Всего один месяц остался до Нового Года! Нас ждут душистый запах елки, мандарины, пенистое шампанское в бокалах, поздравления и пожелания. И, если повезет, праздничное настроение. А еще Новогоднее Кино. Не секрет, что желающие подзаработать на волне всеобщей эйфории студии каждый раз выбрасывают в прокат разнообразные ленты. Некоторые фильмы качественные и отличные сказки для всех возрастов. Другие, прокатятся «под Рождество» и навсегда будут погребены в стоячих водах кинематографической Леты. Среди последних, особо хочется выделить продукты, на обороте которых стоит многообещающий штемпель «Отечественное». Новогоднее кино в России, участок прочно застолбленный Тимуром Бекмамбетовым и его кампанией «Базилевс».

За неимением других мало-мальски достойных конкурентов. Может и к счастью. Романтическая комедия «Утомленные Новым Годом» от Никиты Михалкова, могла бы стать тем еще ужастиком. Или какое-нибудь мракобесие Сарика Андреасяна («Один с гномом» – в роли гнома Миша Галустян). Тимур Бекмамбетов, не сказать, что бесталанный режиссер. У него есть профессиональная хватка и такая регалия как «Наш в Голливуде». Но по факту, даже немногочисленные поклонники его таланта признают за Бекмамбетовым чрезмерный «ремесленный» прагматизм, выливающийся в откровенно пренебрежительное отношение к зрителю. И пока в интернете спорят, нашли ли наши киноделы дудочку Гамельского Крысолова или же обеспечивающих кассу даже самым бездарным фильмам зрителей заманивают с помощью старого доброго вуду, мой персональный интерес вызывает содержание очередной новинки сезона. Стоящих на очереди в прокат «Джентльмены, удачи», то есть. Отец диалектики Гегель сказал, что история повторяется дважды. Первый раз в виде трагедии, второй – в виде фарса. После просмотра трейлера новых «Джентльменов», возникло такое чувство, что мужам из «Базилевса» (А. Баранову и Д. Киселеву) удалось невозможное. Всего в одном витке объединить и трагедию, и фарс. Трейлер отлично передает абсолютно все, что нужно знать аудитории не только об этом кино, но и, кажется, о стадии в которой пребывает творческий гений создателей. Не сочтите меня за брюзгу, но попытки переснять образцы старого, советского кино на новый лад, в соответствии с конъюнктурой вызывают у меня стойкое чувство отторжения. И никакие аргументы «да это ж не всерьез» здесь неуместны. Чтобы понятней передать свою логику, попробую начать объяснение издалека. И для примера возьму столь популярного сегодня персонажа, как Шерлок Холмс. Будучи написанным К. Дойлем сей английский сыщик оставался джентльменом. Несколько эксцентричным, в силу профессиональных склонностей, но джентльменом. И когда Холмс джентльмен сидел на кокаиновой диете, то делал он это, чтобы стимулировать работу мозга или от скуки (см. «Знак Четырех»). А еще потому что, в девятнадцатом веке о вреде подобных веществ для здоровья ничего известно не было. Морфий, кокаин, прописывали в качестве успокоительного. Когда же в новом американском сериале «Шерлок Холмс», у протагониста проблемы с наркотиками, то их контекст теряет связь с первоначальным замыслом автора. Просто до современной массовой публики так проще донести мысль – герой-наркоман. А легкая эксцентричность, превращается в элементарное хамство, самовлюбленность и модный нынче нарциссизм. Такая вот метаморфоза. Впрочем, говорят, что и герой непристойных анекдотов поручик Ржевский в оригинале, просто «неудачно пошутил». Проблема в том, что Шерлок Холмс это мифический герой. Выдающийся сыщик. Почти архетип, встающий в один ряд с Конаном-Варваром, Мерлином и др. А персонажи советского кино, это как раз обычные люди. Кто главное действующее лицо «Джентльменов Удачи» 1971 года? Сыгранный Е. Леоновым – Евгений Трошкин. Отличный педагог, участник Войны, уважаемый член общества. Заслуженно, прошу заметить, уважаемый и любимый, как детьми, так и окружением.

А кого приходится изображать С. Безрукову? Инфантильного дебила? Воспитатель Евгений Трошкин работал с детьми, потому что был достоин такой почетной деятельности! А аниматор Лёша Трёшкин переодевается в пирата, потому что больше ни на что не способен.

И дальше – в оригинальных «Джентльменах» ключевой конфликт это перевоспитание матерых уголовников, на фоне торжества не столько правосудия, сколько мировоззрения советского человека. В новой поделке же нам обещан личностный рост Лёши Трёшкина на фоне обезьянничающих в своей карикатурной ресоциализации «бандитов». Чувствуете разницу? Чувствуете, как теряется целый слой смыслового содержания. Р-раз и нет его. Герой прошлого был героем именно потому, что оставался человеком. Приверженным определенной системе ценностей (плохими или хорошим мы их воспринимаем сегодня, уже другой разговор). Герой нынешний – это образ неудачника, пассивного парня, который герой только потому, что на него решили наклеить обязывающий к тому ярлык.

Чтоб быть ближе «к народу?» Так сейчас называют тех, кто «чиста выключить мозг и позырить» приходит в залы и пугается когда не видит на экране негласного одобрения своей тупости? Я ударяюсь в слишком тонкие материи? А что же тогда оригинальный фильм, неужто он был рассчитан на какую-нибудь особую публику? Или чтобы получать от него удовольствие требовалось изучить все тома «Капитала»? Не могу судить весь фильм – он еще не вышел. Но исходя из посылок прежних лет очевидно, что он выступит логическим продолжением линейки «кино для нового поколения». Изображающего деградацию личностей в антураже клипового монтажа и перенесенной на экран необязательной атмосферы утренника для недоразвитых взрослых. В годы Холодной Войны США вкладывали в развитие своего кинематографа огромные деньги. В том числе для формирования посредством пропаганды образа «недалеких русских на медведях, с водкой». Так вот – фильмы наподобие «Джентльмены, удачи», просто венец антисоветской кинопропаганды. Разумеется здесь нет злого умысла режиссерской братии. Едва ли они идут дальше простого и понятного желания подзаработать. Скорее уж причина в том самом «ремесленническом» подходе, избранном «Бекмамбетовской тусовкой». Механическое копирование образов и клише, извращает суть узнаваемых образов. Превращает в обезьянью издевку то, чем прежде гордились. И заискивающе лебезит перед потребительской серостью, которую наверняка втайне презирают наши рулевые грёз.

Подпишитесь на наш
Блоги

Навеяно постом "Новые "Джентльмены, удачи!" с Сергеем Безруковым"

01:06, 23 ноября 2012

Автор: 0107

Комменты 32

Аватар

У Безрукова совсем кризис? или он так просто во все дыры затычкой стал? в такой какашке сниматься... бе (((( никогда его не любила... а теперь и подавно... даже если мне заплатят не пойду... из принципа...

Аватар

Правильное слово автор подобрал - "поделка". Можно и с одной "д", и с двумя.

Аватар

Хорошо написано, все правда. Не хожу на все это и даже дома не смотрю, но у нас есть знакомые, которые ходят только на такие фильмы и судя по их уровню интеллекта , фильмы именно для них

Аватар

Хорошо, что Евгений Палыч не дожил.

Аватар

Как то ну совсем не смешно выглядел трейлер, куда там еще ходить на фильм. Не пойду, даже не уговаривайте, там же все герои страшные. Мне хватило посмотреть типо смешные моменты во время съемки этого фильма. Во время просмотра стало так грустно, что хочется блевать. Хотите ссылку???

Подождите...