Контент опубликован пользователем сайта

Говорят, что...

Жизнь в беззвучной темноте

68
Жизнь в беззвучной темноте

Текст автора (chistoprudov.livejournal)

Вчера завершились Паралимпийские игры 2014 в Сочи. Россия безоговорочно заняла первое место в медальном зачете.

С одной стороны, это было спортивное событие: за наших спортсменов всегда приятно поболеть, и в этот раз команда России опередила всех с большим отрывом. С другой стороны, это безусловно событие культурное. Событие как повод подумать и почувствовать кое-что непривычное по отношению к инвалидам. Не сочувствие или жалость, нет. Уважение, сопереживание и где-то даже зависть — не к успехам спортсменов, а к тому, какая сила воли помогла им прийти к победе.

Сегодня будет серия фотографий из уникального и единственного в России детского дома для слепоглухих, который находится в Сергиевом Посаде. Часто ли вы задумываетесь, как живут и чем занимаются обычные инвалиды? Не спортсмены-олимпийцы, а девочки и мальчики школьного и дошкольного возраста. Скажу сразу, увиденное меня поразило.

В моем подъезде живет слепой дедушка. Живет один. Каждый день, напевая какие-то песенки, он выходит на улицу, проходит вокруг дома на ощупь, иногда заходит в магазин за продуктами. У подъезда он делает зарядку и кормит голубей. Зрение он потерял не так давно и хорошо помнит, как выглядел окружающий его мир.

Но есть люди, которые не видят с рождения. Еще страшнее, когда человек и слеп и глух одновременно. Для таких людей с раннего детства тактильные ощущения — это единственная связь с окружающим миром.

При входе в здание я получил короткую инструкцию — движение по коридорам детдома правостороннее. Точнее — дети передвигаются по правой стороне коридора, персонал­ по левой. Так можно избежать столкновений.

Внутренние помещения просторные и не загромождены мебелью.

Сегодня в детдоме находится более двухсот детей с различными нарушениями зрения и слуха. Кто-то слабо видит, но ничего не слышит, кто-то наоборот. Есть дети, которые ничего не видят и не слышат одновременно. А так — это самые обычные дети. Они носятся по коридорам, смеются, играют и общаются друг с другом. И нужно им не так много вещей, чтобы почувствовать себя комфортно. Их потребности нематериальны: ласка, забота, общение. Кстати, в этот дом можно приезжать в качестве волонтера.

Столовая. Ножи и вилки детям выдают без ограничений.

В таких условиях ограниченные возможности становятся почти неограниченными. Детский дом в Сергиевом Посаде ­— единственное в своем роде учебное заведение в РФ, где работают с детьми с такими проблемами. Преподаватели здесь ­— это профессионалы и энтузиасты, они даже разработали программу переподготовки педагогов (тифлосуропереводчиков) для работы в регионах. Ведь здесь учится только 209 детей, а сколько их по всей стране?

Так происходит процесс общения: слова передаются прикосновениями:

Максим выступает на сцене и очень смущается. Еще совсем недавно он не умел ходить, не то что танцевать. Этому его научили в детском доме:

Для слепоглухих не существует телевизоров и игровых приставок, но все время расписано поминутно —­ дети учатся полезному и интересному каждый день, и не успевают скучать.

Это «тактильное» расписание занятий на день, формат ­— собственное изобретение детского дома. Такое расписание позволяет слепо­глухим детям получить «ниточку» информации из нашего мира и понимать, что их ждет в течении дня. Дети все время чем-то заняты, такое ощущение, что им не дают скучать ни на минуту:

Правописание: ученик работает со шрифтом Брайля, а для преподавателя на карточках изображены буквы:

Это обучение алфавиту:

А это — «устная» речь слепо­глухих, для каждой буквы есть своя последовательность прикосновений:

Одна из мастерских. Здесь можно научиться делать вот такие гобелены:

Гобелен выпуклый, его можно «увидеть» пальцами. До попадания в этот детский дом Даша была замкнутой и драчливой, а теперь она стала терпеливой, научилась читать и писать. А еще она большая кокетка:

В холле выставка работ учеников, там же проводят «официальные» мероприятия —­ Никиту, например, поздравляют с Днем Рождения:

Еще одна мастерская, в этот раз здесь изготавливали восковые свечи:

Свечи продаются в Лавре, а выручка возвращается в детский дом и на нее покупают расходные материалы для этого производства.

Свободные руки без работы не остаются. Здесь активно развивают даже самых «тяжелых» воспитанников, поскольку без дела их жизнь становится такой же скучной, как и для любого другого ребенка.

Мастерская, где дети постарше изготавливают различные обучающие материалы для младших групп:

На уроке правописания осваивают печатную машинку Брайля.

Для печати шрифтом Брайля используется плотная бумага на которой способом тиснения наносятся буквы, которые считываются подушечками пальцев.

В одной строке умещаются до сорока символов. Большинство книг и учебников в детдоме делают самостоятельно, силами учителей и учеников:

Уроки творчества ­— это не только гобелен, но и живопись ­— для тех воспитанников, кому позволяет зрение (и талант). Кстати, в предыдущем детдоме Колю считали умственно отсталым и накачивали лекарствами, а здесь он раскрылся и научился неплохо рисовать и танцевать.

Мастерская керамики:

Вот такие забавные рыбы получаются у слабовидящих учеников керамической мастерской:

А это литые свечки, их тоже делают воспитанники детского дома:

Так выглядит чтение учебника по русскому языку…

А это — тетрадь по математике с­ пометками преподавателя на полях:

Еще одна творческая мастерская. Это аппликация из свернутых бумажных полосок:

Момент, который меня поразил больше всего. Аня слушает, что я говорю, пальцами снимая кол:)ия гортани. Родилась Аня абсолютно здоровым ребенком, но из-­за перенесенной болезни и некачественной операции полностью потеряла слух и зрение:

Так она общается с подругой ­— прикосновениями. Со стороны кажется, что они просто держатся за руки, но если приглядеться — пальцы стремительно порхают, складывая из букв предложения:

Спортзал здесь вполне обычный, только вот лестницы и маты —­ мягкие. Ну и диско­шар, конечно, для особых случаев :)

Каждый день дети ходят в бассейн. Они учатся плавать и нырять. Это сложно, если болезнь затронула вестибулярный аппарат, но достижимо.

В лабораториях регулярно проверяют слух и зрение ребят, чтобы подобрать правильный комплекс упражнений для их развития.

Это слуховые аппараты ­— современные и почти незаметные. Удивительно, но чтобы ими успешно пользоваться нужно также много тренироваться:

Это не радиостанция, а один из диагностических аппаратов:

Девочка нажимает на кнопку, когда что­-нибудь слышит в наушниках. Я стоял на расстоянии и слышал разные по частоте и громкости звуки, доносившиеся из наушников. Но девочка всего лишь несколько раз нажала кнопку:

Исследование слуха при помощи звуковых волн:

Так показания прибора выглядят на экране, по ним можно с высокой точностью определить остроту слуха:

Ученики с музыкальными способностями поют в хоре. Кстати, это очень известный в среде слабовидящих хор, который часто выступает на различных меропритиях. 

После занятия пением Даня взял один из моих фотоаппаратов и начал снимать за меня )

Вот, что он наснимал:

Я решил, что куплю и привезу Дане в следующий раз небольшой фотоаппарат. Пускай снимает, раз у него это так хорошо получается.

Вот и все,­ пора покидать гостеприимные стены.

Таким людям, как я, тем, кого называют здоровыми, легко выйти отсюда. Но что ждет за порогом детского дома этих ребят?

Это все очень здорово, что есть такие учреждения, что детей и подростков занимают, придумывают им занятия, развивают разные чувства. Но что случается с такими выросшими людьми, когда они попадают в мир? Дело даже не в отношении окружающих, а в отношении самих воспитанников. Сама была внутри и знаю, что говорю (я ходила в сад для слабовидящих). И в то время, когда остальные дети задумываются кем они хотят быть, воплощают свои мечты в играх, я была круглосуточно занята. Я не видела ни одной свободной минуты, я ни разу не задумывалась над тем, что я хочу делать — за меня все решало расписание развивающих занятий. И я знаю, что, к сожалению, я не одна такая. Поэтому строгое расписание и постоянно занятые руки и мозг — это не всегда что-то хорошее, жаль это понимаешь, только когда вырастаешь.

Я бы хотел, чтобы наши дети относились к таким людям, как к равным, а не с жалостью, отвращением и испугом. Нас, к сожалению, этому не научили, а ведь при правильном подходе даже тяжелые недуги не будут препятствием к развитию и социальной адаптации.

Мне бы очень хотелось, чтобы таких учреждений, где так работают со слепоглухими детьми, в России было больше. Но это не все, что нужно инвалидам для нормальной жизни в обществе. Им нужно качественное образование, рабочие места, доступная среда и, конечно, понимание других людей.

Пока что после 18 лет им просто некуда идти...

Оставьте свой голос:

3192
+

Комментарии 

Войдите, чтобы прокомментировать

buratinka
buratinka

Господи, дай здоровья и счастья деткам! И если уж такими они родились или такими стали, то пусть найдут достойное место в жизни!

Seroglazaya
Seroglazaya

Такие посты рвут... Но они очень нужны. Чтобы на все свои горести и невзгоды сказать себе, соберись, тряпка, ты можешь видеть, ходить, вставай и двигайся дальше...
И дай Бог здоровья людям, что работают с этими детками...

Feya_
Feya_

Очень хороший и нужный пост. Спасибо!

Rita_Starling
Rita_Starling

Как сурдопедагог по образованию могу сказать, что глухие дети не чувствуют себя несчастными из-за своей глухоты (даже тотальной). Наоборот, более жизнерадостных и подвижных детей я не видела даже в своей обычной школе.

LilDelicious
LilDelicious

Rita_Starling, ну мир без звуков это ведь еще не самое страшное, т.е. слышать природу, музыку, людей это прекрасно конечно, но мне кажется без этого можно жить и быть счастливым все же это не такой физический недуг который делает человека несамостоятельным а ребенка сильно ограниченным - можно заниматься спортом, можно найти нормальную работу, можно жить вполне полноценной жизнью. Вот не видеть намного страшнее мне кажется

Rita_Starling
Rita_Starling

LilDelicious, в принципе, да, если не брать во внимание часто сопутствующие нарушения координации, которые годами исправляют мои коллеги, и интеллекта (не всегда, но часто).

Oladushka
Oladushka

LilDelicious, " Вот не видеть намного страшнее мне кажется" - вам не кажется. Я сталкивалась с такими людьми в своей жизни очень близко. Это страшно.

Oladushka
Oladushka

Rita_Starling, к радости( или к сожалению - смотря к чьей, конечно )у них свой мир, зачастую, закрытый и понятный только им. Со своими нюансами и правилами жизни. Им это помогает выжить после окончания школ для особых детей, когда они оказываются в Мире. Но не все выпускники таких школ успешно социализируются( я имею в виду тех, у кого монопотери функций, например, только слух, а не тяжелые случаи поражения, и интеллекта в том числе)К чему я это написала? Общалась с мамой мальчика, у которого была именно потеря слуха. Он учился в школе для детей с такими проблемами.На момент общения ему было лет 15 , в аппаратах он слышал неплохо, то есть мог бы войти в мир обычных людей и стать частью его.Но он не хотел этого. Мама поняла, что " потеряла" его в этом особом мирке, который только для своих, где так все понятно и знакомо. Конечно, тут есть и роль родителей - что " потеряли". Часто ли такое случается? Хотя на это наверное, психолог должен отвечать, извините, если не профильный вопрос.

arizonadream
arizonadream

спасибо за пост

TODey
TODey

"Я бы хотел, чтобы наши дети относились к таким людям, как к равным, а не с жалостью, отвращением и испугом" Вот! Это самое главное! Меня недавно неприятно удивила старшая дочь, сказала что не может смотреть паралимпиаду ей жалко людей и неприятно((( конечно отчасти это и мое педфиаско, но как объяснять ребенку что люди с ограниченными возможностями ограничены только возможностями тела во всем остальном они такие же и даже сильнее, если эти дети не учатся в одной школе, получается что здоровые и инвалиды вообще живут вроде как в паралельных мирах(

Lytaya
Lytaya

TODey, у моей знакомой особенный ребенок. там ничего серьезного нет, она его по всем специалистам водит, занимается активно. когда она была беременной вторым ребенком, умер муж - скорее всего это сказалось. так вот этот мальчик пошел с обычными детьми в 1 класс. первое же собрание было посвящено тому, что такие дети не должны учиться с нормальными детьми. учитель заняла позицию "и нашим, и вашим", а родители обсуждали больше часа этого ребенка, вплоть до того, что у него глаза "печальные".

Rayto
Rayto

Lytaya, неужели люди могут быть такими недалекими. Педагог некомпетентен.
России очень нужна программа адаптации инвалидов в обществе.
В Испании невозможно открыть кафе, магазин если там нет оборудованого туалета для инвалидов и т. д.
Очень хороший пост.

Lytaya
Lytaya

Rayto, согласна, здесь педагог вообще показал себя на нуле. благо, там директор адекватная женщина, всегда на стороне детей.

potap4ik
potap4ik

Rayto, инклюзивное образование подразумевает, что обычному педагогу быстро и качественно нужно освоить тифлопедагогику, жестовую речь (причем специфика тут региональная). особенности обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и многое другое. То, на что у нас готовят одельных специалистов для школ 1-8 видов, хотят уместить в одном педагоге.

TODey
TODey

Lytaya, глупцы, жизнь дает возможность посмотреть на мир шире, научить детей доброте, сопереживанию, дать возможность особенному ребенку перестать себя чувствовать особенным и стать самым обычным ребенком. Ни кто не говорит что будет просто, но результат того стоит.

Lytaya
Lytaya

TODey, вы знаете, я пока сама не столкнулась с такими детьми, тоже не очень это все понимала. судьба свела с очень хорошей знакомой, у нее дочка умственно отсталая. Как она ее защищает, как бьется за нее - это подвиг просто. Они постоянно ездят в Финляндию. Она говорит, что там к таким детям абсолютно нормальное отношение. Вот как они такого добились?

TODey
TODey

Lytaya, как добились нам поучится, одно ясно, что не одним днем.

Colibri
Colibri

Lytaya, у нас и к нормальным то детям отношение скотское, что уж говорить об инвалидах. Так хреново от этого, что сердце разрывается. Дай Бог сил таким детям и низкий поклон всем педагогам!

Lytaya
Lytaya

Colibri, согласна полностью!

Dududusya
Dududusya

Lytaya, божее, я думала это уже невозможно в нашем обществе, мы же типа все образованные, просвещенные, путешествуем! У меня был показательный для моей жизни случай: учась в 10-м классе в США, где, как известно, дети с огр.возможностями ходят в одни и те же школы с обычными, я впервые увидела целый класс детей на инвалидных колясках. А в моем классе по математике учился мальчик Джордж, не знаю диагноза, но видимо с задержкой умственного развития. Джордж в общении был как пятилетний малыш, а в математике сек как студент мехмата. Однажды мы с классом по французскому пошли в класс к инвалидам петь им французские песни и там в меня влюбился мальчик 18 лет с дцп. И вот я помню свою первую реакцию - неловкость!! Мне было стыдно!! Теперь уши горят от этого воспоминания. Но я приехала из России, где в школе могли заклевать за короткие ноги... Меня потом американские преподы научили нормально общаться с такими детьми, и с этим мальчиком при встрече я всегда весело болтала потом. Очень стараюсь теперь, чтобы мои дети, осознавая разницу между собой и не такими как все, испытывали не просто сочувствие, но и свою ответственность - если ты сильный, помогай слабому, если ты понимаешь - объясни тем, кто не хочет находиться рядом с не такими как все.

Спасибо за пост!

Загрузить еще

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

Регина Тодоренко выпустила сольный альбом Fire и клип на одноименную песню
Барак Обама и Ева Лонгория спели на ежегодной церемонии зажжения огней на рождественской елке
Ксения Собчак, Максим Виторган и другие на премьере фильма "Рыба-мечта" в Москве
Минутка ретро: короткая любовь Фрэнка Синатры и Миа Фэрроу, или Почему актриса лишилась своих длинных волос
Риз Уизерспун и Николь Кидман в трейлере сериала "Большая маленькая ложь"
58-летняя Шэрон Стоун отдыхает с новым бойфрендом Лонни Купером на острове Сен-Барт
Косметичка бьюти-редактора Cosmopolitan Beauty: что выбирает Алиса Дробот
Итоги года от Instagram: Селена Гомес и Криштиану Роналду — авторы самых популярных фотографий
Кристина Орбакайте, Виктория Лопырева и другие отметили начало зимы на вечеринке
Дочь Ренаты Литвиновой и Константин Хабенский в фильме для благотворительного проекта Светланы Бондарчук: видео
Кристен Стюарт снялась в клипе The Rolling Stones на песню Ride 'Em On Down: встреча с зеброй и сексуальные танцы
Серое ей к лицу: беременная Натали Портман на премьере фильма "Джеки" в Вашингтоне
Степан и Елизавета Михалковы, семья Новиковых и другие на открытии гастрономического фестиваля
Анастасия Стоцкая, Яна Рудковская, Юлия Барановская на дне рождения дочери Филиппа Киркорова: новые фото
Виктория и Дэвид Бекхэм на благотворительном мероприятии в Майами
Беременная Ирина Шейк в откровенном видео журнала Love
Алсу представила новый клип на песню "Я пойду чуть-чуть поплачу"
Ноябрь-2016: альтернативный взгляд