Эта картина поразила современников невероятной экспрессией, акцентом на бытовые сцены и мастерским исполнением. И до сих пор "Неравный брак" продолжает будоражить умы огромным количеством тайн, которые художник "зашифровал" в картине.

Монументальное полотно Василия Пукирева "Неравный брак" - одно из самых узнаваемых произведений русской живописи 19 века. Художник написал ее в 1862 году, едва закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Картина вызвала настолько широкий резонанс, что Академия художеств присвоила вчерашнему студенту звание профессора.

История создания картины.

В середине 19 столетия в русском обществе стала невероятно актуальной и болезненной тема бесправия девушек-бесприданниц, которых, по сути дела, насильно, выдавали замуж за богатых, как правило, пожилых, мужчин. Огромный резонанс вызвали пьесы А. Н. Островского "Бедность не порок", "Бесприданница", "Гроза". В 1861 году Священный Синод издал указ с осуждением браков с большой разницей в возрасте.

Однако решающим фактором, подтолкнувшим Василия Пукирева к написанию картины, стала личная драма. Молодой художник влюбился в Прасковью Варенцову, юную племянницу княгини Щепкиной-Ростовской, но родители выдали ту за пожилого князя Павла Ивановича Цицианова.

Стоящий позади венчающихся шафер - не кто иной, как сам Василий Пукирев.

Этюд к картине "Неравный брак". На обратной стороне надпись: "Писано съ князя Цицiанова»

Мистика картины. 

"Неравный брак" - картина широко известная, однако даже сейчас она продолжает открывать перед нами свои тайны.

В 2020 году исследователи живописи решили более детально всмотреться в это поразительное полотно и обнаружили множество невероятных деталей, многие из которых вызывают почти мистический ужас.

Посмотрите внимательно на этот фрагмент.

Обратите внимание на старуху за правым плечом генерала. Посмотрите, как расплываются ее черты, насколько они не четкие по сравнению с окружающими фигурами. Почему так?

Ответ пугает: старуха не живой человек, она - призрак. Это бывшая жена генерала. С каким презрением и ненавистью она смотрит на него!

Дополнительной жути и символизма придает тот факт, что старуха одета как невеста - у нее на голове свадебный венок и фата.

Еще один интересный факт: на юной невесте не свадебное, а в бальное платье. Ее руки и плечи недопустимо по церковным меркам открыты. Художник неслучайно так "приодел" девушку: этим он подчеркнул, что на этой свадьбе ВСЕ НЕ ТАК, что это ненормальная свадьба. Это свадьба совершается не в церкви Господа, а в церкви Сатаны.

И, как бы осознавая ненормальность происходящего, священник, совершающий обряд венчания, держит свое лицо в тени.

Однако, и это еще не все. На картине присутствует призрак второй мертвой жены генерала.

Черноволосая женщина в свадебном венке прямо за священником - вторая жена генерала. Она гораздо моложе первой, но и ее ждала незавидная участь.

Символика картины понятна - это предсказание: юную девушку ждет беда. К несчастью, так оно и получилось.

Сбывшееся пророчество. 

Вот мы, наконец, добрались до главного. В образе невесты на картине изображена юная Прасковья Варенцова - возлюбленная художника.

О судьбе несчастной невесты долгое время ничего не было известно, пока в 2002 году сотрудники Третьяковской галереи не обнаружили сделанный в 1907 году карандашный рисунок художника В. Сухова, ставший настоящей сенсацией. Вот этот рисунок.

Внизу надпись: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В. Пукирев написал свою известную картину "Неравный брак". Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне».

Так вот, значит, что произошло с печальной красавицей! Супруга богатого генерала закончила свою жизнь в богадельне, оставшись без средств к существованию. Мрачное пророчество сбылось, несчастная девушка присоединилась к сонму обманутых генералом женщин.

Еще одной жертвой "Неравного брака" стал сам художник Василий Пукирев. Нанесенная ему рана так и не заросла: он не женился, был несчастлив и одинок, растратил талант, пил. В 1890 году забытый всеми художник скончался в возрасте 57 лет в унизительной бедности.

Источник: Еще один блог о кино. 

Обновлено 21/09/20 15:19:

По другой версии, озвученной другом художника Сергеем Грибковым и Н. А. Мудрогелем[6], на картине изображена любовная драма самого художника. Причём, Грибков рассказывал и подробности этой истории:
Товарищ и друг В. В. Пукирева с юных дней, он (С. И. Грибков) знал историю картины «Неравный брак» и всю трагедию жизни автора: этот старый важный чиновник — живое лицо. Невеста рядом с ним — портрет невесты В. В. Пукирева, а стоящий со скрещёнными руками — это сам В. В. Пукирев, как живой.

— В. А. Гиляровский. Москва и москвичи
Согласно этой версии прототипом в образе невесты на картине изображена несостоявшееся невеста самого Василия Пукирева[8] — Прасковья Матвеева Варенцова[комм. 3], внучатая племянница княгини Ольги Мироновны Щепиной-Ростовской (урождённой Варенцовой-Тарховской), супруги князя А. И. Щепина-Ростовского[1]. Подтверждение этой версии было получено в 2002 году, когда Государственная Третьяковская галерея приобрела карандашный рисунок 1907 года работы В. Д. Сухова, на котором написано: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В. Пукирев написал свою известную картину „Неравный брак“. Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне»[1].

В образе жениха, по предположению Л. Кац, художник изобразил тверского предводителя дворянства Алексея Марковича Полторацкого, с большим посмертным портретом которого она нашла сходство[9]. На этюде к картине «Голова старика» художник указал, что он писался с князя Цицианова[10], Л. Полозова предположила, что речь идёт о князе Павле Ивановиче Цицианове[2], а Н. П. Сырейщиков утверждает, что голова была написана с повара Владимира Ивановича, служившего в те годы в доме Варенцовых[11]. Кроме того, Л. Полозова считает, что образ, возможно, писался собирательно: фигура и одежда — от Полторацкого, голова, с особенным выражением лица, — от Цицианова, венчик седых волос — от повара Владимира Ивановича[2].

На картине изображены ещё две знакомые художнику личности. Рядом с шафером, изображён друг Пукирева художник Пётр Михайлович Шмельков, по одной из версий и подсказавший автору идею картины[1]. Кроме того, сбоку на картине изображёна голова рамочника Гребенского, обещавшего сделать художнику раму для картины «каких ещё не было»[6].

Блоги

Неравный брак

15:05, 21 сентября 2020

Автор: valerianne

Комменты 123

F

С чего вообще все решили, что женщины в венках? Вообще в это время было очень модно украшать волосы искуственными цветами и даже фруктами. Искусственными цветами украшались и поля шляпок изнутри, так что лицо женщины оказывалось как бы в окружении цветов. А женщины в церкви, и просто в публичном месте обязаны были быть в шляпке.

A

А вот мнение Александра Бенуа об этой картине: "В этом же духе написана и другая знаменитая картина того времени, явившаяся три года спустя после волковского «Обручения»: «Неравный брак» Пукирева, художника, также очень скоро затем сошедшего со сцены. Впрочем, вообще тенденциозная иллюстрация жизни высших сословий уже из цензурных соображений только и допускалась в виде таких, так сказать, «частных» анекдотов. Нельзя же было прямо изобразить генерала, занятого получением взяток или пирующего в дебоширской компании, но можно было изобразить того же отвратительного генерала, разбогатевшего и истощенного развратом, в ту минуту, когда он сочетается браком с прекрасной, но несчастной девушкой, сердце которой уже принадлежит «честному и независимому, а потому и бедному» молодому человеку. Это было частным семейным делом «генерала» и вовсе не касалось его общественного положения. Художникам оставалось изобразить «генерала» нарочито уродливым и отвратительным и предоставить затем зрителям считывать с его подлых глаз, с его кривой ужимки рта и с его надменно вытянутой осанки всю мерзость его и догадываться, на что вообще такой человек способен. Расчет был совершенно верный. Публика, наловчившаяся в те времена все понимать с полуслова, считывала самые замысловатые вещи с картин и оставалась за то несказанно благодарной художникам. Нас теперь приторно-сладкая картина Пукирева, равно как и «Обручение» Волкова, вряд ли может трогать. Она только любопытна по своей безмерной наивности и подстроенности."

Аватар

Очень интересно, спасибо)

M

У меня вопрос к тем, кто хорошо знает социальные реалии того времени: могла ли девушка сама выйти за художника против воли родителей ну или сбежать с ним и потом обвенчаться? Какие бы были последствия в обоих случаях?

M

Какой замечательный пост, спасибо. Даже не зная истории написания, картина оставляет впечатление на всю жизнь

Подождите...