В мировой истории катастроф эта – не самая крупная по количеству жертв в мирное время, но однозначно самая известная. 14 (15) апреля исполняется (в контексте трагедии звучит издевательски, но другого слова не нашла) сто лет со дня гибели Титаника – чуда техники и искусства, надежного как Форт Нокс, непотопляемого и однако же ушедшего в пучину в рекордные 2 часа 40 минут. На борту находилось 1316 пассажиров и 908 членов экипажа, всего 2224 человека. Спаслись 711, погибли 1513. Каюта первого класса с камином

image

Как стало известно позже, Титаник столкнулся с «чёрным» айсбергом - таким, который недавно перевернулся в воде. Обращённая к лайнеру сторона имела тёмно-синий цвет, из-за этого не было отблеска (обычный белый айсберг мог быть замечен за милю) Айсберг, с которым, как считается, столкнулся Титаник

«Тита́ник» (Titanic) — британский пароход компании White Star Line, второй из трёх пароходов-близнецов типа Olympic (третий – HMHS, госпитальное судно Его Величества, Britannic). Крупнейший пассажирский лайнер на момент постройки. Спущен на воду 31 мая 1911 года, Затонул в первом рейсе.

Общие данные: Порт приписки - Ливерпуль. Бортовой номер - 401. Позывной сигнал - MGY. Размеры корабля: длина - 259,83 метров ширина - 28,19 метров. Масса - 46328 тонн. Водоизмещение - 52310 тонн. Высота от ватерлинии до шлюпочной палубы - 19 метров. От киля до верхушки трубы - 55 метров. Осадка - 10,54 метра. Технические данные: Паровые котлы - 29. Водонепроницаемые отсеки - 16. Предельная скорость - 23 узла. Спасательные средства: Стандартных шлюпок - 14 (65 мест). Разборных лодок - 4 (47 мест). Пассажиры: I класс: 180 мужчин и 145 женщин (6 детей). II класс: 179 мужчин и 106 женщин (24 ребенка). III класс: 510 мужчин и 196 женщин (79 детей). Члены команды: Офицеры - 8 человек (включая капитана). Палубная команда - 66 человек. Машинное отделение - 325 человек. Обсл. персонал - 494 человека (23 женщины). Всего на борту - 2201 человек. Офицеры Капитан - Эдвард Дж. Смит Старший помощник - Генри Ф. Уайлд Первый помощник - Уильям М. Мэрдок Второй помощник - Чарльз Г. Лайтоллер Третий помощник - Герберт Дж. Питман Четвертый помощник - Джозеф Г. Боксхолл Пятый помощник - Гарольд П. Лоу Шестой помощник - Джеймс П. Муди Капитан Титаника сэр Эдвард Смит (Captain Edward John Smith)

Брюс Исмей (Bruce Ismay), управляющий директор судоходной компании White Star Line

image

Водонепроницаемые переборки создавали 16 водонепроницаемых отсеков. Титаник мог оставаться на плаву при затоплении любых двух, любых трёх из первых пяти или всех первых четырёх отсеков. На затопление всех первых пяти отсеков рассчитан не был.

В формальном соответствии с действовавшими требованиями «Британского кодекса торгового мореплавания» пароход имел 20 спасательных шлюпок, которых было достаточно для 1178 человек, то есть для 50% людей, находившихся на борту и 30% от плановой загрузки. Согласно действовавшим тогда правилам, общая вместимость спасательных шлюпок зависела от тоннажа судна, а не от количества пассажиров и членов экипажа. Правила были составлены в 1894 году, когда самые большие суда имели водоизмещение около 10 000 тонн. Водоизмещение «Титаника» составляло 46 328 тонн. Спасательная шлюпка с пассажирами Титаника (фото сделано с Карпатии)

В одной шлюпке помещалось 65 человек, но и эти шлюпки заполнялись лишь частично. Капитан Смит отдал приказ или указание «сначала женщины и дети». Офицеры интерпретировали этот приказ по-разному. Второй помощник капитана Лайтоллер, командовавший спуском шлюпок у левого борта, позволял мужчинам занимать места в шлюпках, только если нужны были гребцы, и ни при каких других обстоятельствах. Первый помощник Мэрдок, командовавший спуском шлюпок у правого борта, позволял спуститься мужчинам, если не было женщин и детей. Так, в шлюпке номер 1 было занято лишь 12 мест из 40. Кроме того, поначалу многие пассажиры не хотели садиться в шлюпки, потому что Титаник, на котором не было внешних повреждений, казался им более безопасным. Последние шлюпки заполнялись лучше, потому что пассажирам уже было очевидно, что Титаник затонет. В последней шлюпке было занято 44 места из 47. Экипаж даже не успел спустить все шлюпки которые были на борту. Двадцатую шлюпку смыло за борт когда передняя часть парохода ушла под воду. В результате анализа операции по спасению людей с Титаника сделан вывод: при адекватных действиях команды жертв было бы как минимум на 553 человека меньше. Причиной низкой выживаемости пассажиров на судне называется установка, данная капитаном, на спасение в первую очередь женщин и детей, а не всех пассажиров; и заинтересованность экипажа в таком порядке посадки. Препятствуя мужчинам в доступе к шлюпкам, мужчины из экипажа получали возможность занимать места в полупустых шлюпках сами, прикрывая свои интересы «благородными побуждениями» заботы о женщинах и детях. Если бы все пассажиры, мужчины и женщины, занимали места в шлюпках, мужчины из экипажа в них не попали бы и их шансы на спасение были бы равны нулю, и экипаж не мог этого не понимать. Мужчины из команды занимали часть мест почти во всех шлюпках по ходу эвакуации с судна, в среднем 10 человек из экипажа на шлюпку. Спаслось 24% экипажа, примерно столько же, сколько пассажиров 3 класса (25%). Причиной низкой выживаемости пассажиров 3 класса с большой долей вероятности можно считать то обстоятельство, что тревога на судне не объявлялась, и пассажиры находившиеся на нижних палубах могли не догадываться о серьезности ситуации. Многие из них были эмигрантами, не говорившими по-английски. Люди в шлюпках не спасали тех, кто находился в воде. Напротив, они старались отплыть как можно дальше, боясь, что находящиеся в воде перевернут их лодки или что их засосёт в воронку от тонущего судна. С воды было подобрано живыми всего шесть человек. Путь и место крушения

Несмотря на предупреждения об айсбергах, капитан Титаника не снизил скорость и не изменил маршрут. Но это было стандартной практикой в те времена. С другой стороны, не все следовали такой практике: ближайшее к Титанику судно Californian, добравшись до поля айсбергов, остановилось на его границе (и передало Титанику предупреждение, которое было проигнорировано).

Хронология 14 апреля 1912 года, в 23:40, в точке с координатами 41°46′ северной широты, 50°14′ западной долготы (впоследствии выяснилось, что эти координаты были рассчитаны неверно) на расстоянии около 450 м прямо по курсу был замечен айсберг. Несмотря на манёвр, через 39 секунд произошло касание подводной части судна, корпус получил многочисленные мелкие пробоины на длину около 100 метров. Из 16 водонепроницаемых отсеков судна шесть были прорезаны. 15 апреля 1912 года 00:15 — с Титаника передан первый радиотелеграфный сигнал о помощи. 00:45 — выпущена первая сигнальная ракета, и спущена на воду первая спасательная шлюпка (№ 7). Носовая палуба уходит под воду. 01:40 — выпущена последняя сигнальная ракета. 02:05 — спущена последняя спасательная шлюпка (складная шлюпка D). Носовая часть шлюпочной палубы уходит под воду. 02:08 — Титаник резко вздрагивает и сдвигается вперёд. Волна прокатывается по палубе и заливает мостик, смывая в воду пассажиров и членов команды. 02:10 — переданы последние радиотелеграфные сигналы. 02:15 — Титаник высоко задирает вверх корму, обнажая руль и гребные винты. 02:17 — гаснет электрическое освещение. 02:18 — Титаник, быстро погружаясь, разламывается на две части. 02:20 — Титаник затонул. 02:29 — На скорости около 13 миль в час носовая часть Титаника врезается в океанское дно на глубине 3750 метров, зарываясь в осадочные породы дна. 04:10 — Carpathia подобрала первую шлюпку с Титаника (шлюпку № 2). 08:30 — Carpathia подобрала последнюю (№ 12) шлюпку с Титаника. 08:50 — Carpathia, взяв на борт 704 человека, спасшихся с Титаника, берёт курс на Нью-Йорк. Официальные данные по количеству погибших и спасенных Категория Процент спасенных Процент погибших Количество спасенных Количество погибших Сколько было Дети, первый класс 100.0 00.0 6 0 6 Дети, второй класс 100.0 00.0 24 0 24 Женщины, первый класс 97.22 02.78 140 4 144 Женщины, экипаж 86.96 13.04 20 3 23 Женщины, второй класс 86.02 13.98 80 13 93 Женщины, третий класс 46.06 53.94 76 89 165 Дети, третий класс 34.18 65.82 27 52 79 Мужчины, первый класс 32.57 67.43 57 118 175 Мужчины, экипаж 21.69 78.31 192 693 885 Мужчины, третий класс 16.23 83.77 75 387 462 Мужчины, второй класс 8.33 91.67 14 154 168 Итого 31.97 68.03 711 1513 2224 Странное Когда Титаник начал посылать сигналы бедствия, Californian, а не Carpathia, был самым близким к нему судном (несколько миль, час ходу, остальным - минимум восемь часов). Тем не менее Californian не ответил. В 0:45 ночи 15 апреля члены команды на Californian видели вспышки сигнальных ракет. Однако кничего не предпринял. Вроде бы это и есть Californian

Отчасти в защиту Californian говорит тот факт, что на Титанике не было сигнальных ракет красного цвета, означающих призыв о помощи. В итоге судно, всю ночь стоявшее недалеко от Титаника, не восприняло всерьез ракеты белого цвета и не пришло на помощь (и все же, хоть убейте, я не понимаю – как?! Они ж полночи наблюдали ракеты, вроде бы даже радист еще успел услышать SOS прежде чем отключить рацию, и всего-то - ни одна сволочь не взяла на себя смелость разбудить капитана…)

image

Причиной столкновения стало сочетание неблагоприятных факторов Айсберг принадлежал к редкому типу так называемых чёрных айсбергов (перевернувшихся так, что на поверхность попадает их тёмная подводная часть), из-за чего был замечен слишком поздно. Ночь была безветренной и безлунной, в противном случае вперёдсмотрящие заметили бы «барашки» вокруг айсберга. Слишком высокая скорость парохода, из-за которой удар айсберга по корпусу был максимальной силы. Если бы капитан заблаговременно, при входе в пояс айсбергов, приказал уменьшить скорость корабля, то, возможно, силы удара об айсберг не хватило бы для того, чтобы пробить корпус Титаника. Лучшая сталь того времени, из которой был изготовлен Титаник, становилась хрупкой при низкой температуре. Температура воды в ту ночь была +2…+4 °C, что и сделало обшивку судна очень уязвимой.

17 апреля 1912 года, в день, когда оставшиеся в живых достигли Нью-Йорка, судно «Маккей-Беннетт» было отослано из Галифакса, Новой Шотландии, чтобы искать тела погибших. На борту «Маккей-Беннетта» находилось, 40 бальзамировщиков, тонны льда, и около 100 гробов. Хотя «Маккей-Беннетт» и нашел 306 тел, 116 из них были настолько повреждены, что их невозможно было поддерживать всю обратную дорогу. Были сделаны попытки опознать каждое найденное тело. Искать погибших были отправлены и другие суда. В целом было найдено 328 тел, 119 из них были похоронены в море. Глубина затопления 1 сентября 1985 года экспедиция под руководством директора Института океанологии города Вудс-Холл, штат Массачусетс, доктора Роберта Балларда (Robert D. Ballard) обнаружила место залегания Титаника на дне Атлантического океана на глубине 3750 м.

image

Мистика (воспринимайте как хотите) Член команды 23-летний кочегар Джон Коффи по неизвестным причинам дезертировал с «Титаника». В первом рейсе Титаника собирались принять участие несколько весьма состоятельных персон, но… отказались от своих планов. Среди них был один из владельцев Титаника Дж. Пирпонт Морган, который хотел было вернуться на пароходе в США, но так и не поднялся на борт, сославшись на плохое самочувствие. По той же причине отказался плыть лорд Пирри - президент судоверфи Harland and Wolff, на которой строился Титаник. Перед самым отплытием от поездки отказались промышленный и финансовый магнат, миллионер Альфред В. Вандербилдт и его жена. А в 1915 году Вандербилт оказался на борту Лузитании и погиб во время гибели судна от торпедной атаки. По материалам английского газетного спецвыпуска Titanic, Уолтер Лорд сообщил, что после книги A night to remember, изданной в 1955 году, он получил несколько писем из Ирландии, объясняющих «реальную» причину, из-за которой Титаник пошел на дно. Номер корпуса Титаника, построенного в Белфасте, был 390904. По этой версии, номер скрывал в себе секретное предначертание. Если написать этот номер от руки, изобразив цифру 4 несколько увеличенной и угловатой и добавив пробел после второй девятки, а затем поднести к зеркалу, то номер превратится в надпись No Pope - «нет Папе Римскому». Ирландские протестанты предполагали, что это было сделано специально рабочими, и божественное возмездие не заставило себя ждать. С другой стороны, многие люди в Англии твердо полагали, что сотни белфастских рабочих, которые строили Титаник, утонули вместе с судном. Это утверждение нелогично, так как их работа была закончена почти годом раньше. Невероятный факт имел место 15 апреля 1972 года. Радист американского линкора «Теодор Рузвельт» принял сигнал SOS. Сквозь помехи в наушниках прорывалась морзянка с призывом прийти на помощь тонущему Титанику - радист Ллойд Детмер решил, что свихнулся. На всякий случай запросил берег. Ответ с берега был на удивление спокойным и странным: на сигнал SOS не реагировать, следовать прежним курсом. Уже в порту команде линкора разъяснили, что давно утонувший Титаник, естественно, не мог посылать призывы о помощи. И вообще никакого сигнала SOS не было. Либо радисту почудилось, либо кто-то хамски пошутил. Однако Детмеру показалось подозрительным, что разъяснения по поводу его бреда или неустановленного хулиганства в эфире давали представители спецслужб, а не военное начальство. И он начал расследование - сначала просто из любопытства. А потом увлекся и попал в психушку. Но перед этим успел все же накопать много интересного. Детмер разыскал в военных архивах донесения своих коллег-радистов о том, что и они получали странные радиограммы - якобы с Титаника. Переписал даты: 1924, 1930, 1936, 1942 года. Составил таблицу и элементарно подсчитал, что призраки в радиоэфире появлялись примерно раз в шесть лет. В 1978 году Детмер уже специально ждал сигнала. И уверял, что получил его. О том, что было в 1984 и 1990 годах, ничего не известно. Радист-исследователь находился на излечении в клинике неврозов города Балтимор. Но в апреле 1996 года в канадской газете «Сан» появилась заметка об очередном сигнале SOS с Титаника, полученном канадским судном Квебек… Некоторые ученые полагают, что «в поле пространства-времени сформировался фантом радиосигнала»: его-то, мол, и ловят время от времени. Другие ученые утверждают, что сигнал SOS с Титаника пробил время в обе стороны. То есть должен был ловиться в 1906, 1900, 1894 (и так далее) годах. По другим свидетельским показаниям, есть данные о том, что спустя десятилетия морские суда в районе гибели Титаника периодически вылавливали «спасшихся» пассажиров! Причем они называли свои имена и фамилии, соответствующие реальным личностям с корабля! Последний раз выловили десятимесячную девочку, плававшую в спасательном круге с надписью Титаник… В ноябре 1990 года экипаж норвежского рыболовного траулера «Фоссхаген» спас женщину, неизвестно как оказавшуюся на айсберге в 275 милях юго-западнее Исландии. Она утверждала, что её звали Винни Каутс, и рассказала о том, что чудом спаслась после крушения Титаника. На вид девушке было 20 лет, но одета она была по моде начала ХХ века. Газета «Уорлд уикли ньюс» сообщает что 9 августа 1991 года научно-исследовательское судно «Ларсон Напер» в водах Атлантики подобрало спасательную шлюпку, единственным пассажиром которой был пожилой мужчина с седой бородой, убеждавший, что он капитан Титаника. Он утверждал, что на дворе 1912 год, что довело его до психиатрической клиники. На нем была форма «Уайт Стар Лайн», хотя ее можно было купить на блошином рынке. Самым загадочным событием этих случаев была кончина обоих: перед смертью оба они «моментально» состарились, что очень заинтересовало медиков. В 1991 году с дна корабля были подняты некоторые вещи, не принадлежавшие его времени: ружье, из которого стрелял капитан для успокоения толпы, - оказалось, оно было сделано в 1928-м. Так же был поднят чемодан с 10 тысячами долларов, выпуск которых датирован 1996 годом (оххх, Интернет, за что купила, за то продаю)

image

Резонанс В начале 1912 года (до катастрофы) была издана написанная в 1898 году книга Моргана Робертсона (Morgan Robertson) «Тщетность, или гибель Титана» (Futility, Or the Wreck of the Titan), действие которой происходило на борту пассажирского судна «Титан», схожего по описанию и водоизмещению с Титаником. В книге «Титан» гибнет от столкновения в тумане с айсбергом во время плавания из Нью-Йорка в Великобританию. Первый фильм, посвящённый катастрофе - «Спасшаяся с Титаника»» - появился в мае 1912 года; В 1976 году вышла книга американского писателя Клайва Касслера «Поднять Титаник». Фильм «Титаник», выпущенный в 1997 году, 13 лет держал лидерство по кассовым сборам в мировом кинопрокате ($1 845 034 188). В апреле 2012 года фильм выходит в прокат в формате 3D. В романе немецкого писателя Бернгарда Келлермана «Голубая лента» (написан в 30-х, но не нашла точный год) действие происходит на лайнере Космос, обстоятельства гибели которого идентичны обстоятельствам гибели Титаника. Позиция втора относительно причин однозначна: алчность (в то время на морских путях Северной Атлантики конкуренция между судоходными монополиями резко обострилась. «Голубая лента» - приз за быстроходность).В погоне за рекордом представитель судоходной компании давит на капитана, игнорируя тревожные сигналы. Ну и много где эта катастрофа так или иначе фигурировала… Предметы с Титаника

Однако, как известно, кому война, а кому бизнес. С 1987 по 2002 год исключительные права на исследование (?) лайнера принадлежали компании RMS Titanic (в 1987 году федеральный суд США признал ее полноправным владельцем фрагментов судна и прочих артефактов). Со дна океана было поднято около шести тысяч предметов, оценочная стоимость которых превышает 110 млн долларов (затраты - 11 млн). Что вы там говорите? "оставить мертвых в покое"? ха. И все же в 2002 году компания заявила об отказе от своих прав и от проведения дальнейших экспедиций - после того как ей в судебном порядке запретили продавать найденные на затонувшем судне вещи... В 2004 году США подписали международное соглашение (при участии Великобритании, Франции и Канады) об охране места гибели Титаника и обломков, которые объявлены "международным морским мемориалом" и "местом захоронения мужчин, женщин и детей, погибших во время морской катастрофы". Страны‑участницы в рамках своей юрисдикции контролируют спуски на Титаник и на участок океанского дна, где лежит лайнер. Соглашение подписано с целью пресечь финансирование и техническую поддержку для несанкционированных спусков на Титаник и других действий, которые могут повредить реликвии. В 2006 году Федеральный суд США объявил RMS Titanic временным хранителем вещей, который обладает правом демонстрации, но не продажи коллекции. Суд подтвердил исключительные права RMS Titanic на проведение работ на судне. В этом году планируется круиз по маршруту следования Титаника, его совершит суперлайнер Balmoral в честь столетней годовщины со дня отплытия Титаника из Великобритании. Balmoral выйдет из гавани английского порта Саутгемптон 8 апреля, по пути зайдет во французский порт Шербург и ирландский Гобх. 15 апреля судно достигнет места, где в 1912 году затонул Титаник. В память о погибших будет отслужена торжественная месса. Между тем Титаник разрушается. Эксперты считают, что менее чем через 100 лет в том, что лежит на дне, уже нельзя будет узнать корабль... Про Титаник написаны тома. Конечно же, этот пост - лишь корявая попытка изложить Войну и мир в трех предложениях. Биноклей в «вороньем гнезде» не было, Исмей давил на капитана, третий класс до последнего не знал, что тонет, Калифорниец понаблюдал и тихо смылся… Я не претендую на полноту, только передаю общеизвестные факты. А причины, следствия, выводы, уроки…не стоит даже затевать. Просто – память.

Подпишитесь на наш
Блоги

Титаник - 100 лет

05:46, 16 марта 2012

Автор: K-Len

Комменты 20

Аватар

обожаю фильм титаник. и история очень интересная

Аватар

читаю пост в захлеб, каждый раз понимаю, как же было страшно людям в тот момент, трагедия страшная конечно!

Аватар

отличный пост! Хоть и "три предложения", но емко и все по сути. получила удовольствие, спасибо))

Аватар

Спасибо, K-Len, захватывающий пост! Соболезнования родным погибших, ужасная трагедия, конечно. Уплыть на шикарном корабле и погибнуть, особенно жаль пассажиров 3 классов.......бедные люди, не быть даже предупрежденными.......

M

до сих пор это событие будоражит умы Но вот меня глава "Мистика" заинтересовала больше всего, удивительно просто! неужели все правда?

Подождите...