившемся на солнце сыром камембер. Именно эта картина стала символом относительности времени. Спустя год после экспозиции в парижской галерее Пьера Коле картина была куплена нью-йоркским Музеем современного искусства.

Гала и Дали были убеждены, что их встреча предначертана на небесах и противиться воле богов невозможно. «Гала пронзила меня, словно меч, направленный самим провидением. Это был луч Юпитера, как знак свыше, указавший, что мы никогда не должны расставаться», – писал Сальвадор Дали. Когда в 1934 году Поль Элюар наконец-то дал развод, Гала и Дали зарегистрировали свой брак. Элюар присутствовал на церемонии в качестве свидетеля. Однако в венчании супругам было отказано. Дали подарил Папе римскому свою известную картину, где изобразил Гала в образе Девы Непорочной, но Папа посчитал это святотатством.

Гала решала не только бытовые проблемы и занималась добыванием денег, она стала музой-вдохновительницей для Дали.
«Теперь я – ученик, Гала – учитель. Она велит мне: «Встань и иди, ты ничего не успел!» И я встаю, иду и творю гениальное…»

«Гала – единственный человек в мире, который мог помочь мне забыть провал  и страх – одной магией своего присутствия». Гала стала для Дали и музой, и женой, и возлюбленной, и нянькой, и секретарём, и менеджером. Она рекламировала его картины, сувениры, платила газетным критикам, чтобы они создавали положительный образ успешного и модного художника Сальвадора Дали.

Результатом стало то, что с начала 30-х годов картины Дали раскупались уже через полчаса после открытия выставки. Одной из первых побед было получение 29 000 франков за картину, которую художник ещё не написал. Когда началась Вторая мировая война, супруги эмигрировали в Америку. Там Дали стал необычайно популярен. Если в Европе художники стремились выразить какие-то возвышенные идеалы, то в Америке главным показателем успеха был доллар.
Когда интерес к сюрреалистическим картинам Дали стал падать, по совету Гала художник начал создавать оригинальные вещицы, которые охотно раскупали богачи, желающие «приобщиться к искусству».
Откровенно стяжательская деятельность сильно повредила репутации Сальвадора Дали среди настоящих ценителей прекрасного. Но зато вознесла его популярность на недосягаемую высоту. Андре Бретон даже придумал анаграмму из имени Сальвадор Дали Salvador Dali Avida Dollars , – что означало «жадный до «долларов». В результате успешной творческо-коммерческой деятельности супруги буквально купались в роскоши. При этом они не уставали поражать публику своими эксцентричными выходками.


О Дали говорили, что он извращенец, шизофреник и капрофаг. А он не уставал повторять: «Главное — пусть о Дали говорят. На худой конец пусть говорят хорошо».
О себе Сальвадор Дали был высокого мнения – «Я сюрреалист от Бога!»
Начинающим художникам Дали давал советы по творчеству, а в итоге делал вывод: «Все эти советы ничто, твоей рукой должен водить ангел».
Благодаря стараниям Гала, Дали настолько поверил в собственную гениальность, что заявил однажды: «Сюрреализм – это Я!»

За восемь лет пребывания в США Гала сделала из никому неизвестного художника мультимиллионера и знаменитого на весь мир сюрреалиста – Сальвадора Дали. Она находила заказчиков, устраивала выставки, полностью контролировала финансовые дела своего гения.
Она создала настоящую империю Сальвадора Дали: продавала его картины за баснословные деньги, запустила линию духов, посуды и поделок с его именем.
«Спасибо, Гала! Это ведь благодаря тебе я стал художником. Без тебя я не поверил бы в свои дарования! А ведь правда, что я люблю тебя с каждым днём всё сильней и сильней…». Свои самые фантастические работы он подписывал двойным именем Гала-Сальвадор Дали.


Дали пишет картины, изображая на них Галу: «Атомная Леда», «Тайная вечеря», «Мадонна Порт-Льигата», и многие другие.

С возрастом Гала становилась всё капризнее и нетерпимее. Она не желала стареть, и перепробовала все средства: кремы, массажи, пластические операции, заводила молодых любовников.
Дали реагировал так: «Я разрешаю моей Галарине иметь столько любовников, сколько ей хочется. Я даже поощряю её, потому что меня это возбуждает».
Сальвадор жил своими фантазиями, устраивая эротические картины из обнажённых моделей.
«Пусть она ругается. Пусть говорит со мной на русском языке, которого я не понимаю. Только пусть будет рядом».

Постепенно Гала потеряла всякий интерес к Сальвадору, что привело его в состояние глубокой депрессии. Но в конце 60-х годов она вспомнила, что в молодости Дали обещал подарить ей замок. Она потребовала выполнить общение. Вместе они долго искали подходящий, и наконец остановились на замке Пуболь. Гала заявила, что будет жить одна в замке, а Дали допускать по её письменному приглашению. Это условие привело Сальвадора в восторг: «Я откликнулся на него всей своей утончённостью мазохиста. Подумать только! Замок станет для меня неприступной крепостью, какой, несмотря ни на что, оставалась и Гала».

Сальвадор Дали тоже не оставался в одиночестве. Самый бурный роман у него был с молодой англичанкой, начинающей певицей Амандой Лир. Говорят, будто стареющая Гала сама нашла Сальвадору молодую любовницу.
Очаровательной Аманде было 19 и она казалась Дали ангелом. Тогда она была известна как Пеки Д’Осло. Имя Аманда Лир — это игра слов на французском, что в переводе означает «любовница Дали».

Гала взяла с Аманды обещание, что та выйдет замуж за Сальвадора после её смерти. Свадьба не состоялась, хотя необычная связь длилась почти до самой смерти художника.

«Гала была и остаётся для меня единственной, той, с кем я способен наслаждаться, возбуждая в себе самые возвышенные образы своей иерархии красоты. Она моя внутренняя правда, мой двойник, моя «Я сам»…»

Французский поэт Андре Бретон писал: «Дали и Гала – не муж и жена и уж тем более не художник и его муза; они – два полушария одного мозга».

P.S. Гала умерла в 1982 году в возрасте 88 лет от болезни. Дали пережил свою любовь на 7 лет.

Подпишитесь на наш
Блоги

Праздник длиною в жизнь

19:05, 15 октября 2014

Автор: elina82

Комменты 7

Аватар

здорово когда так, каждый дополняет друг друга и не делит кто сколько вложил!!!!! "а я вот то, а ты намного меньше! " Плодотворный союз!

Аватар

я не являюсь знатоком художественного искусства и особых восторгов по поводу Дали у меня не было, но выйдя из его музея в Фигейросе было ощущение, что я вышла из параллельной реальности..

Аватар

Сальвадор Дали, пожалуй, один из самых любимых и почитаемых мною художников, никогда не перестану любоваться его произведениями, много лет назад ездила в Испанию специально, чтобы посетить его театр-музей в Фигейросе. Тогда же узнала, что, например, фантик для чупа-чупса - это его произведение

Аватар

Не надо этому верить.Он рано понял что такое реклама и стал продвигать самого себя.Та же демонстративная страсть к деньгам-это же всё реклама.

D

о Сальвадор

Подождите...