11 ноября 1891 года родилась Лиля Брик — урожденная Лилия Каган. Она вошла в историю как роковая женщина, муза поэта Маяковского. Давайте вспомним еще четырех женщин, которые повлияли на развитие русской литературы.

Далеко не все эти дамы были красавицами. Но для роковой женщины красота — не главное. Ум, внутренняя сила,  уверенность в себе и тайна — вот из чего состоит роковая женщина.

Лилия Брик

Лилия Юрьевна Брик родилась в семье присяжного поверенного, члена литературного кружка Урии Кагана. Мать Лилии была женщиной образованной, играла на фортепиано — в доме постоянное устраивались литературно-музыкальные вечера. Сама Лилия окончила математический факультет Высших женских курсов, а потом еще училась на скульптора в Московском архитектурном институте и на курсах в Мюнхене.  В 21 год она вышла замуж за Осипа Брика — юриста, коллегу отца. А через три года состоялась роковая встреча с молодым поэтом Владимиром Маяковским. Их познакомила сестра Лили — Эльза. Она привела поэта на один из салонных вечеров в доме Бриков— там Маяковский впервые представил на суд публики свою новую поэму «Облако в штанах».  С этого дня поэт становится фактически членом семьи Брик. Для Маяковского это была любовь с первого взгляда, которая со временем превратилась в боль и наваждение. Лиля Брик хорошо относилась  к молодому поэту, ценила его творчество, но не более того. Ее муж Осип на свои деньги издавал стихи Маяковского, которого поначалу не особо печатали. Кстати, поэму «Облако в штанах» Маяковский посвятил Лиле, а позже все свои произведения, написанные до 1915 года — момента их знакомства, он посвятил Лиле Брик. Это были очень сложные, болезненные, надрывные отношения. Лиля то приближала Маяковского к себе, то отдаляла его. Она активно участвовала в его творческой жизни, помогала ему и советами и деньгами, но о том, чтобы соединить свою жизнь с поэтом, оставив мужа, не было и речи. Маяковский же не мыслил своей жизни без возлюбленной. Чтобы быть с ней рядом, он поселяется в семье Брик.


Осип Брик относился к этим отношениям весьма спокойно — может, был уверен, что супруга не относится всерьез к молодому поэту, а может, по иной причине. Любовные отношения с периодическими расставаниями, длились почти 10 лет. В 1924 году между Брик и Маяковским происходит окончательный разрыв.

Поэт пытается забыть Лилю, ищет новых отношений, но выкинуть из головы и сердца свою музу он не в силах. Последнюю открытку Владимир Маяковский послал ей в день самоубийства — 14 апреля 1930 года.  Сама же Лиля Брик до конца своих дней носила кольцо, подаренное поэтом, где были выгравированы ее инициалы — Л.Ю.Б. Она ушла из жизни в августе 1978 года, в возрасте 87 лет. После смерти любимого мужа Оси, Лиля Брик была замужем еще три раза.

Зинаида Райх

Зинаиду Райх  называли роковой женщиной, которая разрушила жизни двух великих людей. Она родилась 3 июля 1894 году в Одессе в семье обрусевшего немца.  Зинаида рано увлеклась политикой, будучи гимназисткой вступила в партию эсеров, из-за чего ее исключили из гимназии. Родителям удалось выхлопотать документ об окончании гимназии,   и  юная Зина уехала в Петроград. Там она окончила историко-литературный факультет Высших женских курсов и устроилась на работу машинисткой в редакцию эсеровской газеты «Дело народа». Именно в редакции 23-летнюю Зиночку в 1917 году встретил начинающий поэт Сергей Есенин, который начинал там печататься.  Через несколько месяцев Есенеин сделал Зине предложение, и влюбленные обвенчались. Однако семейная жизнь не заладилась — безденежье, алкоголь и загулы Есенина... Несмотря на рождение дочери и сына, через четыре года Райх и Есенин развелись. Вскоре после развода Зинаида поступила на театральные курсы, которыми руководил Всеволод Мейерхольд.  Она надеялась, что став знаменитой, сумеет вернуть любовь мужа. 48-летний Всеволод Мейерхольд, как и Сергей Есенин,  влюбился в молодую женщину с первого взгляда и, также как и Есенин, через несколько месяцев сделал ей предложение, оставив жену, с которой прожил более 20 лет, и трех дочерей. Райх вышла замуж за Мейерхольда в 1922 году.

Она действительно стала знаменитой — Мейерхольд давал ей все главные роли, защищая от нападок завистливых коллег и критиков.  Как она и хотела,  Сергей Есенин снова появился на ее горизонте. Он заново начал  ухаживать за бывшей женой, ревновал, устраивал ей сцены и караул возле театра. Зинаида даже начала встречаться с ним тайком от Мейерхольда. Но из этого ничего не вышло — «Параллели не сходятся», - сказала ему Зинаида.  Одно из самых известных стихотворений «Письмо к женщине» поэт посвятил своей бывшей жене.

Вы помните,
Вы всё, конечно, помните,
Как я стоял,
Приблизившись к стене,
Взволнованно ходили вы по комнате
И что-то резкое
В лицо бросали мне
...

На похоронах Есенина в декабре 1925 года многие обвиняли ее в раннем уходе поэта. Она пережила Есенина на 14 лет — в 1939 году Зинаида Райх была убита неизвестными в собственной квартире. Накануне арестовали Мейерхольда — в 1940 году он был расстрелян.

Мария Закревская

Мария Закревская родилась в 1892 году в семье известного юриста Игнатия Закревского. Женщина поистине легендарная, чья жизнь окутана тайной, Мария Закревская была последней и самой сильной любовью Максима Горького. Блестяще образованная, яркая, сильная личность, Закревская предположительно была тройным агентом — ГПУ , английской и германской разведки. Ее называли красной «Мата Хари». Личная жизнь  Марии была не менее авантюрной и бурной. Первым мужем Муры — как ее называли близкие -  был дипломат Иван Бенкендорф . Супруги прожили вместе 6 лет, в течение которых Мария имела в любовниках английского дипломата Роберта Локкарда.  В 1918 году, Бенкендорфа расстреляли по обвинению в шпионаже в пользу Англии. Марию тоже вызывали на допрос — вызволить ее пытался любовник - глава британской дипмиссии Роберт Локкард, но его выслали из страны, а Закревскую отпустили, но условием — выполнять  все требования НКВД.  Мария вернулась в Москву, где устроилась на работу в издательство «Всемирная литература». Там она познакомилась с Максимом Горьким и стала его литературным секретарем. Горький потерял голову от этой женщины — не столько от ее красоты, красавицей она не была — писателя пленил ее дерзкий своенравный характер и независимость. «Железная женщина», - говорил о не писатель. Максим Горький, который был старше Закревской на 24 года, предложил ей руку и сердце. Однако официального предложения Закревская-Бенкендорф не приняла, а стала гражданской женой писателя, переселившись к нему. Именно ей Горький посветил свой роман «Жизнь Клима Самгина».

Через год Мария познакомилась с большим другом Советского Союза  Гербертом Уэллсом — английский писатель приехал в Москву и его поселили у Максима Горького. Мария, блестяще владевшая английским,  по заданию Кремля сопровождала его в качестве переводчика и довольно скоро стала любовницей Уэллса.  В 1921 году Мура поехала в Эстонию, где у родственников мужа жили ее дети — там ее арестовали как русскую шпионку, но вскоре освободили. Чтобы продлить заканчивающуюся визу, Закревская вышла замуж за барона Будберга — получив не только визу, но и фамилию, и титул баронессы. Через год она возвращается к Горькому, который в то время перебрался в Херингсдорф — курортный город в Германии. Что находили в Муре мужчины — Горький, Уэллс, Локкард и многие другие не самые последние люди? 

Прежде всего, это уверенность в себе, спокойствие, ясный быстрый ум и врожденная элегантность. Живя с Горьким, Мура постоянно отлучалась на месяц-полтора, якобы проведать детей. На самом деле она ездила в Лондон, где возобновила отношения с Уэллсом, встречалась с Сомерсетом Моэмом, Локкардом и другими поклонниками.  Горький понимал, что Мура живет с ним, пока он за границей.  Хотя именно она уговорила писателя вернуться в Советский Союз. В 1933-м они вернулись, а в 1936 году Горький умер. Его смерть до сих пор покрыта тайной. Мура же — Мария Закревская — Бенкендорф-Будберг отбыла в Лондон, где поселилась недалеко от Герберта Уэллса. Уэллс настояйчиво уговаривал любовницу выйти за него замуж, очень страдал из-за ее отказов. Связь длилась 13 лет — до смерти Уэллса. Английский писатель завещал Муре 100 тысяч долларов, которых ей хватило на безбедную жизнь.  В конце жизни, в 1974 году она переехала в Италию, где жил ее сын, и там скончалась в возрасте 82 лет.


Лариса Рейснер

Её обожал Блок, увековечили в своих произведениях Борис Пастернак и Всеволод Вишневский: прототип женщины-комиссара «Оптимистической трагедии»  Вишневского, женщина, именем которой Пастернак назвал свою героиню в «Докторе Живаго», легендарная Лариса Рейснер производила на мужчин неизгладимое впечатление. Но главную роль она сыграла в жизни поэта Николая Гумилева.

Рейснер и Гумилев встретились почти сразу после того, как он женился на Анне Ахматовой. Много лет спустя Анна Андреевна Ахматова признавалась: «Лариса Рейснер увела у меня Гумилева».  Они познакомились случайно, в 1916 году в кабачке «Приют комедиантов», где собирались молодые литераторы. Любовь вспыхнула, как молния. Однажды увидев Ларису, Гумилев не забыл ее больше никогда. Эта женщина стала музой поэта, не будь ее - не было бы многих стихотворений, которые вошли в антологию русской поэзии. Его любовь, как молния, озарила весь Серебряный век.

Я был у Вас, совсем влюбленный,
Ушел, сжимаясь от тоски,
Ужасней шашки занесенной
Жест отстраняющей руки.
Но сохранил воспоминанье
О дивных и тревожных днях,


Одно из лучших стихотворений Николая Гумилева «Самофракийская победа» вдохновлено Ларисой Рейснер, :

    В час моего ночного бреда
    Ты возникаешь пред глазами —
    Самофракийская победа
    С простертыми вперед руками.


    Спугнув безмолвие ночное,
    Рождает головокруженье
    Твое крылатое, слепое,
    Неудержимое стремленье…


В знаменитой поэме «Гондла» он назвал героиню Лери - так он называл возлюбленную наедине, об этом имени знали только они двое. Между любовью и революцие она выбрала второе. Когда Лариса была уже на фронте, поэт обращается к женщине, которую продолжал любить, в знаменитом стихотворении «Рассыпающая звезды»:

Нежный друг мой, беспощадный враг
Так благословен твой каждый шаг,
Словно по сердцу ступаешь ты,
Рассыпая звезды и цветы...


«Когда она проходила по улицам, казалось, что она несет свою красоту как факел… Не было ни одного мужчины, который прошел бы мимо, не заметив ее, а каждый третий… врывался столбом в землю и смотрел вслед», - писал Гумилев.  Возможно, было бы еще много прекрасных стихов, рожденных образом любимой, но в 1921-м поэта не стало - его расстреляли в то самое время, когда его муза сражалась за идеалы революции. Но сохранились его стихи, посвященные музе, и их переписка с первых месяцев знакомства через всю недолгую жизнь.

Лариса Рейснер родилась в 1895 году в Польше в профессорской семье. Когда ей было 10 лет, семья переехала в Петербург. Способная и старательная девочка окончила гимназию с золотой медалью, затем окончила Психоневрологический институт, одновременно посещая курсы по литературе и политике. Она мечтала стать поэтом. Очень женственная внешне, характер у нее был совсем не женский — смелая и решительная, любившая спорить и почти всегда побеждавшая мужчин в спорах, благодаря сильной логике и веским аргументам.  Когда Николай Гумилев познакомился с 20-летней Ларисой, он влюбился в нее мгновено. Гумилев сходил с ума по ней, грозился похить ее, собирался стреляться, когда она отказалась выйти за него замуж. Свои лучшие стихи Гумилев посвятил именно ей, Ларисе. Но она лишь разжигала в нем огонь любви — семья, замужество не входило в ее планы. И хотя их отношения были недолгими, она оказала большое влияние на творчество поэта, расстрелянного в 1921 году.
Друг детства Ларисы, сын писателя Леонида Андреева вспоминал: «Не было ни одного мужчины, который прошел бы мимо, не заметив ее, и каждый третий - статистика, точно мною установленная, - врывался в землю столбом и смотрел вслед, пока мы не исчезали в толпе». Ею восхищался Борис Пастернак, а поэт Михаил Кольцов называл Ларису «редким человеческим экземпляром».
«Стройная, высокая, в скромном сером костюме английского покроя, в светлой блузке с галстуком, повязанным по-мужски, – так описывал ее поэт Всеволод Рождественский.

После расставания с Гумилевым, Райснер с головой ушла в революцию, которую она приняла с восторгом. Бывшая салонная поэтесса нашла себя там, где нужно было рисковать, командовать, принимать, решения, убеждать, рисковать. Революционная карьера Ларисы пошла вверх. В 1918-1919 гг. она занимала должность комиссара Главного морского штаба, участвовала в боях Волжской флотилии. Председатель Реввоенсовета Троцкий, хорошо знавший Ларису, писал: «Ослепив многих, эта прекрасная молодая женщина пронеслась горячим метеором на фоне революции. С внешностью олимпийской богини она сочетала тонкий иронический ум и мужество воина».
В 1919 году Лариса вышла замуж за революционера-дипломата Федора Раскольникова, став не только его женой, но и адъютантом.  Война-войной, но обед по расписанию — в голодной, разоренной Москве Лариса с супругом не отказывали себе в роскоши. Они жили в богатом особняке со слугами, стол, сервированный дорогой посудой, всегда ломился от яств. Сама комиссарша носила драгоценности и имела в личном распоряжении автомобиль.  У нее были на это объяснения — те, кому доверено вершить судьбу страны, не должны ни в чем нуждаться. В 1921 году Раскольникова командируют в Афганистан возглавлять дипломатическую миссию. В 1921 году Афганистан по сравнению с Россией был раем — там было тепло, сытно, мирно. Но первая леди  посольства, бывший комиссар Балтийского флота, довольно скоро затосковала от такой жизни — ей нужен были бури, потрясения, риск..  «Валькирия революции», - как назвали Рейснер, - вернулась в Россию с тем, чтобы просить у Наркомотдела отозвать мужа из Афганистана.  Но вместо этого, Раскольников получил от нее письмо с предложением развестись. Но одна она оставалась недолго. Следующий ее выбор всех шокировал — рядом с красавицей Ларисой Рейснер оказался пламенный революционер, публицист, журналист, талант которого ценил Ленин, Карл Радек.  Некрасивый, невыского роста очкарик рядом с Рейснер смотрелся карикатурно. Но именно за него Лариса вышла замуж. Счастье продолжалось всего три года — в 1926 году, выпив сырого молока, Лариса Рейснер умерла от брюшного тифа. Ее любимые мужчины были уничтожены: в 1921-м Гумилев, в 1938-м Раскольников, в застенках НКВД в 1939 году погиб Карл Радек.


Елена Шиловская

Елену Сергеевну одни называли ведьмой, другие — музой, и это лишь подтверждает, что Елена Шиловская-Булгакова -  одна из самых загадочных женщин современности.
Елена Нюренберг родилась в 1893 году в Риге в семье обрусевших немцев. Отец ее был учителем, журналистом, а также заядлым театралом. В семье были приняты домашние театральные постановки и музыкальные вечера.  В 21 год Елена вышла замуж за офицера Юрия Неелова,  В 1919 году супруг Елены поступил на службу адъютантом командующего в 16-ю действующую в составе Западного фронта РККА армию. В это же время  в армии появился выпускник Николаевской военной академии, капитан Евгений Александрович Шиловский, который вскоре стал членом Реввоенсовета и исполняющим обязанности начальника штаба 16-й армии. Потомственный дворянин и кадровый офицер без памяти влюбился в жену своего подчиненного Неелова. Правда, поступил он совсем не по-мужски — для начала отправил Неелова в другой штаб, а потом отослалеще дальше, на Южный фронт.  Тем не менее, своего он добился — через 2 года, в 1921 году Елена вышла за него замуж и стала Шиловской, а вскоре у них родился первый сын. Второй ребенок появился на свет через пять лет.

Про Шиловских говорили, что это очень красивая пара — а Елену Сергеевну называли самой красивой женщиной Москвы. В 1931 году Шиловский получает повышение по службе и становится начальником кафедры в Академии Генштаба. В самые тяжелые годы молодой республики Елена Сергеевна Шиловская не знает проблем -  хозяйством занимается прислуга, в доме не знают, что такое дефицит продуктов. Любимый муж-красавец и чудесные сыновья — что еще нужно для счастья?
28 февраля 1929 года на вечере у друзей Шиловские познакомились с Михаилом Булгаковым и его женой — Любовью  Белозерской. И если в семье Елены Сергеевны все было хорошо, то у Булгаковых в семейной жизни были проблемы. Михаил Афанасьевич, который сразу же обратил внимание на  Елену Сергеевну, пригласил ее на репетицию своего спектакля. Шиловская с радостью приняла приглашение - ее муж  большую часть времени проводил на работе, и почти все свободное время ей приходилось коротать в одиночестве. Потом  было катание на лыжах, прогулки по Москве — они не заметили, как «любовь выскочила перед ними». Для Елены Сергеевны началось тяжелое время. Разрушить семью, где прекрасный муж, двое замечательных детей, полная обеспеченность... А по другую сторону любовь, которая поразила, как финский нож. 

Для Булгакова же все стало ясно сразу  — без нее он не может жить, дышать, существовать.  Елена Сергеевна мучилась почти два года. За это время она не выходила на улицу одна, не принимала писем, которые Булгаков передавал ей через общих знакомых, не подходила к телефону.  Но в тот единственный раз, когда ей все-таки пришлось выйти, — она встретила его.

Они признались, что не могут друг без друга жить. Шиловский был шокирован известием о том, что любимая жена от него уходит. Он заявил, что не отдаст детей, а с Булгаковым объяснялся бурно, угрожая револьвером. Елена отступила и осталась с мужем. Но через полтора года она снова случайно повстречала Булгакова. Тогда решение было принято окончательно. На этот раз Евгений Шиловский благородно отпустил жену, подписав бумаги о разводе. Он никогда ни в чем не обвинял Елену Сергеевну и даже оправдывал ее перед родственниками и друзьями. Они сумели на всю жизнь сохранить добрые отношения. 4 октября 1932 года был зарегистрирован союз Мастера и Маргариты. Друг без друга для них не было ни смысла жизни, ни ее оправдания.

Полина Виардо

Отношения Ивана Тургенева и Полины Виардо были похожи на отливы и приливы: они длились сорок лет, то угасая, то снова вспыхивая, в минуту отчаяния писатель, понимавший, что Виардо никогда не станет его женой, чуть не взял в супруги свою дальнюю 18-летнюю родственницу – но  после снова вернулся к женщине, которой "принадлежала его душа".

Берлиоз называл ее "одной из величайших артисток прошлой и современной истории музыки", Генрих Гейне сравнивал с экзотическим, чудовищным пейзажем, некой стихией, самой Природой.

Тургенев познакомился с Виардо в 1843-м году, когда ему было 25, а ей – 22. Аристократка, яркая женщина, оперная певица, которой рукоплескали лучшие залы и которая  не знала отбоя от поклонников, впервые предстала перед ним в "Севильском цирюльнике" во время гастролей в России. Ее нельзя было назвать красавицей – но мало кого смущала сутулость, покатые плечи или крупные черты лица.

"Восторг уже не мог вместиться в огромной массе людей, жадно ловящих каждый ее звук, каждое дыхание этой волшебницы... Кто сказал "некрасива"? – нелепость!.. Это было какое-то опьянение, какая-то зараза энтузиазма, мгновенно ох­ватившая всех снизу доверху", - писала о Виардо российская пресса. С того момента, как Тургенев впервые услышал ее голос, "не бархатистый и не кристально-чистый, но скорее горький, как померанец" по выражению Сен-Санса, та стала смыслом его жизни. Ради Виардо Тургенев покинул Россию, еще без денег, неизвестный, и со временем практически стал членом ее семьи.  

Полина была замужем, ее муж, Луи Виардо, композитор и директор Théatre Italien, стал и отцом четырех детей прославленной певицы, к которым Тургенев относился, как к своим собственным (существует и версия о том, что сын Виардо Поль был на самом деле ребенком писателя). В конце концов, он даже перевез в дом к Виардо свою рожденную от крестьянки дочь Пелагею, к которой мать писателя относилась как крепостной, и та стала Полинет. За Виардо литератор следовал в Париж, в Баден, а однажды, в период "похолодания" со стороны любимой – в Москву: находясь в высылке из-за острого некролога на смерть Гоголя и будучи уже известным писателем, рискующим быть узнанным, он добыл фальшивый паспорт, оделся мещанином и почти две недели прожил в Москве, чтобы быть ближе к любимой, в то время как та, казалось, к нему остыла.

Конечно, положение "поклонника-приживалы" не могло удовлетворить писателя – он пытался устроить свою личную жизнь, прекратив связи с Полиной, но все перерывы были временными. Он не представлял без нее творчества – певица, прекрасно  владевшая несколькими языками и русским в том числе, была его главным критиком.

"Он жалок ужасно. Страдает морально так, как может страдать только человек с его воображением", - с сожалением отзывался о Тургеневе Толстой, а Андре Моруа писал в своей монографии: "Если бы ему предложили выбор быть первым в мире писателем, но никогда больше не увидеть семью Виардо или служить у них сторожем, дворником и в этом качестве последовать за ними куда-нибудь на другой конец света, он предпочел бы положение дворника".

Марлен Дитрих 

"Высокие брови, широко поставленные глаза, светлое таинственное лицо. Оно было открытым, и это составляло ее тайну", - писал Ремарк о Марлен Дитрих.

Писатель, уже опубликовавший свой первый роман "На западном фронте без перемен", и кинодива впервые встречались в Берлине в 1930-м, но по-настоящему познакомились за столиком кафе на Венецианском кинофестивале семь лет спустя и проговорили всю ночь напролет. Город на воде стал первой декорацией к их недолгим  отношениям, которых актриса не скрывала от мужа Рудольфа Зибера – их брак к тому времени остался лишь формальностью, и он сам жил с другой женщиной – балериной Тамарой Матул. После Венеции Дитрих с Ремарком оказались в Париже, где писатель осыпал номер белой сиренью в гостинице "Ланкастер", а затем  - во французском Антибе. Bскоре об их  романе знал весь свет – фотографы ловили их вместе, газеты пытались разузнать подробности. Но отношениям скоро пришел конец – несмотря на то, что любовь Ремарка была бесконечна: Марлен то увлекалась Джозефом Кеннеди, чей сын после стал президентом, то канадской миллиардершей Джо Карстерс и, проводя время на светских вечеринках, быстро оставила Ремарка наедине с его чувствами и работой.

Как настоящая "роковая женщина" она не держала и не отталкивала, не клялась в любви и могла быть отзывчивой, но в ее отзывчивости было ранящее равнодушие, позволение любить. У Дитрих было много любовников и любовниц и до, и после этой связи. Все годы, что длилось их знакомство, скрепленное сотням и писем ("Ангел, волшебная, небесное создание, любимая, мечта", - писал Ремарк), писатель все понимал – и тайно продолжал надеяться, глушил боль алкоголем, уходил с головой в творчество, выражая свои мысли в книгах, а фоном всему было предчувствие надвигающейся войны, которая, в конце концов заставила обоих, но по отдельности, эмигрировать в США.

Альтер-эго писателя во время работы над "Триумфальной аркой" стал герой его романа Равик, в чьи чувства он вкладывал собственные, чьим именем подписывал многочисленные послания к Марлен и чьими устами дал любимой горькую характеристику: "Она принимала только то, что ей подходило, и так, как ей хотелось. Об остальном она не беспокоилась. Но именно это и было в ней самым привлекательным... Зеркало, которое все отражает и ничего не удерживает".

Любовь Ремарка обернулась многолетней тяжелой депрессией, справиться с которой ему помогла Полетт Годар, бывшая жена Чарли Чаплина. По мнению Дитрих, кстати, Полет был нужен не Ремарк, а его уникальная коллекция произведений искусства, так что эту она связь осуждала – но то ли в отместку за разбитое сердце, то ли понимая, что Годар "действует на него положительно", писатель в конце концов сделал ей предложение. Почти все письма Марлен к Ремарку были сожжены Полетт, а его – полные нежной любви, отчаяния и надежды – остались.

Луиза Саломе

На счету у урожденной петербурженки Лу (Луизы) Саломе, о которой Ницше сказал как-то, что  она – самая умная из всех встреченных им людей,  были десятки разбитых сердец и очарованных  поклонников – при том, что назвать ее роковой женщиной в обычном понимании сложно. Она не играла в игры и не соблазняла мужчин – напротив, долгое время сторонилась физической близости и мечтала в юности создать коммуну, где  молодые люди и девушки жили бы вместе, занимаясь духовным совершенствованием, и всерьез занималась философией, литературой, а позже – психоанализом.

Ее исключительность была какого-то другого свойства – но возможно, в том, что с мужчинами Лу чувствовала себя на равных и разговаривала на равных, и заключался ее успех у противоположного пола. А еще в том, что она была младшей сестрой пяти братьев, и ее детство  прошло в мире, "населенном братьями".

Многие добивались ее руки и получали отказ – среди них были философы Пауль Рее – убежденный дарвинист, считавший, между прочим, деторождение и женитьбу нерациональным занятием, и Фридрих Ницше.

"Она резкая, как орел, сильная, как львица, и при этом очень женственный ребенок...", - отзывался он некоторое время спустя после их знакомства в Италии в 1882 году. Саломе тогда был 21 год, Ницше, тяжело больному, – 38.  По мнению некоторых исследователей, в образ Заратустры  выдающийся немецкий философ вложил черты юной Лу. Девушка, верившая в идеал абсолютной дружбы, не омраченной любовью, предложила Ницше и Рее "тройственный союз", основанный на материях выше и тоньше - и те согласились.

"Дорогой друг, для нас, безусловно, будет честью, если Вы не назовете наши отношения романом. Мы с нею - пара друзей, и эту девушку, равно как и это доверие я считаю вещами святыми", - писал Ницше Петеру Гасту.

Лу, Ницше и Рее много времени провели вместе. Они путешествовали, читали, писали, обменивались мыслями, но, в конце концов, их тройственный союз распался. Ницше дважды делал предложение Лу – и дважды получал отказ. Ему нужна была полная духовная близость и преданность, в то время как Лу недоумевала – как можно было требовать безграничной преданности от человека, и ждать, чтобы ему отдали и ум, и сердце. Да и мужское соперничество, ревность не могли уйти из их отношений всех троих без следа. Через какое-то время Лу и Ницше расстались, а вскоре философ адресовал ей печальные строки:

"Если я бросаю тебя, то исключительно из-за твоего ужасного характера… Ты принесла боль не только мне, но и всем, кто меня любит… Не я создал мир, не я создал Лу. Если бы я создавал тебя, то дал бы тебе больше здоровья и еще то, что гораздо важнее здоровья, - может быть, немного любви ко мне".

Ницше умрет через 18 лет, 25 августа 1900 года, в психиатрической клинике, так ни разу в своей жизни не женившись. Рее уйдет из жизни спустя год, его найдут мертвым в горном ущелье – был ли его уход из жизни самоубийством, так и не станет ясным.

В мужья же Лу выберет немецкого лингвиста Фридриха Карла Андреаса – их свадьба состоялась в 1886-м году. Чтобы убедить девушку выйти за него замуж и желая доказать свою любовь, Андреас вонзил себе в сердце нож, и тогда Лу согласилась, но с условием, что между ними никогда не будет физической близости. Позже это не помешает Саломе, ставшей известной благодаря писательскому таланту,  заводить многочисленные романы – и получать новые предложения о замужестве , отказывая поклонникам снова и снова. Среди ее романов будут и отношения писателем Франком Ведекиндом и начинающим 21-летним поэтом  Рильке, для которого Лу станет самой большой любовью и самым близким другом вплоть до самой его  смерти.


 

Подпишитесь на наш
Блоги

Роковые женщины

11:45, 14 ноября 2013

Автор: vivelaFrance

Комменты 34

Аватар

Аплодирую стоя!Браво!Брависсимо!

Аватар

тройственный союз....интересное понятие, все это конечно написано с романтичным подтекстом, но я хочу сказать, что в годы до в момент и после революции в светском обществе (среди поэтов и пр.) были весьма фривольные отношения и постоянством эти люди не отличались

Аватар

В 11 классе ходили с подругой на какое-то мероприятие в библиотеку. Там рассказывали о Полине Виардо. Так красочно и восторженно. Я дочь назвала в ее честь)) Спасибо за пост. Утащу в избранное.

I

Было время- были люди

Аватар

Отличный пост! Читала с удовольствием))) В детстве прям мечтала быть такой роковой женщиной. С возрастом поняла, что это не мое)) У меня была пара парней (теперь уже мужчин) которые любили меня безответно несколько лет, они страдали, а меня мучило, что я не могу дать того, что им нужно. В общем, фемме фаталь не вышло. Совестливая слишком)))

Подождите...