Контент опубликован пользователем сайта

Говорят, что...

Как мы отвоевали право на грудь

19
Как мы отвоевали право на грудь

В том, как видоизменялся вид груди в одежде, можно отследить отношения женщины с обществом. В качестве очевидного вторичного полового признака — отличия женщины от мужчины — грудь на протяжении всей современной истории человечества оставалась «контролируема» социальными установками. Выбор того, как будет выглядеть бюст в одежде, всегда был и остается вопросом не столько изначальных физических данных и комфорта, но маркером подчиненности общепринятой системе ценностей. Другими словами, мы чуть ли не последние, кто решает, какой вид должна приобрести наша грудь после того, как мы оденемся.

Роль женщины в обществе почти во все времена ставила ее в такое положение, когда ее грудь не принадлежала ей самой: ребенок, мужчина, семья, эстетическая норма, диктат моды, порноиндустрия, медицинское сообщество, — все они по отдельности и вместе взятые заявляли свое право на владение грудью. И вот сегодня у нас появился шанс вернуть себе свою грудь. Не для того, чтобы отказывать в ней мужчине или своему ребенку, игнорировать существующие дресс-коды или указания врачей. А для того, чтобы делать любое решение осознанно и в согласии с нашей волей. В том числе тогда, когда речь идет о выборе одежды.

Большинство доисторических обществ видели в женской груди символ процветания и плодородия, а богини изображались с нарочито крупной грудью или многогрудыми. Идеалы красоты формировались в этом же ключе: чем больше молочные железы, тем привлекательнее женщина. Найденная на территории современной Австрии статуэтка женской фигуры, позже названная Венерой Виллендорфской, изображает женское тело с гипертрофированно крупной грудью. То есть, возможно, за 22–24 века до появления мужских журналов с грудастыми красотками на обложках у девчонок с маленькой грудью уже был повод для того, чтобы быть недовольными собой. В Древнем Египте стандарты внешности были близки к современным модельным: высокий рост, длинные шея и ноги, узкая талия, средних размеров бедра и маленькая грудь.

В эпоху Древнего царства в Египте женщины всех сословий носили калазирис — узкий сарафан до пят, оставляющий грудь открытой. Позже появляется нижнее белье. Аналог современного лифчика — полоска из ткани, плотно стягивающая и визуально уменьшающая молочные железы — становится атрибутом женщин из высшего сословия. В конце раннего железного века (VI–IV вв. до н. э.) женщины-воины из кочевых племен сарматов имели равные права с мужчинами (по другой версии, у сарматов был и вовсе матриархат): они принимали активное участие в социальной жизни, занимали высокое общественное и военное положение. Чтобы стать настоящими воинами и направить все жизненные силы в руку, держащую меч, девушки проходили обряд удаления правой груди. Вполне возможно, даже тогда практическую (и по нынешним временам весьма сомнительную) пользу от этой процедуры ставили ниже ее символического значения — усечения роли матери в пользу роли бойца. Мужчины и женщины сражались одинаково и одевались идентично — в широкие штаны и кожаные куртки. И опытных воительниц, и маленьких девочек хоронили вместе с драгоценными украшениями и любимым оружием. Возможно, именно сарматские женщины были прообразом амазонок из древнегреческой мифологии.

 

В Древней Греции культ здорового атлетического тела проецировался и на женское тело. Требовались выраженные мышцы грудины и аккуратные молочные железы. Чтобы справиться с естественными размерами, гречанки стягивали их плотной полоской ткани или кожи — строфионом. В Древнем Риме такие же полоски были частью купального костюма. В Средние века ничего хорошего ни с женщинами, ни с их грудью не происходило. Церковь усмотрела в эротизме корень всех земных бед и заковало женщину в железный корсет, скрывающий ее формы. Девочек-подростков укладывали спать в наряде со свинцовыми пластинами, чтобы предотвратить развитие молочных желез. Ранняя женская смертность, бесплодие, деформация скелета и внутренних органов — вот приметы того безрадостного времени.

Оставшись без издевательств христианских догматиков, красотки эпохи Возрождения все равно не унывали и от корсета-душегуба не отказывались, освободив от его гнета только грудь, — теперь ей необходимо было иметь округлую форму. Соблазнительную припухлость в области декольте стимулировали, натирая кожу смесью крапивы с марганцовкой (не пытайтесь повторить у себя дома!). В это же время грудь стал овевать ореол «священности»: библейские героини, Мадонна, так же как и античные богини, сплошь и рядом изображались с голыми сосками. Только так! Иначе никакого Лувра или Прадо спустя пару столетий.

Совсем другой статус у полуобнаженной пролетарки на картине Делакруа «Свобода, ведущая народ». Часто действие картины ошибочно относят к событиям Великой французской революции. Однако работа изображает события июльской революции 1830 года, когда французский народ восстал против монархии Бурбонов и положил конец режиму Реставрации. Здесь женщина в разорванном рабочем платье символизирует беззащитность простых людей, вышедших «с голой грудью» против вооруженных солдат. Обе революции среди прочего обозначали проблему прав женщин, однако по итогам обеих вопрос был замят.

Феминистское движение наравне с развитием медицины критиковало корсет как предмет одежды, наносящий непоправимый вред женскому здоровью. Появляются свободное от корсета платье реформ и первые бюстгальтеры. Последние за несколько десятилетий прошли путь от символа освобожденной женщины до объекта острой критики феминисток. В 40-е годы лифчик стал обязательной составляющей официального дресс-кода, «оформляющей» женскую грудь в приемлемую для деловых отношений оболочку: естественная форма скрыта и зафиксирована. Грудь, как и женская сексуальность, в рамках бизнес-лука все так же очевидна, но при этом находится строго в отведенных ей границах.

Против подобного диктата и за право на свободное оголение груди выступают представительницы третьей волны феминизма. К примеру, канадская Topfree Equal Rights Association (TERA) призывает закрепить за женщиной право появляться в общественных местах топлес. Против запрета инстаграма на демонстрацию женской груди в аккаунтах выступила Скаут Уиллис. В то время как в Европе девушки в одном бикини — обычное явление, в Канаде и ряде штатов Америки права женщин на публичное оголение груди ограничены законодательно.

Вопреки медиамифу, никаких лифчиков феминистки в действительности не сжигали. Одна из самых знаменитых феминистских акций прошла в 1968 году в Атлантик-Сити во время проведения конкурса «Мисс Америка». Несколько демонстранток устроили пикет перед входом в здание, в котором активное участие принимала живая коронованная овца (животное) с лентой «Мисс Америка». Собравшиеся выкрикивали лозунги, призывающие оценивать женщин по их общечеловеческим качествам, а не как кусок мяса. В какой-то момент демонстрантки бросили в одну кучу туфли на каблуках, кружевные пояса, бигуди и лифчики и собрались все это сжечь. Полиция выступила против, так как опасалась масштабного возгорания. Однако ради хлесткого заголовка в New York Post выпускающий редактор назвал фигуранток акции «сжигательницами лифчиков». Термин быстро прижился, и «временем жечь лифчики» назвали целое десятилетие.

Во все времена женщины прибегали к использованию мужественного или андрогинного образа, полностью скрывающего грудь, для того чтобы выйти за те рамки, которые им предписывало общество в соответствии с их гендером. Жанна д’Арк носила мужские доспехи, не только чтобы эффективно сражаться, но и чтобы не привлекать нежелательного внимания со стороны воинов-мужчин. После смерти д’Арк была канонизирована. Священность и исключительность асексуального женского образа без груди, надиктованная испанской инквизицией, имела повторение и в художественных образах ХХ века. Героиня «Пятого элемента» Люка Бессона, призванная спасти землю, как и средневековые красавицы, истощена, мертвенно бледна, рыжеволоса и лишена груди. Образ Миллы Йовович стал одним из самых ярких символов «безгрудой» андрогинной моды 90-х. 

Еще одна сила, которая посягает на суверенитет нашей груди, — порноиндустрия. Популярность актрисы Саши Грей не позволяет говорить об однозначном навязывании «силиконовых» стандартов. Но кроме проблемы смещения эстетической нормы от естественности до гипертрофированности существует еще более серьезный вопрос восприятия женской груди — а вслед за этим и самой женщины — в качестве объекта. Именно поэтому в обществе существует противопоставление образованных, настроенных на интеллектуальную и творческую самореализацию девушек и «грудастых кукол». Действительно, женщины, которые строят образ вокруг своей сексуальности, прибегают к помощи эстетической хирургии, подчеркивают формы открытой одеждой, отказываются от бюстгальтера ради провокативных образов, используют разные ухищрения вплоть до вкладок в лифчик для образа «с торчащими сосками». Личные качества, которыми определяют себя «независимые» женщины, в этом случае отходят на второй план. У этой медали есть и обратная сторона. Наш свободный выбор — отказаться от белья в пользу собственного комфорта и пережить свой nipples moment, — может рассматриваться другими как жест готовности к сексу.

За всей этой суетой часто забывается первая и главной функции груди — кормить младенцев. В разное время мода, социальное устройство или государственная политика ограничивали женщину в этом праве (или же обязанности, в зависимости от воззрений). Чтобы влезть в модный корсет или выйти к станку на третий день после родов, женщины перевязывали грудь и доверяли здоровье своего ребенка кормилице с чужим молоком или «системе» с искусственной смесью. Жена Николая II, Александра Федоровна, первая из русских цариц сама кормила своих детей, из-за чего часто не могла носить одежду «на выход», пропускала зимние балы и подвергалась острой критике двора — ставить интерес детей выше личного и общественного считалось глупым или даже преступным.

В 80-е годы прошлого столетия вместе с распространением «естественного родительства» и рекомендаций ВОЗ кормить ребенка по требованию растет популярность одежды для кормления. Большинство моделей скроено так, что факт кормления остается скрытым, а посторонние видят лишь ребенка на руках у матери. Кроме того, появились физиологичные бюстгальтеры, ватные, тканые и силиконовые вкладки в белье, позволяющие активно заниматься любой активностью и даже спортом, не опасаясь того, что одежда будет испачкана молоком. Это еще один шаг в сторону женских свобод: у нас появилось право продолжать вести активный образ жизни и полноценно реализовываться в роли матери.

Ну и в, конце концов, отказ от ношения бюстгальтера вопреки распространенной эстетической и этической норме часто объясняется фактором здоровья. Большая часть современного белья — особенно корректирующего — скроена так, что мешает естественным физиологическим процессам. Таким, например, как свободное кровообращение и ток лимфы. В системном нарушении этих процессов врачи сейчас видят причину большой части современных болезней груди. В силу того, что параметры каждой груди индивидуальны и постоянно варьируются, 80 % женщин сталкивается с проблемой ношения бюстгальтера не по размеру. Чтобы продолжать носить белье без ущерба для здоровья, важно выбирать и правильно сконструированную модель.

Итак, сегодня наша грудь оказалась в наших, гм, руках. Это хорошие новости и повод для оптимизма. В то же время мы должны отдавать себе отчет, что мы не можем контролировать суждения других людей, навязать им свое мнение и избежать их оценок. И в этом плане мало что изменилось — сосуществование со своей грудью, как и прежде, требует от женщин больше усилий, чем хотелось бы.

Оставьте свой голос:

311
+

Комментарии 

Войдите, чтобы прокомментировать

marianna8339
marianna8339

Сейчас некогда, забираю в избранное, потом прочту

IceIce
IceIce

Грудь всему голова:)

ROXIE
ROXIE

IceIce, мойте груди перед едой!

Fortuna
Fortuna

ROXIE, когда я грудь- я глух и нем

*немного сюрреализма*

ROXIE
ROXIE

Fortuna, не имей сто друзей, а имей пару симпатичных грудей второго размера и чтоб стояли.
Немного белых стихов и практицизма)

iva_silvestris
iva_silvestris

ROXIE, не имей сто друзей, а имей сто грудей))) - и все питекантропы твои)

elleni
elleni
Показать комментарий
iva_silvestris
iva_silvestris

elleni, ну там обсудить нельзя, а тут можно

_Sophie_
_Sophie_

Мне перед беременностью маммолог-онколог сказала: как родишь - корми ребенка грудью хотя бы год: грудь должна работать!

Fortuna
Fortuna

_Sophie_, .... и зарабатывать

remamari
remamari

_Sophie_, есть такая целая категория врачей
я их объединяю под фразой "вы рожали? ну так надо рожать. рожали? ну так что ж вы хотите, вы ж рожали"

marianna8339
marianna8339

Как только домой прихожу, тут же снимаю лифчик, хоть и по размеру, нигде не жмет, но не могу в них радоваться жизни, в пол ном смысле этого слова:))). Глядя на " свободу , ведущую народ" вспомнила амалию мордвинову в спектакле ленкома, у нее была красивая грудь

irinas
irinas

подозреваю, что и сейчас наша грудь не в наших руках.
скорее в наших мозгах.
а еще точнее в тех образах, которые рождает наш мозг под влиянием СМИ.
все мы носим бюстгалтеры, часто не по размеру.. озабочены формой груди и многие непрочь внести корректировки в то, что дано природой.

Erisa
Erisa

irinas, герпес тоже, можно сказать, "дан природой". но это не значит, что надо с гордостью носить эту зудящую мерзость и не укреплять иммунитет.

irinas
irinas

Erisa, я не совсем поняла вашего сообщения..
чет вы смешали божий дар с яичницей )), простите..

Jozhefina
Jozhefina

Erisa, герпес болезнь, которая приносит неудобства и да, с ней надо бороться. А грудь что? Она не зудящая мерзость, для ее избавления не надо укреплять иммунитет, она часть тела, а не инородная болячка. Так что я тоже не поняла вашего обобщения.

Jozhefina
Jozhefina

одно дело навязываемые идеалы о том, что нужно корректировать и менять в угоду этих идеалов, совсем другое - объективная болезнь

barusha
barusha

Да уж, в наше время гнет СМИ, рекламы, кино и интернетов с бесконечными сиськами заставляет себя почувствовать недостаточно грудастой даже с красивой но небольшой грудью.
Ну ничего, победа будет за нами (.)(.) :-)

Erisa
Erisa

barusha, эти сиськи настолько приелись, что смотришь на них как на рекламный постер: строго пофиг какой там слоган написан.

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

Яна Рудковская, Алика Смехова и другие на светской елке
Рождественские коллекции макияжа: часть II
Подражая маме: Мэрайя Кэри вышла на сцену со своими детьми
Белокурая малышка: отец Беллы Хадид опубликовал детское фото модели
Стиляги: Дженнифер Лопес поделилась новым фото детей
Третий этап конкурса "Самые стильные в России-2017" по версии HELLO!: классика
Космос вокруг: Дженнифер Лоуренс и Крис Прэтт на фотоколле фильма "Пассажиры"
Ксения Собчак, Наталья Ионова, Яна Рудковская: выбираем лучший образ церемонии "Женщина года-2016"
Мадонна, Рита Ора, Кеша и другие на церемонии Billboard Women in Music 2016
Анна Нетребко готовится к Рождеству с мужем Юсифом Эйвазовым, сыном и друзьями
Анджелина Джоли впервые появилась на публике после объявления о разводе с Брэдом Питтом
Битва платьев: Наталья Ионова против Даши Малыгиной
Рене Зеллвегер оказалась в суде по вине своего бойфренда Дойла Брэмхолла
Барак Обама и его семья разослали свою последнюю рождественскую открытку из Белого дома
Минутка ретро: уцелевший в страшной катастрофе, или Как Кирк Дуглас получил шанс на вторую жизнь
Дети Филиппа Киркорова и других знаменитостей на открытии океанариума в Москве
Райан Рейнольдс рассказал о дочерях, смене пеленок и Блейк Лайвли
Матильда и Сергей Шнуровы отмечают десять лет своего знакомства