15 сентября 1942 года недалеко от села Семилуки совершила беспримерный подвиг простая русская женщинаПрасковья Ивановна Щеголева. Ценой своей жизни и жизней своих детей она спасла от смерти пилота сбитого советского штурмовика «Ил-2» Михаила Мальцева.

О загадочных русских женщинах...

15 сентября Прасковья Щеголева вместе со своими малолетними детьми, племянником и престарелой матерью выкапывала картошку в собственном огороде в оккупированном фашистами селе Семилуки. Вдруг над холмом на окраине деревни показался советский самолет, резко шедший на снижение. И действительно, через несколько мгновений самолет зацепил край холма, заскользил на брюхе, остановившись прямиком в огороде Щеголевой, и загорелся.

Прасковья и ее близкие быстро подбежали в горящему штурмовику, забросали его землей и помогли выбраться летчику, который был легко ранен. Щеголева сейчас же послала детей за мужской гражданской одеждой, а сама быстро объяснила летчику, как можно выбраться из деревни. Как только летчик успел скрыться к дому на машине подъехали гитлеровцы.

О загадочных русских женщинах...

Обломки советского штурмовика Ил-2 у деревенского дома

Прасковья Ивановна предупредила своих, что будет сам отвечать на все вопросы. На все вопросы фашистов Щеголева отвечала односложно: «Не знаю, не видела». Тогда немцы избили ее старшего 12-летнего сына Сашу и заперли его в сарае, угрожая сжечь его заживо. Это не помогло. Тогда немцы начали травить овчарками малолетних детей и старуху-мать Щеголевой. Это также не возымело действия. Тогда озверевшие фашисты расстреляли детей на глазах у матери, а потом убили и ее. Вместе с Прасковьей Щеголевой погибли ее четверо малолетних детей, младшему из которых было 2 года, 5-летний племянник и 72-летняя мать.Был ли у Прасковьи выбор? Наверное, был.Она вместе с детьми могла бы убежать 
до прихода немцев и спрятаться, а могла б совсем не подходить к горящему самолету, где без ее помощи наверняка бы сгорел летчик. Могла и выдать его, указав направление, куда он пошел прятаться. Смотришь, за это фашисты могли детям шоколадку дать , а ей самой паек из суррогатных продуктов. Но Прасковья поступила так, как поступила, как подсказывала ей совесть. 

О загадочных русских женщинах...

Спасенный Щеголевой Михаил Тихонович Мальцев, пилот 825-го штурмового авиационного полка 225-й авиационной дивизии, действительно сумел выбраться из деревни, но не сумел переправиться через Дон. Он решил укрыться в одном из брошенных домов, а ночью раздобыть лодку и попытать счастья на следующий день, но был выдан немцам одной из заметивших его местных жительниц. Мальцев попал в концлагерь, но выжил, вернулся домой в Башкирию в 1945 году, был награжден медалью «За отвагу», орденом Трудового Красного Знамени. Уже на следующий год он приехал в Семилуки, чтобы поклониться могиле своей спасительницы. В тот же день в одной из работавших на колхозном поле женщин он опознал человека, выдавшего его немцам…

За свой подвиг Прасковья Ивановна Щеголева была посмертно награждена Орденом Отечественной войны I степени. Ей посвящена повесть Евгения Велтистова «Прасковья» и стихи Михаила Исаковского.

Враги сожгли родную хату, 
Сгубили всю его семью. 
Куда ж теперь идти солдату, 
Кому нести печаль свою?

Пошел солдат в глубоком горе 
На перекресток двух дорог, 
Нашел солдат в широком поле 
Травой заросший бугорок.

Стоит солдат – и словно комья 
Застыли в горле у него. 
Сказал солдат: «Встречай, Прасковья, 
Героя – мужа своего.

Готовь для гостя угощенье, 
Накрой в избе широкий стол, – 
Свой день, свой праздник возвращенья 
К тебе я праздновать пришел…»

Никто солдату не ответил, 
Никто его не повстречал, 
И только теплый летний ветер 
Траву могильную качал.

Вздохнул солдат, ремень поправил, 
Раскрыл мешок походный свой, 
Бутылку горькую поставил 
На серый камень гробовой:

«Не осуждай меня, Прасковья, 
Что я пришел к тебе такой: 
Хотел я выпить за здоровье, 
А должен пить за упокой.

Сойдутся вновь друзья, подружки, 
Но не сойтись вовеки нам…» 
И пил солдат из медной кружки 
Вино с печалью пополам.

Он пил – солдат, слуга народа, 
И с болью в сердце говорил: 
«Я шел к тебе четыре года. 
Я три державы покорил…»

Хмелел солдат, слеза катилась, 
Слеза несбывшихся надежд, 
А на груди его светилась 
Медаль за город Будапешт.

1945 

Подпишитесь на наш
Блоги

О загадочных русских женщинах...

12:26, 20 сентября 2013

Автор: vassa_j

Комменты 96

A

а что мешало этой героине показать неправильное направление???

Аватар

Минусуйте, четвертуйте, но своими детьми я бы не пожертвовала НИКОГДА. Ни за какую войну, ни за какую страну

Аватар

Все пишут тут про детей, а ничего, что она свою престарелую мать дала убить? И все ради героизма, ради патриотизма, ради, извините меня, мужика, которого все равно потом сдали. Ни в какой войне бы я не пожертвовала своими близкими ради непойми какого мужика.

Аватар

Даже не знаю,как бы поступила я,оказавшись на месте этой женщины.А ведь во время ВОВ,подобные поступки были не редкость.Вот например отрывок из книги "У войны не женское лицо" Светланы Алексиевич" - Рассказывает подпольщица Вера Сергеевна Романовская:" Какие у нас были девчонки, спрашиваете? У нас была Чернова, уже беременная, она несла мину на боку, где рядом билось сердце ребенка. Вот и разбирайтесь с этим, что это были за люди. Нам зачем в этом разбираться, мы такими были. Нас воспитали, что Родина и мы - то одно и то же.Или другая моя подруга, она водила по городу свою девочку, а у той под платьицем тело было обернуто листовками, и она поднимала ручки и жаловалась: "Мама, мне тесно... Мама, мне тесно..." А на улицах везде немцы,. полиции"..История еще сотни лет будет разбираться: что это такое? Вы представляете, беременная идет с миной... Ну, ждала же она ребенка... Любила, хотела жить... Но она шла..." .

N

Ну кому нужно было обменять 5-6 человек живых на одного? Бред какой-то.Думаю,они не предполагали такого конца,а то бы одумались.

Подождите...