С завистью приходилось сталкиваться очень многим. Но редкий человек признается себе в том, что он тоже подвержен этой разрушительной привычке — завидовать. В чем же природа зависти, и откуда она берется? Почему одни люди живут, не оглядываясь, а другие постоянно сравнивают себя с кем-то? Для того чтобы разобраться в причинах нашей собственной зависти, необходимо понять ее суть.

Завидовать — значит сравнивать себя с другими, заранее признавая, что они являются в жизни победителями, а мы — проигравшими. Понятно, что в таком случае, ни о какой пользе для самооценки не может быть и речи. Когда мы начинаем завидовать, у нас «отключается» здравый смысл, и мы пытаемся прожить какую угодно жизнь, но только не свою.

Близость создает лучшие условия для сравнения, делает жизнь другого человека более обозримой. При этом чем меньше дистанция между завидующим и объектом зависти, тем сильнее зависть. Так, мы иногда сталкиваемся с подлостью людей, которых считали близкими, причиной которой стала именно зависть.

Зависть чаще всего выражается в неприязненном, враждебном отношении к успехам, популярности или материальному положению другого человека. А. Шопенгауэр писал: «Зависть показывает, насколько люди чувствуют себя несчастными, а их внимание к чужому поведению и положению — как сильно они скучают». Зависть — враг нашего счастья.

Зависть можно рассматривать и как черту характера, проявляющуюся в недовольстве, недоброжелательстве по отношению к другим людям, которым сопутствует удача, которые достигли благополучия. Зависть — признак ограниченности ума и мелочности характера.

Бывает и так, что человек, боясь вызвать зависть других, снижает свою трудовую энергию и энтузиазм, скрывает свое благосостояние и достижения, пользуется ими скрытно, не получая от них, таким образом, полного удовлетворения.

«Катализаторы» и предпосылки зависти

Их можно разделить на внешние и внутренние. Внутренними факторами, располагающими к зависти, являются такие особенности личности, как эгоизм и себялюбие, тщеславие и чрезмерное честолюбие. К внешним факторам относится близость в статусном положении завидующего завидуемому. Завистник, как правило, сравнивает свое положение и свои достижения, достоинства со статусом близко стоящих на социальной лестнице. Еще Аристотель отмечал, что «…люди завидуют тем, кто к ним близок по времени, по месту, по возрасту и по славе…».

Зависть. Обратная сторона — подлость.

Оба чувства рождены от желания иметь то, что тебе не принадлежит. Человек тщательно скрывает свою зависть от людей и поэтому идёт на подлость. Выражается это в клевете во имя осуществления своих желаний. Даже очень богатые люди испытывают зависть. Объектом их зависти становятся чувства, такие, как свобода, любовь и счастье.

Часто люди завидуют чужой любви и делают всё, чтобы её уничтожить. Для осуществления своей цели они отводят от себя подозрения тем, что признают эту любовь.

Зависть вредит здоровью

Подлость и зависть имеют один корень, из-за них у человека искажается восприятие реальности, а это может привести не только к физическим, но и психическим заболеваниям.

Интенсивное самобичевание при остром приступе зависти может вызвать физиологические симптомы: человек «бледнеет от зависти», поскольку сжимаются кровеносные сосуды и повышается артериальное давление, или «желтеет от зависти», поскольку кровь насыщается желчью.

Многие люди считают, что у них зависти нет вообще, потому что верят, что завидуют им. Люди ищут недостатки в тех, кому завидуют, находят и признают себя правыми. Низменное чувство зависти вызывает желание видеть низменность в других. Иногда человек считает, что у него проблемы в жизни из-за того, что ему завидуют. Это мнение ошибочное, так как причиной является его собственная зависть. В результате человек заболевает, как правило, гастритом, артритом и т.д.

Виды зависти

И. Кант делил зависть на черную зависть (когда у завидующего имеется стремление лишить блага другого) и просто недоброжелательность. Выделяют и другие виды зависти. Говорят, например, о «незлобной» зависти, когда человек хочет иметь то, что имеет другой, но при этом не испытывает к другому враждебного чувства. Как в «злобной», так и в «незлобной» зависти присутствует желание завидующего устранить неравенство. Но, как отмечает Дж. Нью в первом случае человек говорит: «Я хочу, чтобы Вы не имели того, что имеете», — а во втором: «Я хочу иметь то, что Вы имеете».

Наличие злобной зависти свидетельствует о неспособности завидующего достичь того уровня, на котором находится другой человек; это проявление своего бессилия. Еще одна причина «черной» зависти — «казуальное заблуждение», т. е. восприятие человека, имеющего превосходство, как причины собственных неудач и униженного положения.

Некоторые авторы выделяют депрессивную зависть, тоже порождаемую униженным положением, но связанную с возникшим чувством несправедливости.

Выделяют и восхищенную, «белую» зависть, когда человек, завидуя, не испытывает к преуспевающему человеку враждебных чувств. В этом случае «белая зависть», скорее, является стимулом для соревнования с другим человеком.

В случае злобной зависти человек хочет унизить другого, утянуть до своего уровня или ниже; в случае восхищенной зависти человек желает возвысить себя до уровня более успешного.

Завистнику следовало бы обратить внимание на собственные преимущества, которые он не замечает, зачарованный совершенствами человека, вызывающего его зависть. Формирование чувства собственного достоинства и уверенности в своих силах — лучшие способы борьбы с завистью. Тогда человек может сказать себе: если у меня и нет того, чем обладает этот человек, то у меня есть то, чего нет у него. Он будет спокойно относиться к своеобразию другого, не испытывая желания стать таким же.

Стоит ли постоянно сравнивать?

Зависть — это болезнь. Сравнивая себя с другим человеком, мы заранее признаем свое поражение, ведь сильному человеку никогда не придет в голову сравнивать себя со слабым. Зависть сама по себе абсурдна. У нас есть только наша энергия, мы можем ее развить, а можем и не развивать. Другой человек тут совершенно ни при чем. Жизни людей, их возможности, материальное благополучие, комплекция и многое другое отличаются с самого рождения.

Видя что-то, что навязывается нам, как идеал, мы хотим тоже стать совершенными. Но для того чтобы быть совершенным, человеку достаточно быть собой. Проблема завистников состоит в том, что они хотят быть не теми, кем являются. Они тратят собственную энергию на бесконечные сравнения, хотя даже не знают того, на кого равняются.

Когда мы говорим об успешном человеке, мы выбираем лишь его фрагменты: ноги, волосы, лицо, деньги, одежду, машину. Завидуя, мы мысленно примеряем на себя все эти атрибуты успешности, не задумываясь о человеке в целом. На самом же деле мы не можем знать, насколько легко досталась кому-то высокооплачиваемая работа, благополучная семейная жизнь или безупречная внешность.

Но мы не хотим это понимать. Вся образовательная система построена на соревновательности. Мы с самого рождения привыкаем, что нас оценивают, сравнивая с другими. Мы не замечаем, как перестаем жить своей жизнью, ориентируясь постоянно на то, что кто-то лучше учится, у кого-то более густые волосы, а у кого-то богаче родители…

Но даже если решить для себя, что необходимо получить звание «Самого Лучшего» во всем, то логично предположить, что не стоит тратить энергию на постоянные сравнения, как далеко ушли «соперники».

Японский взгляд на зависть

Чтобы выбраться из психологического капкана зависти, наверное, не следует постоянно сравнивать свои достижения с достижениями своего соседа или коллеги. В японской национальной культуре чувство зависти в обществе к кому-либо распространено довольно незначительно. Это происходит потому, что в традициях японского воспитания принято сравнивать своего ребенка не с другими, а с самим собой, сколько он смог добиться по сравнению с каким-то прошлым периодом своей жизни. Такой подход не дает развиться чувству зависти, в противоположность другому, когда мы в своей культуре успехи одного человека ставим в укор другому. Идя своей дорогой, не оглядываясь на успехи других, не примеривая себе одежды с чужого плеча, сравнивая свои успехи сегодня с теми, что были вчера, человек оказывается неподвластным этому горькому чувству.

Обновлено 07/06/14 18:03:

первое фото не открылось(

Подпишитесь на наш
Блоги

Про зависть

19:59, 7 июня 2014

Автор: REDISKA

Комменты 57

Аватар

я порой завидую другим и не считаю нужным это скрывать. напрямую и говорю. зависть - вполне себе человеческая эмоция.

M

Завидую природной красоте некоторых девушек, я даже если пущу в ход все обаяние или даже если выгляжу безупречно, все равно какой-то уродец на фоне знакомых дам. Все внимание мужиков, естественно, на них, например, на вечеринке, и я даже общаясь весело с мужчинами вижу, как они смотрят на красоток, и как на меня. Эта разница просто убивает, не могу не завиловать внешности.

I

Я- завистник! Я признаю это. Но чаще всего я завидую не шмоткам-люстрам, а здоровью

Аватар

Как- то давно прочитала рассказ о двух пациентах , лежащих в больнице, у одного из которых кровать стояла около окна и он всегда красочно рассказывал, как цветут деревья, какая погода прекрасная за окном, какие красивые девушки прогуливаются, второй ( оба были не ходячие больные) жутко завидовал ему, так как лежал далеко от окна и когда первый пациент умер, попросился на его место.. Каково же было его удивление, когда за окном он увидел серую стену...так что завидовать нечему, девочки , мы не знаем , что у них там за этой блестящей мишурой, брендами, тусовками и тд.. Надо любить свою жизнь, быть довольными тем, что имеем, по возможности стремиться к совершенству ( все по-своему это понимают) , т.е. радоваться жизни! И сплетничать, не значит завидовать!)) мы просто обсуждаем, удивляемся, поражаемся как так можно одеться, выглядеть и тд))

Аватар

а еще зависть двигатель прогресса , у них есть у нас нет, так мы сделаем еще лучше чтоб завидовали

Подождите...