За что казнили ведьм

Image result for ведьма инквизиция

Прослыть ведьмой в Средние века было чрезвычайно просто. И ныне кажутся просто идиотизмом многие обвинения в колдовстве по которым женщин отправляли на костер.

На происки ведьм списывали все природные катаклизмы и неудачи в делах. И, кажется, возникла идея – чем больше ведьм истребить, тем больше счастья привалит всем оставшимся людям.

«Охота на ведьм» может трактоваться только как эффективное репрессивное средство социального контроля, как массированное применение прямого насилия с целью обуздания потенциальной женской активности и сохранения мужского господства в условиях резких перемен.

«Плачущая женщина притворяется. Задумчивая женщина грезит о дурном».

Дознание о ведьмовстве. Пытка.

Средневековая охота на ведьм стоила жизни 100000 европейских женщин. Вначале их преследовала церковь. Затем подключилось государство. И в конце концов дело дошло до неконтролируемой «народной инициативы».

Святая инквизиция или же, условно говоря, католический трибунал была учреждена в 1215 году папой Иннокентием III для борьбы с ересями. И более века инквизиторы, как и было предписано в «учредительных документах», честно боролись с альбигойцами, катарами, манихеями, вальденсами и другими вольнодумцами, пытавшимися раскачать стройное здание католической доктрины.

Однако в начале XIV века инквизиция заинтересовалась ведьмами. И этот интерес постоянно возрастал и возрастал. Достиг такого размаха, что охоту на ведьм вполне можно считать «женским холокостом».

 В первую очередь казнили тех, кто выделялся среди горожан красотой, богатством, должностью или хорошим образованием. 

Социологи говорят о нескольких механизмах переключения внимания с еретиков на ведьм. Но, думается, главной причиной является целибат — безбрачие не только католических монахов, но и священников.

Разумеется, многие на этот обет плевали, проживая во грехе. Но подавляющее большинство католического духовенства мужественно усмиряло плоть. А для таковых вполне естественна мысль о том, что если женщина вызывает преступное томление духа, то она — ведьма. И что ведьмы среди женщин преобладают. Да и вообще, как было принято считать в средневековой Европе, — женщина является сосудом греха.

Image result for ведьма инквизиция

 Фома Аквинский, один из идейных вдохновителей демонологии, предельно категорично интерпретирует слова апостола Павла — «Я не позволю женщине поучать и управлять мужчиной». Не отстаёт от него и Св. Августин — «И как в его душе одна сторона рассуждает и приказывает, а другая повинуется и подчиняется, так создана телесно для мужа и женщина». Учёные мужи с удивительной настойчивостью проецируют на женщин собственную похоть и развращённость. Обращаясь к женщине, Тертуллиан говорит — «Ты должна всегда пребывать в трауре, лохмотьях и раскаянии, чтобы искупить вину свою за погибель рода человеческого… Женщина, ты врата дьявола, ты первая прикоснулась к древу Сатаны и нарушила божественный закон». В «Моногамии» он с отвращением упоминает о приступах тошноты во время беременности; о кормлении грудью и прискорбных изменениях женской фигуры после родов [1].

Одон, аббат де Клюни (X в.) пишет:

«Физическая красота остается чисто внешней. Если бы мужчина увидел женщину изнутри, это вызвало бы у него отвращение. Мы кончиком пальца не можем дотронуться до плевка или навоза. Так как же можно поцеловать целый мешок с нечистотами?»

Марборд, епископ в Рене, затем монах в Анжере (XI в.), предупреждает:

«Среди неисчислимых ловушек, искусно расставленных врагом нашим по долам и горам, самой опасной и неизбежной является женщина, лоза, родящая несчастья, корень всех пороков, зачинщица всех мировых склок… Женщина — это нежное зло, свеча и ад, медоточивым кинжалом пронзающая сердце даже святого»

Image result for ведьма инквизиция

И инквизиция по-своему смотрит на то, почему сети её улавливали больше ведьм, нежели ведунов, и обстоятельное изложение её взглядов в Молоте Ведьм явилось добавочной причиной того, что в полный расцвет процессов о ведовстве жертвами их оказывались почти исключительно женщины. Суд, — так говорила устами Шпренгера и Инститора средневековая монашеская премудрость, — конечно, по таким делам скорее должен давать ход доносу на женщину, чем на мужчину, ибо склонность к подобным преступлениям глубоко коренится в женской природе:

«Если бы не женская извращённость, мир был бы свободен от множества опасностей».

Желание превентивно искоренить гипотетическую женскую самостоятельность, страх потерять рабыню открыто читается в проповедях того времени:

«Нужно подмести в доме? Да? Так пусть она метёт пол. Нужно почистить горшки? Пусть она их чистит. Нужно просеять муку? Так пусть она просеивает, заставь её просеивать. Накопилась стирка? Так пусть она всё выстирает. Но для этого есть служанка! Не важно, что есть служанка, заставь жену работать не по нужде, а для того, чтобы занять её время. Пусть она присматривает за детьми, стирает пелёнки и всё прочее. Если ты не приучишь её всё делать, она так и останется куском плоти и больше ничем. Как только ты дашь ей передохнуть, она прилипнет к окну и неизвестно, что ей придёт в голову» (св. Бернарден из Сьенны)

Кстати, существует и еще одна причина переноса внимания инквизиции с еретиков на ведьм. Дело в том, что противоеретические суды воспринимались зачастую как суды политические, как расправа с инакомыслящими. И это порой провоцировало вспышки антиинквизиционных бунтов, весьма мощных и кровопролитных.

Появились «профессиональные охотники» на ведьм, которые тем не менее не обладали никакими полномочиями. Самый известный из них — англичанин Мэтью Хопкинс. В 1645 году он ощутил в себе дар безошибочно узнавать ведьм. И стал этаким наемником, провозгласив себя «генералом войны с ведьмами». Вместе с напарником Джоном Стерном он вступил в битву с дьявольским отродьем в Эссексе. Затем начал гастролировать в других графствах. Очень скоро слава Хопкинса выросла до общенациональных масштабов, и его стали приглашать для очищения от скверны в деревни и небольшие городки.

Хопкинс с ходу выявлял ведьм по одному ему ведомым признакам, подвергал их пыткам и зачитывал приговоры. Например, если в комнату, где была заключена испытуемая, проникало насекомое, то оно считалось посланником дьявола.

Оправдательных приговоров у Хопкинса не было. Для вынесения смертного приговора достаточно было доноса о том, что из-за колдовства соседки околела курица или у детей начался понос. Хопкинс, конечно, был фанатиком. При этом о своей выгоде он также не забывал. Его работа щедро оплачивалась жителями сельских общин.

Несмотря на то, что никем не санкционированная деятельность Хопкинса вызывала у католического духовенства раздражение, его не трогали, а лишь осторожно критиковали. Поскольку не имели желания открыто выступать против «народного героя».

Хопкинс, олицетворяющий торжество беззакония, не был одинок. Охотники на ведьм, но действовавшие с меньшим размахом, встречались в европейской истории довольно часто.

Вопреки расхожему мнению, согласно которому подавляющая часть ведьм была сожжена на кострах испанской инквизиции, пальма первенства принадлежит более северным странам — Германии, Швейцарии, Франции, Ирландии, Шотландии.

Немцы в этом отношении вообще оказались большими затейниками: мало того, что они стали рекордсменами по количеству применяемых к обвиняемым пыток (в некоторых землях – 56 видов), так еще и придумали для них ряд инновационных орудий. Например, «нюрнбергскую деву»: железный шкаф с острыми гвоздями внутри, особенностью которого была дополнительное мучение закрытым пространством. Люди, склонные к клаустрофобии, в этом страшном ящике не выдерживали и пары минут.
 

Нюрнбергская дева

Один из первых процессов состоялся в 1324 году в Ирландии. В начале года епископ Ричард де Ледреде выдвинул против леди Алисы Кайтелер обвинения в отречении от католической церкви; в попытках узнать будущее через демонов; в связи с «демоном одного из низших классов ада» и принесении ему в жертву живых петухов; в изготовлении магических порошков и мазей, с помощью которых она якобы умертвила трех своих мужей и собиралась проделать то же с четвертым.

Вероятно, таким образом епископ намеревался свести с леди личные счеты, но о подробностях их отношений история умалчивает.

Влиятельная Алиса Кайтелер, которую непросто было взять голыми руками, вначале парировала нападки, но затем перебралась в Англию. За нее пришлось отдуваться ее несчастной служанке Петронилле де Митс. Несмотря на то, что несчастная девушка под пытками созналась в том, что и ожидал услышать епископ, — в посещении вместе с госпожой ночных оргий и связях леди с дьяволом, это ее не спасло. 3 ноября 1324 года служанку сожгли на костре.

1003714-i_010

В 1597-ом году в имперском городе Гельнгауэне попала на допрос 69-летняя вдова поденщика Клара Гейслер. Её оговорила одна из ранее казнённых ведьм:

«Клара де распутница, она сразу живет с тремя чертями, вырыла из могил сотни невинных младенцев и извела много народа».

На суде Клара добром ни в чём не пожелала сознаться. Тогда ей ущемили пальцы в тиски и начали ставить различные вопросы; но «дьявол навёл на неё упорство, и она крепко стояла на своём». Однако когда ей стали «мозжить ноги и надавили посильнее», то она «жалостно завопила, что всё, о чем ее допрашивают, сущая правда: она пьёт кровь детей, которых ворует, когда летает по ночам; она их извела душ шестьдесят; она назвала и ещё ведьм около двадцати, которые бывали у них на танцах; покойного старшины жена, показала она, распоряжется и вылетами, и пирушками; она призналась также, что при ней всегда находится чорт в виде кошки; с ним вместе она, тоже скинувшись кошкой, ночью бегает по крышам и получает от него утехи». Но как только пытку прекратили, она сейчас же все взяла назад: «Все это де сказала она от муки, всё это выдумка, где нет ни слова правды. «Ради Бога и ради Господа нашего Иисуса Христа, молила она, должны они пожалеть её; женщина она хворая, и от болезней у ней и в голове часто бывает не ладно». «И про других, кого она оговорила, она тоже ничего такого не знает: сказала она лишь то, что про них толкуют в народе; и их она просила пощадить». Тогда «высокопочтенные следователи» решили, что «преступницу надо покамест заключить в тюрьму и не давать ей есть, чтобы посмотреть, как её будет кормить её любовник-дьявол», а что тем временем «надо будетъ взять на допрос кое-кого из оговорённых ею злодеек и поспрашивать их добром или с пристрастием». Когда же одна из новых подсудимых порассказала о Кларе Гейслер такие дела, «которые оказывались гораздо страшнее и бесчеловечнее того, что та сама о себе показала из-под пытки», то и Клару снова взяли в застенок [4].

Прихваченная тисками сразу за руки и за ноги, она было сказала «да» на все предложенные ей новые вопросы; но без тисков она опять от всего отреклась и «впала в такое безумство, что стала звать судей и палачей к ответу перед Судом Господним». Понадобилась третья пытка, которая длилась несколько часов и производилась «накрепко», чтобы преступница, наконец, созналась вполне.

«Я более 40 лет распутничала со множеством чертей, которые являлись ко мне в виде кошек и собак, а то и в виде червяков и блох. Я погубила жалкой смертью более 240 человек, старых и молодых; я родила от своих чертей 17 душ детей, всех их убила, съела их мясо и выпила их кровь. За 30 или 40 лет я много раз в широкой округе поднимала бури и девять раз сводила огонь на дома. Я хотела было спалить дотла и весь наш город, но демон, который зовется Бурсган, мне не велел, говоря, что он еще много женщин сумеет тут обратить в ведьм и заставит служить себе, как Богу».

К концу пытки она стала бледнеть и слабеть, когда же её освободили, она упала бездыханным трупом. «Дьявол — так говорить судебный отчет, — не захотел, чтобы она ещё что-нибудь выдала, и ради того свернул ей шею». Труп её был сожжен. Процесс этот был предан широкой гласности, так как на нём впервые «из достоверного показания самой ведьмы выяснилось, что дьявол может являться и действовать также в образе блохи или червя». Помимо же этого, в показаниях Клары Гейслер для современников не было ничего удивительного. Действительно, точь-в-точь такие же рассказы с страшным однообразием наполняют бесчисленное множество дошедших до нас отчетов о процессах.

Image result for сжигание ведьм патриархат

Излюбленными объектами обвинений в колдовстве были незамужние женщины всех возрастов. Исследователь Л. Роупер указывает, что наиболее часто представительниц своего пола обвиняли недавно родившие женщины. Это объясняется тем, что матери, лишённые на время послеродового периода своей единственной ценности — ухода за детьми и возможности обслуживать домашних, испытывали чувство неполноценности и бесполезности, которые прорывались наружу в виде обвинения кормилицы, исполняющей их функции, в ведовстве.

Важное место в судебном процессе против ведьм играли особые судебные процедуры. Среди них можно выделить четыре наиболее специфические, связанные исключительно с расследованием ведовства: осмотр (searching),прокалывание (pricking), плавание (swimming) и наблюдение (watching).

Особенной страстью в гонениях ведьм отличился Вюрцбургский епископ Филипп-Адольф фон Эренберг. В одном только Вюрцбурге он организовал 42 костра, на которых были сожжены 209 человек, в том числе 25 детей в возрасте от четырех до четырнадцати лет. Среди казненных оказались самая красивая девушка, самая полная женщина и самый толстый мужчина, слепая девушка и студент, говоривший на многих языках. Любое отличие человека от других казалось епископу прямым свидетельством связей с дьяволом.

Сжигание ведьм в у замка Рейнштейн

Сжигание ведьм в у замка Рейнштейн 1555.
R. Decker

Чтобы обвинить человека в связях с дьяволом было достаточно любого повода.

В 1586 году в Рейнских провинциях запоздало лето и холода держались до июня. Трирский епископ рассудил, что без козней дьявола тут однозначно не обошлось, и подверг кучу людей пытке. 118 женщин сознались, что вызвали холод заклинаниями, и их отправили «погреться» на костер.

В апреле 1663 года была арестована по подозрению в колдовстве Агнесса Генше, жена ткача. Вся вина ее состояла в том, что как-то на крестинах она одна не испугалась черной кошки, вскочившей на стол. Пока все остальные сидели ни живы, ни мертвы, она спокойно пила из своей кружки. Ну, разве не ведьма?

В 1583 году иезуиты замучились изгонять бесов из одной 16-летней девушки, страдавшей конвульсиями. Они изгнали из нее ни много, ни мало 12 655 бесов, а девочка продолжала периодически биться в конвульсиях. Тогда святые отцы здраво рассудили, что надо бороться с причиной, а не следствием. И подвергли пыткам 70-летнюю бабку больной - Елизавету Пленахерин. И надо же -- попали в точку! Бабка созналась, что уже много лет находится в связи с дьяволом, не пропускает ни одного шабаша и вообще ведьма со стажем. Старушку Пленахерин на веревке, привязанной к хвосту лошади, приволокли к месту казни и сожгли заживо. Помогло ли это излечить ее внучку, неизвестно.

Image result for witch inquisition

В книге Николая Бессонова «Суды над колдовством» приводится масса примеров, за какую ерунду женщин в Средневековье сначала подвергали нечеловеческим пыткам, а потом жестоко казнили:

«Как-то раз инквизиционное расследование было возбуждено против женщины, которая в ссоре выкрикнула угрозы. Через несколько дней человек, которому она пригрозила, увидел во сне кошмар - этого оказалось достаточно, чтобы счесть ее колдуньей!

В герцогстве Клевском на дорогах часто переворачивались кареты и повозки. Наконец выяснилось, что виновата в этом Сибилла Динскопс, которую и сожгли в 1535 году.

А в Шотландии у одного хозяина прокисло пивное сусло. Он стал перебирать в памяти события дня и вспомнил, что мимо дома проходила женщина; чуть задержавшись, она погладила кота, сидящего в открытом окне. «Преступницу» сожгли.

«Легче дрова колоть, чем вести дела об этих ужасных женщинах».
Баварский судья XVII века.

Роттердамские рыбаки однажды забросили сети в воду. Один вытащил много рыбы, а у другого в сетях оказались камни (которые он, очевидно, зацепил на дне). Но простых объяснений тогда не искали. Искали ведьм. Рыбаки вернулись в свой поселок, схватили какую-то женщину и сдали ее правосудию. Та вынуждена была признаться, что, вылетев в окошко через щель в неплотно пригнанном стекле, обернулась слизняком в лежащей на дне раковине. С этой выгодной позиции она и подменила рыбу камнями при помощи заклинаний. Ведьму сожгли.

Якобетту Вебе судили за травму, которую получил крестьянин (пострадавший жил с «ведьмой» под одной крышей). Поскольку запуганным людям колдуньи мерещились повсюду, крестьянин все время был настороже. Наконец, оказавшись в лесной чаще, он опустился на одно колено, и в ногу ему вонзился острый шип - да так сильно, что бедняга хворал три месяца. Суеверный мужик потом клялся судье, что колено ему занозил демон - и этот же демон выковырял эту зловредную колючку во время рубки дров. Сама Якобетта, побывав на допросе, призналась, что сжалилась над крестьянином и велела демону снять хромоту.

Еще пример. Как-то несколько человек заблудились в лесу. Они долго кружили среди деревьев и, наконец, не чуя под собой ног, вышли к своим домам. Оставалось выяснить, из-за чего они сбились с пути. Подозрение пало на Якобетту Эчин, которая видела, как они вошли в лес. На процессе, проведенном в октябре 1585 года, объявлено: ведьма затаила на путников злобу и попросила своего демона, чтобы он водил их кругами».

Разоблачению огромного количества ведьм во многих странах способствовали принятые тогда способы дознания. Весьма эффективно зарекомендовал себя для уличения подозреваемых в связях с дьяволом метод, получивший название «купание ведьм».

Купание ведьмы

Подозреваемой в ведьмовстве связывали большие пальцы рук и ног между собой и притягивали к пояснице, из-за чего она оказывалась как бы сидящей с подогнутыми ногами. В этом положении ее бросали в глубокий водоем. Если она тонула, то все обвинения с нее посмертно снимались, если чудом выживала, то это чудо считалась происками дьявола и подозреваемая становилась виновной.

После этого ей было две дороги – или на костер, или на виселицу.

Массовые казни ведьм ныне кажутся просто каким-то сумасшествием, охватившим христианский мир в XV-XVII веках.

В 1590 году в немецком городе Фрайзинг, население которого не превышало 5000 человек, случилась страшная гроза и выпал град. Одна горожанка заметила по этому поводу, что можно было бы ожидать и худшей погоды. Ее немедленно арестовали по подозрению в колдовстве, и под пыткой она, признав себя виновной в вызвавшем бедствие чародействе, оговорила еще 11 женщин. Затем схватили еще около сорока «ведьм».

Аутодафе стали следовать одно за другим. В течение года под подозрением оказалась половина местных женщин всех сословий, и тогда судья был вынужден прекратить процессы, распустив арестованных по домам: тюрьма оказалась переполненной, и в городской казне иссякли деньги, предназначавшиеся на оплату палаческого труда и закупку дров для сожжений.

И вообще, создается впечатление, что порой инквизиция просто «выполняла план» по очищению общества от дьявольской скверны. Так, например, в 1589 году в саксонском городе Кведлинбурге с 10-тысячным населением за один день сожгли 133 женщин.

Таким образом, женщины получили наглядный урок опасности неконформного поведения, подкреплённый обоснованным страхом физической боли и уничтожения. Постепенно официальные зверства сходят на нет, но переходят в сферу самосудов и линчеваний. Именно по этой причине мы вряд ли когда-либо сможем подсчитать точное количество убитых и замученных женщин. Последний смертный приговор в Европе был вынесен в 1782 году. Горничная Анна Гёльди была обвинена своим хозяином (есть сведения, что он предварительно изнасиловал её) в отравлении ребёнка, подвергнута пыткам и казнена. Однако неофициальные преследования и убийства женщин под предлогом связи с дьяволом и колдовства происходят до сих пор

Image result for сжигание ведьм патриархат

Источник: all-crime.ру, womenation.орг

Подпишитесь на наш
Блоги

Жгучая ненависть или женский холокост

17:52, 2 октября 2019

Автор: Viviko

Комменты 266

B

Е*анутые инквизиторы похотливые. Вместо того, чтобы бороться с собственной похотью, боролись с женщинами

Аватар

Ну не было бы религии, и что по вашему все эти палачи и изуверы были был светлейшими людьми? Они изначально склонны к злу, а вместе с религией вызывают такой резонанс. Не служили бы попами, резали бы кошек и женщин в подворотнях.

Аватар

"Весело" жили,друзья

Аватар

ты ещё не в тюрьме??? как мерзкий путин ещё не пытает тебя, как инквизиция?)))))

Аватар

Иногда я мечтаю, как сильно шагнул бы прогресс, если бы не было религий....

Подождите...