Контент опубликован пользователем сайта

Говорят, что...

Секретное знание

63
Секретное знание

Студенты художественных вузов и люди, интересующиеся историей искусств, знают, что на рубеже 14-15 веков в живописи произошел резкий перелом — Ренессанс. Около 1420-х годов все внезапно стали значительно лучше рисовать. Почему изображения вдруг стали такими реалистичными и детальными, а в картинах появился свет и объем? Об этом долгое время никто не задумывался. Пока Дэвид Хокни не взял в руки лупу.

Однажды он разглядывал рисунки Жана Огюста Доминика Энгра (Jean Auguste Dominique Ingres) — лидера французской академической школы 19 века. Хокни стало интересно посмотреть его небольшие рисунки в большем масштабе, и он их увеличил на ксероксе. Вот так он наткнулся на тайную сторону в истории живописи начиная с Ренессанса.

Сделав ксерокопии маленьких (примерно 30 сантиметров) рисунков Энгра, Хокни был поражен тем, насколько они реалистичны. И еще ему показалось, будто линии Энгра ему что-то
напоминают. Оказалось, что напоминают они ему работы Уорхола. А Уорхол делал так — проецировал фото на холст и обрисовывал его.

Слева: деталь рисунка Энгра. Справа: рисунок Мао Цзедуна Уорхола

Интересные дела, говорит Хокни. Судя по всему Энгр использовал Camera Lucida — устройство, которое представляет собой конструкцию с призмой, которая крепится, например, на стойке к планшету. Таким образом художник, глядя на свой рисунок одним глазом, видит реальное изображение, а другим — собственно рисунок и свою руку. Получается оптическая иллюзия, позволяющая точно переносить пропорции реальные на бумагу. А это как раз и есть «залог» реалистичности изображения.

Рисование портрета при помощи камеры-люциды, 1807 г.

Затем Хокни не на шутку заинтересовался этим «оптическим» видом рисунков и картин. В своей студии он вместе со своей командой развесил по стенам сотни репродукций картин, созданных на протяжении веков. Работы, которые выглядели «реально», и те, которые не выглядели. Расположив по времени создания, и регионам — север наверху, юг внизу, Хокни с командой увидел резкий перелом в живописи на рубеже 14-15 веков. Это в общем всем, кто хоть немного знает об истории искусства, известно — Ренессанс.

Может они пользовались той самой камерой-люцидой? Она была запатентована в 1807 году Вильямом Хайдом Волластоном. Хотя, на самом деле такое устройство описывается Йоханесом Кеплером еще в 1611 году в его труде Dioptrice. Тогда, может быть, они пользовались другим оптическим устройством — камерой-обскурой?

Она ведь известна еще со времен Аристотеля и представляет собой темную комнату, в которую сквозь небольшое отверстие попадает свет и таким образом в темной комнате получается проекция того, что перед отверстием, но в перевернутом виде. Всё бы ничего, но то изображение, которое получается при проекции камерой-обскурой без линзы, мягко говоря, не качественное, оно не четкое, для него требуется очень много яркого света, не говоря уже о размерах проекции. Но качественные линзы было практически невозможно изготовить вплоть до 16-го века, поскольку не существовало в то время способов получить столь качественное стекло. Дела, подумал Хокни, к тому моменту уже бившийся над проблемой вместе с физиком Чарльзом Фалко.

Однако есть картина Ян Ван Эйка, мастера из Брюгге, фламандского живописца эпохи раннего возрождения, — в которой спрятана подсказка. Картина называется «Портрет Четы Арнольфини».

Ян Ван Эйк «Портрет Четы Арнольфини» 1434г.

Картина просто блещет огромным количеством деталей, что довольно интересно, ведь она написана только в 1434 году. И подсказкой о том, каким образом автору удалось сделать такой большой шаг вперед в реалистичности изображения, служит зеркало. А также подсвечник — невероятно сложный и реалистичный.

Фрагмент картины Яна Ван Эйка «Портрет Четы Арнольфини» 1434г.

Хокни распирало любопытство. Он раздобыл копию такой люстры и попытался нарисовать её. Художник столкнулся с тем, что такую сложную штуку сложно нарисовать в перспективе. Еще одним важным моментом была материальность изображения этого металлического предмета. При изображении стального предмета очень важно расположить блики как можно более реально, так как это придает огромную реалистичность. Но проблема с этими бликами в том, что они двигаются, когда двигается взгляд зрителя или художника, то есть запечатлеть их вообще непросто. И реалистичное изображение металла и бликов — это тоже отличительная черта картин Ренессанса, до этого художники даже и не пытались этого делать.

Воссоздав точную трехмерную модель люстры, команда Хокни убедилась в том, что люстра на картине «Портрет Четы Арнольфини» нарисована точно в перспективе с одной точкой схода. Но проблема была в том, что таких точных оптических инструментов, как камера-обскура с линзой, не существовало еще примерно век после создания картины.

Фрагмент картины Яна Ван Эйка «Портрет Четы Арнольфини» 1434г.

На увеличенном фрагменте видно, что зеркало на картине «Портрет Четы Арнольфини» выпуклое. А значит были и зеркала наоборот — вогнутые. Даже более того, в те времена такие зеркала делались таким образом — бралась стеклянная сфера, и ее дно покрывалось серебром, затем все, кроме дна, отсекалось. Задняя сторона же зеркала не затемнялась. Значит вогнутым зеркалом Яна Ван Эйка могло быть то самое зеркало, которое изображено на картине, просто с обратной стороны. И любой физик знает, что такое зеркало при отражении проецирует картинку отражаемого. Вот тут с расчетами и исследованиями и помог Дэвиду Хокни его знакомый физик Чарльз Фалко.

Вогнутое зеркало проецирует на холст изображение башни за окном.

Размер четкой, сфокусированной части проекции примерно 30 квадратных сантиметров — а это как раз размер голов на множестве портретов эпохи Возрождения.

Хокни обрисовывает проекцию человека на холсте

Это размер к примеру портрета «Доджа Леонардо Лоредана» авторства Джовании Беллини (1501), портрета мужчины авторства Роберто Кэмпина (1430), собственно портрета Яна Ван Эйка «мужчина в красном тюрбане» и еще множества ранних голландских портретов.

Портреты эпохи Возрождения

Живопись была высокооплачиваемой работой, и естественно, все секреты бизнеса хранились в строжайшей тайне. Художнику было выгодно, чтобы все непосвященные люди считали, что секреты в руках мастера и их не украсть. Бизнес был закрытым для посторонних — художники состояли в гильдии, в ней же состояли самые разные мастера — от тех кто делал седла до тех кто делал зеркала. И в Гильдии Святого Луки (Guild of Saint Luke), основанной в Антверпене и впервые упоминаемой в 1382 году (затем подобные гильдии открылись во многих северных городах, и одной из крупнейших была гильдия в Брюгге — городе где жил Ван Эйк) тоже были мастера, изготавливающие зеркала.

Так Хокни воссоздал то, каким образом можно нарисовать сложную люстру с картины Ван Эйка. Совсем неудивительно, что размер спроецированной Хокни люстры точно совпадает с размерами люстры на картине «Портрет Четы Арнольфини». Ну и конечно блики на металле — на проекции они стоят на месте и не меняются, когда художник меняет положение.

Но проблема все еще не решена полностью, ведь до появления качественной оптики, которая нужна для использования камеры-обскуры, оставалось 100 лет, а размер проекции, получаемой с помощью зеркала, очень мал. Каким образом писать картины больше размера 30 квадратных сантиметров? Они создавались как коллаж — из множества точек зрения, получалось такое как бы шарообразное зрение с множеством точек схода. Хокни понял это, поскольку сам занимался такими картинками — он делал множество фото-коллажей, в которых достигается точно такой же эффект.

Спустя почти век, в 1500-х наконец стало возможным получить и хорошо обработать стекло — появились большие линзы. А их можно было наконец вставить в камеру-обскуру, принцип действия которой был известен еще с древних времен. Камера-обскура с линзой была невероятной революцией в визуальном искусстве, поскольку теперь проекция могла быть любого размера. И еще один момент, теперь изображение было не «широкоугольным», а примерно нормального аспекта — то есть примерно таким, какое оно сегодня при фотографии с линзой с фокусным расстоянием 35-50мм.

Однако проблема в использовании камеры-обскуры с линзой заключается в том, что прямая проекция из линзы зеркальна. Это привело к большому количеству левшей в живописи на ранних этапах использования оптики. Как на этой картине из 1600-х из музея Франса Халса, где танцует пара левшей, им грозит пальцем леворукий старик,а под платье женщины заглядывает леворукая обезьянка.

На этой картине все левши

Проблема решается установкой зеркала, в которое направлена линза, таким образом получается правильная проекция. Но судя по всему, хорошее ровное и большое зеркало стоило немалых денег, так что было не у всех.

Еще одной проблемой была фокусировка. Дело в том, что некоторые части картинки при одном положении холста под лучами проекции были не в фокусе, не четкими. На работах Яна Вермеера, где совершенно очевидно видно использование оптики, его работы вообще выглядят как фотографии, можно также заметить места не в «фокусе». Виден даже рисунок, который дает линза — пресловутое «боке». Как например здесь, на картине «Молочница» (1658) корзинка, хлеб в ней и синяя вазочка не в фокусе. А ведь человеческий глаз не может видеть «не в фокусе».

Некоторые детали картины не в фокусе

И в свете всего этого, совсем неудивительно, что хорошим другом Яна Вермеера был Антоний Филлипс ван Ливенхук, ученый и микробиолог, а также уникальный мастер, создававший собственные микроскопы и линзы. Ученый стал посмертным распорядителем художника. А это позволяет предположить, что Вермеер изобразил именно своего друга на двух полотнах —

"Географ" и

"Астроном"

Для того, чтобы увидеть какую либо часть в фокусе, нужно изменить положение холста под лучами проекции. Но в таком случае появлялись ошибки в пропорциях. Как это видно здесь: огромное плечо «Антеи» Пармеджанино (около 1537), маленькой голове «леди Дженовезе» Антониса Ван Дайка (1626) , огромным ногам крестьянина на картине Жоржа Де ля Тура.

Ошибки в пропорциях

Безусловно все художники использовали линзы по-разному. Кто-то для набросков, кто-то составлял из разных частей — ведь теперь можно было сделать портрет, а все остальное дописать с другой моделью или же вообще с манекеном.

Почти не осталось рисунков и у Веласкеса. Однако остался его шедевр — портрет папы Иннокентия 10-го (1650г.). На мантии папы — очевидно шелковой, — прекрасная игра света. Бликов. И чтобы написать все это с одной точки зрения, нужно было очень постараться. А ведь если сделать проекцию, то вся эта красота никуда не убежит — блики больше не двигаются, можно писать именно теми широкими и быстрыми мазками как у Веласкеса.

Хокни воспроизводит картину Веласкеса

Впоследствии камеру-обскуру смогли позволить себе многие художники, и это перестало быть большим секретом. Каналетто активно использовал камеру для создания своих видов Венеции и не скрывал этого. Эти картины, благодаря своей точности позволяют говорить о Каналетто как о документалисте. Благодаря Каналетто можно увидеть не просто красивую картинку, но и саму историю. Можно увидеть, каким был первый Вестминстерский мост в Лондоне в 1746 году.

Каналетто «Вестминстерский мост» 1746г.

Британский художник Сэр Джошуа Рейнольдс владел камерой-обскурой и, очевидно, никому об этом не говорил, ведь его камера складывается и выглядит как книга. Сегодня она находится в Лондонском научном музее.

Камера-обскура, замаскированная под книгу

Наконец в начале 19 века Вильям Генри Фокс Тэлбот, воспользовавшись камерой-люцидой — той самой, в которую надо глядеть одним глазом, а рисовать руками, выругался, решив что с таким неудобством надо покончить раз и навсегда, и стал одним из изобретателй химической фотографии, а позднее популяризатором, сделавшим ее массовой.

С изобретением фотографии, монополия живописи на реалистичность картинки пропала, теперь фото стало монополистом. И вот тут наконец живопись освободилась от линзы, продолжив тот путь, с которого свернула в 1400-х, и Ван Гог стал предтечей всего искусства 20 века.

Слева: Византийская мозаика 12 века. Справа: Винсент Ван Гог «Портрет господина Трабука» 1889 г.

Изобретение фотографии — это самое лучшее, что случилось с живописью за всю ее историю. Больше не нужно было создавать исключительно реальные изображения, художник стал свободен. Конечно публике понадобился целый век, чтобы догнать художников в понимании визуальной музыки и перестать считать людей вроде Ван Гога «сумасшедшими». При этом художники стали активно пользоваться фотографиями в качестве «справочного материала». Потом уже появились такие люди как Василий Кандинский, русский авангард, Марк Ротко, Джексон Поллок. Вслед за живописью освободилась и архитектура, скульптура и музыка. Правда русская академическая школа живописи застряла во времени, и сегодня до сих пор в академиях и училищах считается позором использование фотографии в помощь, а высшим подвигом считается чисто техническое умение рисовать как можно более реалистично голыми руками.

Благодаря статье журналиста Лоуренса Вешлера, присутствовавшего при исследованиях Дэвида Хокни и Фалко, выясняется еще один интересный факт: портрет четы Арнольфини, кисти Ван Эйка — это портрет итальянского купца в Брюгге. Мистер Арнольфини — Флорентиец и более того, он представитель банка Медичи (практически хозяева Флоренции времен Ренессанса, считаются покровителями искусства того времени в Италии). А это говорит о чем? О том, что он запросто мог увезти секрет гильдии Святого Луки — зеркало, с собой, во Флоренцию, в которой, как считается в традиционной истории, и начался Ренессанс, а художников из Брюгге (и соответственно и других мастеров) считают «примитивистами».

Вокруг теории Хокни-Фалко множество споров. Но зерно истины в ней, безусловно, есть. Что касается искусствоведов, критиков и историков — даже представить трудно, сколько научных трудов по истории и искусству на самом деле оказались полной ерундой, это же меняет всю историю искусства, все их теории и тексты.

Факты использования оптики нисколько не умаляют талантов художников — ведь техника это средство передачи того, что хочет художник. И наоборот, то что в этих картинах есть самая настоящая реальность, только добавляет им веса — ведь именно так выглядели люди того времени, вещи, помещения, города. Это самые настоящие документы.

Теория Хокни-Фалко подробно изложена ее автором Дэвидом Хокни в документальном фильме.
 

 
 
 
 
 
От себя напишу только то, что данная теория является всего лишь теорией, но достаточно интересной, чтобы уделить ей время и ознакомиться :)
 
Оставьте свой голос:

2953
+

Комментарии 

Войдите, чтобы прокомментировать

babybou
babybou

Спасибо,познавательно и интересно

CoolCat
CoolCat

Комментарий скрыт модератором

telepuzik
telepuzik

Кустодиев как-то полупарализованный справлялся без всяких приблуд

_stirlitz_
_stirlitz_

telepuzik, так у Кустодиева и манера совсем другая, не детально-реалистичная. это не подверждает правоту теории, просто Кустодиев-то тут причём

telepuzik
telepuzik
Показать комментарий
_stirlitz_
_stirlitz_

telepuzik, а чтоб разницу в манере увидеть, искусствоведом быть не нужно

telepuzik
telepuzik
Показать комментарий
yulia76
yulia76

И правда очень интересно.
Тут итальянские ученые утверждают, что могут скоро пролить свет на загадку улыбки Моны Лизы. А может и нет загадки никакой.

qwerty00
qwerty00

yulia76, недавно видела, что якобы нашли останки, и сейчас по ним будут создавать лицо, ну и генетический анализ делать будут, но так и не поняла, кого с кем сравнивать будут, но предполагают, что это был портрет мужчины, слуги

Miracle
Miracle

yulia76, я тоже иногда думаю, что к истории некоторые проявляют слишком активный интерес и приписывают событиям или людям то, чего нет.
А может наоборот у них было гораздо больше тайн, чем мы можем себе представить - хочу верить!))

pfiff
pfiff

Miracle, это так интересно, когда у истории есть тайны, которые сложно разгадать. А то и вовсе невозможно. Пока есть тайна, интересно жить. У нас тайна будущего, ради которой стоит жить и тайны прошлого, благодаря которым интересно жить.
Я - неисправимый романтик. Меня, например, интересуют еще майя. В их рисунках можно найти невероятно точные изображения животной клетки: мембраны, органеллы клетки. Изображения функций человеческих органов вплоть до мелочей.

avosurt
avosurt

pfiff, я как-то писала, что мне лично открыл глаза на майа - норвежский исследователь Тур Хейердал. В опебликованным им книгах описываете довольно популярная среди археологов теория, что секреты майа принес другой народ - по морю. Рыжебородые и светлокожие... они якобы уцелели после землетрясения в атлантиде и остатки их флота по мор доплыли до ближайших берегов... там и основались самые великие цивилизации, известные нам) А Атлантида по их мнению была севернее берегов Саудовской Аравии... вот так) как говорится, - голову не положу, но это все же реалистичнее, чем пришельцы:)

pfiff
pfiff

yulia76, а в чем вообще загадка?

Miracle
Miracle

pfiff, в целом загадок, вернее вопросов, не имеющих ответов, связанных с картиной много. И опять же, возможно все ответы уже получены, но историкам и искусствоведам хочется привязать к той или иной картине нечто необычное, поэтому возникают все новые и новые теории.
Во-первых с личностью Леонардо связано множество секретов, начиная от того, каким образом ему удалось нарисовать в своих дневниках схематически практически все современные известные нам аппараты( начиная танками, заканчивая велосипедами и летательными аппаратами, будто он побывал в будущем и потом зарисовал все что увидел) заканчивая его излюбленным способом письма задом наперед.
По поводу Джоконды тоже задается множество вопросов. Почему линия горизонта с двух сторон картины разная, почему у женщины нет бровей, была ли эта женщина в действительности супругой шелкоторговца или в этом портрете Леонардо замаскировал автопортрет, почему эта картина была его любимой, как ему удалось нарисовать ее так, будто она улыбается, но уголки рта не приподняты...
Короче сколько людей, столько и теорий и вопросов))) Может быть все было гораздо проще)))

pfiff
pfiff

Miracle, в любом случае, картина зараживает!

Вообще, интересный и хороший пост такой!

avosurt
avosurt

Miracle, недавно была в музее Уфицци во Флоренции и вот честно, - не впечатлил меня Леонардо. Возможно я видела не самые лучшие его работы, но не поняла я что такого в его картинах... глаза и выражения лицо - никакого. Это статуи или маски... а не лица) Возможно в них есть техническое совершенство - но души в них я не увидела...
зы меня впечатлил Тициан и голландцы, описанные выше в посте:) Ван Дейк очень хорош. У него, и у Тициана - глаза очень выразительные, так сказать "живут" на картине...

Miracle
Miracle

avosurt, я не люблю тициановские страдальческие лица, мне больше нравится Рембандт и Ван Гог, мне в искусстве радость подавай. Хотя у первого в картинах преобладают темные тона, все равно он первый из великих художников о ком я узнала, будучи еще относительно маленькой. А в случае Ван Гога - любовь навеки. Мне вообще кажется гениальным его умение преобразовать боль душевную и постоянные метания в красоту и яркие краски, мне кажется он не использовал никаких камер обскур, но видел мир вообще иначе, вот этими широкими мазками и все что мы видим на его картинах это его реализм. Для него были безумно красивыми простые подсолнухи в вазе...простые ирисы... они будто написаны только толстой кистью, но такие нежные.
Но честно, теория, о которой написано в статье меня в чем-то заинтересовала, я думаю, что талантливые художники были во все времена, которые использовали настоящие пропорции человеческого тела, учились искусству какое-то время и потом использовали свои знания на практике, а кто-то, возможно, и прибегал к уловкам, хотя гениальнее от этого не становится. Леонардо мне нравится не столько своими работами, сколько умом. Джоконду не люблю, признаюсь честно, но нежно люблю его Мадонну Литту...а его загадки на картинах (зачастую на некоторых он изображал важной персоной тех, кто обделен человеческим вниманием) и пытливый ум сами собой интересны (вскрывать трупы изучая анатомию, чтобы добиться наилучшего сходства, тут надо быть действительно гением), мне было бы любопытно с ним поговорить и узнать чего бы он хотел добиться, что бы он считал апогеем своего творчества.

mango
mango

Miracle, подписываюсь под каждым словом,тоже люблю и Рембрандта,и Ван Гога,а Леонардо очень интересен,по-моему самый умный из всех людей,живущих когда-либо на земле

avosurt
avosurt

Miracle, у Рембранта и Тициана разные типы лица изображены на картинах... думаю потому что этих художников разделяют два века. Во времена Тициана вельможи были худощавые - а ко временами Рембранта уже разъелись;) И конечно производят другое впечатление...

Но это конечно не исчерпывает ситуацию... ведь есть еще разница в технике. Рембрант писал в широкой манере, при которой утрачивается четкость восприятия лиц, они кажутся размытыми... Возможно поэтому мне большое нравятся портреты Тициана, - у него то ли лица с более тонкими чертами лица (см. первый пункт), то ли он писал их более ясно и четко.

Но в отличие от других творцов ренесанса - у него наравне с реалистичной четкостью, присутствует и выразительность лиц - то есть насыщенность лица эмоциями...

Я поэтому на него и обратила внмание - на контрасте с другими представленными в Уфиции и палаццо Питти картинами.

Lizbeth
Lizbeth

Miracle, какие же это у Рембрандта счастливые лица? ))) И что страдальческого в тициановской Данае или Ассунте?
Но это я так, из интереса, понятно, что вкусы у всех разные.

Загрузить еще

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

Регина Тодоренко выпустила сольный альбом Fire и клип на одноименную песню
Барак Обама и Ева Лонгория спели на ежегодной церемонии зажжения огней на рождественской елке
Ксения Собчак, Максим Виторган и другие на премьере фильма "Рыба-мечта" в Москве
Минутка ретро: короткая любовь Фрэнка Синатры и Миа Фэрроу, или Почему актриса лишилась своих длинных волос
Риз Уизерспун и Николь Кидман в трейлере сериала "Большая маленькая ложь"
58-летняя Шэрон Стоун отдыхает с новым бойфрендом Лонни Купером на острове Сен-Барт
Косметичка бьюти-редактора Cosmopolitan Beauty: что выбирает Алиса Дробот
Итоги года от Instagram: Селена Гомес и Криштиану Роналду — авторы самых популярных фотографий
Кристина Орбакайте, Виктория Лопырева и другие отметили начало зимы на вечеринке
Дочь Ренаты Литвиновой и Константин Хабенский в фильме для благотворительного проекта Светланы Бондарчук: видео
Кристен Стюарт снялась в клипе The Rolling Stones на песню Ride 'Em On Down: встреча с зеброй и сексуальные танцы
Серое ей к лицу: беременная Натали Портман на премьере фильма "Джеки" в Вашингтоне
Степан и Елизавета Михалковы, семья Новиковых и другие на открытии гастрономического фестиваля
Анастасия Стоцкая, Яна Рудковская, Юлия Барановская на дне рождения дочери Филиппа Киркорова: новые фото
Виктория и Дэвид Бекхэм на благотворительном мероприятии в Майами
Беременная Ирина Шейк в откровенном видео журнала Love
Алсу представила новый клип на песню "Я пойду чуть-чуть поплачу"
Ноябрь-2016: альтернативный взгляд