Подвиги пиратов не остаются незамеченными. Согласно опросам, в настоящее время до 90% чернокожих детей во всём мире играет в сомалийских пиратов как советские дети играли в мушкетёров. Но если остальной мир воспринимает пиратов на уровне киноблокбастеров вроде “Пиратов карибского моря”, то у нас в таких случаях ещё возникает закономерный вопрос: а кто крышует всё это дело? Только сверхнаивное сознание обывателя может всерьёз думать, что пираты действуют на свой страх и риск. И как действуют! Каждый год не менее сотни судов подвергается их нападению и сотни миллионов долларов эти бандиты получают в виде выкупа. Вот как прокомментировал вопрос о “крышевании” сомалийских пиратов руководитель военно-политического отдела фонда “Экспериментальный творческий центр” Юрий Бардахчиев: “Сомали занимает “передовое” место на Африканском роге и потому имеет очень важное военно-стратегическое значение. Это было понято еще в древности и вновь осознано в ходе Второй мировой войны, когда Италия, союзница Германии, овладела Африканским рогом и держала под контролем Суэцкий канал и Баб-эль-Мандебский пролив, то есть путь из Европы в Восточную и Южную Азию и Австралию. А сегодня стратегическое значение этой территории лишь увеличилось с ростом масштабов морского торгового транзита через Суэцкий канал и Красное море. Однако, предпринятая США в 1993 году попытка овладеть Африканским рогом напрямую (через установление “дружественного демократического” режима) с треском провалилась. Против высаженного в Могадишо американского десанта “демократического спецназа” объединились все враждующие между собой политические силы, с оружием в руках сражались даже женщины и дети. Потеряв два вертолета и 18 спецназовцев убитыми, Америка поняла, что в лоб проблему не решить. Тогда Сомали объявили “несостоявшимся государством” и страной, поддерживающей “Аль-Каиду” (якобы именно там находилась база террористов, взорвавших американские посольства в Кении и Танзании). Цена контроля над Африканским рогом действительно огромна. Вдоль побережья Сомали — через Аденский залив — проходит транзит 50% мирового потока насыпных грузов, около 30% контейнерных перевозок, почти 25% перевозок нефти. Причем основная часть этого потока — торговля между Европой и Восточной Азией, включая Китай, Японию, Индию, Южную Корею и т.д. Было бы наивно считать, что продолжающаяся более трех десятилетий нестабильность вокруг Африканского рога, постоянные внутренние и внешние конфликты во всех прилегающих странах — являются “самопроизвольными” региональными процессами. Хотя бы потому, что для войны в течение многих лет нужны деньги, оружие, боеприпасы, посредники, перекупщики, поставщики — то есть сложная и разветвленная инфраструктура поставок в регион всего того, что поддерживает там напряженность. Было бы наивно считать, что появление у пиратов современного вооружения и оснащения (пулеметы, гранатометы, быстроходные катера, спутниковые системы связи, локаторная аппаратура, навигационные устройства и т.д., причем в стране, которая давно находится под международными санкциями) — результат собственной активности этих пиратов. Ведь не секрет, что вся мировая “нелегальная торговля оружием” поделена и плотно контролируется спецслужбами различных стран… И тем более наивно считать, что пираты сами “добывают” оперативную информацию о маршрутах, времени прохода, опознавательных знаках и кодах судов, которые стоит захватить. Для этого необходима мощная и разветвленная — причем вовсе не пиратская! — агентура в судоходных компаниях, портах и т.д.”. пиратство стало крупнейшей индустрией в Сомали. По существу, удачливые пираты сейчас являются самыми завидными женихами. В то время как заработки мелких бандитов это пятизначные цифры, главари зарабатывают $2 млн. в год, и это в стране, гдк можно пообедать меньше чем за $1. Сейчас многие пираты устремляются на новые пастбища, и с ними из Сомали уходят реальные деньги. Они покупают недвижимость на побережье Кении, где новые виллы растут, как грибы. Если вилла продается за несколько миллионов долларов, пиратам не проблема накинуть полмиллиона, чтобы кенийцы не задавали лишних вопросов. 3. Быть пиратом легко! Промышлять пиратством может практически любой. Все, что для этого нужно, пистолет, алюминиевая лестница (чтобы взбираться на корабли) и моторная лодка. Главное, не надо опасаться, что с выбранного объекта откроют ответный огонь. По международным соглашениям, гражданским судам запрещено иметь на борту оружие, так как правительства не хотят, чтобы вооруженные корабли перемещались из порта в порт. Лучшей защитой от пиратов является скорость, но поскольку конструкция гражданских судов не предусматривает быстрый ход, пиратам нетрудно их догонять. У самых технологичных грабителей есть пулеметы и GPS, однако многие пираты почти не отличаются от рыбаков. Захватив судно, они либо грабят его, либо требуют выкуп за товары и экипаж. Выкуп за груз торгового судна составляет в среднем около $1 млн. 4. Закон ничего не может с ними сделать Является пиратство противозаконным? Дело в том, что в местах, где орудуют пираты, царит беззаконие. На территории Сомали нет нормально функционирующего правительства. Нет законов и в нейтральных водах, которые не контролирует ни одна страна, а это значительная часть мирового океана. Поэтому тех пиратов, которых военные корабли какой-либо страны ловят с поличным, часто просто отпускают на ближайшем сомалийском берегу. Долгосрочным решением является стабильное сомалийское правительство с адекватной судебной системой. 5. Пираты редко убивают людей, и этим опасны Трудно отличить пиратов от рыбаков, пока они не взбираются на судно и не достают автоматы. Поэтому сдерживающая роль военных кораблей сводится к тому, чтобы плавать поблизости для устрашения. После того, как пираты захватывают судно, военные редко пытаются отбить его, так как при этом могут пострадать заложники. При всей агрессивности пиратов в 2008 году количество убитых невелико. Капитан одного судна, взятый в заложники, умер от естественных причин. Несколько человек погибли в перестрелках, пытаясь освободить заложников. Пираты предпочитают, чтобы заложники были здоровы. За каждого из них можно получитб тысячи долларов выкупа. К тому же из-за репутации пиратов, не причиняющих вреда заложникам, правительства не хотят наносить ответные удары, чего требуют судовладельцы. При этом военные корабли, патрулирующие акваторию Восточной Африки, не могут говорить о том, что на их руках нет крови. Например, корабль индийского флота уничтожил пиратский катер, и лишь после этого выяснилось, что нем находились заложники из Таиланда. В результате погибло около десятка мирных людей. 7. Моряки наносят ответные удары, и они эффективны Моряки знают, на что идут, когда направляются к побережью Восточной Африки. И хотя члены экипажа не имеют права иметь оружие, они находят другие способы отбиваться от пиратов. В прошлом году, когда пираты напали на китайское судно "Ченьхуа 4", экипаж поднялся на верхнюю палубу и поднял трап. Затем моряки включили пожарные шланги с сильным напором воды и сбили пиратов с ног. Оказавшись в выигрышном положении, они начали забрасывать пиратов бутылками с горючей смесью. После четырехсотой бутылки пираты покинули судно. 8. Чем больше судно, тем больше выкуп Сомалийские пираты становятся смелее. Сегодня в их распоряжении быстроходные катера, современное оружие и точная информация от шпионов. Их целями становятся крупные сухогрузы, супертанкеры и даже пассажирские лайнеры. Недавние нападения на круизные суда были неудачными, но они все сильнее тревожат морские власти. Обычно пираты нападают группами около 10 человек и захватывают суда, на которых находится примерно 20 пассажиров. Такое соотношение позволяет пиратам держать судно под контролем. Но на круизных судах находится около 2 тыс. человек, и у пиратов нет возможности осуществить обычный захват. Ситуация может выйти из-под контроля и стать опасной для заложников. 9. Самый большой ущерб пираты наносят Сомали Жертвами сомалийских пиратов являются прежде всего сами сомалийцы. Почти 4 млн. человек, около половины населения Сомали, живут за счет продовольственной помощи. Но атаки пиратов затрудняют ООН доставку продовольствия. В марте 2009 года ни одно судно с гуманитарным грузом не вышло из Кении без сопровождения голландского, канадского, французского, германского, итальянского или греческого военного корабля. Но это обходится дорого, и военные корабли не будут в доступности вечно. Из-за нескольких тысяч пиратов миллионам людей грозит голодная смерть. 10. Возможно, пора принимать отчаянные меры Размеры океана и количество судов в водах Восточной Африки означают, что военные корабли редко оказываются в нужном месте в нужное время. ООН недавно приняла резолюцию, разрешающую нападать на пиратов, но американские военные затормозили участие в подобной операции. Возможно, они колеблются из-за печально опыта отправки войск в Сомали в 1993 году. Тогда во время рейда американского спецназа погибли 18 американцев и были взяты в плен несколько мелких полевых командиров. Однако становится все более очевидно, что без серьезного международного вмешательства рост пиратства продолжится. Выгоды пиратства перевешивают риски.

Обновлено 10/01/13 18:22:

Экипаж угнанного судна «Фаина» стоят на палубе под пристальным присмотром вооруженных пиратов 9 ноября 2009 года, после запроса ВМС США о состоянии здоровья экипажа.

39-летний Абдул Хассан с гранатометом у лодки с членами его команды. Его прозвали «человеком, который никогда не спит». Он является главой пиратской группировки, называющей себя «Береговая охрана центрального региона». В этой группировке, образованной три года назад, состоит 350 человек и около 100 моторных лодок.

«Раньше я был честным рыбаком, – говорит Хассан. – Но когда коммерческие рыбацкие судна опустошили наши моря, мы должны были найти способ выживать».

В Сомали небезопасно, так что всех гостей сопровождают вооруженные группы на джипах.

Магазин «Hobyo Branch» снабжает пиратов всем необходимым. Пираты звонят хозяину, чтобы заказать все необходимое: еду, питье, кат (наркосодержащие листья местного растения), сигареты и т.д. Дважды в неделю на пляж Хобио приезжает грузовик со всем необходимым, товары продаются пиратам по двойной цене. Пираты принимают участие в инфляции страны. Также многие товары, которые ранее перевозились из Дубая и Йемена, теперь распродаются.

40-летний Мохаммад (справа) – отец шестерых детей – присоединится к пиратам на следующей неделе. Пираты уже прислали ему деньги на путешествие. Он знает, что его могут убить, но он больше не может так жить: ему очень трудно платить аренду за дом и прокормить шестерых детей. Он надеется, что скоро ему удастся купить новый дом и взят в жены двух молодых девушек. Пираты начинают строить себе большие дома и открывать собственный бизнес на вырученные от выкупов деньги.

В Сомали три года царствовала засуха, отчего погибло 60% голов домашнего скота. Беспорядки в Могадишу вынуждают сотни людей покидать свои дома, 40% населения в этих землях выживает только благодаря пунктам раздачи продуктов. Пираты нападают даже на корабли с гуманитарной помощью, отнимая еду у своего же народа. На фото: благотворительные организации раздают мешки с кукурузой в деревне Битали. Один мешок должен прокормить две семьи в течение 6 месяцев.

Население в 200 000 человек разделено на две части: северная часть является частью государства Пуртленд, южная – частью государства Галмадуг.

Две части борются за ресурсы, повышая уровень опасности. Некоторым кажется, что единственный способ получить деньги – пополнить ряды пиратов.

Несмотря на свое стратегически выгодное месторасположение, город очень бедный, уровень безработицы зашкаливает, а насилие уже давно стало привычной частью жизни.

Для многих пираты являются символами успеха, так как они строят себе большие дома и открывают бизнес.

Подпишитесь на наш
Блоги

Сомалийские пираты

20:31, 10 января 2013

Автор: aniase

Комменты 35

Аватар

я давно интересуюсь этой темой: "кто крышует сомалийцев". спасибо за пост. относительно бережного отношения к заложникам - не совсем правда. граждане из "фаины" до сих пор не пришли в себя, факты насилия над ними просто не были обнародованы. *оффтоп: какие хорошенькие малыши у сек-гиганта Мохи.

G

Вот мужика 40-летнего, у которого 6 детей нечем кормить, а он собирается взять 2-х молодых жен, нисколечко не жалко.

Аватар

У меня в детстве была суперкнижка "Тихий океан" из серии "Великий час океанов". Помню из неё, что в 60-70 годы прошлого века самыми страшными пиратами были филиппинские. В филиппинском архипелаге тысячи больших и маленьких островов , и фиг там было поймать этих пиратов. Собственно действие советского супер блокбастера "Пираты ХХ века", насколько я понимаю, где-то в тех краях происходит.

Аватар

4 миллиона человек живет за счет продовольственной помощи.а работать они вообще когда-нибудь планируют??

Аватар

"...После четырехсотой бутылки пираты покинули судно." Вот это подготовились к встрече с пиратами! Или это был их груз, который они перевозили?

Подождите...