"Поцелуй" был создан в 1907-1908 годах в так называемый "золотой период" творчества художника. Этот период называют "золотым" так как Климтво многих картинах того времени применял золото не только в качестве цвета, но и при создании рельефа.

На картине мы видим мужчину и женщину, которые составляют единое цветовое пятно, и этим кажутся одним целым. Мужчина склонившийся над женщиной, стоящей на коленях (что означает покорность) застывает в поцелуе, в то время как женщина, закрыв глаза так ему и не отвечает взаимностью. В орнаментальном отношении одежды мужчины и женщины отличаются, прямоугольные формы и более строгая цветовая гамма мужской одежды контрастирует с одеждой женщины, более свободной в цветовом и орнаментальном плане. Пара изображена на краю обрыва, буквально заросшего цветами, что примечательно - одежда женщины словно вплетается в растительность на обрыве. Фон мерцающий и довольно абстрактный, чем не отвлекает нас от происходящего на обрыве.
Использование золота художником в этой картине и в других картинах этого периода, скорее всего обусловлено тем, что отец художника был ювелиром и в юности Густав постигал азы этого ремесла под его руководством.
История этой картины такова: некий граф заказал художнику двойной портрет, предоставив медальон, где была изображена его возлюбленная, с условием, что Климт изобразит графа и девушку во время поцелуя. По завершении работы граф был доволен исполнением, но не давало ему покоя одно обстоятельство - почему на картине губы влюбленных так и не слились в страстном поцелуе. На что художник ответил, в том духе, что хотел изобразить желание, атмосферу и настроение перед тем как сам момент поцелуя бросит их в бездну любовного удовольствия. Граф принял ответ.
Через некоторое время Климт, известный своей неутомимой любовью к женщинам, признался одному из своих знакомых, что работая над картиной, влюбился в девушку с медальона, поэтому так и не смог изобразить сам поцелуй, а только его ожидание. О правдивости этой истории можно только догадываться, хотя она и имеет некоторую красоту сюжета.

Но если присмотреться к женщине и попробовать понять ее чувства, становится видно, что хоть она стоит на коленях, но ее лицо и руки выражают некоторую непокорность и желание если не оттолкнуть, то хотя бы увернуться. Ее рука обвитая вокруг шеи мужчины практически сжата в кулак, в то время как другая рука пытается убрать мужскую руку. Закрытые глаза с одной стороны могут говорить о наслаждении, но с другой об отрешении от происходящего.
 

Возможные модели для картины

Возможные модели для картины

Что касается моделей для этого произведения, то здесь имеется несколько вариантов. Есть предположение, что в роли мужчины здесь выступает сам Климт, однако очевидного сходства художника с изображенным мужчиной нет. Для женщины, в первую очередь исследователи рассматривают единственную любовь и спутницу жизни (на фоне многочисленных романов) Эмилию Флёге, даже есть несколько слегка туманных доказательств в пользу этой версии.

Но есть еще одна известная женщина, которая могла быть изображена на картине "Поцелуй" - это Адели Блох-Бауэр. Ее художник написал годом ранее в нескольких своих работах, в числе которых "Эдифь I" 1901 года, считающаяся одной из самыхскандальных и эротических произведений Климта.
Если сравнить фото Адели и Эмилии, то можно предположить, что версия в пользу Адели более вероятна. Это видно по линии бровей и изгибу губ, которые имеют некоторое сходство с лицом изображенной женщины. Эти две женщины занимали куда более значительное место в жизни Климта, чем одна из его натурщиц Хильде Рот, которая также могла быть изображена на картине "Поцелуй", по словам ее племянника, утверждавшего, что на картине была изображена именно она.
Впрочем, наследникам всех этих женщин и, возможно, и еще других, которым посчастливилось быть Климту натурщицами, хотелось, чтобы именно их родственница была запечатлена на одной из самых известных произведений мировой живописи. Некоторые исследователи уверены, что это не какая-то конкретная особа, а всего лишь собирательный образ женщины, потому как задумав изобразить знакомую женщину, Густав Климт изобразил бы ее портрет, а не плохо узнаваемую женщину.
 

Поцелуй у других художников

Поцелуй у других художников

"Поцелуй" стал последним произведением "золотого периода" Климта. Живопись развивалась и на смену венскому сецессиону пришел экспрессионизм, совершенно непохожий на плавные линии и светлые образы своего предшественника. Но тема "поцелуя" была неоднократно воспроизведена другими мастерами, вдохновившимися картиной Климта - "Кардинал и монашка" 1912 года Шиле, в которой композиция произведена практически в точности, "Поцелуй" 1907-1908 гг. скульптора Бранкузи, "Поцелуй" 1969 года кисти Пикассо и др.

Подпишитесь на наш
Блоги

Шедевр Густава Климта "Поцелуй"

01:33, 8 апреля 2014

Автор: Julyjulia

Комменты 30

Аватар

такая чувственная картина - обожаю! спасибо за пост. видела его картину вживую, но, к сожалению, не в вене. моя мечта попасть туда только ради климта :) (и десертов, что я вру себе))

Аватар

я после вашего поста сейчас взглянула другими глазами на эту картину!Спасибо

Аватар

Ах, Климт! Ах, Вена. Помню подвисла в Бельведере на нем. Собственно ради него туда и шла. Такая красота!

Аватар

В фильме "Значит, война!" есть забавный эпизод с этой картиной, когда Крис Пайн рассказывает о ней Риз Уизерспун, а Том Харди ему "подсказывает".

I

Красиво

Подождите...