История Большого театра, статус которого вроде как должен подразумевать и благосклонность властей, и обилие привилегий, и неограниченные художественные и материальные возможности, содержит, тем не менее, немало трагических страниц. Неоднократно он перестраивался из-за пожаров. Вместе со всей страной пережил несколько войн и революций. Однако все эти испытания Большой с достоинством перенёс, и по зубам эти испытания ему оказались благодаря хорошему руководству.



Обратимся к истории Большого театра. В 1775-м князь Урусов получил от императрицы Екатерины II высочайшее соизволение на право содержать в Москве русский театр. Деловым партнёром князя стал механик и антрепренёр, обрусевший англичанин Майкл Медокс. Он и возглавил строительство здания нового театра.

Через пять лет, в 1780-м, театр был построен. Он расположился на правом берегу Неглинки, на улице Петровка, поэтому и получил название "Петровский". Увы, в этом же году он сгорел по неустановленной причине. Петр Васильевич Урусов отошёл от дел, так как большая часть расходов на строительство легла бременем на его личное состояние. В итоге весь проект лёг на плечи Медокса.



Англичанин был человеком энергичным и предприимчивым и взялся строить театр заново. Здание было возведено с рекордной скоростью, всего за пять месяцев. Новый театр довольно быстро набрал популярность, причём она была так высока, что ложи часто выкупались знатными семьями на весь сезон.

Коммерческий успех подтолкнул Медокса к мысли о необходимости открыть ещё один театр, что он и сделал в 1783 году. Увы, расчёты Медокса оказались ошибочными. Новый проект оказался провальным. Долги росли, и предприниматель был вынужден заложить оба театра в Опекунский совет. Императрица Мария Федоровна посодействовала тому, что Петровский был выкуплен государственной казной. Петровский театр вошёл в ведение Конторы императорских театров и получил статус правительственного учреждения.

"Чем же хорош Медокс, если в итоге он лишился своего детища?" - спросите вы. А тем, что, несмотря ни на какие трудности, он сумел довести дело до конца и благодаря его настойчивости Россия получила один из самых известных в мире театров. Я говорю не о здании, конечно, оно вскоре после выкупа сгорело, важно, что Медокс не позволил развалиться труппе. Да, удача отвернулась от этого человека в какой-то момент, но заслуги его всё равно были оценены: императрица пожаловала Медоксу пожизненную пенсию в 3 тысячи рублей и домик неподалёку от Петровского театра.

Это было в XVIII веке, а что же сейчас происходит в Большом?

Недавно из Большого театра был уволен Николай Цискаридзе. Само увольнение прошло не без скандала. С артистом был заключён срочный договор как с педагогом-репетитором, но как артист балета он всё же штатный работник и контракт у него по идее бессрочный. Цискаридзе считает, что бумагу о переводе на срочный контракт ему подсунули. А полиция выявила хищение около 90 миллионов рублей, выделенных на ремонт Большого театра.

Подпишитесь на наш
Блоги

Прошлое и настоящее Большого театра

15:48, 19 июня 2013

Автор: Bilbo

Комменты 48

Аватар

а почему на заглавном фото, которое в ленте, Лопаткина? ))) тогда уж надо было Захарову ставить, она - последний балетный оплот в Большом. Предпоследним были Наталья Осипова и Иван Васильев, да сбежали с начала в Питер, а теперь вон Осипова и вовсе лондонская прима. среда, понятно, сложная, Мариинский тоже не земля обетованная, но происходящее в Большом уже давно за гранью. настолько, что его репутация и международная уже трещать начинает. если ничего не изменится, то закончится это все печально.

Аватар

Цискаридзе не может руководить театром, т.к не способен быть объективным в силу своего характера, он будет не лучше Иксанова

_

Anitra, здесь просто идет подмена понятий: николая уволили за правду. это в данный текущий момент актуальная тема воевать за пост - использовать аргумент ремонта. если вы следите за ситуацией, вы знаете, какие эпизоды происходили с яниным, ратманским, бурлакой, филиным. николаю все равно, какие аргументы использовать и какими способами воевать. судя по интервью, представления о том, что такое хорошо и что такое плохо у него несколько смещенные.

_

так ведь проблема в том, что николай уже лет пять-семь как метит на место руководителя театра или балетной труппы, но места эти ему никак не получить, поэтому он периодически скандалит с любым, кто оказывается на месте либо руководителя балета большого, либо ругается с главой театра. такое желание власти несколько пугает, особенно если послушать интервью николая. он не производит впечатление человека с менеджерскими навыками, и его человеческие качества тоже вызывают вопросы. не очень понятна логика противопоставлять николая директору. ведь уже много людей было, с кем он ругался, каждый раз находился повод. николай не просто ругается с кем-то - ему все равно с кем, он бьется за конкретное место и власть.

Аватар

полностью согласна! В понедельник ходила на балет "Спящая красавица". Музыка - Чайковский, постановка - Петипа. Сидела и понимала, что в настоящее время русских имён не слышно. Раньше русские выдавали качество, которое веками было в почёте, а сейчас мало качества и много грязи. Неужели людям самим не стыдно?

Подождите...