Шапки за 600е это по нашему! Попалась очень интересная статья на эту тему.

Нелегкая промышленность

Однажды, посетив международные спортивные соревнования, Феликс Кривин иронично заметил: "Легкая атлетика в СССР опережает легкую промышленность: первую не стыдно вывозить за рубеж, а вторую стыдно держать у себя дома". На дворе стоял конец 1980-х гг., за два десятилетия ситуация изменилась слабо: российский рынок легкой промышленности год от года сокращается, доля импортеров растет, после вступления в ВТО и вовсе может сложиться критическая ситуация. Выход - либо увеличение дотаций, либо создание отечественных брендов одежды, использующих зарубежное сырье. О том, что ждет российских производителей, как изменить ситуацию и кто сможет пошить и поднять знамя отечественной легкой промышленности, читайте в нашем сегодняшнем обзоре.

Китайская экспансия и ВТОржение импортеров

В ноябре 2011г. доля товаров легкой промышленности (обуви, тканей, одежды) из Китая подобралась к критической точке - 60%. Оно и неудивительно: Поднебесная ежегодно вкладывает в развитие этого сектора экономики около 3 млрд долл. На тот момент российские власти выделяли отечественным производителям скромные 500 млн долл. Таким образом, чтобы отвоевать место под солнцем, дотации нужно было увеличить хотя бы в 1,5-2 раза. В итоге власти приняли "Стратегию развития отечественной легкой и текстильной промышленности до 2020г.", главная цель которой - увеличение доли отечественных товаров до 50%. Но планы планами, а бизнес бизнесом: в январе-сентябре 2012г. индекс текстильного и швейного производства по сравнению с предыдущим годом сократился до 96,6%, производства изделий из кожи - до 87,6%. Рост наблюдался по позициям хлопчатобумажных тканей (111,3%), шелковых тканей из синтетических и искусственных волокон и нитей (104,2%), свидетельствуют данные Минпромторга.

Чиновники отмечают, что темпы роста были бы выше, если бы не ухудшение сырьевого обеспечения, старение производственных мощностей, увеличение импорта и вступление России в ВТО, спровоцировавшее затишье на оптовом рынке. Количество убыточных предприятий на 1 августа 2012г. в текстильном и швейном производстве составило 28,5%%, в кожевенно-обувном - 16,4%. Импорт товаров легкой промышленности вырос на 5,6% - до 12,8 млрд долл., на одежду пришлось 37% от товаров, обувь - 12,9%. На долю Китая чиновники отвели 44,5%, однако этим данным вряд ли стоит доверять, памятуя о сером импорте товаров.

В июле 2013г.поставки в Россию товаров легкой промышленности по итогам 5 месяцев увеличились. Рост импорта обуви составил 104,8%, хлопчатобумажных тканей - 108,5%, трикотажной и текстильной одежды - 103,8% по стоимостному объему. На внутреннем рынке наблюдалось падение: за полгода производство тканей в самой России упало на 2,8%, обуви - на 0,7%, трикотажа - на 5,7%, а шерстяных тканей - на 9,4%. Не последнюю роль в этом сыграла неопределенность с учетом обязательств России перед ВТО. До вступления в ВТО средняя ставка ввозной «текстильной» пошлины превышала 15%, а затем снизилась до 10%. В итоге ежегодные потери российского бюджета составили около 3,4 млн. Эксперты оценивают рынок текстильной и легкой промышленности в 2 трлн руб., и на долю отечественных производителей приходится лишь 20-25%.

Многие специалисты не видят ничего зазорного в увеличении импорта, пеняя на глобализацию и диверсификацию международных рынков. Однако они забыли об одном важном аспекте: в легкой промышленности заняты более 360 тыс. человек, причем 70-75% приходится на женские коллективы. Таким образом, сокращение производства и последующие увольнения спровоцируют серьезные социальные проблемы, особенно в маленьких городах. Средняя зарплата по отрасли составляет 12 172 руб., а для Иваново и Владимира это хорошие деньги.

Малиновые пиджаки

Международные бренды одежды «шьют планы» на российский рынок: наши покупатели давно зарекомендовали себя ценителями стильных и дорогих марок. В сегменте «одежды для жизни» ситуация схожая. Гендиректор Uniqlo в Европе Берндт Хаупткорн в интервью "РБК-Стиль" отметил, что его компания собирается развивать присутствие на российском рынке. Сейчас Uniqlo является четвертым в мире брендом одежды по объему продаж, а потому трех магазинов для России недостаточно. Помимо насыщения рынка точками продаж, марка собирается расширять предложение. Uniqlo будет продавать в России детскую одежду. Однако российский рынок немного отличается и от азиатского, и от европейского: здесь большим спросом пользуются теплые вещи. Также россияне очень любят одежду классического стиля, но ярких цветов, отметил Б.Хаупткорн. С этим мнением трудно не согласиться, памятуя о небезызвестных малиновых пиджаках 1990-х гг.

На своей волне

Конкуренцию крупным моллам могут составить мелкие магазины одежды, которые продают качественную, яркую и стильную одежду. В Москве уже три года работает магазин необычной одежды Free Flow. Основатель и владелец Марина Романенко вспоминает, что к открытию Free Flow ее подтолкнул пример подруги из Киева. Но магазин не появился бы, если бы не финансовый кризис 2008-2010гг. "Тогда всем было очевидно, что деньги - это большая ответственность, они нестатичны, не лежат на месте и либо увеличиваются, либо уменьшаются. У меня была некоторая сумма на руках, и в самый разгар кризиса я начала ходить по городу и выбирать подходящее место. Тогда было интереснее: в Москве оказалось много свободного места, по бросовым ценам сдавалось много недвижимости и в самом центре. Теперь сложнее", - говорит М.Романенко. Первую партию товаров она привезла из Индии лично, теперь доставка поставлена на поток. Вначале клиентами были знакомые и их друзья. Сайт, социальные сети, флаеры, уличные объявления стали сайд-рекламой, а лучшим проспектом - сами интересные вещи. "Если вещь уникальная - будут и посетители", - уверена М.Романенко.

Малый и средний бизнес не может похвастаться крупными бюджетами на рекламу и раскрутку, а потому развиваться нужно за счет образа и идеи. «Стиль нашего магазина обращается к тому, что деньги не так важны. Но если хочешь чего-то добиться, нужно использовать те же рекламные ходы, что и остальные бизнесмены, но действовать аккуратно», - подчеркивает владелица Free Flow. М.Романенко отмечает, что Москва - это большой рынок, а потому здесь запросто смогут работать несколько магазинов в стилистике Free Flow. Сама же она строит планы открыть оптовую линию по продаже одежды. М.Романенко в разговоре с РБК поделилась советами с теми, кто хочет открыть собственное дело. Первое и главное требование - быть крайне требовательным в плане качества. Нельзя относиться к делу, что как-нибудь пойдет - нужно работать на твердую четверку, ведь получить пятерку невозможно в принципе. Во-вторых, все продумать невозможно, а потому нужно действовать. В этом вопросе главное - правильный баланс. Наконец, нужно видеть цель и понимать, куда ты идешь.

Лучшие после "Уралвагонзавода"

Однако есть и коммерсанты, которые уверены, что бизнес - это не только деньги, но и имидж России. Основатель марки базовой одежды Oh, my Сергей Ковеленов решил ни много ни мало создать международный бренд "одежной икеи", который будет твердо ассоциироваться с Россией. А причиной этого стали детсадовские впечатления. "Я с детства любил мастерить, строить разные модели из конструкторов. И уже тогда заметил: когда берешь иностранную деталь, получается одно, а когда российскую - другое и хуже. Становилось обидно, и я не мог взять в толк, почему мы не можем сделать лучше. Конечно, тогда не мог это описать, но воспоминания остались", - рассказывает С.Ковеленов.

Концепция Oh, my сложилась весной 2009г. Бизнесмен решил заняться одеждой, потому что посчитал, что это не сложно технически, а также не требует огромных вложений. Наконец, этому способствовала ситуация на рынке, который и сегодня нуждается в качественном предложении. Финансовый кризис не обошел стороной и Oh, my: первоначально сырье закупалось в Эстонии, однако после подорожания евро от поставщиков пришлось отказаться и обратить взор на Восток.

Сегодня в компании работают 10 человек, продажи осуществляются в Сети. "Интернет важен в нескольких аспектах. Во-первых, так проще и разумнее всего достучаться до аудитории. Реклама в Сети очень таргетирована, и это несомненный плюс - мы можем выбирать, на кого ориентироваться. В ближайшей перспективе мы не собираемся открывать магазины, но я понимаю: чтобы захватить мир, нужно выходить в офлайн. Я уверен, что онлайн никогда не победит настоящие магазины, ведь людям интересен сам процесс покупки", - отмечает бизнесмен.

Главными рынками сбыта являются Москва (70% продаж), Петербург (15%), остальное приходится на крупные региональные города. Производство располагается в Петербурге и Ленинградской области, а теперь и в Подмосковье. "Я хочу, чтобы наша марка стала всемирно известным, любимым и уважаемым брендом. Oh, my должен быть "одежной икеей": как все знают, что IKEA из Швеции, все будут знать, что Oh, my - из России. И как IKEA меняет квартиры изнутри, так мы хотим менять людей снаружи", - делится планами коммерсант. "У нас есть две большие идеи, это и есть сила нашего бренда. Первая - стать проще, не париться так сильно над одеждой. А вторая - мы производим все в России, то есть мы такие же, как и вы. Мы создаем все здесь, но делаем это качественно. В компании много шутят на этот счет. "Мы лучшие после "Уралвагонзавода". Как они первые в оружии, так мы - в одежде", - иронизирует бизнесмен.

Главная проблема, с которой сталкиваются отечественные производители одежды - привлечение инвесторов. "Я понял, что это невозможно: ты не можешь рассчитывать на кредит в банке. Банкиры хотят получить залог, но у нас нет помещения - мы работаем в интернете. Мы не можем заложить продукцию, ведь она неликвидна для банков. Вот почему приходится пользоваться средствами собственного бизнеса, а это не позволяет расти так быстро, как хотелось бы", - отмечает С.Ковеленов. Другой трудностью является качество отечественного сырья. "Массовое российское производство не дает вещи высокого уровня, и нам приходится заказывать продукцию за границей, маленькими партиями, а это не очень удобно и к тому же дорого", - отмечает бизнесмен.

Однако не все так плохо, как любят утверждать журналисты. "Россия - это страна огромных возможностей, здесь абсолютно не развиты рынки", - отмечает С.Ковеленов и дает советы тем, кто надумал открывать свое дело. "Нельзя постоянно заниматься исследованием, оценивать, взвешивать, переваривать идею. Ничто так круто не сработает, как собственный опыт - он сам все скажет и сделает. Важно учиться на собственных ошибках. И еще стоит относиться к деньгам не как к цели, а как к одному из средств ее достижения. Наша одежда - это нитки и ткань, идея и концепция, а деньги - лишь один из элементов. Конечно, деньги важны, но идея всегда важнее", - уверен бизнесмен.

Недостающее звено

В октябре 2013г. проблемы легкой промышленности обсуждались на отраслевой конференции, состоявшейся в Москве. Участники форума пришли к выводу, что переломить ситуацию можно, только если государство задействует все механизмы ВТО для предотвращения недобросовестной конкуренции на российском рынке. Однако проблема куда глубже и серьезнее. Мы можем и дальше списывать просчеты на экспансию импортеров, но ситуация не изменится, пока российские фабрики не начнут делать качественное сырье, а модельеры - серьезные бренды. Дело за малым: коммерсанты нуждаются в создании выгодных условий для ведения бизнеса, а рынок - в дельцах с толикой безумия в голове.

Евгений Медведев

Подпишитесь на наш
Блоги

На жаркую тему Шапок

01:58, 9 декабря 2013

Автор: REDISKA

Комменты 25

V

Посмотрела Oh my - фигня, Икея лучше :) там есть дизайн, а серо-черно-белый скучнейший трикотаж ни для чего

I

тяжела шапка мономаха)

Аватар

блин.. и ведь Такори не первая и не сотая, а продолжают клевать!!!!! долой бренды! даешь хорошее качество!

Аватар

это 24000 руб. за эту хрень?!!!

Аватар

Ого как много букв и цифр))) но автору спасибо!)

Подождите...