Фрески Сикстинской капеллы, в особенности потолок и сопровождающие его люнеты Микеланджело, несколько раз подвергались реставрации, самая последняя из которых проводилась с 1980 по 1994 год.  Эта последняя реставрация оказала глубокое влияние на любителей искусства и историков, поскольку она выявила цвета и детали, которые не были видны на протяжении веков. Некоторые утверждали, что в результате этого «все книги о Микеланджело должны быть переписаны». Другие, среди которых историк искусства Джеймс Бек из ArtWatch International, подвергли реставрацию резкой критике, утверждая, что реставраторы не поняли истинных намерений художника.

Реставраторов неоднократного критиковали — за пропавшие глаза у некоторых фресок, исчезнувшую «глубину» изображения. На угловых парусах фрески удаление сажи, по мнению экспертов, снизило «драматическую интенсивность» сцен.

Причина разногласий лежит в анализе и понимании техники, применявшейся Микеланджело, и действий реставраторов в соответствии с их пониманием этой техники. Исследование фресок на люнетах убедило реставраторов в том, что Микеланджело работал исключительно в «буон фреско», то есть, что художник рисовал только на свежей штукатурке и что каждый фрагмент работы заканчивался, пока штукатурка оставалась в свежем состоянии. Иными словами, Микеланджело не работал «а секко» и не возвращался к своей работе позже для добавления деталей на сухую штукатурку.

До (слева) и после (справа) реставрации. У многих деталей пропала тень. Изображение после реставрации кажется менее объемным, чем раньше.

Реставраторы, предполагая, что художник предпринял единообразный подход в рисовании, предприняли единообразный подход и в реставрации. Было решено, что весь тёмный слой животного клея и сажи, весь воск и все перекрашенные участки были тем или иным загрязнением: отложениями дыма, предыдущими попытками реставрации и подрисовками реставраторов в попытке оживить внешний вид работы. Основываясь на этом решении, согласно критическому прочтению имеющихся данных по реставрации, сделанному Аргимбо, химики реставрационной группы решили применить растворитель, который эффективно снял с потолка всё до самой штукатурки, пропитанной краской. После обработки осталось только то, что было нарисовано в «буон фреско», то есть по мокрой штукатурке.

Потери такого рода критики реставрации назвали «пародией».

Пазуха свода Иессея до и после реставрации. Глаза теперь отсутствуют, как и на многих других фигурах, особенно среди прародителей. Доминирующая черта многих фигур, глаза во многих случаях были, по-видимому, нарисованы в «буон фреско». Везде, где они были не нарисованы в «буон фреско», а добавлены «а секко», они были удалены реставраторами

Разное состояние двух похожих пазух свода после реставрации. На левой пазухе чёрная детализация одежд, глаз и архитектурных деталей сохранилась. На правой эти детали были утрачены в процессе очистки.

Правая рука и колено Даниила. На нереставрированной фреске красный подмалёвок проступает через чёрную размывку «а секко», добавляя свечение теням. Формы колена и нижней части ноги под одеждой достигаются чёрной размывкой.

В 2011 году в Италии реставраторов обвинили в порче фрески XIII века под названием «Древо плодородия», на которой изображено дерево с растущими на нем фаллосами. После реставрации несколько фаллосов пропали. Изначально на фреске было изображено примерно 25 фаллосов, тогда как после реставрации их стало заметно меньше - на их месте теперь можно увидеть лишь белые пятна. Кроме символов плодородия с фрески исчезло несколько писем, часть арки, огибающей растение, а также фрагменты лиц и фигур женщин. Реставраторы объяснили их исчезновение воздействием сильнодействующих химикатов, с помощью которых велась реставрация. 

До реставрации

После реставрации

В 2015 году в Каирском музее в Египте золотую десятикилограммовую маску фараона Тутанхамона во время перемещения из залов уронили, и у нее откололась борода. Старшая заведующая отделом Тутанхамона Эльхан Абдельрахман не отнесла маску к профессиональным реставраторам, а позволила мужу приклеить бороду под неправильным углом на эпоксидный клей. Клей потек, и оставшуюся часть соскребли скальпелем, оставив серьезные царапины на подбородке 

В августе 2015 года в Москве во время реставрации Торгового дома Кузнецова (Мясницкая улица, дом 8/2), построенного в 1903 году, изуродовали маску Меркурия, находившуюся в аварийном состоянии. Исторический облик лепнины вернули только в июне 2016 года 

В 2012 году фреску испанского художника Элиаса Гарсиа Мартинеса в храме Милосердия в городе Борха в Испании вызвалась реставрировать прихожанка церкви. После реставрации на месте фрески получилось изображение, получившее в СМИ и соцсетях имя «Пушистый Иисус». Теперь неудачная работа превратилась в главную достопримечательность городка, распорядители церкви даже открыли музей, в котором собраны все возможные газетные вырезки и теле- и радиосюжеты на тему «Пушистого Иисуса»

Осенью 2017 года в Москве любители архитектуры обратили внимание на неудачно отреставрированные горельефы на доме Константинова (Сверчков переулок, дом 1.

В 2012 году была отреставрирована неоконченная картина Леонардо да Винчи «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом». В ходе реставрации картина получила более яркие цвета, что вызвало недовольство кураторов Лувра, двое из которых в знак протеста вышли из состава реставрационной комиссии. Они полагают, что реставрация могла бы быть более бережной и деликатной, ибо, по их мнению, даже при жизни Леонардо краски так не резали глаз, как после «омоложения» картины в XXI веке. Реставраторы практически стерли то самое сфумато (смягчение очертаний фигур и предметов, которое позволяет передать окутывающий их воздух), которым знаменит Леонардо.

В августе 2018 года в Калуге были завершены работы по реставрации мозаики в сквере 50-летия ВЛКСМ. В результате мозаику заменили кафельной плиткой 

На фото: мозаика до реставрации

После реставрации

В январе 2018 года в Краснодаре архитекторы обратили внимание на ремонт исторического здания по улице Рашпилевской, с которого убрали всю облицовку, оставив один бетон 
До реставрации

 

После реставрации

В ноябре 2015 года в Санкт-Петербурге активисты обратили внимание на изуродованную в результате реставрации нимфу музыки (на фото справа) на бывшем доходном доме Бадаева (ул. Восстания, 19), построенном в 1906 году

Осенью 2017 года в Москве с доходного дома Густава Гельриха (ул. Малая Дмитровка, 25, стр 3), построенного в 1913 году, убрали скульптуры атлантов и заменили их на плитку. Вход был заделан. По данным координатора движения «Архнадзор», собственник реконструировал здание под отель 

До ремонтных работ

 

   

После ремонтных работ

В январе 2018 года жители Челябинска возмутились реставрацией Дома Чикина (ул. Карла Маркса, 101), во время которой заменили оригинальную дверь дома 
На фото: Дом Чикина до реставрации

Дом Чикина после реставрации

В ноябре 2018 года жители Нижнего Новгорода обратили внимание на неудачную реставрацию мозаики с изображением пловца и чайки на брандмауэре бассейна 

На фото: мозаика до реставрации

 

После реставрации (только не смейтесь)

Подпишитесь на наш
Блоги

Разрушительная реставрация

15:08, 25 мая 2019

Автор: alfa-omega

Комменты 92

C

чей-то

C

Да... А кирпич снятый с дома видимо сейчас украшает чем-то лофт..

Аватар

это вандализм, а не реставрация.

Аватар

Ужасный ужас!

Аватар

Почему-то вспомнился сеятель, разбрасывающий облигации).

Подождите...