• Комментариев: 27
  • Текст:

Не до смеха

Не до смеха

Мы тут похихикали давеча над перлами (а на работе с коллегами хихикаем каждый божий день, правда, несколько нервно). Между тем веселого мало. Сразу прошу прощения - тема не сплетниковская, да и перепост к тому же. Если модераторы сочтут нужным убрать - так тому и быть. Но все же положу - ибо зацепило... Плюс немного личного)) Работаю редактором, на днях коллега присылает в аську: "Приятельница пишет - "достало употребление фразочки "ТвоЕ день рождениЕ", пора просвятить народ, что ключевым словом здесь является ДЕНЬ..." Как думаешь, промолчать, что просвещение пишется через "Е"? Обидится?"" Вот что бы вы посоветовали? И как думаете, на чем мы порешили? То-то и оно... Давать советы по ликвидации прогрессирующей неграмотности в масштабах государства - не моя компетенция. Лезть на баррикады граммарнацизма (и призывать других) - слишком чересчур. Единственное доступное средство, мне кажется, - немножко меньше равнодушия и опаски (разумеется, без агрессии). Ну и "на себя, кума, оборотиться". Далее - собственно статья, которая. Чупа-чупс для Зойки Смодемьянской В стране идет ликвидация грамотности. Чтобы убедиться в этом, не нужно тетрадки проверять. Достаточно получать деловые письма, навещать Сеть и ходить по улицам Уфа, газета «Башвестъ» обследует наружную рекламу в городе. Уфимская наружная реклама сильна: «звезный», «коктели», «акуратно», «осчасливь имунитет»…И это в центре. На окраине можно напороться и на слово «цыфравое». Москва, казенная синяя табличка с именем старинного арбатского переулка. На ней значится: «Большой Афонасьевский переулок». В рекламе стала встречаться и улица Причистенка. Калуга, постановление областного правительства: «Региональным министерством лестного хозяйства… будет осуществляться регулярное патрулирование лесов с целью недопущения доступа в них населения». И снова Москва, сочинение 11-классника приличной школы на патриотическую тему. Упомянута некая Зойка Смодемьянская. Ижевск, сайт отдела катехизации Ижевской и Удмуртской епархии, «Колонка Главного редактора» (именно так — с большой буквы. — «Новая»): «Начнем с раздела «Основы православной культуры». Вроде бы раздел понятен по названию. Посвящен он главной цели — освящению вопросов, связанных с введением этого модуля в учебный процесс наших школ. Идет он туго, много вопросов вызывает и нашей головной боли». Орфографию, пунктуацию и стиль сохраняем. Как и во всех остальных случаях. Опять Москва, письмо из литчасти знаменитого театра. Юная сотрудница любезна сверх меры. Так и пишет: «Когда мы можем надеятся прочесть?» Кстати, таких мэйлов и пресс-релизов все больше. Включая и релизы издательств. Южная Осетия. Премьер-министр, выпускник Свердловского института народного хозяйства, приносит соболезнования Абхазии после смерти С.В. Багапша. Так и пишет (скан выложен в Сеть): «От имени Призидента РЮО… от Народа РЮО примите искренние собалезнования с кончиной…» РУНЕТ, сайт для скачивания школьных сочинений. Платный, кстати. Бесплатны только рекомендации методиста: «Расскажите о том, как трудились во благо Родины не только взрослые, но и дети. Чем помогали они и по сколько часов работали. …Поделитесь здесь своим мнением и мыслью. Расскажите вкратце описание прочитанного рассказа». Дальше, в «Сочинении по картине» (в каком классе их, кстати, пишут? В шестом?), совсем шедеврально: «Говоря о мировой российской живописи, какое первое имя придет вам на ум? Вероятнее всего, Никас Сафронов. На деле — сомнительный художник, который забрался на Олимп славы благодаря эпатажным выходкам и неадекватному поведению, как то — моральный эксгибиционизм с прилюдным кровопусканием из ноги». И знать, популярный ресурс! Много рекламы. Пляшут «голосовалки» с картинками: «Алена может слизать самый большой Чупа-чупс за 3 минуты! А ты?» (По глазам старшеклассницы Алены на фото как-то понятно: она много чего может слизать…) Все это, вместе взятое, так и называется: «Seklib.ru. Библиотека знаний». Есть там и рефераты, и курсовые. …И опять Москва. Старое столичное кладбище, надгробие 2009 года. Фото старушки в белом платке. Под ним, золотом по мрамору: «Агреппина Григорьевна». И снова Москва. Сбербанк торгует коллекционными монетами России. На них сияют наши заветные символы: и Волк из «Ну, погоди!», и самолет «Конкорд», и Джонни Депп. Есть «Монеты на счастье со вставкой «Слоник». Есть монета «Город Белгород». На реверсе ее памятник князю Владимиру. На аверсе (с каких пряников?!) — профиль британской королевы Елизаветы II. Есть ее величество и на монетах со слоником… Червонцы вообще-то — вещь державная. Но сдается, держава наша в ее нынешнем состоянии дочеканится и до рекламы стрингов: вот вид с аверса, а вот с реверса. Ежели, конечно, какая-нибудь бельевая фирма проплатит РФ рекламную кампанию. И опять Москва. Под самый День Победы ТВ анонсирует сериал: «Молодого разведчика Павла Потемкина зачисляют бойцом заградотряда — в числе многих он будет заграждать собой от немцев других солдат». (Ну читателям «Новой»-то пока не надо объяснять, чем занимались на самом деле заградотряды?!) И снова Москва. 18 апреля 2011 года. Сотрудники Минздравсоцразвития пишут ябеду премьер-министру В.В. Путину. Их горько обидел доктор Рошаль: «Безоговорочно доверяя всем событиям, которые мы с Вашей поддержкой организуем, выступление присутствующего на Форуме медицинских работников Леонида Михайловича Рошаля подорвало нашу веру в дело, которому мы отдаем всю свою жизнь. …Ведь при той значительной поддержке Правительства Российской Федерации и в то же время экономно расходуемых средств мы умудряемся одними только организационными мерами приводить в порядок давно находящуюся в беспорядочном состоянии деятельность наших служб и учреждений… Стандарты, которые проложат путь к качественному лечению равно доступном всем слоям общества, сравнимую с зарубежными аналогами, да еще и включающую в себя гарантию роста заработной платы без ущерба бюджету регионов…». Полный текст открытого письма топ-жрецов Асклепия лежит на сайте Минздрава. Будто фельдшер Первой конной писал, ей-богу. Кстати, о Первой конной: такой же (и хуже!) орфографией-пунктуацией, той же непосильной борьбой с русским письменным языком и со смыслом мечены тексты 1920—1930-х (не все, естественно!). Но ведь тогда чуть не 2/3 населения империи действительно буквально учились грамоте. К 1979 году СССР все-таки достиг «всеобщей десятилетки». Достиг поколения на два-три позже, чем страны Европы, Япония, Канада и США. (И это многое объясняет…) Но — дополз, добрался. Эта черта и казалась стартовой для создания иной экономики — и человеческого капитала иного качества. Но примерно от этой черты все и покатилось вспять. И уж лет двадцать катится. В 2010 году по итогам международного тестирования PISA старшеклассники России по владению национальным языком оказались на 43-м месте из 65 возможных. Да и по математике телепались в пятом десятке. А вот прошлогодняя статистика ЕГЭ с его 100-балльной системой и очень щадящим проходным баллом 36 (то бишь двойка с минусом?). Средний балл выпускников-2010 по русскому — 58. Три с минусом. Абсолютно грамотных «стобалльников» — 0,14%. Просто грамотных — 3,4%. Кстати, в «базовую часть» ЕГЭ по русскому теперь входит проверка скорости чтения и умения понимать прочитанное. …Полная историческая слепота-глухота (Зойка Смодемьянская, заградотряды нового типа) связана с малограмотностью тесно и кровно. Это два симптома одной болезни. Болезнь — сложная. Комплексная. Тут и несомненное падение школы (а еще точнее — дикое расслоение школ и семей в России по «культурному капиталу»). И отсутствие четкого целеполагания, когда 90% народонаселения искренне перестали понимать, зачем качественное знание человеку. Любое знание: от орфографии до ангиохирургии. Его не требует экономика. О нем не поминают массмедиа (и в этом их принципиальное отличие от простодушных СМИ 1960—1980-х). Наконец, в поле общественного зрения нет ни сословий, ни людей, которых можно стыдиться — и за которыми можно тянуться. Вопиюще безграмотным тоже быть не стыдно. Наконец за последние двадцать лет общими усилиями выращен гомункулус — «новый русский потребитель». Самого простодушного, слободского, низового пошиба. Но он активен. Доволен сам собой. У него нет потребности — и уже почти нет возможности — сравнивать себя с чем-то и кем-то принципиально иным. И сдается мне, что дизайнеры монет со слониками и сетевые просветители с «мировой российской живописью» в лице Никаса Сафронова чувствуют себя в прекрасном новом мире куда бодрее, чем, скажем, авторы и читатели замечательного портала «Грамота.ру». Отбраковать — некому. Лет через двадцать, когда (и если) на этих методических рекомендациях взрастет новое поколение, — будет некому совсем. …Впрочем, если город (то бишь общее наше сознание и разумение) кем-то взят, — это автоматически означает, что данный город кем-то сдан. В нашем случае сдан теми, кто считал и называл себя интеллигенцией в 1960—1980-х. Но в вопросе «Кто виноват?» особого смысла нет. Непонятно: что делать? Елена Дьякова 28.08.2011 Отсюда: http://www.novayagazeta.ru/data/2011/095/27.html

Оставьте свой голос:

250 +
Cообщите об ошибке на странице
Всего комментариев: 27

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться

Абсолютно согласна . В стране идет ликвидация грамотности+дебилизация всей страны через зомбо-ящик.

да ладно, а учителя лучше? 40% тупее своих учеников!

сегодня прочитал "паварод"
чуть мозги не вскипели, пока не догадался - "поворот"

мне страшно нравится "дышать наладом". Догадаетесь? ))

Я долго пыталась понять, что это такое. Дышать на ладан чтоли? :)

пятерка! :)

Молодёжь надо заставлять книги читать! А то привыкли литературу изучать путем просмотра фильмов; в итоге нормально слово написать не могут

От "заставлялки" еще хуже случается

Да, вы правы. Хотя бы пусть школу перестанут пропускать)))

молодежь - поздно, начинать надо с самого нежного возраста. Кубики с буковками, Колобок-Репка, а там уж - Карлсон-Мумитролли, Волшебник Изумрудного города, Дениска Кораблев, Нарния, Хоббит... Беда в том, что родителям недосуг - работа-работа-работа-компутер-пиво- работа. Учителя есть - вот пусть и учат. Ну, учат по мере сил, но будь ты хоть трижды Макаренко, на сто человек не разорвешься. Я, в школе работая, своим шестиклашкам книжки вязанками таскала - хоть как, только читали бы! Уж не знаю, помогло ли кому, хочется надеяться...

мы строим полицейское государство, зачем нам умные люди? выпустятся, пойдут на заводы и в ментовку, там их научат

надо не заставлять, а читать самим, и не Донцову. Тогда и дети будут читать. Я, прочитав статистич.данные о том что в 50% семей в РФ НЕТ КНИГ, чуть не упала со стула. Я себе такого представить не могу.

ООО, вчера под лобовое рекламку засунули: "препарат такой-то надежно избавит вас от мАзолей " :)

Ха-ха!!!)) Всё правильно! Новая болезнь- новый препарат)))

Я училась в национальной школе и с русским было сложно и не потому что мы плохо знали, а потому что плохо обучали. Но нам попалась очень грамотная учительница - заставляла на зубок учить правила правописания. А в параллельном классе учитель больше нажимал на чтение. В итоге наш класс был грамотнее.

После того как в письме главного редактора журнала Joy увидела ошибку на тся/ться, забросила читать эту мутотень! Ну просто терпеть не могу орфографические ошибки! И тся/ться особенно!

как можно допускать эту ошибку, вообще не понятно. чего уж проще задать вопрос "что делать?"

кстати, мне кажется, что это самая распространенная ошибка, она ВЕЗДЕ))

Обсуждали прочитанную книгу, подошла подруга и спросила искренне удивленным тоном : Да кому нужны эти книги?
Действительно, кому? Грустно.

искали гувернантку ребенку с пед.образованием и опытом работы в школе. нашли, опыт 6 лет в школе, опаздывая на встречу, она написала "извЕните, опаздываю"