Контент опубликован пользователем сайта

Говорят, что...

Средневековье: Культ Прекрасной Дамы

17
Средневековье: Культ Прекрасной Дамы

Думается мне, именно с этого культа и началась романтизация рыцарства и средневековья. Однако, не все было так просто. Средневековье знает два полярных взгляда на положение жен­щины — женщина предстает либо воплощением греховности, она изначально порочна; либо в образе святой небесной красоты, Культ Прекрасной Дамы является ее земной разновидностью. Поразительно, что такие разные культурные миры существо­ вали в одной эпохе параллельно, не пересекаясь друг с другом. В период Средневековья женщина занимает второстепенное, подчиненное положение. Отношение к ней общества закреплено в догматах христианской религии. Основные черты морали, гос­подствовавшей в средневековом обществе: аскетический и анти­сексуальный идеал, превосходство мужчины над женщиной. Поскольку «плоть» являлась вместилищем зла, а женщина — носительницей греховного соблазна, «вне закона» оказывалась вся сфера эротического. Идеал, к которому нужно стремиться, — абсолютное воздержание, девственность, так называемый «духов­ный брак». Церковь объяв­ляла брак вечным и нерасторжимым, но разводы все-таки происходили, хотя и довольно редко. В классическом Средневековье поводом для развода могло стать, например, отсутствие детей. Расторжению подлежал брак, заключенный с нарушением цер­ковных установлений, ведь в таком случае он не мог считаться таинством. Моногамия на протяжении веков остается недости­жимым идеалом. Начиная с франков, знатные вельможи меняют жен так часто, как им заблагорассудится. Франкский сеньор имел столько жен, сколько мог прокормить image В крупных поместьях начиная с VI в. имелись так называемые «голубятни» — дома служанок, удовлетворявших специфические запросы сеньоров. В течение всего Средневековья существует конкубинат. Собор в Толедо в 400 г. разрешил его, рассматривая как постоянный внебрачный союз либо как неоформленный брак. Конкубинатом активно пользовалось духовенство, которому был запрещен офи­циальный брак. Только в XVI в. светские власти положили конец данному институту. В средневековом городе наблюдался избыток женского насе­ления. В результате войн и междоусобиц, опасностей торговых путей мужчины погибали значительно чаще. Часть их была лише­на возможности вступать в брак. В первую очередь это относится к клирикам. Первоначально безбрачие было обязательным толь­ко для монахов и высшего духовенства, но во II в. оно было рас­пространено на все католическое духовенство (целибат). Реме­сленники при вступлении в брак обязаны были доказать наличие самостоятельного заработка, поэтому цеховые подмастерья, как правило, обрекались на безбрачие. Образуется категория так называемых «вечных подмастерьев» и число холостых мужчин возрастает до ненормальных размеров. Эти обстоятельства спо­собствовали снижению количества заключаемых браков и прово­цировали развитие проституции. Средневековая проституция функционировала преимущественно в закрытой форме цеховой организации. Государство стремилось поставить ее под контроль. Дома терпимости в XIII в., как правило, являлись государствен­ной структурой. Они содержались за счет городского совета или государя (князя). Непосредственно руководил ими управляю­щий, принимающий присягу и работающий под наблюдением городских чиновников. Контингент «работниц» формировался за счет торговли рабами, сводничества и сутенерства. Проституция процветала в банях, кабаках и тавернах, а также во время ярма­рок, праздников, турниров, крестовых походов и т. п. image Как ни парадоксально, но церковь и государство сами повсе­местно инициировали распространение убеждения в абсолютной неизбежности проституции. Являясь производной первородного греха, она неискоренима, как сам грех. Речь шла даже о некото­рой пользе этого порока. Ее рассматривали как защиту от еще более опасного зла: нарушения супружеской верности, соблазне­ния «приличных» женщин и т. д. Удивительное явление Средних веков — культ прекрасной дамы. Его истоки не ясны. Обычно в воинственных культурах, прославляющих мужчину-воина, женщины оцениваются не слишком высоко. Как бы то ни было, но он представляет собой антитезу институту средневекового брака. Культ возник в XII в. Считается, что его родина — юг Франции. Он воспевает сладост­ное блаженство и эротическое томление. Прославление дамы сердца распространяется во Франции и Германии, его заимству­ют другие страны. Прекрасной Даме поклоняются странствую­щие менестрели, трубадуры и миннезингеры. В XIII в. появляет­ся куртуазный роман, получивший затем самое широкое распространение. image Благородная возвышенная любовь — монополия рыцарства. Только женщина из «сеньориального» класса обладала привиле­гией возбуждать это чувство, но никак не простолюдинка. Есть два правила рыцарского поведения, две страсти и обязанности: «сражаться и любить». И то и другое должно совершаться абсо­лютно бескорыстно. Куртуазная любовь основана на поклонении Даме и строится по модели вассальных отношений. Женщина в этом дуэте играет главную роль, занимает место сеньора. Влюбленный приносит клятву своей избраннице и служит ей как сюзерену. Культ любви включает отдельные ступени посвящения, а его центральным пунктом становится испытание. Рыцарь служит во имя идеи, а Дама — только повод для выражения чувств и демонстрации доблести. Интересно, что вознаграждение влюбленного как бы и не предполагается в этой игре, во всяком случае не является основной целью. Таким образом, характер этих отношений — платонический (хотя и реальная связь отнюдь не противоречила духу времени). В доказательство этого следует отметить, что культ Дамы процветал при дворах крупных сеньоров. Как правило, объектом поклонения избиралась хозяйка замка. Для вассалов своего мужа, странствующих менестрелей, происходивших из семей бедных и малоземельных рыцарей, она оставалась недося­гаемой. Они прославляли зрелую замужнюю женщину, не рас­считывая на взаимность. image Помимо воспевания сеньоры, культ предполагал реальные действия, подтверждающие чувства почитателя. Это подвиги на поле боя или на турнирах, совершаемые в честь возлюбленной, что было наиболее традиционно, разнообразные деяния, начиная с самых простых и безобидных поступков, таких как ношение платка, ленты, перчатки или рубашки своей дамы, а также цве­тов ее герба, и кончая самыми экзотическими и мазохистскими актами вроде вырывания ногтей, бега на четвереньках и воя по-волчьи. Добровольно вступая в любовное рабство, рыцари под­вергали себя всевозможным унижениям, чтобы добиться благосклонности своей повелительницы. В мире рыцарской доблести и чести женщины неожиданно приобретают огромные права, возносятся в сознании мужского окружения на недосягаемую высоту - вплоть до небывалой доселе возможности вершить суд над мужчиной. Правда, все эти права и возможности осуществлялись в очень узкой сфере рыцарской эротики, но и это уже было победой женщины. "Суд любви" в данном употреблении нисколько не метафора. Разбирательства в области любовного права происходили с полным соблюдением всех норм морали и существовавшей тогда судебной практики. Разве только смертных приговоров "суды любви" не выносили. image Вот несколько историй того времени: Некий рыцарь страстно и преданно возлюбил даму, "и лишь о ней было все возбуждение духа его". Дама же в ответной любви ему отказала. Видя, что рыцарь упорствует в своей страсти, дама спросила его, согласен ли он достичь ее любви при том условии, что будет исполнять все ее пожелания, каковыми бы они ни были. "Госпожа моя, - ответил рыцарь, - да минует меня толикое помрачение, чтобы в чем-либо я твоим перечил повелениям!" Услышав это, дама тотчас приказала ему прекратить все домогательства и перед прочими восхвалять ее не сметь. Рыцарь вынужден был смириться. Но в одном обществе сей благородный господин услышал, как даму его хулили поносными словами, не смог удержаться и защитил честное имя своей возлюбленной. Возлюбленная, услышав об этом, объявила, что навсегда отказывает ему в любви, так как он нарушил ее повеление. По этому делу графиня Шампанская "проблистала" таким решением: "Слишком сурова была дама в повелении своем... За любовником же нет провинности в том, что он праведным отпором восстал на хулителей госпожи своей; ибо клятву он дал с тем, чтобы вернее достигнуть любви своей дамы, и потому неправа была она в своем ему повелении более о той любви не ратовать". image И еще одно подобное судебное разбирательство. Некто, влюбленный в достойнейшую женщину, стал настоятельно домогаться любви другой госпожи. Когда цель его была достигнута, "возревновал он об объятиях прежней госпожи, а ко второй своей любовнице спиною обратился". По этому делу графиня Фландрская высказалась следующим приговором: "Муж, столь искушенный в измышлениях обмана, достоин быть лишен и прежней и новой любви, да и впредь бы ему не наслаждаться любовью ни с какой достойной дамой, поелику явственно царит в нем буйное сладострастие, а оно всецело враждебно истинной любви". Трубадур Ричард де Барбезиль долгое время был влюблен в некую даму, жену Джуафре де Тонне. И она ему "благоволила сверх всякой меры, а он ее Всех-Лучшая величал". Но тщетно услаждал он слух любимой песнями. Она оставалась неприступна. Узнав об этом, другая дама предложила Ричарду оставить безнадежные попытки и пообещала одарить его всем, в чем ему отказывала госпожа де Тонне. Поддавшийся искушению Ричард действительно отказался от прежней возлюбленной. Но когда он явился к новой даме, она отказала ему, объяснив, что если он был неверен первой, то и с ней может поступить так же. Обескураженный Ричард решил вернуться туда, откуда ушел. Однако госпожа де Тонне в свою очередь отказалась принять его. Правда, вскоре она смягчилась и согласилась его простить при условии, что сто пар влюбленных явятся к ней и на коленях будут умолять ее об этом. Так и было сделано. image История с противоположным сюжетом связывается с именем трубадура Гильема де Балауна. Теперь уже сам трубадур испытывает любовь дамы и, демонстрируя полное охлаждение, доводит бедную женщину до последних унижений и с побоями (!) изгоняет ее прочь. Однако же настал день, когда Гильем понял, что натворил. Дама же видеть его не захотела и "повелела гнать из замка с позором". Трубадур удалился к себе, скорбя по содеянному. Даме, видимо, было не лучше. И вскоре через благородного сеньора, взявшегося примирить возлюбленных, дама передала Гильему свое решение. Она согласна простить трубадура только при условии, что он вырвет ноготь на большом пальце и принесет его ей вместе с песней, в коей корил бы себя за содеянное безумие. Все это Гильем проделал с великой готовностью. Некий Гильем де ла Тор похитил будущую свою жену у миланского цирюльника и любил ее больше всего на свете. Прошло время, и жена умерла. Гильем, от горя впавший в безумие, не поверил этому и стал каждый день приходить на кладбище. Он извлекал покойницу из склепа, обнимал, целовал и просил, чтобы она простила его, перестала притворяться и поговорила с ним. Люди из округи стали гнать Гильема прочь от места захоронения. Тогда тот пошел к колдунам и гадалкам, пытаясь выведать, не может ли мертвая воскреснуть. Какой-то недобрый человек научил его, что если каждый день читать определенные молитвы, раздавать милостыню семи нищим (обязательно до обеда) и поступать так целый год, то жена его оживет, только не сможет ни есть, ни пить, ни разговаривать. Гильем обрадовался, но когда по прошествии года увидел, что все без толку, впал в отчаяние и вскоре умер. image Гаусберт де Пойсибот по большой любви женился на девице, знатной и прекрасной. Когда муж надолго уехал из дома, за красавицей-женой стал ухаживать некий рыцарь. В конце концов он увел ее из дома и долгое время держал у себя в любовницах, а потом бросил. На пути домой Гаусберт случайно оказался в том же городе, где обреталась его жена, брошенная любовником. Вечером Гаусберт отправился в публичный дом и обнаружил там супругу в самом плачевном состоянии. Дальше анонимный автор продолжает, как в романе эпохи романтизма: "И как увидели они друг друга, то испытали оба стыд великий и великую скорбь. Ночь он с нею провел, а наутро вместе вышли они, и он отвел ее в монастырь, где и оставил. От такого горя бросил он пение и трубадурское художество". Трубадура Джуафре Рюдель имел несчастье влюбиться в принцессу Триполитанскую, никогда ее не видев. Он отправился на ее поиски, но во время морского путешествия заболел смертельной болезнью. В Триполи его поместили в странноприимный дом и дали знать об этом графине. Она пришла и заключила трубадура в объятия. Он же сразу пришел в себя, узнав Даму своего сердца, и возблагодарил Господа за жизнь, сохраненную до тех пор, пока он не увидел своей любви. Он умер у нее на руках. Она же велела его похоронить с великими почестями в храме тамплиеров, а сама в тот же день постриглась в монахини. Прекрасный и доблестный рыцарь Гильем де Кабестань полюбил жену своего сеньора, господина Раймона де Кастель-Россильон. Узнав о такой любви, Раймон преисполнился ревностью и запер неверную жену в замке. Затем, пригласив к себе Гильема, увел его далеко в лес и там убил. Раймон вырезал сердце несчастного влюбленного, отдал его повару, а приготовленное кушанье приказал подать за обедом жене, ни о чем не подозревавшей. Когда Раймон спросил ее, понравилось ли ей угощение, дама ответила утвердительно. Тогда муж объявил ей правду и в доказательство показал голову убитого трубадура. Дама ответила, коль скоро муж угостил ее таким прекрасным блюдом, то иного она не отведает вовек, и бросилась с высокого балкона вниз. Услышав о чудовищном злодеянии, король Арагонский, чьим вассалом был Раймон, пошел на него войной и отнял у него все имущество, а самого Раймона заключил в тюрьму. Тела обоих возлюбленных он приказал с подобающими почестями похоронить у церковного входа в одной могиле, а всем дамам и рыцарям Россильона повелел ежегодно собираться в этом месте и отмечать годовщину их смерти. image Как видно, Культ прекрасной дамы - это игра в любовь, но играли в нее с полной отдачей. В написании поста использовалась статья из журнала "Наука и жизнь", а также иллюстрации Эдмунда Блейра и Николая Бессонова.

Оставьте свой голос:

580
+

Комментарии 

Войдите, чтобы прокомментировать

drygoinebydy
drygoinebydy

Ох уж как они за идею сражались!

Donatella
Donatella

Лисёнок, вам уже можно диссертацию писать по средневековью! :)
Очень классный пост! Спасибо! :)

Cherry_Kat
Cherry_Kat

Лисенку можно почти по любой теме по диссертации накалякать)

yuliazx
yuliazx

Только на картинках все такие чистенькие и красивые, в опрятных платьицах. А на деле все были немытые, вонючие, завшивленные до предела.

Net-net
Net-net

Не смогла бы быть "прекрасной дамой" - дико неудобно, когда в меня влюблены по уши, а у меня "ни в одном глазу" =(
Спасибо, Лисенок, за пост!

lisenok
lisenok

Не обязательно быть ни в одном глазу. Многие дамы отвечали взаимностью.
Но, кстати, обычай был таков, что в собственную жену влюбляться было как-то неприлично. То есть жена для продолжения рода, и Прекрасная Дама - обычно замужняя, оттого и менее доступная - для поклонения.

Net-net
Net-net

Так раньше и женились-то не по любви, а по расчету. Жениться по любви начали лишь в XIX веке (массово).
А у самых прекрасных "прекрасных дам" был не один воздыхатель. Не могла ж она всех любить?!

Net-net
Net-net

Ой, кстати! Где-то была, давно написанная мною, статья об истории свадебных платьев. Надобно будет как-нибудь выложить сюда.
Белый цвет на платья ведь тоже в XIX веке перебрался. До определенного времени он был цветом траура монархов. Помните фильм "Королева Марго" с Изабель Аджани? Так там она не случайно в финальной сцене в белом платье.

Net-net
Net-net

Тьфу, с запятыми напортачила.

lisenok
lisenok

Всех - нет, но кому-то ответить взаимностью вполне.
Я к тому, что равнодушие ПД - не обязательная часть культа.

Anita0
Anita0

Посты Ваши - потрясающие, большоье спасибо
да уж - из крайности в крайность, с одной стороны - животные отношения, с другой - такие возвышенные чувства, но, как я поняла, "возлюбить" можно было только даму высокого происхождения...

lisenok
lisenok

Да, поклоняться простолюдинке было как-то неестественно.
Ну и кроме того, стоит заметить, что простолюдины вообще этой блажью не страдали. У них все проще: некогда воздыхать о ком-то и подвиги совершать, выживать нужно.

Miracle
Miracle

Потрясающий пост.
Как хорошо, что в средневековье помимо грязи и разврата имелось нечто красивое, о чем может поведать нам история.
К тому же, можно закрыть глаза на реальные факты о рыцарях и антисанитарии и поверить в сказку.

lisenok
lisenok

Ну, я бы не сказала, что это красиво. Скорее парадоксально. Мне кажется, эта игра в любовь - скорее бегство от реальности. Эмоции вытеснялись, люди не имели права жить с кем хотят, выбирать по любви, вот и прятались в таких надуманных ситуациях. Посуди сама, человек влюбился в ту, кого даже не видел ни разу, она его, соответственно, тоже. Что она знала о нем - его стихи в ее честь, да и все. Но вот, он умирает, и она уходит из-за этого в монастырь. Ибо это была игра в любовь, но игра всерьез и с полной самоотдачей.

xnien
xnien

Лисенок, спасибо вам за такие посты. Который день их читаю, один интереснее другого)

lisenok
lisenok

Спасибо вам за отзыв!

schinat
schinat

Прекрасный, познавательный пост. Спасибо.

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

Юлия Высоцкая стала "Женщиной года 2016" по версии журнала Glamour
Минутка ретро: уцелевший в страшной катастрофе, или Как Кирк Дуглас получил шанс на вторую жизнь
Дети Филиппа Киркорова и других знаменитостей на открытии океанариума в Москве
Райан Рейнольдс рассказал о дочерях, смене пеленок и Блейк Лайвли
Матильда и Сергей Шнуровы отмечают десять лет своего знакомства
Новая провокация от журнала Love: Барбара Палвин vs Шэрон Стоун
Екатерина Климова, Екатерина Одинцова и другие на открытии бьюти-корнера
Расставания российских звезд в 2016 году: Светлана и Федор Бондарчук, Равшана Куркова и Илья Бачурин и другие
Божена Рынска, Марина Александрова, Юлия Пересильд и другие на театрализованной вечеринке
Вся в делах: Ксения Собчак приняла участие в медиафоруме
Екатерина Климова, Мария Бутырская и другие звезды с детьми на предновогодней вечеринке
Бьюти-гаджеты, на которые не жалко потратиться: от фотоэпилятора до аэрографа для макияжа
Повод для умиления: принц Гарри и Меган Маркл носят одинаковые браслеты
Леди в черном: Натали Портман на вечеринке в Западном Голливуде
Повседневная классика: Дженнифер Энистон в Голливуде
Джиджи Хадид теряет вес из-за заболевания щитовидной железы
Яна Рудковская, Кети Топурия, Андрей Малахов на вечеринке в бутике Aleksander Siradekian
Роберт Дауни младший и Том Холланд в первом трейлере фильма "Человек-паук: возвращение домой"