Пролог:

Гештальт - В буквальном переводе означает фигуру, образ, форму или структуру. Каждая форма стремится к своему завершению. Это называют «закрыть гештальт»

                                           "Все гештальты закрывать - поломается кровать" ©                                                                                                               Евгений Чичваркин.
                                                                                                                                                                                    Много лет назад сестра моего мужа защищала кандидатскую на тему "взаимосвязи душевных травм и влияние их на физическое здоровье". В связи с чем, стала посещать гештальт терапии, а позже обучаться этому. Когда она приступила к практике, мне удалось побывать на групповых занятиях, понаблюдать и принять участие в процессе. Это было около десяти лет назад, воспоминания не свежи, но я постараюсь передать и процесс и ощущения.

Группа собирается обычно на два дня, могут задаваться определенные тематики. Терапия многочасовая. Мы тратили около шести часов в день, плюс перерыв на  прием пищи.  Для чего нужна группа? Группа помогает отрабатывать ситуации в ролях, как сценки. Группа дает отклик на твою проблему. Группа помогает воспроизвести определенные техники и приемы. В целом это дополнение к индивидуальной терапии.

Вначале вся группа знакомится, если я правильно помню, делаются упражнения на доверие и сближение, обсуждаются проблемы, которые каждый хочет отработать в группе. Темой была "семья и границы". Мы рисовали на листочке свою семью в детстве (сейчас не припомню в каком возрасте) изображая членов семьи геометрическими фигурами. Руководители группы объяснили как выглядит геометрическая семья "здорового" человека, и как геометрическая семья «курильщика». Дальше каждый листочек разбирается и объясняется.

Как правило фигура отца самая устойчивая фигура и изображается квадратом или прямоугольником. Мягкая мама-круг, жесткая – треугольник. Часто родители-фигуры чуть больше, дети  - чуть меньше, в один ряд на одинаковом расстоянии. Нависание фигур одних на другими говорит о прессинге, большая удаленность о плохом контакте, наложение фигур – нарушение границ. Чем больше фигура тем выше ее значимость.

Так же делались сценки для проработки ролей в семье– мама, папа и ребенок. Задается тема и прорабатывается. Обсуждаются свои ощущения в роли. Я играла роль ребенка. Мои действия были свободны. Я взяла карандаш и исписала воображаемую стену; следует реакция родителей. Моя позиция: такая красота на стене, старалась для моей мамочки, а она огорчена. Много недоумения, почему, ведь в моем понимание все так красиво! Для меня было большим открытием это чувство. Я, ведь, взрослая и рисунки на стене детскими руками в моем взрослом сознании – детская пакость.

Границы:

Работа с границами одна из сложнейших задач для меня была. Я их не понимала и не чувствовала. Зачем нужны границы? Именно они помогают ощутить комфорт и дискомфорт, отличить свои желания от чужих, принять ответственность за свои действия, и не брать ответственности за чужие. Границы помогают сформировать здоровую личность, а значит семью и детей.

И если у вас есть признаки, такие как:

* Рассказывать все. 
* Общаться на интимном уровне на первой встрече. 
* Влюбляться в нового знакомого. 
* Влюбляться в любого, кто этого хочет. 
* Быть чрезмерно увлеченным - поглощенным другим человеком. 
* Действовать по первому сексуальному импульсу. 
* Быть сексуальной не для себя, а для своего партнера. 
* Идти против личных ценностей или прав в угоду другим. 
* Не замечать, когда кто-то выставляет несоответствующие границы. 
* Не замечать, когда кто-то вторгается в Ваши границы. 
* Принимать пищу, подарки, прикосновение или секс, когда Вы не хотите. 
* Касаться человека, не спрашивая. 
* Брать столько, сколько Вы можете получить ради получения. 
* Давать столько, сколько Вы можете дать, ради того, чтобы давать. 
* Разрешать другим взять от Вас столько, сколько они могут. 
* Позволять другим направлять Вашу жизнь. 
* Позволять другим описывать Вашу реальность. 
* Позволять другим определять (оценивать) Вас. 
* Считать, что другие могут предвидеть Ваши потребности. 
* Ожидать от других, чтобы они исполнили Ваши потребности автоматически. 
* Терпеть неудачу, чтобы кто-то заботился о Вас. 
* Насилие над собой. 
* Сексуальное и физическое насилие. 
* Пищевые и химические злоупотребления. 

То вам стоит работать с этим, чтобы быть гармоничным в работе, в дружбе и в семье.Кстати самый простой тест на границы личности с собеседником -  это расстояние между вами. Человек с нарушением восприятия границ все время лезет в зону комфорта.Один из техник на границы -  это сесть на пол и вокруг себя «начертить» круг толстой ниткой на том расстоянии на котором ощущаете. Сесть в центр и посвятить пять – десять минут зрительному контакту с этой границей.

Умение просить:

Мой запрос в группе был о том, что я не умею просить. Или прошу так, что мне отказывают. Не могу попросить даже у собственной мамы деньги на новые джинсы, даже если старые протерлись до дыр (я была студенткой).

Руководитель попросил выбрать меня подходящую кандидатуру на роль мамы. Я выбрала задушевную барышню, которой объяснила как со мной говорит мама (приказной тон, миллион каверзных вопросов). Барышня сказала, что она так не умеет, не ее стиль. Но как только мы сели в центр круга ее лицо так переменилось, что я поняла, что не ошиблась в выборе. Я стала просить у "мамы" новую вещь, а она так топила меня вопросами , что в конце я сдулась как шарик. Вторая попытка тоже стала неудачной. Руководитель подошел и сказал, чтобы я попросила что-то очень дорогое. То, на что деньги мне точно не дадут. Я должна при этом описать, что чувствую, когда представляю,как владею этой вещью. И тут я неожиданно для себя, с восторгом выпалила: "Мамочка! Я сегодня видела такое кольцо с бриллиантом! Невообразимой красоты. Оно будет просто волшебным на моем пальце. Я теперь спать не могу, очень хочу его! И.....я получила положительный ответ. Итог: применив эту технику через несколько дней на своей настоящей маме, я получила дорогущую плазму.

Активация защитника:

Проблема с границами, как следствие плохая сепарация от родителей, как следствие – плохие отношения.  Мне часто, будучи уже взрослой, приходилось плевать на свои желания в угоду желаний моих родителей. И я не могла не повиноваться им, хоть и не хотела. Соответствующий запрос в группе, на проработку этой проблемы, снова меня вывел в центр круга. Я выбрала родителя и меня попросили выбрать защитника – человека, который был моим защитником в детстве.  Я сказала, что это была собака. Все смотрели на меня с недоумением. Да, блин, не было у меня никакого защитника кроме собаки в детстве! Огромного немецкого дога. Я выбрала защитником второго руководителя – очень высокого парня с непробиваемым, спокойным лицом (по-профессии психиатр). Я села напротив родителей, защитник сел за моей спиной. Дальше создается конфликт, в котором желание поступить так как я хочу, должно победить. Мы попробовали. Но с первой попытки ничего не вышло. Я стушевалась, сильно занервничала. Руководитель сказал, что сзади мой защитник, я должна воспользоваться им. Но я даже не знала как это «воспользоваться». Мне ответили  что нужно подать ему любой знак. Я даже попросила объяснить какой условный знак. Я совсем не понимала как это будет работать. Мы садимся в центр круга снова. Конфликт. Я пытаюсь настоять на своем, но получается еще хуже чем прежде, голос мой совсем неуверенный, ничего не получается. Я в тупике и очень расстроена, и тут уже в самом конце, я вспоминаю про тот самый «знак» и просто в отчаяние дотрагиваюсь до колена моего «защитника». Защитник срывается с места и нападает с диким ревом на «родителя». И тут словно в темной комнате включили свет и я изумилась: а что так можно?! Я поняла свое право защищаться! Я поняла как это должно работать! Итог: это запустит цепочку очень сложных событий в моей жизни, где я огнем и мечем буду бороться за свое право поступать и жить как я хочу. За своенравие мне откажут в доверии, перестанут общаться, лишат всякой поддержки. НО, сегодня у меня хорошие взаимоотношения с родителями и мое мнение уважают.

Безусловная любовь:

Это любовь, которую должен получить каждый ребенок от своего родителя без всяких условий. Именно она дает неоценимую поддержку во всех начинаниях, в любых отношениях и даже в трудную минуту в одиночестве. Это базовая потребность, которая дает чувство безопасности. Но «долюбенных» мало в силу разных обстоятельств. И наверстывая упущенное нашими родителями нам предложили технику безусловной любви. Сначала нам надиктовали фразы, которые должен услышать и почувствовать от своего родителя каждый ребенок. Я уже не помню весь набор, но приблизительно так:

Я тебя люблю.
Я люблю тебя просто так.
Я люблю тебя всегда.
Я люблю тебя просто потому, что ты существуешь.
Я люблю тебя потому, что ты – это ты.
Я тебя очень ждала.
Ты очень важный человек для меня.
Дальше все встают тесным кружком, включается спокойная музыка и одному человеку в круге, все одновременно, в произвольном порядке, произносят эти слова. И так по очереди. Не трудно описать реакцию всех недолюбленных детей внутри нас – слезы. Я испытывала невероятную боль в горле, когда стояла в центре круга.

Перерождение:

Техника трансформации личности и выхода ее на новую ступень своей жизни. Техника очень символичная, так как подразумевает под собой гусеницу, которая перерождается в бабочку. Человека заворачивают в одеяло как гусеничку или своего рода саван. Его кладут на пьедестал. Участники группы «оплакивают» его и говорят хорошие слова, потом тебя низвергают с пьедестала и говорят плохое. Дальше одеяло разворачивают и перерожденный должен очнутся и выбраться из кокона, если не ошибаюсь, изображая полет бабочки.

Контроль:

На тему контроля и гиперконтроля тоже была техника. Человека, который стремится все контролировать, кладут на кушетку, его окружают пять человек. Каждый выбирает себе "конечность" которую будет произвольно двигать, а так же встают у головы и аккуратно ее вращают в разные стороны. Надо расслабиться и перестать контролировать конечности.

Эпилог:

Завершают программу, обычно, обсуждением проделанной работы. Делают общий рисунок и «статую» из всех участников ( когда люди застывая в определенных позах создают общую картину)

Итоги:

Ощущение после двух дней, что на тебе плугом пахали, запрягая вместо лошади. Хочется хорошо поесть и отлежаться, отоспаться. Все что ты прорабатываешь, идет сразу в твою жизнь. Буквально в течение недели или двух, отработанные темы переходят в реальные жизненные ситуации. У меня было так.

P.S.: Пишу это и думаю о том, что у меня нет уверенности в том, что я смогла бы так сегодня.

Обновлено 10/07/19 16:26:

Некоторых участниц оскорбляет история с плазмой. Она не очень корректно описана. По этому давайте я уточню, чтобы агрессии было меньше. 

Почему выбрано было кольцо с бриллиантом? Просить нужно было что-то совсем не реалистичное! Суть не в том, чтобы кого-то ограбить. Тем более родителей. 

Через неделю мы созвонились с мамой и я ей  рассказала как видела в магазине большой телевизор, что он очень красочный и что здорово было бы смотреть на нем дома фильмы. На что моя мама так легко сказала: "Так давай куплю!" Я была в шоке, я ведь его даже не попросила! Это было очень легко. А я боялась даже брюки просить. Вот и все. Я прошу вас не спекулировать интерпретациями.

Подпишитесь на наш
Блоги

Групповая гештальт-терапия( личный опыт).

15:51, 10 июля 2019

Автор: Baltijka

Комменты 152

C

Спасибо! Очень интересно было почитать!

Аватар

То, что описывает Автор, больше похоже на процесс Хоффмана. Немного сокращённый по времени и более адаптивный. По поводу участия в групповой занятиях людей с психическими отклонениями-вполне может быть. Во время поступления в медицинский институт на факультет психологии мы проходили предварительные тесты до экзаменов. На тестировании отсеяли 8 человек сразу, вернули им документы. Это один из сложных моментов для преподавателей. Соискателей было 300, поступило 25, ко второму курсу осталось 17, закончило 7.

Аватар

Как интересно это все, спасибо за пост! Прочитала уже с дополнениями и не удивлена, что была агрессия и интерпретации, и именно по теме мамы. Меня тоже часто тут неправильно понимают и пишут злобные вещи. Но я для себя это объясняю тем, что наверное эти люди просто далеки от психологии, а жизненные ситуации объясняют стереотипными тезисами типа "старший всегда прав", "родителей надо почитать", "брать у них деньги - значит вымогать и обкрадывать", даже не подозревая, что эти клише не всегда применимы для конкретной ситуации.

Аватар

Спасибо вам за этот пост и за слова безусловной любви

Аватар

А почему вы просите маму купить вам телевизор?!)))

Подождите...