Образ героини романа Гюстава Флобера «Мадам Бовари» Эммы Бовари возник благодаря неудачно написанному первому роману Флобера — «Искушение святого Антония». «Ты должен бросить рукопись в огонь и больше никогда о ней не говорить,»- такой была дружная оценка произведения молодого писателя его лучшими и верными друзьями. Менее упорный автор после такой «дружеской поддержки» оставил бы попытки писать навсегда. Но глубоко разочарованный Флобер, хоть и переживал свою творческую несостоятельность, сразу же взялся за поиски нового сюжета. Те же друзья, которые нещадно раскритиковали его творчество, обратили его писательское внимание на реальную трагическую историю, произошедшую с семьёй хороших друзей матери писателя. Флобер помнил ее отлично. Эжен Деламар, изучавший хирургию под руководством отца Флобера, был трудолюбивым, но посредственным студентом. Ему пришлось довольствоваться местом врача в глухом провинциальном городке. Там он женился на вдове намного старше себя, а после смерти жены остался один. Вскоре он познакомился с привлекательной 17-летней девушкой по имени Дельфина Кутюрье. Дельфина была младшей дочерью одного из пациентов Деламара. Она получила образование в монастыре, и ее голова была полна мечтами, навеянными романами. Дельфина стала второй госпожой Деламар. И — прототипом героини Флобера Эммы Бовари. Поначалу она была только рада, что вышла замуж за зрелого мужчину, врача. Но Деламар оказался скучен так же, как и окружающее его провинциальное общество. Флобер точно описал растущую неприязнь Эммы Бовари к добродушному мужу. Мадам Бовари грезила о чувственном, возбуждающем любовнике. Вместо этого она получила в мужья, как она считала, тупицу с плоскими разговорами. «Он не умел ни плавать, ни фехтовать, ни стрелять из пистолета… Порывы его приобрели регулярность: он обнимал ее в определенные часы. То было как бы привычкой среди других привычек, чем-то вроде десерта, о котором знаешь заранее, сидя за монотонным обедом». А ведь он мог бы быть красив, умен, изыскан, привлекателен, — и, наверное, такими были те мужчины, за которых вышли замуж ее подруги по монастырю. Конечно же, живут в большом городе, в гуле театров и блеске балов, от которых ликует сердце и расцветают чувства. А её существование холодно, молчаливо, скучно. Что делать? «Неужели это жалкое существование будет длиться вечно? Ведь она ничем не хуже всех тех женщин, которые живут счастливо. И Эмма проклинала Бога за несправедливость; она прижималась головой к стене и плакала; она томилась по шумной и блестящей жизни, по ночным маскарадам, по дерзким радостям и неизведанному самозабвению, которое должно было в них таиться… Но в глубине души она ждала какого-то события. Подобно матросу на потерпевшем крушение корабле, она в отчаянии оглядывала пустыню своей жизни и все искала белого паруса в туманах дальнего горизонта… Но с нею не случалось ничего». Дельфина в реальной жизни предпочла вырваться на свободу. Презирая своего мужа-буржуа и скучную жизнь, которую он ей предложил, Дельфина высоко ценила свой ум и свою красоту. Она верила в возможность превратить мечты в реальность. Она стала вызывающе много денег тратить на наряды. Вскоре Деламар, ни о чем не догадываясь, оказался по уши в долгах. Когда оргия покупок утратила новизну, невыносимо скучающая дама стала откровенно привлекать к себе внимание других мужчин. Впервые она изменила с соседом, потом сошлась с работником фермы, после — с молодыми клерками, а уж затем — с кем попало. Дельфина Деламар тайно принимала любовника за любовником в неутомимых поисках идеала, которого не существовало. Она не обращала внимания на мужа, на маленькую дочку, на друзей и соседей. Деламар обожал свою молодую жену и не замечал прозрачных намеков своей матери. Хотя Дельфина оставалась все такой же прекрасной, экстравагантной и чувственной, она уже с трудом находила любовников. Мужчины провинциального городка все больше и больше ее разочаровывали. Дельфина пыталась играть в гранд-даму. В пятницу она опускала шторы, зажигала свечи и принималась ждать гостей, которые не приходили. Ее снова и снова охватывала невыносимая тоска.На девятом году замужества, когда счет ее мужа в банке равнялся нулю, а поклонников у нее становилось все меньше и меньше, Дельфина Деламар приняла смертельную дозу мышьяка. Через несколько месяцев после смерти Дельфины убитый горем Эжен Деламар узнал все о сумасбродствах и многочисленных изменах своей жены. Пораженный до безумия, он наложил на себя руки, оставив маленькую дочку, которую обожал, на попечение своей разоренной матери. Работа Флобера над романом продвигалась медленно: шесть страниц в неделю, хотя он трудился по семь часов ежедневно в течение пятидесяти пяти месяцев.«Я бьюсь над каждым предложением, а оно никак не складывается. Что за тяжелое весло — мое перо!». Авторское проникновение в образ было необыкновенно глубоким. Когда писатель работал над сценой отравления Эммы Бовари, он почувствовал себя действительно отравленным. Рукопись, хранящаяся в муниципальной библиотеке Руана, является свидетельством этого титанического труда: 1788 исправленных и переписанных страниц большого формата и окончательный вариант — 487 страниц. Флобер позволил опубликовать роман в шести выпусках литературного журнала. Появление уже первых глав вызвало бурю. Подписчики журнала захлебнулись от гнева, называя роман скандальным и аморальным. Они обвиняли журнал ни много ни мало в клевете на Францию в глазах всего мира: «Неужели такие женщины существуют? Женщины, обманывающие мужей, делающие долги, принимающие любовников в садах и гостиницах? В нашей прекрасной Франции, в провинции, где жизнь так непорочна, живут подобные существа? Это невозможно!». Флобер и еще два человека, связанных с публикацией романа, были отданы под суд за написание и издание порнографической и антирелигиозной книги. Суд оправдал их, и роман в двух книгах вышел в апреле 1857 года. За первые шестьдесят дней было продано пятнадцать тысяч экземпляров. Этим успехом Флобер был в значительной степени обязан никому не известной Дельфине Деламар. Не признав публично роль, которую Дельфина сыграла в создании романа, он остался ее должником. «Мне никто не позировал, — упорно повторял на разные лады Флобер. — Ничто в « Мадам Бовари» не является правдой. У госпожи Бовари нет прототипа. Это от начала до конца выдуманная история”. Однажды в крайнем раздражении он сказал знаменитое: «Эмма — это я!». Возможно, Флобер бояся, что признание в существовании прототипа поставит под сомнение его творческие способности. Или же была другая причина? Возможно, галантный французский писатель не хотел тревожить память мятежной «мадам Деламар»? Со временем Флобер так устал от сопровождавшей роман скандальной славы, что мечтал «скупить все существующие экземпляры «Мадам Бовари», бросить их все в огонь и никогда больше не слышать об этой книге». Но выходили все новые и новые издания романа. Только благодаря истории Дельфины Деламар Флобер занял столь высокое место среди классиков литературы. Ведь талант часто бывает необходимым, но совсем недостаточным условием литературного успеха. Красавица Дельфина так мечтала об интересной жизни и широкой известности! Но получилось так, что эти романтические мечты осуществились самым необычным образом и только после её смерти…

Подпишитесь на наш
Блоги

Мадам Деламар

20:43, 10 июля 2013

Автор: IslaRalston

Комменты 17

Аватар

а меня при чтении Флобера преследовал вопрос- почему эта Эмма не уехала куда-нибудь от мужа, в поисках новой жизни? если на ребенка плевать, так проще- шмотье собрала и поехала.. ты же хозяин своей жизни. не нравится муж- ищи другого. но кто там знает, может в те времена это было не принято- побеги от мужей, разводы.. О_о

Аватар

А я думаю, что истории надо уметь рассказывать. Ведь можно увлекательнейшее приключение описать нудно и пошло, а можно из банального адюльтера сотворить шедевр. Считаю, что Флоберу удалось это блестяще.

Комментарий был удален

Аватар

Мадам Бовари, Любовник Леди Чаттерлей, Тереза Ракен, все из одной степи, и ничего мне не понравилось, только Золя более менее читаем.

Аватар

всегда думала что Бовари сущая скучающая истеричка

Подождите...