На склоне лет королева детектива вспоминала: «Я с восторгом вдыхала этот запах серы, так не похожий на запах парохода, немножко маслянистый, легкий, далекий - запах, который меня всегда угнетал, потому что обещал морскую болезнь. А поезд - большой торопливый поезд, шумный, дружеский, со своим пузатым пыхтящим паровозом, выбрасывающим к небу облака пара, как будто говорящий мне: «Надо ехать, надо, надо ехать!» - поезд - это друг. Всю жизнь я мечтала проехаться в «Восточном экспрессе». Часто, направляясь во Францию, Испанию или Италию, я видела его в Кале. И мне всегда хотелось сесть в него. «Симплон - Милан - Белград - Стамбул»...» Но то были лишь мимолетные встречи. А судьбоносное знакомство 1928 года - еще впереди. И до и после леди Кристи множество людей попадались на этот крючок. «Папа» Orient-Express, инженер Жорж Нагельмакерс, умел продавать свой товар.

Название «Восточный экспресс» отлично передает суть и приковывает внимание. Восток всегда ассоциируется с тайной, волшебством. Кто знает, не умчит ли он пассажиров в зачарованное место, где летают ковры-самолеты, журчат фонтаны и цветут диковинные цветы? «... Если эта идея привлекает вас и вы не боитесь пуститься в путешествие длиной в две тысячи километров, движимые одной только энергией пара, мы будем рады, если вы присоединитесь к нам во вторник 10 октября. В среду ночью мы предполагаем быть в Вене...» - письма такого содержания получили в начале осени 1883 года сорок богатых и знаменитых, избранных Нагельмакерсом. Они должны были стать свидетелями его триумфа - первого рейса «Восточного экспресса».

...«Вагон сильно дернулся... Они припали к окну, вглядываясь в темноту длинного перрона, наблюдая, как мимо них медленно проплывают тусклые станционные огни. «Восточный экспресс» отправился в свой трехдневный путь через всю Европу...» (А. Кристи «Убийство в Восточном экспрессе»).

Маршруты "Восточного экспресса"

Жорж Нагельмакерс, тот, кто придумал "Ориент-экспресс" Идею «Восточного экспресса» Нагельмакерсу навеяли составы, придуманные американцем Джоном Пульманом, - чтобы пересекать Соединенные Штаты со всеми удобствами катящихся по рельсам гостиниц. Рельсы уже объединили Северную Америку. Теперь очередь за Европой, решил Нагельмакерс и, вооружившись эскизами и расчетами Пульмана, а также заручившись поддержкой короля Бельгии Леопольда II, основал Compagnie Internationale des Wagon-Lits et des Grands Express Europeens - «Международную компанию спальных вагонов». «До сих пор состоятельные любители приключений, если у них выпала пара свободных недель, отправлялись в лес Фонтенбло или к Ла-Маншу. Теперь они едут в Константинополь», - писал корреспондент «Фигаро», один из участников самого первого рейса 1883 года.

Жорж Нагельмакерс вознамерился создать не просто поезд, а уютный мирок, из которого пассажиры просто не могут найти выхода, запутавшись в занавесках генуэзского бархата, задохнувшись в ароматах haute cuisine («высокая кухня»). В ход пошло все - кожа из Кордовы, красное дерево, итальянский велюр, столовое серебро. Все это великолепие озаряли хрустальные газовые рожки. За короткое время была проделана титаническая работа - создана новая инфраструктура, станции, вокзалы, мосты. Wagons-Lits владела не только поездами, но и целой сетью отелей в стиле Orient-Express. После всей роскоши, которую пассажиры вкушали «на борту» поезда, им требовалась некоторая помощь, чтобы вернуться к реальности. Лучшие отели Каира, Константинополя, Остенда, Монте-Карло, Парижа и Лиссабона взяли на себя эту миссию

В 1901 году, когда умерла английская королева Виктория, «Восточный экспресс» оказался заполнен королями, принцами, царями, герцогами и князьями, в который раз оправдав свое прозвище - «Поезд монархов». Все они, отправляясь на траурную церемонию, предпочли воспользоваться этим видом транспорта. Перед персоналом сразу встала проблема соблюдения протокола. Было очень трудно определить, кто из королей или принцев имеет право проходить по вагону другого, а кто - нет. Что касалось самых титулованных пассажиров, то по их коридору не имел права проходить никто, что, безусловно, создавало определенные трудности. Поезд не раз спасал жизнь своих пассажиров. Так, свергнутый король Румынии бежал из своей страны именно на «Восточном экспрессе». А армянского нефтяного магната Гульбенкяна «Ориент» спас от гнева турецкого паши. Всю дорогу из Стамбула в Европу Гульбенкян прятал в купе своего сына, завернутого в персидский ковер.

После Первой мировой казалось, что Европе уже никогда не стать прежней. Большинство вагонов подвижного состава «Восточного экспресса» оказалась утерянным. Но компания Wagons-Lits не дремала. Люди должны воспрянуть духом, осознать, что мир наконец наступил. И помочь в этом должен «Восточный экспресс». «Нет слов, кухня была отменной. Лишь когда они наконец перешли к нежному сыру, собеседник Пуаро позволил себе отвлечься от еды. Он был в той степени сытости, когда обычно уже тянет пофилософствовать. «Обладай я гением Бальзака, - вздохнул он, - я описал бы все это!» - повел он рукою вокруг». (А. Кристи «Убийство в Восточном экспрессе»).

Роскошнее «Восточного экспресса» мог быть только сам «Восточный экспресс». Новый, возрожденный. Приглашенные компанией Wagons-Lits знаменитые дизайнеры, в том числе Рене Лалик, взялись за создание шедевра «ар-деко». Такое не снилось даже покойному Жоржу Нагельмакерсу. Лалик сотворил и подарил «Восточному экспрессу» сказочное стеклянное панно, обилие бронзовых украшений и знаменитые розовые абажуры. На стенах висели акварели Делакруа, к услугам читающей публики была библиотека. Отдельного внимания заслуживал ресторан в стиле салонов времен Людовика XV. «Ориент экспресс» был раем для гурманов. «Еда здесь, надо признать, удивительно хороша», - замечал Эркюль Пуаро, знавший в этом толк. Доходило до того, что люди специально садились на поезд в Базеле, обедали и выходили в Инсбруке. Пока пассажиры наслаждались ужином, стюарды превращали их купе из гостиной в спальню и ставили возле кровати ночные туфли. В экспрессе, как в старинном замке, имелось свое приведение - некий джентльмен средних лет в костюме бежевого цвета, который занимался всем, чем положено заниматься добропорядочному приведению, то есть возникал ниоткуда, проходил сквозь стены и исчезал...

В 1933 году Агата Кристи пишет свой самый знаменитый роман «Убийство в Восточном экспрессе». Сюжет ей подсказало происшествие, имевшее место в январе 1929-го года, когда экспресс застрял в восьмидесяти километрах от Стамбула из-за снежной бури. Когда температура упала до минус двадцати пяти, пассажиры предприняли попытку пробиться сквозь заносы, но это было невозможно. Вагон-ресторан не работал, и двое пассажиров, вооружившись револьверами, отправились на охоту. Удача улыбнулась им - они подстрелили на ужин волка. Турецким властям понадобилось пять дней, чтобы вызволить людей из снежного плена. Самой Агаты Кристи в этом рейсе не было, но о нем много писали в газетах, так что она легко могла представить, как все было на самом деле. Писательница отлично знала устройство поезда, и это дало ей возможность загадать одну из своих самых удачных загадок. Снеговые завалы, задержавшие поезд, по сюжету спутают карты двенадцати убийцам. Поезд с его совершенно закрытым пространством сам уже являлся как бы персонажем книги. Редко в каком-нибудь романе королевы детектива все расписывалось с такими подробностями. Очаровав Агату-пассажирку своими почти что театральными декорациями, «Ориент» подстегнул воображение Агаты-писательницы. Сама детективщица не собиралась упоминать «Восточный экспресс» в заголовке романа, но на этом настоял ее издатель. Роман приобрел бешеную популярность, а с ним и сам «Восточный экспресс», хотя, казалось бы, куда уж больше...

А вот Грэм Грин, в отличие от скромной Агаты, специально использовал название поезда в заголовках своих романов, дабы они лучше продавались. За основу для одного из них он взял еще более экстремальное происшествие, случившееся с экспрессом осенью 1931 года. Вечером 21 сентября «Ориент», как обычно отправился из Будапешта в Париж. Вскоре после отъезда, когда поезд проходил по высокому виадуку, в одном из вагонов произошел взрыв. 20 человек погибли на месте, 120 были тяжело ранены. Среди оставшихся в живых была актриса «Мулен-Руж» Жозефина Бейкер, знаменитая «черная лилия». Пока к виадуку спешила помощь, она успокаивала оказавшихся в ловушке перепуганных людей импровизированным концертом. Виновником случившегося оказался профашистски настроенный офицер венгерской армии. Он заявил, что хотел таким образом проучить разъезжающих в роскошных вагонах праздных атеистов, а заодно освободить мир от коммунизма.

(4) "Экспресс" застрял из-за снежной бури. 1929 год (5) Гитлер провожает Муссолини в вагоне "Ориент-экспресса". 1937 год (6) Жозефина Бейкер, солистка "Мулен-Руж", оставшаяся в живых после страшного взрыва в вагоне. 1931 год Экспрессу не суждено было пережить Вторую мировую. Но в 1974 году "Ориент-экспресс" в который раз воскрес. на этот раз на экране, когда режиссер Синди Люмет снял свое "Убийство в Восточном экспрессе". Съемки проходили в настоящих вагонах «Ориента», но Люмету удалось отыскать только два - купейный и вагон-ресторан. Это действительно были раритеты. Оба вагона были 1920-х годов выпуска, оба курсировали до 1939 года между Лондоном и Венецией.

...Агата Кристи не успела увидеть возрожденный «Ориент». Последнее свое путешествие на Восток они с Максом совершили в 1960 году - уже не на «Восточном экспрессе». «Жаль, что сегодня уже никто не относится к паровозу как к другу», - вздыхала седая леди Агата (королевой ей было пожаловано дворянство). По ее словам, одним из самых дорогих ее воспоминаний была остановка «Восточного экспресса» у Киликийских ворот в вечерней тишине, которые оказались для нее воротами в новую жизнь. В январе 1976 года королева детектива сошла на той станции, которая рано или поздно ожидает всех.

Художник Фрэнсис Бэкон наслаждается поездкой в "Orient-Express"

Круэлла Де Вилль тоже путешествует на "Восточном экспрессе"!

Твигги в вагоне "Orient-Express" ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ПАССАЖИРУ Обслуживание «на борту» строится по принципу «все включено». - В поезде ныне существует три типа купе - двухместное с диваном-кроватью, двухместное с кроватями на двух уровнях и сьют со спальней и гостиной. - Ванной комнаты в купе вы не найдете, только умывальник. Купе - точная копия старых, на рубеже веков ванн в «Ориенте» не было - Завтрак по традиции сервируется в купе, ланч и ужин проходят в ресторанах - Их в «Восточном экспрессе» три: «Лалик», «Китайский» и «Северная Звезда». - Будьте готовы к тому, что за алкогольные напитки придется заплатить - они не входят в стоимость билета. Цены на билеты варьируются в зависимости от класса купе и времени гола. - Маршрут до Стамбула (6 дней, 5 ночей) обойдется приблизительно в 5000 евро. - Более короткий вариант - Лондон - Париж - Венеция (2 дня, 1 ночь) - стоить будут около 2000 евро. - Существуют также однодневные поездки по Британии с посещением какой-нибудь достопримечательности - всего за 250-400 евро. - В стоимость билета обязательно входит посещение музеев. В повседневные обязанности стюарда входит встретить пассажира, проводить его до купе, позаботиться о паспорте для таможни, утром - сервировать завтрак, вечером - превратить купе из гостиной в спальню. Правда, ночных туфель у кровати в «Ориенте» больше не ставят. Каждое утро вас будет посещать метрдотель, чтобы получить распоряжения относительно ланча и ужина. К привычному набору «Ориента» - библиотека, рестораны, салон, клуб - ныне прибавился бутик, где можно купить сувениры с символикой компании Wagons-Lits. А также все, что может понадобиться путешественнику, то есть зонты, портфели, дорожные фляги, наборы ручек, несессеры и портмоне.

Подпишитесь на наш
Блоги

Orient-Express

13:59, 9 августа 2010

Автор: Misery

Комменты 12

Аватар

Спасибо за пост!! Неделю назад перечитала " Убийство в Восточном Экспрессе" и надо же, тут как тут Ваш пост, вот здорово!)) У меня есть мечта- это прокатиться в таком поезде и на пароходе такого же шикарного уровня, эх...

Аватар

Спасибо за пост..Я обожаю Агату Кристи! И наврное, буду собирать деньги на путешествие на этом поезде :)))

Аватар

как же я люблю эту роскошь !!_) вот бы там оказаться, пахнет чудесно наверное;)) а вы знаете какие-нибудь фильмы на эту тему??)

Аватар

она была женщиной, он был поездом - гениально! на улице идёт дождь, а у нас идёт концерт. Пролетают дни, пробегают коты. и да - спасибо за пост

Аватар

здорово,превосходно!!! вот бы побывать там)))

Подождите...