Старейшина питерского актерского цеха Иван Иванович Краско, дядя Ваня, как все его называют в городе, в свои 82 года – в прекрасной форме. Играет в пяти спектаклях родного театра имени Комиссаржевской, в котором служит 47 лет. Снимается в кино. Активно участвует в работе Петербургского отделения Союза театральных деятелей. Народный артист России рассказал о театре, о культурной среде, о нашей жизни. – Почему-то в XXI веке, современном, технократичном и вроде как интеллектуальном, бедновато с духовностью. Всеобщий идол, к великому сожалению – деньги. А раньше, хоть и жили скромнее, и проблем хватало – все были сердечнее. Как свидетель разных времён, могу сказать: в войну, после неё, сколь ни было тяжело, люди помогали друг другу. Приютить, накормить, если человек остался без ничего, считалось в порядке вещей. С развалом СССР мы потеряли ещё и сопереживание, желание и умение жить и работать вместе, по-дружески, по-соседски, черты, которые издревле в крови у русского народа – общинность, соборность. Страну захлестнула эпидемия эгоизма, где каждый за себя, – вместо того, чтобы протянуть руку или подставить плечо, готов ударить в спину.

После предпремьерного прогона спектакля режиссёра Игоря Коняева «Доходное место». Откуда-то взялись «хозяева жизни», что выбились наверх не собственными знаниями, трудами, талантами – в этом как раз не замечены, – а по знакомству, через подкуп, умение вылизывать и подставлять, шагать по головам. Кроме власти и обогащения, их ничего не интересует. И боюсь, избавиться от этой раковой опухоли, пустившей метастазы во все отрасли и регионы в 90-е, мы не сможем так быстро, как хотелось бы. Однако желание жить и работать спокойно, уверенно смотреть вперёд, чувствовать свою ответственность за будущее в обществе уже сформировалось. Думаю, большинство из тех, кто выходит на оппозиционные митинги, выступают не против Путина, а именно против присутствия во власти бездушных бездарностей. Было много разговоров про дур, которые в храме Христа Спасителя нагадили. Это они – от неграмотности, от невоспитанности. Не хочу верить, что зомбированы. Но кто-то их направлял, кому-то надо осквернить нашу церковь. А ведь именно православие уже столько веков скрепляет Россию, что, кстати, никогда не мешало развиваться и другим религиям. И сейчас, когда общество пытаются расколоть, мы ищем в церкви объединительные начала, ждём мудрого напутствия. Вера обращает нас к правдивому природному естеству, когда каждый в меру сил и способностей занимается своим делом, а те, кто наверху, становятся действительно слугами народа. Стремление общества к гармонии проявляется и в том, что в театрах меньше свободных мест, причём приходят зрители всех возрастов и профессий, разного достатка. Значит, есть потребность не просто провести время, но очиститься, получить добрый совет, поразмыслить. Такими собеседниками стараются быть служители питерских театров. Мы об этом постоянно говорим на правлении Петербургского отделения СТД. Из репертуара постепенно исчезают проходные постановки, каждое произведение – классическое или современных авторов – со смыслом, от чистого сердца и для зрителя. Пока удаётся держаться. Хотя многие нововведения, обрушившиеся на театральные коллективы Северной столицы, мягко говоря, не поддерживают традиции петербургской сценической школы. К чему, например, переводить руководителей театров на трудовые договоры сроком на год и объявлять, что главный критерий работы – доходность? От этого постановки станут ярче и глубже, а обстановка в труппе более творческой и стабильной? Мы-то знаем, что эти дурацкие инициативы идут из бюрократического болота, из той бездарной непрофессиональной массы. Зачем ставить чиновников над культурой, мне непонятно. Чтобы определять репертуарную политику, поддерживать яркие работы и талантливых артистов, есть СТД, худсоветы, про которые во многих труппах уже забыли. Театр относится к образованиям естественным. Он возник, как только люди научились общаться и захотели, посмотрев на себя со стороны, делиться мыслями, переживаниями. В одном из диалогов Платона Гермес, которому поручили обучить простолюдинов управленческим навыкам, спрашивает Зевса: «Погоди, батя, а как – способностями к ремеслам и талантами наделять только избранных?» – «Ни в коем случае! Всех одинаково! Иначе они на этих и будут всё сваливать!»

Елена Бондарчук и Иван Краско на съёмках фильма «Приходи свободным». Мы уже убедились, что крылатая фраза, будто кухарка может управлять государством, срабатывает, мягко говоря, не всегда. Разрушить то, что создавалось поколениями, веками, – просто. Возродить куда сложнее, а порой – невозможно. В 1998 году было совершено страшное преступление – под предлогом акционирования погубили Ленинградское радио и телевидение, которыми гордилась не только Северная столица – вся страна. Во времена СССР передачи ЛенТВ смотрели от Прибалтики до Дальнего Востока. Ленинградское радио, один из символов города, работало все 900 дней блокады, в 1985-м первым в Советском Союзе вышло в прямой эфир. После приватизации городское радио пересадили на «третью кнопку», коллектив разогнали, угробили школу. Появилось ли новое Петербургское радио, телевидение, сравнимые с теми, что были до акционирования? Нет. А бесценный опыт растворился среди скроенных по шаблону каналов и станций. Вообще, то, что творится в эфире, порой хочется назвать вредительством. Как говорит один из моих героев: «Кругом беспардонная реклама, рубль, нажива, мордобои – и всё». А ведь нужны просветительные, образовательные передачи, телепостановки, обсуждения волнующих проблем. Очень здорово, что по инициативе Путина создается Общественное телевидение. Прообраз такого ТВ в Питере уже существует, и там бывают очень интересные передачи. Но начинать надо с семьи, с воспитания, с уважения к традициям. Советская система образования была продуманной и эффективной. Молодёжь охотно шла в ФЗУ, ПТУ, куда нынешних ребят не заманишь. А ведь не каждому дано, да порой и не нужно высшее образование. Но в 90-е, когда закрывались предприятия и рабочий класс ломали через колено, отроки поверили, что торговать сигаретами выгоднее, чем вкалывать, как батька, у станка... А высококвалифицированные специалисты сейчас ещё как нужны, во всех отраслях. Промышленность надо поднимать. Не всегда же мы будем работать «гаечными ключами», собирая иномарки из импортных деталей. И без сельского хозяйства стране не обойтись. Стыдно, что значительную часть продуктов наша богатейшая страна завозит из-за границы, а родные деревни стоят заколоченными.

Сцена из спектакля «Ревизор». К счастью, не перевелись ещё энтузиасты, желающие заняться делом. Я знаю молодых людей, которые решили на пустующих землях под Питером создать Трудоград – с небольшими предприятиями, фермами, жильём, стадионом, клубом – чтобы честно жить и зарабатывать. Проект уже одобрен в Москве, а местные власти суют палки в колёса: видимо, надеются на дорогой землице нажиться. Неужели не понимают, что век человеческий короток, и важно здесь успеть оставить добрую память, а туда с собой ничего не утащишь? Я на молодёжь очень рассчитываю. Они прыткие, всё понимают, их многое не устраивает. Максимализм всегда присущ молодым, – но главное, чтобы была основа, преемственность, уважение к старшим, чувство товарищества, честность, порядочность. В своих учениках я воспитываю не артистов – просто людей. Не скрываю ничего. И вижу доверие. У ребят глаза загораются, они не смотрят через монету, а учатся трудиться, становиться профессионалами, чтобы у каждого было своё лицо, чтобы жил по совести. Сейчас только ленивый не критикует власть. Но одно дело – всё поносить, а другое – предлагать что-то исправить и быть готовым подставить плечо для общей пользы. В спектакле «Тише, афиняне», где я играю Сократа, есть такой монолог. После того, как Сократа приговорили к смерти, друзья предлагают ему бежать из Афин, а он отвечает: «Вы меня не за того принимаете! Я с молоком матери воспринял законы этого государства. Если они мне не нравились, я об этом говорил. Какой я буду Сократ, твердящий о справедливости, если за бугор убегу и оттуда буду чернить свою Родину? Да я подонок последний буду в своих глазах! А этого допустить не могу!» Чувство Родины имеет ту же природу, что и любовь. Хороша страна или нет – она такая, какая есть. И любим мы её потому, что она наша. Высшая награда для гражданина – быть полезным родной стране. В этом наше самосознание, наша «самость», чувство собственного достоинства. Самое главное, что должно передаваться из поколения в поколение. http://file-rf.ru/analitics/707

Подпишитесь на наш
Блоги

Народный артист России Иван Краско: «Начинать надо с семьи, воспитания, уважения к традициям»

21:56, 2 октября 2012

Автор: oksy01

Комменты 23

Аватар

шикарный актер, хороший, порядочный и умный человек! дай Бог ему крепкого здоровья и долгих лет!

K

это тот, у которого жена была на 47 младше? Дочка старшая до сих пор с ним не общается. да-да, достойная пропаганда семейных ценностей. Окси, поищите других героев. Что-то вы сегодня лажаете

Аватар

хороший дядька

Аватар

Зацепился взгляд за фразу "Каждая кухарка может управлять государством", над которой ныне так модно насмехаться. Во-первых, не "может", а "должна уметь". Во-вторых, смысл этой фразы очень глубокий: имелось в виду, что человек, даже повар, должен быть образованным, ведь в местные выборные органы власти, к примеру, в СССР, как и в современной России, впрочем, шли люди совершенно разных профессий и они должны были уметь управлять если не государством, то своим городом, областью. Интервью очень понравилось. Умный, порядочный человек.

Аватар

Автор, Вы по СССР ностальгируете?

Подождите...