Контент опубликован пользователем сайта

Говорят, что...

Положение женщины в Средневековье

60
Положение женщины в Средневековье

Западноевропейские представления об «идеале женщины» мало чем отличались от бытовавших на Руси. Так же считалась обязательной покорность сначала отцу, а затем, после вступления в брак – супругу. Давались и особые рекомендации по воспитанию девочек. Почти все авторы средневековых дидактических произведений отмечали скромность, стыдливость, целомудрие как необходимые для девочки качества. В известных педагогических сочинениях XIII века Эгидия Римского и Винцента из Бове предлагались такие способы воспитания целомудрия и стыдливости в дочери: отец должен пристально следить, чтобы она все время сидела дома, не ходила в гости, на представления, танцы и даже не вступала ни с кем в разговоры вне дома. Для правильного воспитания девочки считалось нужным оберегать ее и от излишеств в пище, сне, ношении украшений и т.д. В одном из произведений писалось "Дочь всегда должна испытывать голод — в той мере, чтобы сразу после еды быть в состоянии читать или молиться; девочка должна регулярно вставать для молитвы ночью" . Необходимость воспитания у девочки стыдливости и скромности подчеркивавалась и в более поздних произведениях. Например, итальянский гуманист Франческо Барбаро в произведении "О женитьбе" указывал, что девушке нужно везде и всегда быть скромной; для этого следует избегать всего того, что может смутить и возбудить душу, — в людных местах, например, прикрывать уши, чтобы не проникло сквернословие . Воплощением же идеала женщины, обладающей всеми добродетелями, была Дева Мария. В одном из сохранившихся текстов проповедей двенадцать служанок Девы Марии символизировали женские добродетели. Их имена — Умеренность, Замкнутость, Стыдливость, Внимание, Благоразумие, Робость, Честь, Усердие, Целомудрие, Послушание, Смирение, Вера. image Брачный возраст, официально установленный церковью, был 12 лет для девочек и 14 лет для мальчиков. Реальный же брачный возраст зависел и от социальной принадлежности и от региона проживания. Здесь можно проследить разницу с положением на русских землях: если на Руси крестьянских дочерей выдавали замуж рано (но не так как в знатных семьях), то в Западной Европе, по некоторым сведениям, крестьянки могли откладывать брак и до 30 лет – пока сами не заработают на приданое (впрочем, это более характерно для позднего Средневековья). То же касалось и простых горожанок. На Руси невеста в 20 лет считалась уже «перестарком». image Интересно и то, что в Западной Европе женщины обладали довольно большой экономической самостоятельностью. Так, в городах существовали специфически женские ремесленные объединения-цехи. В числе официально для женщин ремесел были различные стадии производства шерсти, шелка и льна (традиционные женские занятия начиная с раннего средневековья), пивоварение, выпечка хл:), некоторые торговые виды деятельности, и, разумеется, «древнейшая из профессий». Шли работать женщины не только из-за нехватки средств. Так, Т. Б. Рябова, в своем исследовании «Женщина в истории Западноевропейского Средневековья» приводит такой пример: "Маргарита Кемпе (1373—1440), впоследствии ставшая известным английским мистиком, в один из периодов своей интереснейшей жизни была едва ли не лучшим пивоваром в городе. Она говорила, что работала затем, чтобы никто не мог сравниться с ней в элегантности одежды; имея 14 детей, она скучала и искала занятия вне дома" Неотъемлемым атрибутом женской «греховности» считалось использование косметики и украшений – и то и другое сурово осуждалось церковью. Даже существовала особое постановление, согласно которому брак, заключенный при помощи женских «ухищрений» - косметики, нарядов и т. д. считался обманным, незаконным и мог быть расторгнут. Впрочем, в более поздний период авторы-гуманисты приводили достаточно разумные доводы против использования косметики - так, во-первых, женщина, украшающая себя, будет пренебрегать домашними обязанностями; во-вторых, косметика наносит вред ее здоровью (были примеры,когда долгое сохранение краски на глазах привело к слепоте); наконец, в-третьих, красящаяся женщина неопрятна В трактате "О семье" писалось, что женщины, безумные, разрушают нежнейшую кожу ядовитыми мазями. Это было верно, т. к. косметические средства действительно были вредны (например, свинцовая пудра и белила, а мода на расширенные зрачки – использовались капли белладонны – порой вела к ухудшению зрения и даже слепоте). image Наиболее остро негативное отношение к женщине проявлялось в открытых женоненавистнических суждениях, которые чаще всего принадлежали перу монахов. Например, в сочинении "Зерцало мирян" сказано: "Женщина есть смущение мужчины, ненасытное животное, постоянное беспокойство, непрерывная борьба, повседневный ущерб, буря в доме, препятствие к исполнению обязанностей. Нужно избегать женщину, во-первых, потому, что она запутывает мужчину, во-вторых, потому, что она оскверняет его, в-третьих, потому, что она лишает его имущества" . Несмотря на распространение культа Девы Марии, материнство все же не считалось чем-либо, придающим особое уважение женщине. Так, например, описан случай с женой короля Людовика «Святого» Он взял с собой жену в крестовый поход, во время которого — в разгар военной кампании — она забеременела. Когда король попал в плен к египтянам, его жена, находившаяся на девятом месяце, собирала выкуп, дабы его вызволить. И ее положение никого не интересовало. Если так относились к матери будущего наследника престола, то можно представить себе отношение к простой крестьянке или горожанке. Но женский костюм все же предполагал «имитацию» беременности – завышенная талия, даже подкладывались специальные подушечки. Вероятно,это делалось, чтобы приблизиться к почитаемому образу Марии и «убежать» от греховной Евы. image Как и на Руси, особо почитались вдовы – но почитание это было также скорее формальным. Вот что пишет Жак ле Гофф («Цивилизация средневекового Запада») «В XII—XIII вв. было весьма распространено произведение духовной литературы «Зерцало дев», где сравнивались достоинства девственности, вдовства и замужества. Сравнение иллюстрировалось миниатюрой: замужняя женщина собирала урожай сам-тридцать (кстати, и такая цифра была абсолютно мифической для Средневековья), тогда как вдовы—сам-шестьдесят, а девственницы—сам-сто. Но девственницы не столько образовывали межсоциальную группу, сколько сливались с монахинями, а в ту эпоху, когда потеря мужа-кормильца вела большинство тех женщин, которые не могли или не хотели вновь выходить замуж, к нищете, вдовы практически неизбежно оказывались включенными в категорию бедняков» . image Одна из средневековых миниатюр, изображающая «Древо жизни» по обе стороны которого стоят два полярных типа женщины — праведница (Дева Мария) и грешница (Ева), а в центре сидит запутавшийся Адам (человек) Противоречивое отношение к женщине в Средневековье выражалось не только в плане исключительно духовном. И в понимании женской красоты существовало 2 образа, которые противопоставлялись друг другу. «Ева» - грешница, искусительница, но одновременно и самим Богом назначенная спутница мужчины. Но рядом существовал и образ «Марии» - искупительницы грехов, образ красоты священной, возвышенной. Как говорится в исследовании «История тела в средние века», (Жак ле Гофф, Николя Трюон)«Нельзя сказать, что широкое распространение культа Девы Марии влекло за собой улучшение положения женщины, все же прославление божественного женского лика должно было укрепить авторитет женщины, особенно матери, а в образе святой Анны — бабушки». Там же, впрочем, достаточно категорично утверждается: «Средневековье не ведало того, что называется любовью у нас. Мы рискнем это утверждать, несмотря на резкость и категоричность данного суждения. Слову любовь (amor) даже придавался уничижительный смысл: оно означало пожирающую дикую страсть. Чаще употребляли понятие caritas, связанное с набожностью, обозначавшее сочувствие ближнему (чаще всего бедняку или больному), но лишенное оттенка сексуальности. Разумеется, трубадуры воспевали fin 'amors, утонченную куртуазную любовь, родившуюся при феодальных дворах Прованса. Однако принижение amor по сравнению с caritas сохранялось. Сказанное не означает, что мужчины и женщины Средневековья не ведали порывов сердца и телесных ласк, что им были чужды плотские наслаждения и привязанность к любимому человеку. Однако любовь — чувство Нового времени, оно не составляло основы средневекового общества». image

Оставьте свой голос:

832
+

Комментарии 

Войдите, чтобы прокомментировать

lollypop
lollypop

И все-таки аллилуйа нашему времени 3 раза

Kiss_a
Kiss_a

И все же некоторые добродетели и сейчас не нужно забывать. Как женщинам, так и мужчинам. Например: Благоразумие, Умеренность, Честь. Все хорошо в меру, как говорится.

А Лисенко - ответственная барышня. Озаботилась, ушла искать, нашла и разместила )))

Kiss_a
Kiss_a

Извините, ЛисенОК, конечно )))

lisenok
lisenok

Ответственности нет в списке женских добродетелей:))) Я, увы, пролетаю по многим пунктам.
Не была бы я в те времена идеальной барышней. Впрочем, я и сейчас не такая.

Kiss_a
Kiss_a

Да многие пролетают. В моем случае в топку идут Замкнутость, Робость, Целомудрие, Послушание, Смирение, Вера ))) Особенно последний пункт. Как говорил мой любимый литературный герой: I believe in Rhett Butler. Я верю сама в себя. Если что-то идет не так - это или результат объективных причин, или стечение обстоятельств. Если все хорошо - те же показатели. Никаких "высших сил". Вера - это средневековье. Так проще было массами управлять. Сейчас мало что изменилось в этом плане, к сожалению...

lisenok
lisenok

Ну а я верю в Бога, но не церковь, так что вряд ли мне удалось бы существовать там мирно. Тем более, что - не стоит забывать - нынешние женщины куда более амбициозны чем фактически любая того времени. За редким исключением.

Kiss_a
Kiss_a

Я не воинствующий атеист. Если кому-то вера помогает - на здоровье. Я против сплоченных масс, которые за Б.., А... или кого там еще готовы глотку порвать тем, кто в этих персонажей не верит, или верит в других идолов.

toyboy88
toyboy88

Слава Богу я родилась не в те далекие времена)

lisenok
lisenok

И это я культ Прекрасной дамы не затрагивала вообще. Ибо он достоин отдельного поста. Там такие случаи бывали!
Вообще, это как раз парадокс времени: жену мужчина имел всячески, а возвышенные чувства к другой женщине воспевал.
Нынче за такое я бы ссаной тряпкой гнала из дому...

cecile
cecile

Комплекс "мадонна - шлюха" , появился вследствие церковной пропаганды и особенностей христианского мировоззрения. Особо широко был распространён в викторианскую эпоху ( судя по данным о количестве борделей в крупных городах), к сожалению "цветёт" и в наше время

Kitana
Kitana

Так это и щас есть. Ибо любится в основном ярких, интересных, умных женщин, а чтобы жить с таким человеком, а не с тряпкой-надо искать компромиссы. Но мужчины же слишком горды-поэтому женятся на тряпках и курицах, а томятся по тем, что в начале описаны. И гуляют от жен.
А те-женщины такого типа. что им без разницы, главное-замуж взяли, перед родней не стыдно.

lisenok
lisenok

Скажем так, сейчас появился совсем другой тип женщин. Очень многие такое терпеть не согласны и не будут. Поэтому, вот такие барышни, которые "лишь бы замужем, а за кем - не важно" есть и будут всегда. Вопрос в количестве.

lill_pumpkin
lill_pumpkin

"ненасытные животные", АХАХААА)))

lisenok
lisenok

Ну а что? Я вот своего уже неделю не видела и еще столько же не увижу. К следующим выходным как раз в такое животное и превращусь!
А там - годами ждали со всяческих походов!

lill_pumpkin
lill_pumpkin

вай-вай... а мужик тада какое животное???)))
вот дать бы по башке тому, кто это писал))

lisenok
lisenok

а мужик - насытное, бо он нормами морали так не сдержан и может свое желание реализовывать направо и налево.

whateveruwant
whateveruwant

ага, насытное, некоторые за пару-тройку минут насыщаются)))

lisenok
lisenok

Ну, это кому как повезет:)))

matriona
matriona

Счастье-то какое, что я родилась на полсотни лет позже!

matriona
matriona

Короче, на пятьсот лет позже. Ошиблась маленько

Загрузить еще

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

Регина Тодоренко выпустила сольный альбом Fire и клип на одноименную песню
Барак Обама и Ева Лонгория спели на ежегодной церемонии зажжения огней на рождественской елке
Ксения Собчак, Максим Виторган и другие на премьере фильма "Рыба-мечта" в Москве
Минутка ретро: короткая любовь Фрэнка Синатры и Миа Фэрроу, или Почему актриса лишилась своих длинных волос
Риз Уизерспун и Николь Кидман в трейлере сериала "Большая маленькая ложь"
58-летняя Шэрон Стоун отдыхает с новым бойфрендом Лонни Купером на острове Сен-Барт
Косметичка бьюти-редактора Cosmopolitan Beauty: что выбирает Алиса Дробот
Итоги года от Instagram: Селена Гомес и Криштиану Роналду — авторы самых популярных фотографий
Кристина Орбакайте, Виктория Лопырева и другие отметили начало зимы на вечеринке
Дочь Ренаты Литвиновой и Константин Хабенский в фильме для благотворительного проекта Светланы Бондарчук: видео
Кристен Стюарт снялась в клипе The Rolling Stones на песню Ride 'Em On Down: встреча с зеброй и сексуальные танцы
Серое ей к лицу: беременная Натали Портман на премьере фильма "Джеки" в Вашингтоне
Степан и Елизавета Михалковы, семья Новиковых и другие на открытии гастрономического фестиваля
Анастасия Стоцкая, Яна Рудковская, Юлия Барановская на дне рождения дочери Филиппа Киркорова: новые фото
Виктория и Дэвид Бекхэм на благотворительном мероприятии в Майами
Беременная Ирина Шейк в откровенном видео журнала Love
Алсу представила новый клип на песню "Я пойду чуть-чуть поплачу"
Ноябрь-2016: альтернативный взгляд