На этой неделе у Института скорой помощи им. Н. В. Склифосовского годовщина – сто лет назад, 15 октября 1919 года, на базе бывшей Шереметевской больницы была образована Центральная больница неотложной помощи, которую в день пятилетия советского здравоохранения, 23 июля 1923 года, переименовали в Институт скорой помощи им. Н. В. Склифосовского. Это напомнило мне историю о той, благодаря которой вообще появилась та самая Шереметевская больница.  

Началась эта история, когда в 1788 году граф Николай Шереметев унаследовал усадьбу Останкино, а спустя несколько лет переместил туда крепостной театр, созданный его отцом Петром, в новое здание. Это был не какой-то самодельный театр, здесь все было по-настоящему. Крепостных обучали сценическому искусству сильные педагоги того времени - драматург, актёр Пётр Плавильщиков и актер, предприниматель Сила Сандунов (это он открыл те самые Сандуновские бани на углу Неглинной); балету учили балетмейстеры из Франции и Италии, пению обучали итальянцы, игре на музыкальных инструментах — немцы. Кроме того, крепостные изучали иностранные языки. Целыми днями они то и делали, что репетировали и занимались с учителями, а если ленились, их наказывали — давали им из еды только хлеб да воду, или ставили на колени. 

Коллектив состоял из 200 крепостных. Репертуар театра включал в себя 100 постановок: оперы итальянских, русских, французских авторов; балеты, комедии, лирические трагедии. Зрители поражались роскошностью и изобилием сценографии. Интересно, что на зиму театр переезжал в Москву на Никольскую улицу.

Среди актрис крепостного театра выделялась Прасковья Ковалева-Жемчугова. В театре существовал обычай присвоения артистам имён по названию драгоценных камней. На сцене выступали: Татьяна Шлыкова-Гранатова, Фекла Урусова-Бирюзова, Кузьма Деулин-Сердоликов, Анна Буянова-Изумрудова и т.д. Дочь кузнеца Параша (так называли Прасковью), попавшая в театр Шереметева в 7-летнем возрасте, обладала красивым лирико-драматическим сопрано, хорошо играла на клавесине и арфе, была выучена итальянскому и французскому языкам.

Сама Екатерина II была так очарована талантом юной актрисы, что подарила ей алмазный перстень. Неудивительно, что граф Шереметев потерял голову и вопреки всем правилам женился на своей крепостной актрисе, что было неслыханной дерзостью в те времена. Этой необыкновенной паре посвящена книга Анатолия Рогова "Шереметев и Жемчугова". "В России не было истории любви светлей и печальней, чем любовь великой крепостной актрисы Прасковьи Жемчуговой и ее "хозяина" графа Николая Шереметева" - написано в предисловии.

Прасковья писала стихи, и энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона даже называет ее «первой русской поэтессой из крестьянства». Считается, что это Прасковья написала песню «Вечор поздно из лесочка» по мотивам ее знакомства с будущем мужем – графом Шереметвым.

Вечор поздно из лесочка,
Я коров домой гнала.
Вниз спустилась к ручеечку,
Близ зеленого лужка.

Слышу, вижу — едет барин
С поля на буланой лошади,
Две собачки впереди,
Да два лакея позади.

Со мной барин поравнялся,
Бросил взгляд свой на меня,
Бросил взгляд свой на меня,
Да стал расспрашивать меня:

Ты скажи, моя красотка,
Из которого селами".
Вашей милости крестьянка, —
Отвечала ему я.
Отвечала я ему,
Да, господину своему.

"Не тебя ль, моя красотка,
Не к тому ты рождена!
Ты со вечера — крестьянка,
Завтра — будешь госпожа".

Как в Успенском во соборе
В большой колокол звонят, —
Нашу бедную крестьянку
Венчать с барином хотят.

Так вот именно по желанию Прасковьи на Сухаревке была построена больница-приют для нищих и калек, на базе которой в 1923 году был организован Институт неотложной помощи имени Склифосовского.

К сожалению, Прасковья умерла через три недели после рождения сына(( Ей было всего 34 года. 

А дальше у меня мистическая история, связанная с молодой графиней Шереметевой и старухой-ясновидящей. Может, это просто байка, но кто знает, было ли это на самом деле или это просто выдуманная страшилка?

Когда-то я жила на ВДНХ и много читала об этом районе. Мне было немножко не по себе, когда из одной книги о мистической Москве узнала, что раньше этот район Останкино был излюбленным местом любителей черной магии, поэтому здесь и устроили кладбище для самоубийц (вроде бы отсюда и название района от слова «останки», хотя, по другой версии, оно произошло от имени первопоселенца Осташа или Остана). Позже графы Шереметевы построили тут усадьбу и домашний театр. В той самой книге прочитала, что крепостным актрисам жилось невесело: они болели чахоткой, их пороли розгами, и многие из них топились в здешних прудах, отчего их прозвали «актеркиными». Теперь здесь стоит жилой дом и малое здание Телецентра.

Страшные легенды об Останкино появились еще в 16-ом веке. В 1558 году владельцем села Останкинское был боярин Алексей Сатин. Однажды к нему явилась горбатая старуха с клюкой и предупредила, чтобы он не распахивал землю, не тревожил останки древнего люда, но тот лишь рассмеялся в ответ, не послушал ее, а через несколько дней был схвачен и казнен по приказу Ивана Грозного.

В 18-ом веке во владение Останкинским имением вступил граф Шереметев. Его дворец был знаменит великолепными приемами, и одним из его гостей был сам император Павел I. По легенде старуха явилась и к нему, предсказав, что до весны он вряд ли доживет (он был задушен в ночь на 12 марта 1801 г).

А Александру II 18 августа 1856 года во время его посещения села Останкино бабка-колдунья якобы предсказала, что править он будет 25 лет, а потом его погубит безбожник. В марте 1881 предсказание сбылось - бомба революционера-народовольца взорвала карету императора.

На каком-то форуме, решив использовать эти истории в своем мистическом романе, прочитала, что якобы эту старуху видели и перед пожаром Останкинской башни в 2000 году. Как будто бы она предупреждала о пожаре. 

Так вот, говорят, свое зловещее предсказание старуха посвятила и жене графа Шереметева.

Однажды Прасковья, будучи беременной, повстречала эту самую старую предсказательницу. Та предупредила молодую графиню «Сегодня ты получила две пьесы. Не берись сразу за две роли. И там, и там ты хочешь играть покойниц, а где две покойницы на сцене – быть третьей на яву». В то время Прасковья репетировала две роли: Офелию и Клеопатру. Но зрители так и не увидели этих постановок: графиня умерла через несколько дней после рождения сына.
После ее смерти якобы и наступил пик самоубийств в останкинской труппе, когда актрисы стали топиться в прудах, ставшими в народе Актеркиными.

Вот такая легенда. А вы верите в подобные мистические истории?))

Подпишитесь на наш
Блоги

Жемчужина Шереметьевского театра

18:00, 18 октября 2019

Автор: AdrianaSuvorova1

Комменты 27

Аватар

Это наверно ужасно, идеально знать французский и итальянский языки, литературу, но при всем этим оставаться абсолютно бесправным и не распоряжаться своей жизнью.

Аватар

Так ведь сколько таких историй, взять хотя бы графа Аракчеева и его возлюбленную Настасью Шуйскую (Минкину) , в селе Грузино Новгородской области даже речка есть, называется Выйка, то есть Вы и Я, по легенде граф так назвал речку в честь себя и Настасьи, тоже интересная история любви!

Аватар

Хеллоуин близко, начинаются истории

Аватар

Раньше, когда читала про эту романтическую историю, и не думала анализировать. Все как-то верилось в любовь и романтику. Сейчас посмотрела, Шереметьев женился на Жемчуговой в 50 лет, а ей было 33 года. Если она с 7 лет в театре, и все эти годы была крепостной Шереметьевых, он ее видел долгие годы, прежде чем жениться на уже женщине в летах по тем временам. Раньше я что-то думала, что это у них было по молодости. А там уже все были взрослые и пожившие.

Аватар

Это только кажется, что история романтическая. На самом деле граф охотно пользовал многих своих крепостных актрис. И даже когда Прасковья уже стала его фавориткой, она продолжала жить в скромной комнатке и получать такое же содержание, что и остальные актрисы. Да и в браке она была всего полтора-два года (( Да и вообще, все подобные истории сомнительные. Ну какая там любовь у рабыни к хозяину, куда ей деваться. Потом, может, привыкла, привязалась, но изначально это все очень печально

Подождите...