Tемпераментный и уже известный Пикассо впервые увидел голубоглазую, белокожую и стройную русскую балерину Ольгу Хохлову в Риме, в 1917 году, где занимался созданием декораций к балету С.Дягилева "Парад". Увидел... и остолбенел. — Выглядите потрясающе, — только и смог сказать он, и в глазах его Ольга прочла неподдельное восхищение.
Танцевать Ольга Хохлова мечтала с самого детства — посетив одно из балетных представлений в Париже, дочь полковника из украинского города Нежина заявила, что обязательно станет балериной. В это мало кто верил, тем более что особых данных и таланта у Ольги не было. Тем не менее ей удалось попасть в труппу к самому Сергею Дягилеву.
В Париже балет, поставленный в конце изнурительной Первой мировой войны, произвёл эффект разорвавшейся бомбы — критики писали разгромные статьи, обвиняя труппу в том, что они деморализуют и без того изнурённых войной людей. Досталось и Пикассо, которого называли не иначе, как «геометрическим мазилой».
— В Испанию, господа! — кричал Дягилев. — Мы немедленно отправляемся в Испанию! Ночной поезд в Барселону с вокзала Монпарнас! Все слышали?— Пабло, дорогой Пабло! Как жаль, что мы столь внезапно расстаемся! — Но мы не расстаемся, — улыбнулся Пикассо. — Я тоже еду вместе с вами в Испанию. — Что?! Дягилев от удивления вытаращил было глаза, но тотчас все понял и кивнул. — Ах да, Оленька... Потом он воровато оглянулся, не слышит ли кто, и прошептал: — Пабло, вам не кажется, что вы завязли слишком глубоко? Русские девушки... Понимаете ли, с ними надо быть осторожнее. На русских девушках надо жениться!
В Барселоне Пикассо знакомит свою возлюбленную с матерью. Его мать сначала была встревожена выбором сына, и поэтому художник для нее исполнил портрет Хохловой в испанском наряде.
Когда современники высказывали недоумение выбором Пикассо, его друг Анри Матисс лишь подсмеивался: — Всему виной случай... И начинал рассказывать, как однажды, выходя из дома после бурного свидания с художником, Ольга оступилась и упала, подвернув ногу и растянув связки. Что для действующей балерины было равносильно катастрофе. Неужели, конец карьере? Пикассо, почему-то посчитав себя виновником происшедшего, сказал: — Раз по моей вине ты не можешь больше танцевать, я обязан на тебе жениться. Это не было шуткой, он говорил совершенно серьезно.
12 июля 1918 года в мэрии 7-го парижского округа прошла церемония бракосочетания. Оттуда молодожены отправились в русскую церковь Святого Александра Невского на улице Дарю, освященную в 1861 году. Это Ольга настояла на венчании по православному обряду.
Художник на тот момент был так влюблён и уверен, что жить они будут долго, счастливо и умрут в один день, что даже заключил брачный контракт, согласно которому в случае развода Ольга получала половину его имущества.
Через неделю Пикассо написал Гертруде Стайн: «Я женился на порядочной девушке из хорошей семьи. Представь, я оказался первым мужчиной Ольги! Она берегла себя для меня, даже не зная о моем существовании!»
Их парижская квартира на улице Ля Боэси превратилась в классический светский салон с уютными канапе, портьерами и зеркалами. Однако очень скоро выяснилось, что Ольге, воспитанной гувернантками, неинтересны богемные друзья мужа, а его, в свою очередь, страшно раздражают ее гости — все, как один, великосветские бездельники.
Ольге удалось повлиять и на художественную манеру Пикассо: «Она практически не была знакома ни с его прежними работами, ни с артистическим авангардом. Кубизм Пабло привёл её в ужас! Он пишет её только в классическом стиле, это единственный стиль, который ей нравится. Пикассо превратился в прилежного салонного художника — и эта роль со временем начала его тяготить.
Новый виток пока ещё счастливых семейных отношений начался с появлением ребёнка — в 1921 году 30-летняя Хохлова родила Пикассо первенца, сына Пауло, и художник принялся рисовать портреты ребёнка и жены с удвоенной силой.
В одной из очень хороших его биографий Пикассо сказано: «В жизни Пабло не бывало любовного простоя: одна женщина просто-напросто «вытесняла» в его душе другую, как шампанское — пробку, под напором естественного давления прожитых вместе лет. Процесс разрушения шел медленно или быстро, но неуклонно: пробка скисшего терпения ползла вверх. Давление повышалось. Ссоры с прежней подругой становились чаще, недовольство ее привычками росло... обвинения — зрели. А потом — бац! За десяток-другой минут бурного объяснения старой пробки как не бывало. Куда-то улетела, и черт ее знает — куда... Способность Пабло забывать была не менее удивительна, чем его способность многое помнить. И вдруг бутылка каким-то чудом снова наполнена свежим вином чувств, оно отстаивается, созревает... Потом неожиданно, против всяких правил виноделия, скисает, бродит, и все начинается сначала...
В 1927 году на картинах Пикассо появляется лицо юной блондинки. Он опять возвращается к кубизму. Итак, у Пикассо появилась другая женщина. Искусствоведы — ценители творчества Пикассо — отмечали, что после знакомства с Марией-Терезой женские груди на его полотнах вновь стали круглыми и крепкими, рты начали улыбаться, а фигуры излучали чувственную радость.
Беременность стала для Марии-Терезы сюрпризом, и ее дочь записали как ребенка от неизвестного отца. Тем не менее рождение этого ребенка стало финальным аккордом в семейной жизни Пикассо с Ольгой Хохловой.
Он хотел развода, так как их совместная, жизнь стала невыносимой. Она развода не хотела, поэтому переговоры о раздельном жительстве были долгими и сложными. К тому же, по условиям брака, их собственность являлась общей, это значило, что в случае развода он будет вынужден отдать Ольге половину картин, а ему этого никак не хотелось.
И все же с помощью адвокатов им кое-как удалось поделить имущество. В частности, адвокаты Ольги добились ареста нескольких картин Пикассо, и это было представлено в качестве залога на ту сумму, которую он должен ей выплатить. Однако официального развода так и не состоялось и Ольга до самой своей кончины в 1955 году оставалась мадам Пикассо — женой Великого Гения. Но это уже не имело ровным счетом никакого значения.
P.S. Друг Пикассо Макс Жакоб, которого на Монмартре многие считали пророком и целителем, предсказал одной из женщин художника, Фернанде Оливье : — Вы сами уйдете от него, — говорил он. — Сами и по доброй воле. А ваше место тут же займет другая. Потом — третья. А потом... Потом наш общий друг женится. Его жена окажется аристократкой, настоящей красавицей, и у них родится сын... Они проживут вместе... Нет, рядом... Короче, они проживут бок о бок много лет, но навсегда так и останутся как бы пришельцами с разных планет...
Русская муза Пабло Пикассо
23:57, 14 октября 2014
Автор: elina82
Комменты 6
интересно оччень.
спасибо, очень интересно. Вся прелесть блогов в том, что по соседству с постом про верблюжьи копытца можно найти пост про великого художника
почему нет фото???