Первую информацию о назначении агентство «РИА Новости» опубликовало еще в субботу, 26 октября, со ссылкой на «источник, знакомый с ходом переговоров». Источник сообщил следующее: «После того как отношения Николая с Большим театром были прекращены, ему сразу стали поступать предложения о работе. В частности, ему понравилась идея министерства возглавить балет Мариинского театра.

Николай встречался с Гергиевым, но, к сожалению, дальше встречи дело не пошло.

Было предложение возглавить труппу Кремлевского балета, но оно не показалось интересным Николаю. А предложение возглавить Вагановскую академию полностью совпало с желанием Николая передать свой поистине бесценный опыт юным ученикам». В выходные Академия имени Вагановой сообщила, что соответствующего приказа Министерства культуры не получала. Министр Владимир Мединский отметил лишь, что «слухами земля полнится». Однако замминистра культуры Григорий Ивлиев сообщил СМИ, что Минкульт продлил контракт с действующим ректором Академии Вагановой — 67-летним профессором Верой Дорофеевой — сроком на один год. 

«Но дальше по возрасту контракт не может быть продлен. Идут соответствующие переговоры. Для нас очень важно, чтобы решение о новом назначении было осознанным как для министерства, так и для общества»,— уточнил господин Ивлиев. Однако уже сегодня замминистра опроверг сам себя: еще до официального брифинга министра Мединского господин Ивлиев официально уведомил то же агентство «РИА Новости» о назначении Николая Цискаридзе ректором Академии Вагановой. Одновременно со сменой ректора был заменен и действующий худрук академии. Вместо народной артистки СССР Алтынай Асылмуратовой, занимающей этот пост с 2000 года,

худруком академии стала народная артистка России, прима-балерина Мариинского театра Ульяна Лопаткина, работающая в его труппе с 1991 года. 40-летняя балерина, впрочем, не желает покидать сцену и собирается совмещать артистическую карьеру с работой худрука Академии Вагановой (к слову, по уставу вуза занимать этот пост может только его выпускник).

Таким образом, большая часть нагрузки по руководству старейшей и лучшей балетной школы России, в этом году отметившей свое 275-летие, ляжет на плечи Николая Цискаридзе.

Возможно, столь поспешная смена руководителей петербургской балетной школы связана с открытым конфликтом, вспыхнувшим между ректором и худруком академии с одной стороны и худруком Мариинского театра Валерием Гергиевым — с другой. На заседании, проведенном советником президента по культуре Владимиром Толстым еще в середине октября, стороны обменялись взаимными претензиями: маэстро Гергиев обвинил академию в некачественном обучении артистов балета, ректор Дорофеева — в желании худрука Мариинского театра завладеть недвижимостью и репетиционными залами академии. 

Стоит отметить, что обвинения господина Гергиева вызвали недоумение в профессиональной среде: мировой авторитет школы Вагановой по-прежнему недосягаем, ее выпускники занимают ведущее положение во многих театрах мира, включая, разумеется, и саму Мариинку. В отличие от претензий дирижера, обвинения ректора не выглядят беспочвенными: известно, что общежитие Вагановской академии не первый год привлекает внимание руководителя Мариинки, принимающего в свой театр достаточное количество иногородних артистов. К тому же в новом здании Мариинского театра (Мариинка-2) всего один балетный зал, и, когда историческое здание Мариинского театра закроется на реконструкцию, разросшейся по инициативе господина Гергиева балетной труппе просто негде будет репетировать. С назначением нового руководства академии эти щекотливые вопросы, вероятно, будет благополучно разрешены.

Впрочем, излюбленную идею господина Гергиева об объединении под одним руководством Мариинского театра, Академии имени Вагановой, Санкт-Петербургской консерватории и Института истории искусств министр Мединский, опираясь на выводы экспертов, счел нецелесообразной, а дирижерские претензии к качеству балетного обучения косвенно опроверг тем, что представил уволенных руководителей академии к правительственным наградам. Заверения в том, что слияния Мариинского театра и Академии имени Вагановой не предусмотрено, прозвучали на брифинге в очередной раз, однако нельзя не признать, что новым назначением Министерство культуры убило двух зайцев: трудоустроило народного артиста Цискаридзе и избавилось от излишне неуступчивого ректора, которая, впрочем, на первых порах будет консультировать своего преемника.

Назначение Николая Цискаридзе ректором вызвало весьма неоднозначную реакцию трудового коллектива Академии Вагановой. Помимо естественной реакции на внезапность министерского решения известную роль в этом сыграл извечный антагонизм московской и петербургской школ. Недаром Николай Цискаридзе сразу подчеркнул: «Здесь  учились все мои педагоги» (хотя на самом деле его школьный педагог Петр Пестов окончил Пермское, а театральные — Николай Симачев и Николай Фадеечев — Московское хореографическое училище). Невинное лукавство и. о. ректора объясняется тем, что петербуржцы (и не только они) не подвергают сомнению превосходство собственной методики обучения. Исторически ленинградцы не раз занимали ключевые места в Москве (так было, скажем в 1930-х годах, когда главой московской школы был назначен замечательный педагог Виктор Семенов), но во всей почти 300-летней истории отечественного балетного театра не было прецедента, чтобы москвич возглавил петербургскую балетную академию.

Недовольство педагогического коллектива академии усугубляет тот факт, что Николай Цискаридзе не имеет достаточного опыта работы с детьми и, как можно предположить исходя из скоропалительности назначения, не представлял ни Академии Вагановой, ни Министерству культуры развернутую научную программу методических преобразований.

Стоит напомнить, что при прежнем руководстве разделение обязанностей не предусматривало участие ректора в сугубо балетной деятельности академии — это входило в сферу обязанностей худрука. Профессор Дорофеева занималась организационными, финансовыми и общеобразовательными вопросами. Однако при занятости худрука Лопаткиной в Мариинском театре едва ли Николай Цискаридзе ограничится этими задачами, которыми к тому же никогда ранее не занимался.

Таким образом, трудоустройство Николая Цискаридзе, с которым согласны далеко не все его подчиненные, может подорвать монолитность педагогических рядов петербургской академии и соответственно благополучное течение учебного процесса. Однако стоит заметить, что недавно в Петербурге появилась еще одна балетная школа — Бориса Эйфмана, превосходно оборудованное учебное заведение, нуждающееся в опытных педагогических кадрах. Так что не исключено, что чреватое производственным конфликтом назначение Николая Цискаридзе разрешится самым благополучным образом. 

Подпишитесь на наш
Блоги

Почему Николая Цискаридзе назначили ректором Академии имени Вгановой

16:49, 29 октября 2013

Автор: alfa-omega

Комменты 50

Аватар

плохие новости(( для АРБ очень плохие. ветер известно откуда дует: Гергиев вообще не особо благоволит к балету (это мягко говоря), с АРБ вечно конфликтует, а после недавней истории, когда руководство АРБ не согласилось с его наполеоновскими планами, все стало совсем плохо. А теперь вот, получите и распишитесь: Цискаридзе главным начальником, который, конечно, был блистательным танцовщиком, но не имеет ни малейшего отношения к петербургской балетной школе и ее выучке, и действующая балерина Лопаткина в качестве худрука (нет никаких гарантий, что 1. она на эту должность действительно подходит, 2. как совмещать-то собирается?). Безумно жаль Асылмуратову: она была отличным руководителем, мудрым, одаренным и адекватным.

Аватар

была на балете с участием Ульяны Лопаткиной - она прекрасна! Лучшая из всех, кого мне довелось видеть, двигается бесшумно, как-будто не дотрагивается кончиками пальцев до пола, тело - совершенное! Тонкое, хрупкое, длинные ноги, мышцы. Красота! только после нее я поняла балет

Аватар

Какое-то очень скоропалительное назначение. В пользу Николая говорит его громкое имя, но вот против - отсутствие управленческого опыта и опыта работы с детьми (( Посмотрим, что из этого получится.

Аватар

Тяжело Николаю будет в первое время, но ему надо прижиться в театре, зарекомендовать себя хорошим хозяйственником, организатором и неконфликтным человеком умеющим разруливать и улаживать терки в творческом коллективе. Не думаю, что он откажется когда нибудь от амбиций на Большой, но потом ему может быть легче, а может и невозможно совсем реализовать свою мечту. Жизнь покажет, а голубая балетная питерская мафия будет ему в помощь..))

Аватар

А я так порадовалась за него вчера и даже не подумала, что будет с предыдущим руководством. Да уж, театр есть театр везде эти под ковёрные игры.

Подождите...