Почему проявляется жестокость в детском и подростковом возрасте, откуда столько агрессии у современных подростков? Что это – влияние телевидения, дань моде, вызов обществу, попытка самоутвердиться? Как уберечь своего ребенка от проявлений агрессии? Как воспитать человеком, который не поднимет руку на слабого? Сложно ответить на эти вопросы, которые с ужасом задают себе родители, видящие множество роликов со сценами насилия в школе.

image

Истоки жестокого поведения мы можем найти и в школе, и дома. Доказано, что чаще всего агрессию проявляют дети, чьи родители уделяют им мало внимания, ориентированы на карьеру. В данном случае, жестокость – это способ ребенка доказать миру, что он может быть независимым, что он отвергает ценности этого общества. В данном случае жестокость – это выплеск злости, обиды на недополученную ласку, внимание. К такому же результату приводит проявление жестокости в семье, как морального, так и физического подавления ребенка. В этом случае ребенок мстит окружающим за полученные травмы, моральное унижение. Но это еще далеко не все: дети, родители которых позволяют им все, также могут стать еще более жестокими и агрессивными. Они не понимают, что могут быть наказаны за какой-либо поступок, состоятельность родителей часто дает «иммунитет» перед работниками милиции. В таких ситуациях жестокость является следствием безнаказанности.

image

Но даже благополучная семья – не гарантия того, что подросток не будет проявлять жестокость. Как ни печально, но часто виновата школа. Учителя не замечают конфликтов внутри класса, закрывают на них глаза, хотя именно учителя и классные руководители отвечают за атмосферу в классе и легко могут заметить отклонения от нормальных взаимоотношений между школьниками. Скажем прямо, некоторые боятся, некоторые не хотят лишних хлопот и ответственности. Они оправдывают себя тем, что всегда в классе есть дети, которые становятся «козлами отпущения» и есть агрессоры, лидеры. Но разве это повод отпускать ситуацию на самотек, разве мало сейчас случаев самоубийства среди школьников, доведенных издевательствами одноклассников до предела? Ситуация, когда в классе начинается травля новенького или ребенка, который чем-то отличается от других, ненормальна. Ее можно избежать и контролировать. Опыт показывает, что беседы с детьми на эту тему приведут к положительному результату в подавляющем большинстве случаев. Чаще всего агрессия в классе появляется тогда, когда школьниками не интересуются, не пытаются найти индивидуальный подход к ним и привить какие-то моральные нормы. И тогда травля слабых и «не таких» расцветает вовсю. Если не пытаться исправить ситуацию, то могут быть печальные последствия.. Вспомните фильм «Цельнометаллическая оболочка» - к чему привели постоянные издевательства над неуклюжим парнем…

А еще важно донести до подростка, что есть не только жертва и обидчик, есть еще соучастники – все те, кто бездействует. Те, кто просто смотрит или смущенно отводит глаза. Что родители могут сделать, чтобы их ребенок не проявлял жестокость по отношению к другим? Как ни банально звучит – подавать ему пример своим поведением. Разговаривать с ребенком, не игнорировать его проблемы, не злоупотреблять наказаниями, не требовать идеального поведения – вот некоторые правила. Подростку иногда бывает нужно выплеснуть энергию, пусть он это сделает без вреда для окружающих: на занятиях спортом, например. А еще ребенку с детства надо объяснить, что есть не только «я так хочу», но и обязанности, необходимость считаться с другими людьми. Как понять, что ваш ребенок – жертва жестокого поведения подростков? Если школьник постоянно подавлен, плохо спит, у него плохой аппетит, его вещи иногда испачканы и порваны, он не хочет идти в школу, то, скорее всего, проблема есть. Поговорите с ним. Хорошо, если ребенок доверяет родителям и расскажет обо всем. Если нет – вы не должны настаивать на ответах, пытайтесь помочь ему советом, проявите максимум доброжелательности. Подросток должен быть уверен, что вы на его стороне, что он может просить у вас помощи. Объясните, что рассказать об этой проблеме – не признак слабости, что вы сможете оказать адекватную помощь, что обсудите с ним пути решения и что это не «донос» на сверстников. Поймите, что ребенок боится, что вы можете ухудшить ситуацию. Ни в коем случае не говорите, что все его проблемы легко решаемы, не отмахивайтесь от мелочей. Вы должны быть союзником, авторитетом, помощником. Подростковая жестокость во всем мире приобретает ужасающие формы и масштабы: школьники расстреливают одноклассников; избивают сверстников, снимая действие на мобильный телефон и выкладывая видео в интернет; доводят одноклассников до самоубийства. Вот только некоторые факты, подтверждающие это: Россия. В одной из школ Благовещенска ученики 8-го класса избили свою соученицу, сняли избиение на видео и выложили в интернете. Девочку толпой пинали и оплёвывали. Россия. В Тюмени 14-летняя школьница Наташа Суворова выпрыгнула с 8-го этажа, не выдержав издевательств со стороны одноклассниц. Польша. 14-летняя ученица 2-й гимназии города Гданьска повесилась после того, как одноклассники во время урока раздели ее догола и сняли на видеокамеру мобильного телефона. В настоящее время в отношении пяти ее одноклассников возбуждено уголовное дело по статье “Доведение до самоубийства”. Россия. 19-летний Сергей Андрюшин в девять утра на узкой ульяновской дорожке повздорил с группой ребят помладше. Сергей приехал из другого района, по одной из версий, этого оказалось достаточно, чтобы на школьном дворе его забили железными прутьями и арматурой. Россия. Стая детдомовцев нанесла мужчине около 47 повреждений различной степени тяжести в области головы, на туловище — около 130 и на конечностях — около 160. Всего — более 300. Экспертиза показала, что погибшего не только жестоко убили, но еще и частично съели. Великобритания. В январе 2005 года в Великобритании завершился процесс над двумя школьницами, которые взяли в плен свою 12-летнюю подружку и издевались над ней в течение трех часов. Великобритания. В октябре прошлого года 12-летней ученице колледжа в Шиффелде изрезали лицо ножом только потому, что ее успехи в учебе кому-то из одноклассников не нравились. «Подросток, устроивший стрельбу в школе, был поклонником компьютерной игры-стрелялки», «Ассоциация обеспокоенных родителей обвиняет телевидение в приучении детей к жестокости», «Губернатор Калифорнии подписал закон, запрещающий продажу несовершеннолетним видеоигр со сценами насилия»... Почти все публикации на подобные темы — от академических исследований до сообщений информационных агентств — единодушны в причине детской и подростковой жестокости. Картина, которую они рисуют, выглядит прямо-таки катастрофической: индустрия зрелищ и видеоигр обрушивает на наших отпрысков нескончаемый поток жестокости, заглушая в них все человеческое. Но разве все повзрослевшие любители страшилок становятся бесчувственными убийцами? И из кого все же вырастают гуманисты?

Это происходит с каждым из нас. Но, став взрослыми, мы задвигаем куда-то на задворки личности воспоминания о том упоении, с которым мы играли в войну, и уж совсем не хотим вспоминать собственные страхи по поводу вещей, кажущихся нам, взрослым, сущей ерундой. Нас вдруг начинает пугать доступность зрелищ такого рода для наших детей — и мы всегда готовы поверить, что это не они выбирают себе «ту сказку, которая нужна», а некие злые силы (например, киноиндустрия или индустрия видеоигр, заботящиеся, конечно же, только о своих прибылях) намеренно приучают их к жестоким и кровавым зрелищам. И действительность вроде бы подтверждает наши страхи: после каждой трагической вспышки беспричинной жестокости пресса с готовностью сообщает нам, что убийца увлекался кровавыми боевиками или компьютерными играми-стрелялками. Эрик Харрис и Дилан Клиболд, расстрелявшие в 1999 году в школе Коламбайн 12 своих товарищей и учителя, а затем покончившие с собой, увлекались игрой Doom. Коди Пози, застреливший в 2004-м отца, мачеху и сводную сестру, несколько месяцев перед этим играл в Grand Theft Auto, а Чо Сын Хи, в апреле этого года убивший 32 человека в Вирджинском политехническом институте, предпочитал Manhunt. И общественное мнение даже и без помощи экспертов (в которых, впрочем, тоже никогда не бывает недостатка) воспринимает их стереотипно: насмотрелись — и пошли стрелять! Такое простое объяснение для многих кажется очевидным. И нужно обладать незаурядным интеллектуальным мужеством и непредвзятостью, чтобы публично спросить: а из чего, собственно, нам это понятно? Когда сделанные игрушки детям недоступны, они с не меньшим упоением стреляют из самодельных пистолетов О том, чем вызвана агрессивность у подростков, рассказал практический психолог Олег Зонтов. Эмоциональная нестабильность. Подростки не могут себя контролировать во время конфликта и зачастую идут до конца. Там, где взрослый может остановиться, подросток полезет в драку и будет бить, пока не выплеснет эмоции. “Потому что мы стая”. Главное в таком возрасте - находиться в группе, “стае” и не стать “белой вороной”. При этом “стая” сама выбирает жертву и чаще всего по физиологическому признаку: “толстая”, “худая”, “очкарик”. “Кодекс чести”. У подростков есть нормы и правила поведения в группе, и того, кто их нарушает, сразу же отторгают и подвергают агрессии. Агрессия, кроме физической (применение физической силы) и вербальной (оскорбления), может выражаться в форме раздражительности, подозрительности, обидчивости. Это тоже проявления агрессии, только выраженные по-другому. Чтобы предупредить подростковую жестокость, взрослому необходимо сотрудничать с подростком, ценить его как личность. Пробел в воспитании закладывается с детства “Пробел в воспитании закладывается с детства, когда ребенок понимает только “хочу!” и “дайте!”, а не “должен” и “надо”, - говорит директор СШ № 4 г.Краматорска Евгения Сидорова. - Именно в этом я вижу истоки подростковой жестокости. Важно также, чтобы учитель не переносил свои проблемы на детей и ко всем был внимателен. Мне бы хотелось обратить внимание не столько на крайние формы проявления подростковой жестокости (драки, насилие), сколько на начальную форму, когда подросток грубит родителям, учителям, - говорит директор школы Евгения Сидорова. - Это отношение ребенка к взрослым и есть нижняя ступень жестокости”. Причинами ее возникновения директор считает недостаток родительского внимания, отношение учителей к ученику и информационное поле, в котором растет ребенок. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определила коэффициент подростковой жестокости в 35 странах Европы и Северной Америки. В ходе исследования выяснилось, что в Венгрии живут самые жестокие девочки, а в Чехии - мальчики. Определение агрессивности подростков - в возрасте с 11 до 15 лет - было произведено в рамках традиционного изучения поведения детей школьного возраста, результаты которого ВОЗ публикует каждые четыре года. В этот раз ученые исследовали 161 000 школьников из 35 стран. Социологи определили, что 32% венгерских девочек и 69% чешских мальчиков за прошедший год были вовлечены хотя бы в одну драку. Соответственно, обе страны получили самый высокий коэффициент подростковой жестокости. Эстония, Литва и Бельгия также вошли в пятерку стран с высочайшим коэффициентом агрессивности среди девочек, а Литва, Латвия и Израиль - среди мальчиков. Страной самых мирных подростков оказалась Финляндия, в которой лишь 13% девочек и 37% мальчиков дрались в 2005 году. Одна из авторов исследования, доктор Кандэйс Карри из Эдинбургского университета, говорит, что причины такой разницы в поведении у подростков из различных развитых стран пока не установлены. Особенно ученых поражает рекордно низкий коэффициент подростковой жестокости в Финляндии. Как помочь? Итак, вы знаете, что ваш ребенок страдает от жестокости своих сверстников. Какие шаги предпринять? Простейший выход, казалось бы – перевод в другой класс/школу. Но этот шаг далеко не всегда может решить проблему. Попытайтесь сначала решить ситуацию на месте. Сделайте все, что в ваших силах. Иногда действительно не помогают никакие доводы и действия – нужно обращаться к учителям, родителям обидчиков, если и это не поможет - в милицию. Покажите, что вы не дадите безнаказанно портить жизнь своему ребенку. Причем нужно не только поставить на место обидчиков, но и излечить психологическую травму, уже нанесенную ими. Есть смысл в беседах с психологом, ребенок должен повысить свою самооценку, потому что третируют в основном тех, кто не уверен в себе. Ребенок хочет пойти на секцию каратэ – отлично! Предоставьте ему такой шанс, он научится постоять за себя, но, прежде всего, это улучшит его дисциплину, организованность, уберет страхи. Умение драться не всегда срабатывает в случаях травли ребенка одноклассниками – тут не один враг, их много. Но все-таки умеющего защитить себя не будут задевать слишком активно. Толпа агрессивна, жестока, но и труслива. Что делать ребенку, как помочь в этой ситуации, какие советы вы можете дать подростку, как защитить детей от насилия?

image
Подпишитесь на наш
Блоги

Детская и подростковая жестокость

17:12, 31 мая 2011

Автор: OLIMP

Комменты 31

Аватар

со мной в классе учился мальчик, который всегда отличался жестокостью от других детей. он мог издеваться над своей жертвой как морально, так и физически. наши родители не раз обращались к директору школы, чтобы этого мальчика перевели в другой класс или исключили из школы. но его родители не бедные люди, поэтому директор ничего не предпринимал. став старше, я поняла в чем причина жестокости этого мальчика. у него отец строгий, но он дальнобойщик, и его часто нет дома. и мама с бабушкой воспитывали сына. так вот они его баловали страшно, никаких наказаний, всегда было оправдано плохое поведение и плохие оценки. как папа приезжал, мальчик тише травы, ниже воды, как уезжал, то вседозволенность сразу проступала. а другой одноклассник уже в старших классах, украл у родителей машины, и в пьяном угаре сбил двух женщин. одна не пережила аварии. а его друг на пассажирском сидении был, так чуть не лишился одного глаза. и какое же было наказание для парня? никакое! его родители отмазали от разбирательства. не представляю сколько они денег выложили. но наказания их сыночек драгоценный избежал. так что я считаю, что все зависит от семьи и воспитания. и за плохие поступки детей нужно их наказывать. иначе у человека теряется смыта грань понимания что хорошо. особенно страшно, если дети думают, что все будет безнаказанно, и родители вдруг чего отмажут.

Аватар

Считаю, что за подобные преступления наказание должно быть не только для участников, но и их родителей, а родителей стоит наказывать строже.

Аватар

Я склоняюсь ко мнению, 50/50. Гены играют огромную роль. Иногда никакое воспитание не поможет. В таких случаях я за медикаментозное лечение. Как бы страшно это не звучало. Я иногда смотрю на взрослых ублюдков и думаю - Господи, кто же у них родится?! Если же на уровне психики все нормально, нет никаких отклонений, значит ребенку нужно выплескивать агрессию по-другому, а не в драках и тому подобное. СПОРТ!! Нужно как можно больше спортивных секций. Бесплатных или хотя бы недорогих. А то слоняются по улице, делать им нечего. Еще в каждой школе должен быть психолог, который будет выявлять потенциальных хулиганов, и работать с ними. Это все конечно капли в море, но хоть что-то. И учителя в школе должны уметь хоть немного исправить ситуацию. Все-таки дети, гибкий материал. Я учитель по образованию. Расскажу пример из практики. В 7 классе была девочка, которую все тюкали. Я это видела, присекала, как могла. Потом раздала тест по английскому. А ей вручила ответы. Когда тест дети закончили. Я им предложила самим выставить себе оценки, но сначала их проверить. Объявлять оценки попросила эту самую девочку. Вы бы видели как изменилось на это время отношение к ней одноклассников. Она знала то, что им было неизвестно) Они от неё зависели как никак. "Таня, повтори, пожалуйста, ответ номер 5" И так далее. Сама вежливость) Хоть и маленький шажок в изменении отношения к ней, но какой главный!

O

Я думаю виноваты не только родители, а зачастую и школа, улица, фильмы, игры. Посмотрите на поколение современных подростков. Недавно было избиение детей 3-класников. Девочкам по 11-12 лет. Напали и избили одноклассницу. Это же просто ужас. А компенсации - ноль. Никто за это не ответит. А потом мы ужасаемся, что кто-то жестоко издевается над животными, убивают родных, близких. И эта тенденция растет с каждым днем

Аватар

Безусловно, воспитание зависит от семьи. Компьютерные игры не могут так повлиять на нас, как влияет семья. Сейчас мне 20, в свои 14-15 лет я с удовольствием играла в ГТА. И что? У меня никогда не было и мысли о том, что такое как в игре возможно в реальной жизни. Игра есть игра. И нужно уметь различать игру и жизнь. Спасибо моим родителям, за то, что они меня научили это делать, и я выросла абсолютно нормальной и спокойной. Сейчас я учусь на педагога, и мне страшно даже думать о том, что сейчас происходит в школах. Это ужасно...

Подождите...