Эта тема всплыла в обсуждении Дженнифер Энистон на главной, и я вспомнила, что была статья на эту тему в журнале МариКлер. Она в целом довольно беззубая, редакция явно хотела угодить и нашим, и вашим, но и я не ставлю своей целью организовать холивар. Просто проблема такая есть, причем во многих странах -  прекрасно помню, что коллега из Италии жаловалась мне, что на нее по умолчанию спихивают всякие срочные проекты, над которыми нужно посидеть допоздна, потому что у нее нет детей и поэтому для нее не проблема убить вечер на работе. Хотя, конечно, там это принимает отнюдь не крайние формы, ибо  девушка в обиду себя не дает – где сядешь, там и слезешь 

Моя точка зрения на этот вопрос такая: на работе все должны быть равны. Позволять на себе ездить только из-за того, что у тебя нет детей, а у кого-то есть – нельзя. Честно говоря, в таком грубом виде я этого нигде не видела, но допускаю, что такое может быть. И если девушка с ребенком нанимается на работу, где предполагается пахать от забора и до заката, это по умолчанию предполагает, что она оценила все риски и готова к ним. Ну или можно найти другую работу, поспокойнее. У меня достаточно коллег, которые довольно жестко отстаивают так называемый баланс работа-личная жизнь, стараются не задерживаться на работе и не приветствуют звонки по делам в свободное время, но это не мешает им быть эффективными сотрудницами, с которыми можно связаться и в выходные, если очень нужно. И, конечно, они не бросят команду в середине аврала, потому что нужно бежать к детям. Скорее, сначала сделают все возможное, чтобы до аврала не доводить, но уж если так сложилось – работаем все вместе. В конце концов у любой работающей матери есть на подхвате няни или бабушки, без этого никак.

А вот,  собственно, статья.

 «С тех пор как я стала матерью, я каждый день я ухожу из офиса в 5:30 вечера, потому что мы ужинаем вместе с детьми», – не так давно призналась в одном из своих публичных выступлений Шерил Сэндберг, исполнительный директор Facebook. Это на первый взгляд вполне невинное заявление произвело в западном мире эффект взорвавшейся бомбы. Шерил Сэндберг, одна из самых влиятельных женщин планеты, обладательница состояния размером более $500 млн, и работает практически полдня?! А главное – публично об этом заявляет! Какой пример она подает остальным?.. Больше всего ополчились на Сэндберг бездетные и незамужние карьеристки-американки.

Дискриминация не обремененных семьей женщин на рабочем месте – в Америке вообще сейчас очень модная тема. По данным исследования, проведенного Центром инноваций (это один из крупнейших в США исследовательских центров), у 43% американок в возрасте 33–47 лет и у 77% в возрасте от 20 до 32 лет нет детей. И как минимум две трети этих женщин жалуются, что за те же деньги им приходится работать на порядок больше, чем их семейным коллегам, что у последних более гибкое и удобное расписание и что начальство, в свою очередь, относится к сотрудникам с детьми значительно лояльнее, редко нагружая внеурочной работой.

Я поговорила с несколькими работающими мамами, несколькими начальниками, а также амбициозными бездетными девушками. Все оказалось не так однозначно. Взять, например, Лену. Ей 36 лет, она занимает солидную должность в известной международной организации.  Детей и семьи у Лены нет. У большей части ее коллег – есть. И последние, по ее словам, этим фактом активно пользуются. «У меня есть несколько коллег, которые запросто могут встать и уйти домой в разгар аврала, – жалуется Лена. – Отмазка – у младшего сына представление в детском саду, или родительское собрание, или с няней что-то стряслось. А я, по их мнению, могу работать хоть ночью – меня же дома никто не ждет. А некоторые, – усмехаясь, добавляет Лена, – используют наличие детей как козырь в подковерных интригах – чтобы выбивать проекты полегче, дополнительные бонусы или прибавку к зарплате. Или выдают мою работу, на которую я убила выходные, за свой результат. В такие игры, кстати, чаще играют мужчины».

Сэндберг права – у бездетных женщин есть однозначные карьерные преимущества. «Я очень надеюсь, что никто из моих сотрудниц не выйдет в этом году замуж, а еще хуже – не уйдет в декрет. Мне нужно, чтобы они 100% отдавали работе», – эти слова я слышу от мужа несколько лет подряд. Он руководит московским представительством небольшой немецкой компании. Треть сотрудников там – девушки, все незамужние. (Учитывая, что командировки в этой компании случаются как минимум раз в неделю, я не очень-то удивляюсь, почему у них так мало времени на личную жизнь.) И мой муж не уникален – многие руководители открыто предпочитают нанимать на работу и поручать более ответственные проекты тем, кто не обременен семьей. «Недавно я собеседовала на работу девушку, – рассказывает Марина Зиновьева, управляющий партнер юридической фирмы LegaLife. – И она с места в карьер заявила мне, что ей надо каждый вечер уходить домой в пять тридцать вечера. Потому что у нее, простите, семья. Замечу, она нанималась на очень высокую зарплату. Естественно, работу она не получила». По словам Зиновьевой, которая сама провела в декрете три дня – ровно столько, сколько находилась в роддоме, – бездетные сотрудники в ее фирме в целом действительно трудятся больше. И, как правило, быстрее продвигаются по службе. «Я ставлю их на более сложные проекты, потому что знаю, что могу на них положиться. Они не убегут в шесть вечера домой, потому что заболела няня или ребенок. У меня самой ребенок, и я знаю, что это такое, когда дети болеют. Но я привыкла выкладываться и ожидаю от окружающих того же».

Впрочем, есть начальники, которые как раз больше ценят семейных сотрудниц – последние не понаслышке знают, что такое тайм-менеджмент. «Те, у кого есть семья и дети, чаще за меньшее время успевают гораздо больше, потому что ценят каждую минуту, – говорит Галина, редактор крупного информационного сайта. – Я это по себе знаю – у меня двое детей, первого родила в 22. А мои незамужние коллеги запросто могут уйти на два часа обедать и потом еще раз пять успевают сходить на кухню выпить чаю и по десятому разу обсудить психологические тренинги, которые они бесконечно посещают. Эти люди явно никуда не спешат».

С последним пунктом сложно поспорить: количество часов, проведенных в офисе, вовсе не означает высокий КПД. Главное – не сколько вы работаете, а как. А продвинуться по службе, как показывает опыт и подтверждают многочисленные исследования, в первую очередь помогают такие качества, как инициативность, коммуникабельность, умение понимать систему отношений в коллективе, чувствовать текущую ситуацию и подстраиваться к ней. Те, кто выслуживается перед начальством и «живет» на работе, в итоге теряют очки так же быстро, как и те, кто пытается манипулировать – будь то наличием детей или запланированным на вечер уроком йоги. Кстати, многие компании сегодня переходят если не на свободный (как в тех же Facebook и Google), то на гораздо более гибкий график.

ПОДСКАЗКА №1: ЗНАЙТЕ ВАШИ ПРАВА (ХОТЯ БЫ В ТЕОРИИ)
По закону (статья 258 Трудового кодекса РФ) работающим мамам маленьких (до 1,5 лет) детей положены 30-минутные перерывы на кормление не реже чем через каждые три часа. Эти перерывы можно переносить на начало или конец рабочего дня, а также присоединять к обеденному времени.
Командировки и любую сверхурочную работу (в выходные дни, поздно вечером и ночью и т.д. – ст. 259 ТК РФ) женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет (а матерям-одиночкам – детей до пяти лет), можно поручать только с их письменного согласия. Соответственно, молодые мамы по закону имеют право отказаться от командировки.


ПОДСКАЗКА №2: ПРАВИЛЬНО ВЫБИРАЙТЕ МУЖА
Шерил Сэндберг замужем вторым браком уже десять лет, ее муж Дэйв – предприниматель, у них двое детей. Сэндберг признается, что, если бы не муж, профессиональных побед ей было бы не видать. «Единственное действительно важное жизненное решение, от которого будет зависеть вся ваша карьера, – кого вы выберете себе в партнеры», – пишет она в своей книге. «Выбирайте такого мужчину, который готов быть вашим партнером, [...] которому нравятся умные амбициозные женщины – не на словах, а на деле, и готов делить с вами обязанности по дому. В начале романа нам всем нравится быть идеальными женщинами – бесконечно готовить для любимого еду и вообще избавить его от домашних забот. Не спешите разбиваться для него в лепешку. Качество брака закладывается именно в начале отношений. Дадите слабину сейчас – когда появятся дети, вам придется делать вдвое больше». Своего мужа Сэндберг, похоже, и правда не балует – на нем лежит ровно половина домашних хлопот. Но им обоим от этого хорошо. Сэндберг также ссылается на исследования, которые подтверждают, что в семьях, где мужья активно помогают по дому, случается меньше конфликтов, пары чаще занимаются сексом, а у женщин уменьшается риск депрессии. «Когда женщина отвечает за половину семейного дохода, а мужчина – за половину домашних обязанностей, риск развода уменьшается вдвое», – пишет она.

P.S. На картинках та самая Сэндберг.

Подпишитесь на наш
Блоги

Работающие женщины с детьми VS работающие женщины без детей

14:48, 28 августа 2014

Автор: Misa

Комменты 276

Аватар

не знаю, 10 лет проработала в женском коллективе, никакой дискриминации у нас не было. всех работать заставляли и детных, и бездетных. кто как мог, так и выкручивался :)

Аватар

Добавлю - эти чувства преследуют меня исключительно на родине. В Испании, где мне приходится жить большую часть времени, такое вообще в голову не приходит, там такой злобы на "яжматерей" нет, как и в принципе такого понятия, хотя сами "яжматери" существуют.

F

Как работающая мать годовалого ребенка (вышла в 10 мес на полставки , с 14 мес выйду на полную) могу сказать одно - неважно есть ли у тебя дети, важна эффективность и отношение к делу. Когда есть возможность - я ухожу и в пять вечера, когда надо задержаться - задерживаюсь . Просто теперь задержки стали для меня не нормой, а исключением. Стараюсь эффективно все планировать . И да, я не рвалась возвращаться так рано - меня позвали обратно и предложили повышение . Иногда я жалею , что согласилась , но мне очень нравится моя работа . Ребенок мой ложится спать поздно к счастью - успеваю с ней наиграться. Сплю конечно мало , но лучше жертвовать сном , чем общением с ребенком . И да, подтверждаю -такой график - работа и ребенок - нормален только при наличии адекватного понимающего мужа

A

"По словам Зиновьевой, которая сама провела в декрете три дня – ровно столько, сколько находилась в роддоме, – бездетные сотрудники в ее фирме в целом действительно трудятся больше. И, как правило, быстрее продвигаются по службе. «Я ставлю их на более сложные проекты, потому что знаю, что могу на них положиться. Они не убегут в шесть вечера домой, потому что заболела няня.." А меня покоробили слова этой Зиновьевой. Сидела она в декрете 3 дня, и что? Она гордится этим, я так понимаю? По ее мнению, другие мамы тоже должны так делать? Я работала при наличии двух маленьких детей, которые тогда ходили в сад. Помощи у меня ни от кого не было, я сама справлялась, не скрою, было тяжело и физически, и морально. Да, я приходила в 9, уходила в 6, так как детей надо было до 7 вечера забрать из сада, потому что, кроме меня некому было это делать. Но я никогда не выпрашивала какие-то привилегии для себя - меньше работать или больше денег получать. Выполняла свои обязанности в рамках рабочего времени.

Аватар

Вот у меня на работе обратная ситуация, наша начальница любит загружать сверхурочной работенкой как раз тех, у кого есть семья и в особенности дети, тем самым отрываясь на нас за то, что у нас семья есть, а она классическая одиночка-кошатница, слава богу, что бабушки у нас не работают и очень выручают, забирают из садика и на весь день, когда ребенок заболевает.

Подождите...