Когда я слышу фразы, что раньше народ был духовнее, и что в стародавние времена, когда деревья были большими, а мир населяли рыцари, вельможи, фараоны и далее по убывающей временной линии… Я вспоминаю древние законы. Сегодня я бы хотела рассказать о колдовстве. Тайные силы, мистические способности, потусторонний мир – все это издревле привлекало людей. Первое появление измышлений о магическом ученые относят ко времени Верхнего Палеолита (35 — 12 тыс. лет назад). Возможно, было и раньше, но, как говорил железный Арни: «Какие ваши доказательства?» Думаю, первые преследования колдунов начались в период появления касты жрецов и шаманов. Им дозволялось общаться с духами, но что будет, если каждый в племени начнет делать то же самое? Избранность должна была остаться неприкосновенной. Свод законов Хаммурапи, приблизительно в 1750-х годах до н. э., пишет: Если человек бросил на человека обвинение в колдовстве и не доказал этого, то тот, на которого было брошено обвинение в колдовстве, должен пойти к Божеству Реки и в Реку погрузиться; если Река схватит его, его обвинитель сможет забрать его дом. Если же Река очистит этого человека и он останется невредим, тогда тот, кто бросил на него обвинение в колдовстве, должен быть убит, а тот, кто погружался в Реку, может забрать дом его обвинителя. Древнейшие римские Законы Двенадцати таблиц (451—450 гг до н. э.) карали за колдовство по мере его вредоносности, наряду с прямым физическим увечьем. Если нанесший вред колдовством (равно как и любым другим способом) не мог выплатить пострадавшему компенсацию, ему должно было быть нанесено такое же увечье. Наказание за колдовство существовало и в классическом римском праве.

Но никогда так не преследовали магию, как во времена Средневековья (особенно XV — середина XVII веков), в те самые годы, когда на всех углах превозносилась духовность человечества, а во главу жизни ставилось стремление к Богу. Существует даже мнение, что сама идея средневековой магии была создана инквизиторами. Впрочем, это только гипотеза. Удивительный факт: значительное число ведущих демонологов были гуманистически образованными философами и писателями, профессорами, юристами и врачами. Это было время – с моей точки зрения – всеобщего помешательства. Посттридентская католическая церковь переживала упадок и пыталась использовать «охоту на ведьм» в целях укрепления своих позиций (своего рода «католическая реакция»).Протестантская этика не могла мириться с традиционным для средневековой народной культуры отношением человека к труду, семье, тягой к праздному времяпрепровождению. Укреплявшаяся абсолютная монархия стремилась полностью подчинить жизнь народа своему контролю, в том числе и через унификацию его культуры. Для представителей церковной и светской элиты в целом в этот период характерно органическое неприятие, отвращение и непонимание «грубой, скотской, нецивилизованной» народной культуры (не составляло исключения в этом отношении и большинство гуманистов). Мужчины пытались задержать женскую эмансипацию, укрепить пошатнувшуюся «цивилизацию мужчин». Женщины искали способа расправиться с привлекательными незамужними соперницами. Врачи конкурировали с повивальными бабками и знахарками. Люди зверели и строили свое счастье на крови и страданиях других. Да, это было жестокое время. На ведьм охотились все, люди гибли даже не сотнями. Только по судам над баскскими ведьмами (1609-1610, судья Пьер де Ланкр) проходило не менее 7 тысяч человек. Не все доживали до инквизиции – самосуд был распространенным делом.

Когда все началось? Опять же, точно неизвестно. Существует теория заговора, согласно которой, папа предложил своим людям придумать, как лучше провести зачистку неугодных. В 1484 году папа издал буллу Summis desiderantes affectibus (лат. «с наибольшим рвением»), в которой провозглашалась необходимость уничтожения ересей и ведовства в Рейнском регионе. Булла поручила доминиканцам Генриху Крамеру и Якобу Шпренгеру инквизиторскую власть для искоренения колдовства в Германии. Документ был написан по просьбе Крамера и Шпенгера, рассчитывавших получить верховную власть по борьбе с ведовством. До этого подобное предложение было отклонено местными церковными властями, что послужило причиной обращения к папе. Данный документ признавал существование ведьм и даровал полное папское одобрение действиям инквизиции, разрешив использовать для этого все средства, которые будут сочтены нужными. Препятствие действиям инквизиторов каралось отлучением от церкви. И спустя два года был написан «Молот ведьм». Правда это или нет, не берусь судить. Но то, что «Молот» стал фактически руководством по эксплуатации и должностной инструкцией для всех ведьмоборцев – да, так оно и было. При том, что сама книга – ересь несусветная. А за седьмую главу (О способе, коим ведьмы лишают мужчин полового члена) я бы поставила авторам синдром недотраха как диагноз. Ну и типичный мужской страх остаться без писюна в наличии. Вот прекрасная и показательная цитата: Некто рассказывал, что когда он потерял член и обратился за восстановлением своего здоровья к ведьме, та приказала ему подняться на дерево и из находившегося там гнезда, в котором лежало большое количество членов, взять себе один. Когда тот хотел взять из них один побольше, ведьма сказала: "Нет, этот не тронь,- и при этом добавила,- он принадлежит одному попу".

По крайней мере один из авторов точно был психически ненормален. Крамер хвастался, что отправил на костёр 200 ведьм, а также обвинял в ереси тех, кто сомневался в их существовании. На своих проповедях он запугивал людей, призвал доносить при малейшем подозрении. Он был убежденным сторонником теории заговора. Сейчас говорят о масонах, евреях, банкирах. А тогда он совершенно искренне считал, что ведьмы, еретики и сам дьявол, конечно же, вскорости приведут мир к концу света. Уничтожая их, он искренне боролся со злом. «Молот ведьм», изданный большим тиражом, очень помог ему в этом. Удобство созданной им теории состояло в том, что по указанным признакам можно было обвинить фактически любого человека. А теперь, дорогие мои читатели, экскурс в мягкую и прекрасную высокодуховную историю заканчивается. Пожалуйста, если вы не уверены, что сможете спокойно осилить рассказ о допросе и пытках ведьм, закройте страницу. Потому что начинается страшное.

Понимаете, в чем была проблема судей? За колдовство полагалась смертная казнь. Но нельзя же казнить невинного человека, они же инквизиторы, а не варвары какие-нибудь! Но как понять, виновен человек или нет? Так девица и признается, что она с дьяволом сношалась, как же, ведь она знает, какое наказание ее ждет! Значит, добровольных признаний ждать не приходится. Поэтому нужно провести ее через боль, такую боль, чтобы смерть казалась освобождением. Тогда и только тогда ведьма расскажет все о своих похождениях! Жан Боден, прокурор французского города Лана, писал :«Улики этого злодейства так трудно добыть, что ни одну ведьму из миллиона нельзя было бы обвинить или наказать, если бы мы пользовались обычной законной процедурой». Таким образом, разрешалось пытать даже беременных женщин, детей, представителей любых сословий. Утверждалось, что, если ведьма стойко держится под пытками, значит, дьявол помогает ей переносить боль, а то и вовсе делает жертву нечувствительной к мукам. Пытки длились часами, есть свидетельства, когда ведьму пытали четверо суток подряд без перерыва. Как это происходило? По четко отработанной схеме. Обратимся к «Молоту ведьм» Итак, когда обвиняемая вводится в камеру суда, нельзя позволить ей войти лицом вперед. Ее следует вводить лицом назад, спиной к судьям. При допросе защищай себя крестным знамением и мужественно нападай на нее. Так с божьей помощью будут сокрушены силы старого змея. Пускай никто не сочтет за суеверие то, что ведьма вводится в камеру суда задом наперед. Ведь канонисты (как мы уже указывали) признают допустимым противодействовать суетности суетными же средствами. После первого, вполне мирного разговора, девушку раздевали донага, волосы на теле частенько сбривали подчистую, а то и подпаливали факелом – для верности. Официальная версия, описанная опять же в «Молоте» - то, что на теле, в волосах, а иногда и вшитый под кожу, может прятаться магический амулет, который поможет ведьме перенести любые пытки. По факту же это было крайне унизительно – первый шаг, призванный сломать девицу.

Орудия пыток освящались – и начиналось самое важное. Допрос. Сначала девице проводили экскурсию. Показывали орудия пыток и рассказывали, что с ней будут делать, если она не признается. То есть запугивали. Здесь ведьме предлагалось оправдаться, и часто им даже удавалось это сделать. Но и на такое находился весомый аргумент: «Если она не ведьма, то почему так красноречива?» И начинались пытки. Дознание начиналось с тисков для пальцев, которые иначе называли «ручной винт». Большие пальцы сдавливали, поворачивая на резьбе гайку с широкими ушками. Тиски выжимали кровь из-под ногтей и могли (если их затянуть потуже) раздробить костяшки пальцев. Тем не менее, «винт» не считали за серьёзное орудие. В наставлениях к допросу сия выдумка рекомендована как самая лёгкая по степени мучений. Собственно, это даже не считалось пыткой – так, мягкие уговоры со словами: «Скоро мы перейдем к делу, и тогда ты пожалеешь!» Немецкий юрист Брандт, например, прямо оговаривал, что детей можно пытать только розгами и тисками для пальцев.

Вот как имел обыкновение допрашивать Франц Бюирманн, гневно ругаясь на обвинённую: «Ты отступница, ведьма, собака безгласная! Признавайся в грехе чародейства, открой имена сообщниц! Ты грязная шлюха, чёртова распутница, дрянь никудышная, немая жаба! Говори и признавайся во имя Господа! Проглоти освящённую соль! Выпей святой воды! Рассказывай, кто тебя учил колдовать, кого ты видела и признала во время ведьминых плясок. Тогда тебя не будут больше мучить, и ты обретёшь вечную жизнь». Тут еще надо оговорить, почему девы, заранее зная, что их ждет, сразу не говорили: «Окей, вы все равно меня сожжете, так что давайте обойдемся без всего этого мракобесья. Я виновна – давайте уже укладывайте костер!» Первой причиной была вера. Солгав, взяв на душу такой грех как ведовство, в рай не попадешь. Без исповеди в рай не попадешь – а в этом им отказывали. О второй причине скажу позже. Вернемся к пыткам. Если тиски не действовали, приступали к следующей пытке – ею был «испанский сапог». Принцип действия у этого устройства был таков: сдавливание ноги ниже колена. Зато внешний облик в разных городах очень отличался; даже при беглом обзоре литературы, можно выделить три основных типа ножных тисков, не говоря уже об огромном числе разновидностей. Тот тип «испанского сапога», что, судя по гравюрам, был самым распространённым в Германии, сейчас хранится в Пражском музее. Ноги сдавливали поочерёдно или вместе. Иногда хруст костей возвещал, что палач переусердствовал. Очевидцы описывают, как ведьм волокли на казнь с размозжёнными и переломанными ногами; сами они не могли преодолеть расстояние в несколько шагов от телеги до столба. Известно, что пытка порой длилась часами. Для усиления боли палачи время от времени били по «сапогу» молотом. Ведьмы срывали в крике голос.

Если под пытками упорствовали, переходили к дыбе. Крепкая верёвка, зачастую с крюком на конце, была перекинута через блок в потолке. Ведьме связывали руки за спиной и начинали подтягивать их кверху. Палач, перехватывая деревянные рукояти, наматывал верёвку на барабан. Ведьма застывала в неестественной позе, едва касаясь пола пальцами ног. Судья зачитывал ей вопросы. Убедившись, что она упорствует, он давал знак палачу, и тот, сделав ещё несколько оборотов, отрывал её от земли. Священник Мейфарт лично видел, как палачи прижимали горящие комья серы к промежности висящей на дыбе женщины. Во время подобных пыток истязателю надо было позаботиться о собственной безопасности. Обезумев от боли, колдунья могла ненароком дёрнуться и задеть его ногой. На этот случай в углу подвала стоял набор тяжестей. Каменная гиря, привязанная к лодыжкам, полностью исключала любые движения. Грузы весом от 18 до 100 килограммов были нормальным явлением, но в некоторых городах заходили слишком далеко. В Маконе, например, к подвешенному телу привязали тяжести в 300 килограммов весом. Допрос на дыбе умели разнообразить. Иногда тяжести подвешивали не к лодыжкам, а к большим пальцам ног. Мученицы молили Бога, чтобы во время рывков пальцы не оторвало напрочь (случалось и такое). Рывки были излюбленным приёмом опытных палачей. Ведьму подтягивали на полную высоту и бросали на пол. Палач мог вызвать ни с чем не сравнимую вспышку боли, застопорив ворот в последнюю секунду. Тело, отягощённое гирями, уже неслось вниз, но перед самой землёй с хрустом останавливалось. От сильного рывка трещали суставы. Вывихнутые плечи словно пронзало раскалённым железом. Одновременно с этим верёвки резко впивались в кожу - казалось, они прорежут её до костей... Не стоит думать, что варварство творилось только в Германии. В 1652 году «Английская комиссия по отправлению правосудия» была шокирована, узнав, с какой свирепостью используют дыбу в Шотландии. В Эдинбурге перед законниками предстали две истерзанные женщины, признавшие было, что они колдуньи, но позже отрекшиеся от своих показаний. У несчастных шотландок поинтересовались, почему они взяли на себя вину. Тогда узницы стали наперебой рассказывать о невыносимых пытках. На допрос женщин привели вшестером. Для начала им велели завести руки за спину, но связывать запястья не стали - только скрутили вместе большие пальцы. За пальцы их и подвесили к потолку. Двое палачей полосовали им тело кнутом. Потом очередь дошла до босых ног. К пяткам подносили горящие свечи. Узницы стали изнемогать. Истязатели, напротив, увлеклись. Когда пальцы ног обуглились дочерна - стали жечь свечками губы в отместку за долгое молчание. Трагический исход наступил, когда женщинам под конец выжигали волосы на голове. Две признались, четырёх замучили насмерть.

Какие еще инструменты использовались? Итак, «фаршированным зайцем» называли круглый валик с шипами, торчащими во все стороны. Когда несколько таких валиков закрепляли на деревянном ложе, получалась «канатная постель». «Капиструм» - железная затычка для рта, похожая на грушу. Она могла раскрываться на три или четыре лепестка, если палач закручивал гайку-барашек. После того как рот распирало изнутри, ведьма могла только со стоном мотать головой. Затычка применялась, когда судьям надоедали истошные вопли. Другое хитроумное устройство называлось «рак». Внутри широкого железного обруча был укрыт механизм, который начинал действовать, когда палач крутил расположенный снаружи винт. Протокол от 2 октября 1607 года гласит: «Так как она не хотела сознаться и упорно лгала, ей на ногу выше колена был привинчен рак». Изнутри обруча высовывались острия, превращаясь в крючки. Они по дуге впивались в тело и рвали живую плоть, вызывая неописуемые страдания. А «ведьмино кресло» называли по-разному: «колючий стул», «исповедальное кресло» и даже «лоно девы». Оказавшись на сидении, женщина уже не могла с него встать. Её руки и ноги приковывали железными скобами, а на колени порой наваливали тяжёлый обтёсанный камень, который вдавливал обнажённое тело в кресло. Деревянные колышки усеивали всё, к чему колдунья могла прикоснуться: не только сидение, но и спинку, подлокотники, боковые панели. Даже под пятки совали колючую доску. На таком «ведьмином стуле» приходилось сидеть много суток подряд. Вот еще вариант стула: сидение делали не деревянным, а железным. Торчащие вверх железные шипы были чуть притуплены, зато сиденье раскалялось снизу. Под стулом разводили огонь, и ведьма поджаривалась, пока не придёт охота говорить.

В Австрии додумались переделать обыкновенную кровать в лежанку с гвоздями. Это орудие просуществовало очень долго. Только указ императора Леопольда I от 1679 года поставил кровать с гвоздями вне закона. Для «ведьм» мастерили так называемые люльки с гвоздями. Разумеется, размером они были в рост взрослого человека. Полукруглые опоры наподобие тех, что бывают в креслах-качалках, позволяли палачу раскачивать люльку из стороны в сторону. Женщина перекатывалась от стенки к стенке. Сотни гвоздей впивались в кожу, оставляя раны с головы до пят. На дне люльки скапливались лужицы крови. Обычные каминные клещи раскаливали докрасна и вырывали из тела жертвы куски мяса. Использовались для пыток и обычные варёные яйца, а точнее их свойство удерживать жар. Яйца доставали из кипятка и вкладывали истязаемой под мышки. Палач крепко обхватывал её вокруг талии, прижимая руки к телу. Нужна была немалая сила, чтобы «колдунья» не вывернулась из объятий. В 1673 году австрийский судья из провинциального местечка Гутенхаг держал ведьму в молитвенной позе на доске с острыми колышками одиннадцать дней и ночей подряд. Не довольствуясь тем, что зубья глубоко вонзились в колени, он жёг ей голые пятки серой. От запредельной боли узница помешалась и умерла.

Из признаний ведьм следовало, что на шабаш они слетаются верхом на метле, козле или скамейке. Что ж. В застенке их тоже усаживали верхом - это была одна из самых изощрённых пыток. Так называемый «испанский осёл» повсеместно входил в арсенал палачей. В ратуше города Цуга это орудие сохранилось до наших дней. «Деревянную кобылу» сколачивали из досок. Сверху получалась заострённая кромка. Голую ведьму сажали на неё. Ноги, конечно же, не доставали до земли, и клин глубоко врезался в промежность. Чтобы женщина не пробовала уменьшить свои муки, стискивая коленями дощатые бока «кобылы», подручные палача хватали её за лодыжки и оттягивали ноги в стороны, к ногам привязывали тяжелые грузы. Неподалёку от Наумбурга палач держал волосяную верёвку за крайнее средство. Даже самую стойкую узницу мог охватить приступ малодушия, когда истязатели, пропихнув верёвку между ног, начинали обдирать самые чувствительные части тела, с силой протягивая её вперёд и назад. Разумеется, жертва находилась в самом беспомощном положении. Её привязывали к лестнице так, что она не могла пошевелиться.

Из «мягких» пыток: обвиняемую ставили на стол, заставляли скрестить ноги и связывали лодыжки. В этой шаткой позе женщина находилась сутки напролёт, после чего обычно готова была признать что угодно. Другой метод выглядел ещё проще. Арестованных заставляли без отдыха ходить по комнате туда-сюда. Усталость и бессонница давали тот же результат. Вот отрывок из эльзасской инструкции: «Вопросы, которые следует задать ведьме». - Почему ты стала ведьмой? - Кого ты выбрала себе инкубом? Как его звали? - Какую клятву ты произносила? - Как был устроен банкет на шабаше? - Какая музыка там исполнялась, и какие вы танцевали танцы? - Какой знак дьявол поставил на твоём теле? - Из чего сделана мазь, которой ты натираешь свою метлу? - Как тебе удаётся летать по воздуху? Какие волшебные слова ты при этом бормочешь? - Кто был с тобой на шабаше?

Чувствуете подвох? Он заключался вот в чем – целью инквизиции было не только посадить одну барышню, на которую донесли. Ведь ежу понятно – нельзя шабашить в одиночестве. Стало быть, нужно искать сообщников. Поэтому пытали ведьм в два захода. Сначала вытягивали признание в колдовстве. А затем заставляли клеветать на знакомых, выискивая сообщников. Был и еще один подвох. Вроде бы все, женщина признавалась, назначалось время казни. К осужденной приходил исповедник, которому она, естественно, говорила правду о своей невиновности. Но ведь она уже призналась под пытками, значит, врала священнику? Она же ведьма и не может быть казнена невинно. И вот, ее снова отправляли на пытки, пока и на исповеди она не повторяла то, что из нее вырвал палач.

И что же дальше? Ведьму ждал костер. Немногие доходили до него в здравом уме. Непокорным по пути на казнь рвали тело клещами. Женщин, не желающих признаваться даже под давлением «улик», сжигали на костре из сырых дров.

Делалось всё, чтобы колдунья как можно дольше находилась в сознании. Сырое дерево разгоралось медленно. Языки пламени лениво лизали босые ноги - не более того. Когда пламя поднималось выше колен, костёр перетряхивали шестом. Более везучих могли предварительно задушить. Некоторым удавалось выпросить у судей смягчение приговора - сожжение заменяли отрубанием головы. Но только в случае полного и чистосердечного раскаивания.

Почему же народ в большинстве своем молчал? Ну, во-первых, потому что дела вершили авторитетные лица. Во-вторых, иезуит Мартин Дель Рио в свое время сказал: «Всякий, кто выступит против смертного приговора, совершенно справедливо подозревается в тайном соучастии; никто не должен убеждать судей отменить казнь; более того, это является уликой колдовства». Понимаете? Никто не хотел пройти через это. Лучше смолчать, чтобы не пострадать самому. А теперь скажите, дорогие мои читатели, когда вы все это узнали, вы по-прежнему верите, что раньше было лучше?

Источники: Молот ведьм. Пыточные описания взяты из книги Н. Бессонова "Суды над колдовством – иллюстрированная история." Сразу поясню, что в этой книге к каждому случаю и описанию дается ссылка на документальные подтверждения. Отрывки из "Демономании колдунов" Жана Бодена. Википедия. Иллюстрации взяты с сайта Николая Бессонова.

Подпишитесь на наш
Блоги

Охота на ведьм

00:52, 28 августа 2012

Автор: lisenok

Комменты 157

Аватар

неоднократно содрогалась,ярко себе представляя ощущения бедных женщин. а ведь это всё действительно было...и запросто может повториться.потому что люди не меняются.

Аватар

Всем всем рекомендую фильм "Легенда о Тилле".Гениальное, завораживающее кино, уникальное я бы сказала... Тема, мою обожаемая( насколько это применимо к данному вопросу)...Видимо-реинкарнации давят... " и в Аду есть свои герои" , так и хочется процитировать "Девятые врата" Ну что сказать-даже в нынешней моей жизни есть люди, которые явно в прошлом подбрасывали дровишек в мой костерок.

Y

Все это похоже на геноцид населения. Чем то напоминает сталинские репрессии. там тоже о любому докажут что ты виновен, враг народа. Страшно когда уже в наше время говорят: "может она ведьма, где те времена инквизиции.?" Такое ощущение что достаточно немного откатиться назад в развитие и опять захлестнет

Аватар

Девочки,я не совсем поняла одно: почему именно женщин истребляли как неугодных? они ведь все равно права голоса не имели,логичнее было бы истреблять политически и граждански активных, имеющих право голоса, мужчин.Или они таким образом просто запугивали всех подряд?

Аватар

прочитала на одном дыхании. невероятно жестоко. что могло такого произойти в головах людей, что они на полном серьезе охотились на ведьм? неужели, не было понятно, что тут что-то не то? это что-то наподобие фашизма, когда всех переклинило и началось. или даже сталинские репрессии. тоже напомнило. вообще, история двигается по кругу, все повторяется, но на ошибках редко кто учится, тем более, поколения...

Подождите...