Известно, что модные тенденции, подобно зеркалу, отражают состояние времени и народа – как эмоциональное, так и материальное. Для каждой эпохи характерны свои особенности. Не стала исключением и многострадальная страна по имени СССР. Некоторые эксперты позволяют себе утверждения, что в Стране Советов моды не было как таковой вообще. Но везде, где есть женщины – есть и красота. А где красота – там и одежда.
В первые послереволюционные годы было предпринято немало попыток создать советское направление в моде, но никто не представлял себе, как именно должен выглядеть строитель коммунизма в действительности. Создание в Москве мастерских “прозодежды”, то есть, од ежды для производства, не принесло никаких видимых результатов. И тогда: с высоких трибун было объявлено, что мода развращает умы молодежи, отвлекая их от основного предназначения – служения великому делу социалистической революции.
40ые годы - это скорбное десятилетие – пожалуй, единственное в истории страны, в котором действительно не было моды. Весь советский народ того времени можно было разделить на две основные категории – те, кто воевал, и те, кто работал в тылу. В суровых условия жизни “мирного” населения – тяжелая работа на военных заводах, голод и холод разрушенных городов и деревень – было не до изысканных туалетов. Те швейные фабрики, которые продолжали работать, выпускали преимущественно военную форму. Поэтому единственной данью моде, которую могли себе позволить наши героические бабушки, попавшие на фронт наравне с мужчинами, были белоснежные воротнички и максимально кокетливо надетая пилотка.
В 50ые годы в Стране советов появились стиляги. Их немыслимые прически, брюки-дудочки и вызывающие разрезы стали не только объектом насмешек, но могли привести и к более серьезным последствиям. Понемногу начали выезжать за рубеж наши спортсмены, артисты и литераторы. Из-за границы они привозили не только впечатления, но и действительно красивые и стильные вещи, причем не обязательно на продажу – одежда, купленная “выездными” для себя и своей семьи, долго служила предметом для обсуждений и подражаний. Несмотря на всю закрытость советского государства, в июне 1959 года в Москве состоялся первый показ дома Кристиан Диор. Для того времени это было невероятное событие. За всю историю СССР это была первая возможность ознакомиться с зарубежной модой, такой непохожей, изысканной, недоступной, а потому еще более манящей.
Несмотря на то, что 60-е годы в нашей истории считаются началом “эпохи застоя”, именно это десятилетие стало переломным в советской моде. В стране все чаще проходили международные выставки западных стран. Благодаря этому, в союз попадали модные вещи из Европы и даже Америки. Но в широкой продаже купить такую одежду было невозможно. Изделия попадали либо в закрытые магазины для партийных работников и дипломатов, либо в руки фарцовщиков, втридорога перепродающих желанные платья и джинсы с рук. На марку или авторство импортной одежды тогда мало кто обращал внимание. Говорили просто – “английская”, “финская”, “итальянская”. Это по определению означало – “роскошная вещица”.
Огромные перемены принес в советскую моду Вячеслав Зайцев, пришедший работать модельером во Всесоюзный дом моделей в 1965г. Он был первым, кто решил создавать модную одежду на основе русских традиций.
Эпоха 70-х ознаменовалась для Советского Союза налаживанием тесных контактов с зарубежными странами. В этих условиях власти наконец признали, что больше не в силах контролировать стремление людей хорошо одеваться. Партия уже не могла загнать население в рамки понятий о “труженике социализма”, и все-таки было признано, что быть модным и красиво одетым – нормально и позитивно, а обновление одежды – эстетическая потребность: то есть, необязательно эксплуатировать вещи до полного их износа.
Для нашей страны 80-е стали настоящим “бумом моды”. К этому времени жители СССР уже имели достаточно много возможностей знакомиться с мировыми модными тенденциями. Больше не считалось непристойным желание человека следовать последним веяниям моды, а на смену однообразию стиля пришло бурное развитие молодежных субкультур. Это десятилетие стало настоящей эпохой поклонения моде. Именно в 80-х показы мод стали впервые показывать по телевидению, широко развивалась сеть ателье по пошиву одежды. Каждая уважающая себя модница просто обязана была иметь номер журнала “Бурда” с затертыми до дыр выкройками.
модный показ Бурда в Москве
модный показ Бурда в Москве В 1987 году в советскую моду пришел молодой модельер – Валентин Юдашкин. Его коллекции принесли русской школе модельеров огромную славу. Начало 90-х годов ознаменовалось развалом Союза. С “открытием” границ в страну хлынул поток всевозможных западных веяний, в том числе и модных. Мода перестала быть чем-то запретным и недоступным. Постепенно грань между постсоветским пространством и культурой западных стран стала не столь заметной, а уже через пару лет исчезла совсем.
Женская мода в СССР
15:36, 10 ноября 2010
Автор: Carry
Комменты 34
Да, мне желтый костюм от Зайцева тоже платье Виктории Бэкхем напомнил)))
Ой, Татьяна Михалкова! И даже еще бЭз бантика, ну надо же :)
А вот в подборке фото с Зайцевым можно увидеть фото модели в платье цвета желтка, так вот оно ну оооочень мне напомнило только сегодня (или вчера вечером) выложенные фото Виктории Бэкхем, согласны?
Полтыквы на голове это что-то)
у меня бабушка модница была всю жизнь, до самой смерти одевалась со вкусом. Помню, рассказывала мне, как денег не было на новую одежду и она перешивала старые костюмы своего папы, делала себе костюмчики, юбочки, платья. Причем сама делала всё...