В посте про запрет обрезания в Судане опять мелькнула тема, что вот раньше мужчины были рыцарями, не то, что сейчас, а мы сами избаловали мужчин - и прочая, прочая.

Этот устойчивый миф отчего-то поселился в наших головах надолго. Романтизация рыцарства, культ Прекрасной Дамы, недолго существовавший в Европе, опять же благородные дворяне - и прочие прелести, о которых мы слышим, внезапно превратились в культ джентльменства, который выражается нынче в том, чтобы открыть даме дверь и помочь донести сумки. В итоге примерно в каждой теме о феминизме мы слышим о том, что женщины берут власть в свои руки, потому мужчинам не нужно напрягаться, а вот раньше-то мужчины были оооо, не то, что сейчас, нормального мужчину днем с огнем не найти. Подразумевается, что когда-то, видимо, был золотой век рыцарства, когда большинство мужчин были идеальны. Ну, то есть, чтобы мы, женщины, могли спустить в унитаз и избаловать идеальных мужчин, должна была быть эпоха, когда мужчины заботились о женщинах, уважали, не унижали, носили на руках, боролись за них и были неизменно галантны и влюблены. Но о какой эпохе идет речь? Когда было это прекрасное время?

Вот, например, в том посте ссылались на Елену Троянскую, мол, из-за нее даже воевали.  Но Елена - плохой пример. Она - дитя изнасилования Зевсом Леды.  В десятилетнем возрасте ее похитили у родителей, похитители разыграли ее между собой, победил Тесей и сделал ее своей женой. Она забеременела, родила девочку. Потом ее выкрали обратно и выдали замуж за другого человека - родила еще двоих детей. Из этого замужества ее похитил Парис. После войны она вернулась к Менелаю, а далее трагически погибла. Не думаю, что кто-то ищет похожую судьбу.

Или, например, Средние века. Ведь тогда был культ Прекрасной Дамы!  Однако, не все было так просто. Средневековье знает два полярных взгляда на положение жен­щины — женщина предстает либо воплощением греховности, она изначально порочна; либо в образе святой небесной красоты, Культ Прекрасной Дамы является ее земной разновидностью. Поразительно, что такие разные культурные миры существо­ вали в одной эпохе параллельно, не пересекаясь друг с другом. В период Средневековья женщина занимает второстепенное, подчиненное положение. Отношение к ней общества закреплено в догматах христианской религии. Основные черты морали, гос­подствовавшей в средневековом обществе: аскетический и а­сексуальный идеал, превосходство мужчины над женщиной. Поскольку «плоть» являлась вместилищем зла, а женщина — носительницей греховного соблазна, «вне закона» оказывалась вся сфера эротического. Идеал, к которому нужно стремиться, — абсолютное воздержание, девственность, так называемый «духов­ный брак».

Западноевропейские представления об «идеале женщины» мало чем отличались от бытовавших на Руси. Так же считалась обязательной покорность сначала отцу, а затем, после вступления в брак – супругу. Давались и особые рекомендации по воспитанию девочек. Почти все авторы средневековых дидактических произведений отмечали скромность, стыдливость, целомудрие как необходимые для девочки качества. В известных педагогических сочинениях XIII века Эгидия Римского и Винцента из Бове предлагались такие способы воспитания целомудрия и стыдливости в дочери: отец должен пристально следить, чтобы она все время сидела дома, не ходила в гости, на представления, танцы и даже не вступала ни с кем в разговоры вне дома. Для правильного воспитания девочки считалось нужным оберегать ее и от излишеств в пище, сне, ношении украшений и т.д. В одном из произведений писалось "Дочь всегда должна испытывать голод — в той мере, чтобы сразу после еды быть в состоянии читать или молиться; девочка должна регулярно вставать для молитвы ночью" . 


При этом в крупных поместьях начиная с VI в. имелись так называемые «голубятни» — дома служанок, удовлетворявших специфические запросы сеньоров. В течение всего Средневековья существует конкубинат. Собор в Толедо в 400 г. разрешил его, рассматривая как постоянный внебрачный союз либо как неоформленный брак. Конкубинатом активно пользовалось духовенство, которому был запрещен офи­циальный брак. Только в XVI в. светские власти положили конец данному институту.

Полагаю, те, кто мечтает о рыцарях, всегда представляет себя на месте Дамы, но уж никак не на месте служанок.  Однако, на самом деле благородная и/или богатая прослойка населения всегда была куда меньше основной - крестьянской.  

Брачный возраст, официально установленный церковью, был 12 лет для девочек и 14 лет для мальчиков. Реальный же брачный возраст зависел и от социальной принадлежности и от региона проживания. Здесь можно проследить разницу с положением на русских землях: если на Руси крестьянских дочерей выдавали замуж рано (но не так как в знатных семьях), то в Западной Европе, по некоторым сведениям, крестьянки могли откладывать брак и до 30 лет – пока сами не заработают на приданое (впрочем, это более характерно для позднего Средневековья). То же касалось и простых горожанок. На Руси невеста в 20 лет считалась уже «перестарком».



Наиболее остро негативное отношение к женщине проявлялось в открытых женоненавистнических суждениях, которые чаще всего принадлежали перу монахов. Например, в сочинении "Зерцало мирян" сказано: "Женщина есть смущение мужчины, ненасытное животное, постоянное беспокойство, непрерывная борьба, повседневный ущерб, буря в доме, препятствие к исполнению обязанностей. Нужно избегать женщину, во-первых, потому, что она запутывает мужчину, во-вторых, потому, что она оскверняет его, в-третьих, потому, что она лишает его имущества" . Несмотря на распространение культа Девы Марии, материнство все же не считалось чем-либо, придающим особое уважение женщине. Так, например, описан случай с женой короля Людовика «Святого» Он взял с собой жену в крестовый поход, во время которого — в разгар военной кампании — она забеременела. Когда король попал в плен к египтянам, его жена, находившаяся на девятом месяце, собирала выкуп, дабы его вызволить. И ее положение никого не интересовало. Если так относились к матери будущего наследника престола, то можно представить себе отношение к простой крестьянке или горожанке. 

Надо понимать, что женщине доказать изнасилование было практически невозможно. А даже если оно и бывало доказано, то наказание было не слишком жестоким по отношению к мужчине.  Давайте посмотрим, например, на эпоху раннего барокко. Показательна ситуация Артемизии Джентилески, итальянской художницы. Ее отец отправил в обучение к художнику Агостино Тасси. Тот ее изнасиловал и не раз - девочка была у него в обучении не одну неделю. Отец Артемизии подал на Тасси в суд, когда узнал, что тот женат и дочку в жены взять уже не может. В течение 7 месяцев шло разбирательство по делу об изнасиловании, в ходе этого разбирательства Артемизию пытали, чтобы выяснить, не наговаривает ли она на доброго человека, но она не отказалась от своих показаний. Тасси признали виновным. И приговорили к году тюрьмы. При этом он ранее обвинялся в изнасиловании своей невестки и одной из его прежних жён, а нынешняя жена некоторое время числилась пропавшей без вести, и считалось, что Тасси нанял бандитов, чтобы убить её. Тем не менее ему дали всего год, а позднее его приговор был и вовсе аннулирован. Говорят, что картина Артемизии "Юдифь, обезглавливающая Олоферна"  несет в себе все эмоции художницы по поводу этого эпизода ее жизни. 



Как вы понимаете, чем ближе к нынешнему времени мы продвигаемся, тем мягче становится отношение к женщине. Но при этом рыцари и джентльмены в больших количествах не появляются ни в одной эпохе, по крайней мере в том виде, в котором их фантазируют себе трепетные барышни, впечатленные Айвенго. 

Так все же, где были те мужчины, которых мы упустили? Те поколения галантных, заботливых и уважающих женщину мужчин? Были ли они, или мы еще только идем к ним?

Подпишитесь на наш
Блоги

Были люди в наше время, не то, что нынешнее племя

15:45, 4 мая 2020

Автор: lisenok

Комменты 132

M

Очевидно одно - из-за каких-то неведомых причин женщина была создана физически слабее мужчины. И только из-за этого столько веков подвергается насилию - физическому и моральному. Мужчина сильнее и поэтому он был прав. Сейчас наступает торжество закона, который способен, наконец, помочь женщине обрести справедливость. Окончательное равноправие наступит только тогда, когда эти законы начнут реально работать, по крайней мере в наших странах

Аватар

Классный пост, отрезвляющий. Спасибо автору. Как раз вчера обсуждали, что мужчины, якобы, измельчали - безответственные, бесхребетные, без капли благородства. На самом деле, как ни печально осознавать, это, говоря математическим языком «нормальное распределение». Есть подлецы, есть джентельмены, и есть очень большая, основная, масса «между», часть из которых ближе к одной крайности, часть к другой.

M

Спасибо за пост. Познавательно. К слову, если раньше, большинство мужчин хотели мальчиков, то теперь девочки в фаворе,(в моем окружении) удивительно.

Аватар

И нашим прапрапра- бабушкам, жившим в России еще повезло! Еще до Петра они могли становиться наследницами и получать имущество мужей, а то и отцов. Не всегда, не везде, но прецеденты были. А Петр под горячую руку эмансипировал всех - дал девушкам-дворянкам почти равные права с братьями, т.е. они имели тот же статус/титул, могли наследовать и своим приданым распоряжаться. Потом в течение 18 века каждый российский монарх добавлял еще прав и к 19 веку они были не только у дворянок, но и купчих, а там дело и до мещанок дошло. Разумеется, владение имуществом - это еще не все, но это большой аргумент к независимости от "рыцарей в сверкающих доспехах". В России не было историй а-ля "Гордость и предрассудки" и "Аббатство Даунтон", когда все имущество должен наследовать какой-то дальний родственник мужского пола, а вдова и дочери оставались на бобах.

K

Разве у Елены был такой конец, есть несколько вариантов, насколько я помню мифологию.

Подождите...